Традиции и обычаи некоторых праздников России




Понадобилось не одно десятилетие, чтобы православные праздники, сформировавшиеся в иных социальных условиях и на чуждой русским этнокультурной почве, вобрав в себя различные элементы древнерусских дохристианских празднеств, переосмысленных православной церковью, приобрели новую этническую окраску и стали доминирующими в праздничной культуре русского народа. Однако полностью вытеснить из народной памяти древние обычаи, обряды и верования Церковь так и не смогла.

Среди местных праздников у русских преобладали церковные. Наиболее чтимыми из них были престольные. Наряду с Пасхой они считались в народе главными праздниками и назывались еще годовыми или большими.

Особенно многолюдными и разгульными храмовые праздники бывали в сельской местности. К ним старались вернуться домой или хотя бы приехать на побывку отходники, ушедшие на дальние заработки.

Престольные праздники были приурочены к дням освящения храмов, воспоминаний о событиях священной истории или памяти святых и явлений икон, в честь которых были сооружены храмы и их приделы. Распространяться на Руси они стали с ХIII века. К середине ХVIII века число их достигло, видимо, нескольких тысяч.

В городах, где во второй половине XVIII века обычно компактно селились представители не только одного сословия, но нередко и одной профессии, храмовые праздники порой приобретали характер профессиональных.

В сельской местности храмовые праздники, одновременно справляли жители всех селений, входящих в волость. В больших приходах Вологодской, Костромской, и некоторых других губерний, а также в Сибири, престольные праздники могли длиться одну-две недели, в течение которых храмовый праздник «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день.

Церковный ритуал престольных праздников, и в столицах и в самом отдаленном от нее селении, варьировался мало. В храмовые праздники в сельской местности после праздничного богослужения (обедни) по всем селениям прихода совершался крестный ход. В городах крестный ход после литургии совершался вокруг храма, иногда между одноименными храмами или из близлежащих храмов

Прием гостей и уличные гулянья всюду имели свои особенности. Во второй половине XVIII века храмовые праздники (осенью и зимой) обычно продолжались пять-семь дней, позднее, как правило, не более трех дней.

Говоря о церковных календарных праздниках, нельзя не упомянуть и об обетных праздниках. Эти праздники, в отличие от престольных, устанавливались самими мирянами по обету (обет - обещание, обязательство, принятое из религиозных побуждений, в случае спасения от какого-либо бедствия).

Обетные праздники (другие названия - заветные, богомолье, молебствие, мóльба, канун, оброчные или обещанные дни) были весьма разнородными по происхождению, времени учреждения и степени стабильности. Обетный праздник мог отмечаться всем городом, одним из его микрорайонов или одной улицей

Большинство обетных праздников были «в числе», т.е. из года в год отмечались в один и тот же день календаря. Чаще всего праздник длился от одного до трех дней. В обетные праздники запрещалась любая работа из опасения нажить ту же беду. Среди местных праздников, установленных самими мирянами, наряду с обетными, богоугодными по своей сущности, были и такие, где церковному ритуалу отводилась второстепенная роль. У крестьян это, прежде всего съезжие праздники. Другие их названия - гостиные, званые. Справлялись они жителями всех селений волости по очереди в соответствии с установившейся традицией.

Продолжительность этих праздников, как и престольных, была различной и колебалась от одного-двух до семи дней. Справлялись они в любое время года.

Праздничные циклы соединяет между собой цепочка ежедневных средних и малых праздников («полупраздников»), календарных примет и наблюдений, зарифмованных в присловья и жестко привязанных к церковным святцам. Поэтому праздничные циклы неотделимы от земледельческого месяцеслова.

С принятием христианства богатейший опыт русских людей по освоению природы и окружающей среды был как бы по-новому «систематизирован» и сакрализован святыми православных святцев. Соответственно в народном календаре, сплошь состоящем из рифмованных присловий, каждый день стал узнаваем по той конкретной информации, которая в качестве «прозвища» закрепилась за конкретным святым: например, Авдотья Малиновка, Луп Брусничник, Орина-Журавлиный Лёт, Савватий Пчельник.

Календарные праздники, как и народный месяцеслов, такие же древние, как древен труд землепашца, скотовода, охотника. Вместе с мифами, былинами, сказками, народный месяцеслов и праздники стали хранителями сокровищ духа и души народа. Жизнь этой сокровищницы вечна, так как в ее основе - труд, праздник, поэтическое слово, забота об умерших предках и продолжении рода.

Пасха – самый большой христианский праздник. Ее приход как бы открывал дверь в новую, возрожденную жизнь среди людей и в природе. Такое восприятие усиливалось и благодаря тому, что закончился длительный Великий пост и наступала Пасха - праздник всеобщей радости и оживления. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полунощницу и Крестный ход. Раньше проспавших пасхальную заутреню обливали водой.

Следом шел праздник во имя Троицы, который был введен в церковную практику в начале XV века святым Сергием Радонежским. Празднование Троицы совпало с древними семицкими празднествами. Сам праздник стал примером редкого единения христианской идеи с этническими обычаями. Среди них поминальные играют особую роль. И прежде всего те, что относились к заложным покойникам, т.е. людям, умершим не своей, «напрасною» смертью. Этих несчастных, погибших без покаяния и не разысканных родственниками, свозили в специальные убогие дома - скудельники, буйвища, гноища. При императрице Елизавете в 1753 году убогие дома было приказано закрыть, но они просуществовали до начала царствования Екатерины II, а в отдельных местах до середины XIX века.

Череда весенних праздников замыкалась гуляньями и играми на Всесвятской неделе. В следующее после Троицы воскресенье отмечается память всех святых. В этот день празднуется Всесвятское заговенье, или заговенье на Петров пост. Крестьянские обряды этого дня посвящались проводам весны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: