Эстафета 4х100 м Подготовка команды




 

Главной предпосылкой достижения высокого результата в эстафетном беге 4х100 м является умение спортсменов передавать палочку на максимальной скорости. Сложность же заключается в необходимости произвести передачу в ограниченной двадцатиметровой зоне (принимающие эстафету на втором, третьем и четвертом этапах имеют право начинать разбег за десять метров до начала зоны передачи). Практически передача эстафетной палочки должна происходить в момент, когда скорости двух бегунов сравниваются. Обычно это происходит во второй половине зоны и лучше, если передача произойдет на 16—18-м метрах, так как это даст возможность спортсмену, принимающему эстафету, набрать более высокую скорость.

 

При оптимальной технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,50—3,00 секунды лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты. И, стало быть, этот показатель можно использовать для контроля эффективности эстафетной передачи. Отметим также, что выигрыш времени в эстафете происходит не только за счет бега с ходу, но и потому, что при передаче появляется свободное пространство (1—1,3 м) за счет того, что спортсмен, передающий палочку, вытягивает руку вперед, а принимающий отводит руку назад.

 

Рассмотрим основные виды передачи эстафеты, их преимущества и недостатки. Критериями для предпочтения того или иного варианта техники могут служить: длина дистанции, пробегаемая спортсменами, а также то, насколько удобно принять—передать эстафетную палочку.

 

1. «Внутренняя» передача. Спортсмен, передающий палочку, бежит внутри дорожки с левой стороны от принимающего. Эстафетная палочка передается из правой руки в левую. Преимущество: первые и третьи 100 м пробегаются по внутренней стороне дорожки, т.е. по кратчайшему пути. Недостаток: эстафетная палочка принимается в левую (чаще всего «неудобную») руку и каждый участник эстафеты, исключая бегуна, стартующего на первом этапе, должен переложить палочку из левой руки в правую.

 

2. «Внешняя» передача. В момент передачи спортсмен бежит по внешней (правой) стороне дорожки. Палочка передается из левой руки в правую. Преимущество: палочка принимается правой рукой, что для большинства спорт-

 

сменов более удобно. Недостаток: бегуны на виражах преодолевают большее расстояние, а спортсмен, принимающий палочку, перекладывает ее из правой руки в левую.

 

3. Передача «сверху». Этот способ в основном используют спринтеры США, Канады, Ямайки, Польши, стран Центральной и Южной Америки. Преимущества: увеличение свободного пространства, т.е. более растянутой передачи. Бегуны несут и отдают палочку той рукой, в которую приняли. На первом и третьем этапах они бегут по внутренней части дорожки, несут и отдают палочку правой рукой, а на втором и четвертом — левой рукой и продолжают движение по внешней части дорожки. Принимающий посылает вытянутую руку назад ладонью вверх. Тогда как передающий кладет палочку по диагонали ладони движением сверху вниз. Недостаток: все спринтеры должны уметь передавать и принимать эстафету обеими руками, а это не всем под силу.

 

4. «Смешанная или франкфуртская» передача. Эстафетная палочка принимается и передается бегуну следующего этапа одной и той же рукой, без перекладывания, в следующей последовательности: правая рука—левая—правая—левая. Таким образом, бегуны на повороте несут эстафетную палочку в правой руке, а на прямой — в левой. На повороте бегун должен придерживаться внутренней части дорожки. На прямой нужно бежать посередине или лучше по внешней стороне дорожки.

 

Бегуны второго и четвертого этапов при этом варианте начинают бег с опорой на руку, что обеспечивает более точный и быстрый старт. При этом голова повернута в сторону внутренней части дорожки, т.е. влево, что дает возможность видеть передающего бегуна своей команды. Преимущества: все спортсмены бегут по кратчайшему пути без перекладывания палочки. Недостатки: при первой и третьей передачах эстафетная палочка принимается в «неудобную» левую руку, т.е. возникает проблема свободного места для принятия палочки, что может привести к потере эстафеты. Этому виду передачи отдает предпочтение сборная команда России и с этим видом связаны все успешные выступления спринтеров сборной СССР.

 

В вопросе сравнительной эффективности способов передач эстафеты наиболее значительное практическое исследование было проведено чешскими специалистами по результатам чемпионата мира-87. Авторы анализировали весь набор характеристик и подходов к определению эффективности организации соревновательной деятельности сильнейших эстафетных команд. При этом анализ вариантов передачи эстафетной палочки показывает примерное равенство использования передачи в эстафете 4х100 м и сверху-вниз и снизу-вверх.

 

Аналогичная тенденция была отмечена и при анализе соревновательной деятельности в эстафетах 4х100 м на ХХIV Олимпийских играх в Сеуле. Она состоит в том, что команды менее квалифицированные, участники которых не имеют «отработанных» эстафетных связок, в основном ориентируются на высокие индивидуальные достижения исполнителей и, как правило, используют менее точную передачу сверху-вниз, в которой разница по скорости передающего—принимающего велика, так же, как и ее потери. И только после предварительного «отсева» в финалах встречаются команды, которые используют примерно одинаковые варианты передачи. Здесь важно отметить, что ни в одном из анализируемых соревнований 1972—1988 гг. в эстафетных командах в передачах сверху-вниз не было достигнуто более эффективное взаимодействие, чем при способе снизу-вверх.

 

Другим критерием правильной организации соревновательной деятельности участников эстафетных команд являются их скоростные возможности. Так, анализ показывает, что наряду с техникой передачи эстафетной палочки большое значение имеет и сумма лучших результатов участников эстафетной команды, т.е. абсолютный уровень их скоростной подготовленности. Здесь в качестве критериев уровня готовности команды могут быть использованы следующие показатели: сумма лучших времен пробегания 100 м дистанции в сезоне, а также среднее время суммы лучших результатов для одного этапа. Эти показатели характеризуют минимальный уровень соревновательной готовности для каждого участника, а отклонения от среднего уровня характеризуют наиболее слабые этапы, что в конечном счете предполагает осуществление оптимального подбора в расстановке участников по этапам. Данные показывают, что по этому показателю команда СССР занимала перед чемпионатом мира-87 3-е место, а вот качественная передача позволила достичь выигрыша на 1 передачу во времени 1,08 по сравнению с 0,84 у команды США, что позволило при более низком уровне скоростных возможностей выигрывать по среднему времени передачи на этапе в зоне 20 м — 0,07. По существу выход на результаты 10,15—10,22 гарантировало сборной СССР победу над американской командой, что и произошло на Олимпийских играх в Сеуле, когда советские спринтеры вышли на этот уровень индивидуальных результатов.

 

Останавливаясь на модельных характеристиках, отметим, что индексом техники может служить результат 2,70+0,30 при среднем выигрыше на одной передачи 0,90+0,10 и среднем времени передачи эстафетной палочки в 20-метровом коридоре — 1,92+0,07 у мужчин.

 

В женской эстафете такого преимущества команда СССР не имела, и выигрыш во времени на 1 передаче в эстафетной команде СССР на чемпионате мира-87 хотя и был самым большим — 0,89, но не компенсировал низкие скоростные способности участниц. В результате даже по среднему времени передачи эстафетной палочки в 20-метровом коридоре не было достигнуто выигрыша перед командами ГДР и США. На Олимпийских играх-88 положение изменилось, и более высокие индивидуальные результаты участниц советской команды позволили им включиться в борьбу с командами ГДР и США.

 

Анализ стартовых положений, используемых принимающим, проведенный чешскими специалистами, показал, что число вариантов одноопорного (полунизкого) стартового положения и высокого старта примерно одинаковое, т.е. стартовое положение не определяет эффективность набора скорости в коридоре разгона. Однако по показателям группы финалистов есть явные различия. Так, финалисты мужских эстафет предпочитают безопорные положения. А вот среди женских команд отмечается предрасположенность к низкому одноопорному старту.

 

Весьма многообразны и варианты «форы», используемой спортсменами различных эстафетных команд для оптимальной организации взаимодействия принимающего и передающего участника. Здесь, как следствие предыдущего, отражается влияние абсолютных скоростных возможностей участников эстафетных команд, стартового положения и способа передачи эстафетной палочки.

 

Важен и уровень реализации скоростных возможностей на этапе эстафетной дистанции. Часто даже те высокие скоростные возможности, которые имеет спортсмен, весьма не просто реализовать в условиях бега на этапе, где есть гандикап с соперниками, который необходимо преодолеть или увеличить. Результаты времени пробегания 100-метровых этапов на чемпионате мира-87 показывают, что наивысшую скорость удалось достичь на 4-м этапе К.Льюису — 8,78 и П.Маршаллу — 9,91. Исходя из того, что 3-й этап пробегается по повороту и потеря в условиях бега на этапе составляет около 0,3, примерно такое же время достигнуто Х.Грисом (США) и Д.Уильямсом (Канада).

 

Ф.Гриффит-Джойнер достигала и более высокого спортивного результата. Из 10 лучших результатов в эстафетном беге только один (но 2-й по рейтингу) принадлежит В.Крылову — 8,96. Необходимо иметь как минимум трех человек среди 10 лучших результатов на этапах эстафетного бега для того, чтобы претендовать на завоевание золотых медалей при условии сохранения качества передачи эстафетной палочки на модельном уровне. Среди 10 лучших результатов сильнейших эстафетчиц 1987 года — две советские спортсменки (на Олимпийских играх 1988 года — 1). На Олимпийских играх 1988 года трем советским бегунам удалось войти в число лучших на этапах, в результате — золотые медали Игр.

 

Но все же результат в эстафетном беге 4х100 м зависит не только от индивидуальной беговой подготовленности, но и в значительной степени определяется совершенной техникой взаимодействия бегунов в 20-метровой зоне передачи эстафетной палочки. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров к этому виду важнейшее место должно отводиться совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, что обеспечит высокую надежность выступления в соревнованиях различного ранга.

 

Специфика эстафетного бега предъявляет ко всем бегунам повышенные требования как к их физическому состоянию, так и к выполнению ими ряда сложных технических приемов в процессе передачи эстафетной палочки. И прежде всего:

 

· к скоростной выносливости бегунов (длина этапов в эстафетном беге больше 100 м:

 

1-й этап — 110 м, 2-й и 3-й этапы — по 130 м, 4-й этап — 120 м);

 

· к точности и быстроте двигательной реакции по зрительному восприятию, особенно на движущийся объект (начало бега — точно при пересечении передающим бегуном контрольной отметки);

 

· к старту и стартовому разгону принимающего бегуна на 2-м, 3-м и 4-м этапах (неудобство исходного положения эстафетного старта);

 

· к умению передающего во время максимального бега воспринимать расстояние до принимающего для своевременной подачи сигнала голосом (за 2—2,5 м);

 

· к координационным способностям спринтеров во время взаимодействия в ограниченной 20-метровой зоне (прием и передача эстафетной палочки на максимальных скоростях обоих бегунов на расстоянии вытянутых рук, быстрота и точность передачи);

 

· к психологической устойчивости спринтеров (взаимодействие на высокой скорости бега в конце 20-метровой зоны передачи);

 

· к соревновательной деятельности бегунов (умение видеть на беговой дорожке только своего партнера, реагировать только на его действия и сигнал).

 

Для успешного взаимодействия бегунов в ограниченной зоне передачи эстафеты наиболее важным является установление оптимальной величины «форы». От этого во многом зависят и другие показатели, которые существенно влияют на эффективное взаимодействие бегунов в зоне передачи. В первую очередь такими показателями являются:

 

· разность времени входа в зону передачи между принимающим и передающим;

 

· место передачи эстафетной палочки;

 

· время пробегания принимающим 20-метровой зоны передачи с ходу;

 

· время прохождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне.

 

Как показала практика, оптимальная «разница времени» входа в зону передачи между принимающим и передающим должна находиться в пределах 0,30—0,38 (индивидуально для каждой пары, как у мужчин, так и у женщин). Такое условие позволяет передающему сохранять высокую скорость бега до места передачи. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к развитию специальной выносливости спринтеров, так как передающий пробегает дистанцию более 100 м (105—125 м до места передачи в зависимости от этапа). С другой стороны, этот показатель позволяет увеличить длину стартового разгона принимающего и к месту передачи достигнуть высокой скорости бега. Таким образом, передача эстафеты в зоне происходит на значительной скорости бега обоих спринтеров.

 

Показатель разности времени входа в зону передачи между бегунами по существу определяет и место передачи эстафетной палочки. Установлено, что наиболее рациональным является передача на 15—16-м метрах зоны. Естественно, что показатель времени бега принимающего в 20-метровой зоне передачи с приемом эстафетной палочки зависит от вышеизложенных параметров. При совершенствовании техники взаимодействия бегунов в 20-метровой зоне передачи необходимо использовать конкретизированные целенаправленные установки как для передающего, так и для принимающего. Необходимость таких установок продиктована не только ограниченной зоной, но и необходимостью для обоих бегунов управлять своими действиями на высоких скоростях в конце зоны передачи. Это исключает возможность любых вариаций и предъявляет к бегунам требования по абсолютно точному выполнению запланированных действий.

 

Установка для передающего:

 

· использовать строго регламентированный по длине отрезок (65—70 м) с интенсивностью бега от старта до момента передачи 95—100%;

 

· подавать сигнал голосом за 2,0—2,5 м до принимающего;

 

· передавать эстафетную палочку на расстоянии вытянутых рук (1,0—1,5 м);

 

· для точности и быстроты передачи палочки необходимо выполнить движение рукой снизу-вверх точно в боковой плоскости. При этом все внимание концентрировать на кисти вытянутой руки принимающего, чтобы точно вложить палочку.

 

Установка для принимающего:

 

· для лучшего зрительного восприятия контрольной отметки и бегущего партнера, а также удобного расположения необходимо принимать исходное положение эстафетного старта под углом 65—75° относительно стартовой линии (голова повернута в сторону передающего спортсмена);

 

· для точного определения начала бега необходимо зрительно совместить бегуна, передающего эстафетную палочку, с контрольной отметкой;

 

· первые движения выполнять одновременно руками и ногами, поворот головы вперед осуществлять лишь на 1—2-м беговом шаге;

 

· выполнять стартовый разгон с максимальной интенсивностью;

 

· по сигналу передающего бегуна быстро и оптимально далеко вынести руку назад для приема палочки, жестко удерживая ее в одном положении;

 

· для точности и быстроты передачи эстафетной палочки на запястье принимающей руки надевать яркую повязку шириной 6—7 см.

 

Для совершенствования техники передачи-приема палочки и создания высокой надежности взаимодействия бегунов в зоне передачи за счет уменьшения или увеличения «форы» нужно искусственно создавать экстремальные ситуации в 20-метровой зоне передачи, чтобы моделировать все действия обоих бегунов.

 

Для этого на специально-подготовительном и соревновательном этапах подготовки один раз в неделю «проигрывать» в парах передачу эстафеты за счет разной скорости принимающего и передающего бегуна с коротких отрезков (65—70 м).

 

1-й вариант: за счет максимальной скорости бега обоих бегунов.

 

2-й вариант: за счет уменьшения «форы». В этом случае у принимающего бегуна максимальная скорость бега, у передающего — 90 — 95%.

 

3-й вариант: за счет увеличения «форы». В этом случае принимающий бегун выполняет стартовый разгон

 

с интенсивностью бега

 

90—95%, а передающий выполняет бег с короткого разбега с интенсивностью 100%.

 

4-й вариант: за счет скорости бега обоих партнеров с интенсивностью 90—95%.

 

5-й вариант: за счет передачи эстафетной палочки без сигнала. В этом случае принимающий бегун выбрасывает руку для приема на запланированном месте, а передающий должен передать палочку на расстоянии вытянутых рук.

 

Все эти вариации возможны в том случае, если бегуны достаточно надежно провели совершенствование всех технических действий во время передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне.

 

Подготовительные упражнения для тренировки в эстафете 4х100 м:

 

1. Стартовое ускорение с высокого старта.

 

2. Старт с опорой на одну руку (попеременно правую и левую).

 

3. Старт с опорой на руку, взгляд направлен в сторону-назад.

 

4. Бег с низкого старта с эстафетной палочкой.

 

Упражнения 1—4 выполняют самостоятельно и под команду (выстрел).

 

5. Упражнение 3 с началом бега в момент пересечения контрольной отметки другим бегуном.

 

Упражнения для обучения технике приема и передачи эстафетной палочки:

 

1. Катящийся мяч достигает определенной отметки, т.е. отметки «готов» и «марш», расположенных на расстоянии 7 м (от линии «готов» до линии «марш») и на расстоянии 8 м (от линии «марш» до стартовой линии). Если мяч достигает только линии «готов», бегуны стоят на месте. Когда же мяч достигнет отметки «марш», вся группа начинает бег с высокого старта.

 

2. Имитация приема эстафетной палочки на месте.

 

Под команду «раз-два-три-четыре!» бегун отводит правую или левую руку назад с раскрытой ладонью, пальцы выпрямлены. Передающий вытягивает вперед руку движением снизу-вверх, вкладывает эстафетную палочку в кисть принимающего.

 

3. Имитация приема и передачи палочки.

 

Спортсмены располагаются в шахматном порядке на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Правая или левая нога согнута, движение рук как при беге. Палочка передается по команде спортсмена, стоящего сзади, из правой руки в левую, далее в правую и т.д.

 

4. Прием и передача палочки партнеру в разминочном беге.

 

5. Прием и передача эстафетной палочки с партнером в беге с ускорением на отрезке до 150 м. Спортсмены начинают ускорение, находясь на расстоянии 1,5 м друг от друга. Закончив передачу, спорт-

 

смен, бегущий сзади, делает ускорение, а в это время спортсмен, принявший палочку, несколько «сбрасывает» скорость, меняясь с партнером местами. При этом спринтеры бегут всю дистанцию строго по одной дорожке.

 

6. Прием и передача эстафеты без отметок. На соревнованиях различные воздействия могут привести к тому, что разметки форы могут передвигаться (нервозность, ветер, другие факторы). Здесь также влияет стартовая скорость принимающего спорт-смена. Передача эстафетной палочки без разметок основывается на том, что принимающий спортсмен соразмеряет свою стартовую скорость и скорость бега передающего.

 

7. Прием и передача эстафетной палочки на различных этапах — на входе в вираж, на выходе из поворота. Бег по повороту и центробежные силы затрудняют бег, поэтому передачу необходимо осуществлять с учетом соревновательной ситуации в соответствии с разметкой зон передачи.

 

Специальные упражнения для тренировки эстафеты в целом:

 

1. Передача эстафеты с партнером. Разбег — 50—60 м.

 

Цель передающего — догнать партнера. Когда между спортсменами расстояние становится равным приблизительно 1,5 м, подается команда, после чего на последующих двух шагах осуществляется передача. Принимающий занимает стартовую позицию так, чтобы видеть своего партнера и контрольную отметку. Контрольная отметка для каждой пары подбирается индивидуально. При этом учитывается скорость, которую в состоянии развить бегун, несущий палочку, к моменту ее передачи, и способность к ускорению принимающего спортсмена.

 

2. Передача эстафеты несколькими парами одновременно.

 

3. Прием и передача в составе четырех участников на укороченной дистанции 200 м.

 

4. Прием и передача эстафеты на полной дистанции с фиксацией времени.

 

5. Прием и передача на отдельных этапах с фиксацией времени нахождения эстафетной палочки в зоне разбега и в зоне передачи.

 

При обучении следует обращать внимание на исправление наиболее распространенных ошибок:

 

1. Принимающий начал бег прежде, чем передающий достиг контрольной отметки. Эта ошибка вызвана в большинстве случаев тем, что бегун плохо видел отметку или ориентировался на бегуна, а не на постановку его ноги на дорожку.

 

2. Принимающий после команды передающего, а иногда и до нее замедлил бег. Это происходит из-за того, что бегун, чрезмерно акцентируя свое внимание на команде, теряет контроль за скоростью бега.

 

3. Передача не состоялась. Причин может быть несколько:

 

— передающий бегун снизил скорость бега после команды, не учитывая, что с каждым мгновением скорость стартующего спортсмена увеличивается;

 

— принимающий бегун при отведении руки назад двигает ее влево или вправо, ища палочку;

 

— при передаче, когда скорости бегунов уравнялись и был упущен момент для команды. Расстояние между спортсменами увеличивается и передающий не в состоянии догнать партнера;

 

— спортсмен в азарте соревновательной борьбы смещается во время бега на втором этапе к внутренней части дорожки или на первом и третьем этапах в момент передачи эстафеты при выходе из виража бежал ближе к внешней линии дорожки; бегун, стартующий на втором или четвертом этапе занял левый край дорожки и во время разбега не сместился вправо, а бегун, стартующий на третьем этапе не принял влево.

 

— спортсмены на втором и третьем этапах не предпринимают никаких мер, чтобы для стартующего на четвертом этапе осталось место для хвата эстафетной палочки.

 

Валентин Маслаков,

заслуженный тренер СССР

 

(Доклад сделан на семинаре для тренеров по спринтерскому и барьерному бегу Московского регионального центра развития ИААФ)

 

 

ТРЕНЕР

Долгая дорога к успеху

Судьба Анатолия Михайловича Конашевича одновременно и уникальна и типична для российских тренеров. Уникальна тем, что простой парень из затерянной в сибирской тайге деревни, никогда не выступавший в большом спорте и даже не видевший его вблизи, сумел подготовить чемпионку мира в технически (и физически, и психологически!) самом сложном виде женской легкоатлетической программы — семиборье. А типична она тем, что подчеркивает лучшие черты так называемых «простых русских людей» — жажду знания и действия, неторопливость и рассудительность в сочетании с упрямством и непреклонностью в достижении выбранной цели.

 

Толя Конашевич родился в Кемеровской области 14 ноября 1954 года и его детство проходило в тот период истории, когда в нашем обществе был особенно силен дух обновления. Именно этот дух сформировал поколение не только верящее в свои силы, но и убежденное в возможности достижения самых высоких целей.

 

Мечтой учеников сельской школы в то время были областные пединституты, и Толя, поступив в Кемеровский ГПИ, был сначала очень благодарен судьбе, а затем преподавателям факультета физвоспитания, которые не только снабдили его знаниями и расширили кругозор, но и научили технике большинства видов легкой атлетики. Особенно теплые слова произносит он в адрес своего тренера Владимира Алексеевича Савинкова, у которого он перенял многие тонкости тренерского искусства. Стремление узнать и попробовать как можно больше в избранном виде спорта привело его в десятиборье. В тот вид легкой атлетики, куда идут многие способные ребята, не желающие ограничивать свое развитие узкой специализацией. Высшим достижением Анатолия в избранном виде стал первый спортивный разряд — очень неплохо для 22-летнего парня, начавшего регулярные тренировки только в 17, когда он впервые увидел барьеры, шест и копье, виды требующие долгого и тщательного обучения. По обязательному в те годы распределению молодой преподаватель физкультуры начал работать учителем в поселковой школе и только через три года, когда были замечены его серьезное отношение к делу и трудолюбие, переведен на работу тренера спортивной школы.

 

Когда Анатолий Михайлович вспоминает те годы, в его словах нет ни грусти, ни обиды. Он просто повествует о пяти годах работы без собственного угла, когда ежедневно надо было добираться за 25 км до места работы на нерегулярном общественном транспорте. Те годы заложили основу его тренерского подхода, а также прочного семейного тыла, очень важного для успешной тренерской работы. Тогда же у него родилась дочь Лена, ныне москвичка, мастер спорта в семиборье, барьерном беге и прыжке с шестом.

 

В первую рабочую пятилетку в спортшколе ярко проявился его педагогический талант. Судите сами, многим ли молодым тренерам удается подготовить за первые пять лет 5 мастеров спорта, причем в семиборье. Никто из тех девушек не пробился в олимпийскую сборную, но Лену Шаламову, Надю Гусеву, Лену Бабакову земляки хорошо помнят как победительниц многих областных и зональных соревнований.

 

Успешная работа молодого тренера не осталась незамеченной, и со временем он получил и квартиру, и достаточно оборудованный по местным масштабам зал для работы, и известность, способствующую тому, что, выбирая вид спорта, многие девушки стали стараться попасть именно в группу тренера Конашевича.

