Общие сведения о праздниках России X-XVIIIвв.




Праздничная культура России X-XVIIIвв. Скоморошничество на Руси

реферат по предмету

«Теоретические основы праздничной культуры»

 

Исполнитель: Постовалова А. М. студентка группы РТП16/1б

Проверил: Заслуженный работник культуры РСФСР, доцент кафедры РТП Зуйко Ю. П.

 

 

Пермь


Содержание

Введение  
  1.Общие сведения о праздниках России X-XVIIIвв.  
  2.Традиции и обычаи некоторых праздников России  
  3.Светский праздник в России второй половины XVIII века  
  4. Скоморошничество  
Заключение  
Список литературы  

Введение

Праздник – Отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого либо; день подведения итогов; событие, имеющее сакральное значение и связанное также с культурой или религиозной традицией.

Некоторые ученые считают, что праздник является «первичной формой человеческой культуры». Цивилизационное значение праздника состоит в там, что через праздник определяется объединяющая социум система ценностей. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации; в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями.

Праздник – это период непосредственного контакта, сакральной и мирской сторон существования человека, которые практически не соприкасаются в повседневной жизни. Календарная природа праздника согласует ритмы жизни человека и ритмы вселенной, помогает сделать выбор в пользу порядка, смысла, жизни и против хаоса и смерти.

Праздник связан с идеей существования некоего совершенного бытия, принципиально отличающегося от приземленных будней, зачастую имеющего черты утопии. Праздничная культура потому зачастую включает временный отказ от принятых в обществе норм поведения, временное стирание или переворачивание социальной иерархии. Зачастую инструментом для демонстрации этого отказа были скоморохи.

Скоморох – важный элемент русского фольклора. Зародившись почти с образованием Руси, скоморошество просуществовало несколько столетий. Именно оно стало родоначальником театра, танца и других культур на Руси. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом и служившая людям, удовлетворяя потребность человека в самовыражении и совершенствовании.

Праздники являются важнейшим элементом традиции и в этом качестве играют роль стабилизатора общества, сохраняя и передавая социально значимую информацию от поколения к поколению. Участие в праздниках приобщает людей к принятым нормами и ценностям общества.

Россия в период X-XVIII веков не была исключением. Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое.

Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т.е. в переломные периоды в истории русского народа. Однако в период с X-XVIII века существовало множество праздников, которые будут рассмотрены далее.

Цель данной работы заключается в исследовании праздничной культуры России X-XVIIIвв. и скоморошничества на Руси

Задачи исследования:

1. Изучить общие сведения о праздниках России X-XVIII вв.;

2. Узнать все о традициях и обычаях некоторых праздников России X-XVIII вв.;

3. Рассмотреть историю появления и развития скоморошничества в России;

4. Проанализировать роль скоморошничества в данных праздниках.

Общие сведения о праздниках России X-XVIIIвв.

Период, указанный в теме стал основоположником большинства игровых форм. Так как игру воспринимали не только как средство увеселения, а как форму воспроизведения увиденного или средство общения.

Одним из форм праздника было игрище. Игрище – игровая часть массового праздника. Включала игры, песни, музыку, танцы иногда ряженье. Все выше сказанное исполнялось скоморохами, которые были главными участниками и исполнителями песен и танцев. Во времена язычества на игрищах проводились жертвоприношения, что бы задобрить богов.

Важнейшей частью любого праздника был хоровод – форма танца, при которой множество людей, взявшихся за руки, совершают круговые движения вокруг какого-либо центрального объекта (костер, дерево, малый хоровод). В хороводе связанны песня, пляска и игра. Он относится к бытовым танцам, имеет свои формы и правила исполнения.

Различают хороводы по типу движения, по тематике, по формам, но общее одно ­ цель. Цель вождения хороводов: единение рода людского. Ведь через сбор всей деревней в хоровод происходило образование уз, а с точки зрения религии – образование связи с Богом.

Одной из важнейших форм праздника являлась ярмарка. Сначала это был погост – место, где происходила торговля, но впоследствии ярмарки превратились в огромный праздник.

Появились ярмарки на рубеже XIV-XVвв., когда исчезла феодальная раздробленность. Главным отличием ярмарки от погоста можно считать вовлечение в торговлю дальних регионов. Эпохой расцвета ярмарок обычно считают Петровские времена.

Так как на ярмарке собирались огромное количества народа, то ему требовалось какое-то развлечение. Что бы повеселить публику устраивались представления скоморохов. В представлениях скоморох мог просто кривляться, а мог заниматься рекламой купца или товара.

Ярмарка служила не только местом сбыта товара, но и всеобщего увеселения. Здесь можно было приобщить к занятиям и ремеслам, оценить достижения науки и техники. Она длилась несколько месяцев в году, поэтому любой желающий успевал закупиться нужными товарами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: