Таким образом, при написании квалификационной (дипломной) работы нужно постоянно следить за тем, чтобы не отклоняться от предмета исследования.
Написав черновую рукопись, отредактировать весь написанный текст.
Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.
Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы.
На титульном листе квалификационной (дипломной) работы указывается наименование вуза и выпускающей кафедры, специальность, фамилия и инициалы студента, тема дипломной работы, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя.
Квалификационная (дипломная) работа должна быть оформлена надлежащим образом. Все листы работы и приложений следует аккуратно подшить (сброшюровать) в папку и переплести.
Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Например, следует писать: таблица 1 "Место кадрового планирования в системе управления работой с персоналом в организации" либо рисунок 3 "Распределение инвестиционных объектов по районам г. Москвы". Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста квалификационной (дипломной) работы.
Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.
Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.
Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. Номер таблицы пишут в правом верхнем углу арабскими цифрами над ее заголовком.
Как правило, квалификационная (дипломная) работа студента-выпускника пишется сначала рукописно, а затем переносится в файл на компьютер. Однако при наличии регулярного доступа к компьютерному рабочему месту квалификационная (дипломная) работа может изначально создаваться в текстовом редакторе. При этом следует соблюдать следующие рекомендации, носящие в значительной мере общий характер, т.е. относящиеся к правилам создания больших деловых документов.
Оформительской стороне в начале работы над текстом не следует уделять большое внимание. Это следует делать в последнюю очередь, когда будет собран весь документ. К собранному документу следует применить стили, примеры которых приведены ниже.
При создании документа и цитировании источников текста, данных, формул, рисунков следует сразу вставлять сноски, куда помещаются ссылки на соответствующие издания.
После объединения всех компонентов глав следует проверить нумерацию страниц квалификационной (дипломной) работы.
Рассмотрим правила оформления библиографических ссылок.
Справочно. Библиографическая ссылка — совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы том или ином документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.
При оформлении таких ссылок допускаются некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников.
При включении элементов описания в основной текст соблюдаются правила оформления текста, а не библиографического описания, в частности, при употреблении кавычек (основное заглавие, заглавие сериальных изданий пишут в кавычках), при расположении инициалов или имен (они предшествуют фамилиям авторов, а не следуют за ними).
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному источнику, то ссылку следует начинать словами "Цит. по:...", либо "Цит. по кн.:...", или "Цит. по ст.:...".
Когда текст, к которому относится ссылка, не цитируется, а лишь упоминается, то пользуются начальными словами "См.", "См. об этом".
Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, — лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова "См., например,...", "См., в частности,...".
Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу (информацию), указать следует "См. также:...".
По месту расположения относительно основного текста квалификационной (дипломной) работы библиографические ссылки разделяются на:
• внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста;
• подстрочные, т.е. вынесенные из текста в низ страницы.
Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылок вошла в основной текст квалификационной (дипломной) работы неразрывно. Изъять ее из текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Например: сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (Гражданский кодекс РФ, ст.169)1.
Подстрочные ссылки на источники используют в тексте квалификационной (дипломной) работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справок. Например:26 Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. С. 43—46.
— В тех случаях, когда студент-выпускник приводит ссылки в конце каждой страницы своей работы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора.
При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: "Указ. соч....". Если несколько ссылок на один и тот же источник приводятся на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова "Там же" и номер страницы, на которую делается ссылка.
Существует несколько способов связи основного текста квалификационной (дипломной) работы с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратную или круглую скобку. Например: [11, С.35], что означает: 11 источник, 35 страница.
Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания книги. Даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. При этом знак сноски ставится после цитаты, если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину.
За содержание дипломного проекта, правильность приведенных данных несет ответственность студент-выпускник. Дипломный проект им подписывается. Подпись и дата ставятся на последней странице содержательной части (т.е. после Заключения и Списка литературы).
Типовая структура работы предполагает наличие следующих разделов:
- введение;
- теоретическая часть;
- экспериментальная часть;
- выводы и рекомендации;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложение.
Во введении студент обосновывает актуальность, практическую значимость выбранной темы, формулирует проблему, определяет объект и предмет исследования, выдвигает гипотезу, обосновывает цели и задачи, которые он решает в дипломном исследовании.
В число задач может входить:
а) изучение литературы и теоретическое осмысление выбранной темы;
б) анализ состояния социально-культурной практики по решаемой проблеме;
в) изучение запросов, интересов, общественного мнения по избранному кругу вопросов;
г) экспериментально-методическая работа;
д) разработка рекомендаций и предложений по усовершенствованию существующей практики социально-культурной деятельности.
Во введении и должен быть описан инструментарий исследования, указаны методы, которые будут использованы для достижения поставленной цели.
Здесь же дается краткая характеристика базы исследования, основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), указываются методологические основы проведенного исследования.
Основная часть. Формируется в зависимости от цели проводимого исследования. Как правило, она состоит из двух глав, включающих теоретическую и экспериментальную части, каждая из которых содержит 2-3 параграфа.
В первой главе (теоретической) рассматриваются основные понятия, характеризуется предмет исследования, вскрывается его сущность, проводится реферативный анализ литературы, сопоставляются взгляды отечественных и зарубежных ученых на исследуемую проблему. Обзор научной литературы позволяет автору рассмотреть эволюцию вопроса в историческом аспекте, проследить тенденции развития на современном этапе. Обобщающие выводы, сделанные на основе изученной научной литературы, глубокий анализ конкретной ситуации позволяет автору высказать обоснованные предположения о процессах, способствующих развитию современных технологий социально-культурной сферы.
Во второй главе, ее обычно называют экспериментальной, раскрывается проводимый в исследовании эксперимент. Выявляются и обосновываются социально-экономические и педагогические факторы, влияющие на активизацию процессов, проходящих в социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Автором представляются конкретные практические программы, включающие разработку новейших технологий культурно-досуговой деятельности, апробируются условия, методы и способы разрешения поставленных в исследовании задач, поэтапно раскрывается весь ход проведения эксперимента. Анализируя результаты исследования, полученные в ходе экспериментальной работы, студент широко использует методы социологического исследования, проводит наблюдения за экспериментальной работой, опросы, различного рода замеры, сопоставляет данные полученные "до", "в ходе" и "после" эксперимента. Все материалы находят отражение в таблицах, схемах, графиках, наглядно подтверждая, уточняя или опровергая отдельные положения авторской концепции.
Иногда с целью более детальной проработки "узкого" вопроса возможно в дипломе введение третьей главы, где автором предлагается развернутый проект-программа для реального практического использования.
Выводы и рекомендации, сформулированные по основным результатам исследования, должны способствовать совершенствованию социокультурной практики и найти реальную востребованность в практической деятельности.
В заключении студент обобщает итоги проведенного дипломного исследования, показывает полученные результаты, вскрывает степень решения поставленных в начале исследования задач, показывает, насколько эффективна предлагаемая в дипломе методика, в чем заключается необходимость внедрения ее в практику. Следует помнить, что обобщающие данные строятся на основе положений и выводов, содержащихся в главах выпускной квалификационной работы, и должны иметь конструктивный характер.