 

Но тут Анатолий Михайлович обнаружил, что не знает, как вывести спорт-

 

сменку, поднявшуюся на уровень мастера спорта на результаты мирового класса. Ему казалось, что на пути к высшим достижениям стоит непреодолимый барьер. В период физического роста, совпадающий с периодом обучения технике видов, результаты растут довольно быстро, но после достижения спортсменками взрослого возраста как бы упираются в невидимый потолок. Дальнейшего прогресса не было ни у одной из его учениц. Он понял, что многого не знает и стал искать возможности общения с теми тренерами, кому уже удавалось справиться с этой проблемой.

 

Первым делом он пошел за советом к заслуженному тренеру СССР Захарову, в том же Кемерово подготовившего неоднократную чемпионку и рекордсменку страны Наталью Шубенкову. Чувствуя недостаточное знакомство с методами развития силы обратился за консультацией к штангистам, благо, в Кемерово работал и один из самых знаменитых специалистов тяжелой атлетики, чемпион и рекордсмен мира и Олимпийских игр Рудольф Плюкфельдер. Их советы прояснили многие особенности работы с тяжестями.

 

Здесь проявились и другие особенности его характера: острая наблюдательность, способность выделить в тренировочном процессе общее и индивидуальное, понимание того, что должна знать и уметь любая семиборка, претендующая на мировое признание. Пользу в учебе оказали и методические семинары, на которые его стали приглашать, и где он встретился со своими более опытными коллегами. Многое удалось ему почерпнуть из методических разработок, подготавливаемых специалистами, работавшими со сборной командой СССР, в те годы сильнейшей командой мира, а также учебные пособия по бодибилдингу, в которых подробно рассказывалось о результатах воздействия упражнений на отдельные группы мышц и приводились тренировочные программы позволяющие быстро и надежно нарастить силу. Именно в те годы, стремясь преодолеть творческий кризис, Анатолий Михайлович и создал ту систему, которая позволила ему завоевать спортивные вершины, как только появился подходящий «исходный материал».

 

Когда в 1994 году к нему на занятия пришла, как и многие другие, стройная худенькая девочка Лена Прохорова, он уже знал, как тренировать, чтобы рост достижений не останавливался в возрасте наибольшего расцвета сил спортсменки. Что же это за система? Попробую изложить ее основы, о которых я узнал из бесед с Анатолием Михайловичем во время осенней тренерской конференции в Москве.

 

Разговор начался с изложения Конашевичем только что реализованного плана начального периода подготовки к сезону, осуществленного на спортивной базе в Кисловодске.

 

Понедельник: барьерные упражнения, высота, ядро, бег.

 

Вторник: спринт, длина, копье; чтобы не тормозить скоростную работу бегом на выносливость в конце бег на отрезках 150—200 м.

 

Среда: работа над отстающим на данный момент видом и силовая подготовка, время на которую уделяется ежедневно.

 

Четверг: то же, что в понедельник, но в большем объеме.

 

Пятница: то же, что во вторник, но в большем объеме.

 

Суббота: силовая тренировка.

 

Основная тренировка проводилась утром с 10 до 13 часов, а дополнительная с 16.30 до 19 часов. На второй тренировке в понедельник, вторник, четверг и пятницу играют в футбол, баскетбол и теннис. В среду и субботу вечерняя тренировка не проводится.

 

Эта общая схема подготовки выдерживается в течение всего сезона, значительно разнятся только объемы нагрузки, скорость и интенсивность выполнения упражнений.

 

Одно из наиболее часто применяемых силовых упражнений — бег с тягой покрышки. Это очень тяжелое упражнение выполняется обычно в среду и субботу.

 

Важное значение Анатолий Михайлович придает увеличению максимальной скорости бега для чего широко применяет буксировку спортсменок. Наблюдая тренировку чемпиона и экс-рекорд-смена мира Томаша Дворжака, Конашевич подметил, что тренер чеха разгоняет своего подопечного на роликовых коньках. Даже незначительное увеличение абсолютной скорости позволяет существенно улучшить результаты во всех видах многоборья.

 

Хочется привести еще несколько любопытных высказываний.

 

А.Конашевич: «Тренеры по гимнастике не дают юношам упражнения на перекладине, пока у них не окрепнут кисти рук, тогда как в легкой атлетике мальчиков и девочек новичков обучают прыжку с шестом и толканию ядер различной массы, в том числе и предназначенных для взрослых атлетов. Считаю, что обучать надо в облегченных условиях. Такая школа была в Иркутске у Волкова, и мне удалось подсмотреть у него много полезного.

 

Когда мы выполняем повторные пробежки 4 раза по 200 м, то используем две раскладки: быстро, с заданной скоростью и большими интервалами отдыха, и несколько медленнее, но с заданными малыми интервалами отдыха.

 

Мы практически отказались от кроссов, думаю, что они и не нужны при наших объемах беговой подготовки. Полагаю, что для развития аэробных возможностей достаточно «бытовой» ходьбы».

 

Когда мы коснулись условий, в которых проводилась подготовка чемпионки мира, то сначала тренер охарактеризовал их как неплохие, но в дальнейшей беседе выяснилось, что Лена живет в трех километрах от спорткомплекса, состоящего из манежа и строящегося стадиона. Зимой условия примерно как у всех, а вот летом она готовится только на сборах. В спорткомплексе нет никакого специального оборудования, нет даже бани, поэтому девушки ходят раз в неделю в городскую русскую баню. Сауна бывает только на сборах. Тренер не считает нужным контролировать питание Лены, хотя у нее очень интенсивный обмен веществ и постоянная нехватка мышечной массы. При росте 171,5 см она обычно весит 59—60 кг, что хорошо для бега и прыжков, но недостаточно для метаний на ее уровне достижений.

 

 

Вспоминая выступление Лены на чемпионате мира в Эдмонтоне, мы не могли не коснуться того, каким образом удалось добиться большого прогресса в метании копья, достигнутого Леной за последний год и сыгравшего решающую роль в получении значительного преимущества перед основной соперницей — белорусской Натальей Сазанович.

 

А.Конашевич: «В этом большая заслуга заслуженного мастера спорта, серебряного призера Московской олимпиады в метании копья, а ныне и заслуженного тренера России Александра Макарова, с которым я познакомился на сборах в 1999 году. Он провел несколько занятий по постановке Лене современной техники метания и дал набор упражнений в качестве домашнего задания. При следующей встрече Макаров поставил Лене ритм разбега, правильное выполнение бросковых шагов и не получавшегося у нее скрестного шага с четкой фиксацией снаряда в натянутой руке. Этого оказалось достаточным, чтобы Лена смогла уверенно метать копье за 50 метров. Конечно, выполняя задания специалиста, Лена много работала в манеже, метая в сетку копье и простую палку, выполняла много серий тяги из-за головы 15-килограммового «блина» в положении лежа и других разнообразных упражнений.

 

Мое кредо — это постоянно находить новые упражнения и методы подготовки, не стесняться учиться у коллег и изыскивать возможности наилучшей подготовки в реально существующих условиях».

 

Любимые упражнения тренера Конашевича:

 

1. Обнос ногой стула.

 

2. Отталкивание через шаг, имитируя прыжок в длину. То же через три шага.

 

3. Прыжки в длину босиком с 6—8 шагов разбега по поролоновым матам, 6—8 раз.

 

4. Обучение приземлению, с которого начинается обучение всем прыжкам.

 

5. Зашагивание в два приема со штангой на плечах — сначала по ровному полу, затем на ступеньку. Масса штанги: 40—60 кг для девушек, 80 кг у юношей и до 110 кг у сильнейших женщин-мастеров.

 

6. Упражнения со штангой в стойке: рывки, взятие на грудь, приседы.

 

7. Жим лежа и сидя, по 2 серии.

 

8. Изометрические упражнения в статических положениях, 2—3 раза продолжительностью до 40 секунд (!).

 

9. Жонглирование гирей 16—24 кг.

 

10. Бег с покрышкой.

 

11. Многоскоки на отрезке 200 м с акцентом на быстрое сведение-разведение бедер или с акцентом на бег толчками.

 

Андрей Полосин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: