БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ




ПРОЦЕССЫСОЗНАНИЯ

Ответ на вопрос о том, как функционирует сознание, раскрывается через описание его процессов. Остановимся на некоторых из них — познании, переживании, самоконтроле.

Познание — это процесс отражения событий внешнего и внутреннего мира в форме знаний, которые представляются в виде человеческого опыта. Однако сами по себе знания еще не гарантируют умения их использовать. Использование знаний происходит благодаря процессам категоризации, классификации, концептуализации и др., составляющим осно­ву интеллектуального потенциала человека, в обыденном сознании получившим название разума, характеризующегося в континууме «ясный—мутный».

Переживание определяется как любое испытываемое человеком эмоционально окра­шенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. Оно связано с наличием стремлений и желаний, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осозна­нию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям. В общественном сознании переживание метафорически представлено в виде образов веры, надежды и любви — иде­альных сущностей мотивации человека.

Самоконтроль заключается в рациональной рефлексии и оценках человеком собствен­ных действий — в сличении и коррекции отношений между целями, средствами и послед­ствиями действий. Способность личности к самоконтролю является одним из показателей развития ее волевой сферы, идеальной сущностью которой в общественном сознании вы­ступает дух, характеризуемый как «сильный» или «слабый». Процессы, обеспечивающие волевую регуляцию поведения — целеполагание, планирование, выбор, — описаны в раз­деле «Регуляторные психические образования».

БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Базовыми компонентами индивидуального сознания принято считать картину мира и Я-концепцию человека.

Картина мира — это представление о мире и о себе в этом мире, центральная часть психической жизни человека, формирующаяся в его жизненном опыте. Именно это понятие позволяет объяснить тот факт, почему объективно живущие в одном мире люди чувствуют, думают и действуют так, как будто их миры различаются. Дело в том, что сознание каждого человека вырывает из общего континуума свою часть, образуя совершенно разные субъек­тивные миры. Далекие от нашего личного миры обычно не только непонятны, но часто их существование вообще отрицается.

Среди этнографов известна история об одном малазийском племени в несколько сот человек, которое из-за горного обвала оказалось на века полностью изолированным от внешней цивилизации. Постепенно у них сложилась собственная мифологическая картина мира. Обнаружив племя, антропологи установили любопытный факт. Над долиной последние двадцать лет два раза в неделю пролетал на небольшой высо­те пассажирский лайнер. При этом ни один из жителей за всю свою жизнь так ни разу и не увидел в небе «железную птицу», более того, никто не слышал рева мощных двигателей самолета. Самолет отсутствовал в их картине мира и потому не воспринимался ими вообще [Никольская, Грановская, 2006].

Основная функция картины мира заключается в интеграции человека как личности, она является индивидуальной призмой, через которую он смотрит на мир. Невзирая на то, что картина мира отражает объективные физические и социальные отношения человека, ее содержание — результат субъективного осмысления реальности, что дает основания рассматривать картину мира как систему личностных смыслов.

Стабильность картины мира является условием устойчивой психической деятельности, поэтому любое рассогласование между ней и реальным жизненным опытом приводит к ис­кажению последнего благодаря его интерпретации в привычных для человека категориях, так называемых предвосхищающих схемах. Столкнувшись с противоречивой информацией, сознание начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить ее, Этот факт подтвержден многочисленными экспериментами.

Группе из 24 студентов технического вуза дважды зачитывался фрагмент поэмы М. Лермонтова «Мцыри»;

Какой-то зверь одним прыжком Из чащи выскочил и лет, Играя, навзничь на песок. То был пустыни вечный гость — Могучий барс. Сырую кость Он грыз и весело визжал; То взор кровавый устремлял, Мотая ласково хвостом, На полный месяц, и на нем Шерсть отливала серебром....И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный, как стон, Раздался вдруг... и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил... Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб ему рассек... Он застонал, как человек, И опрокинулся.

После каждого прочтения испытуемые записывали все, что запомнили. Результаты оказались сле­дующими (далее в скобках первое число — процент испытуемых, дословно или близко к тексту вос­произведших соответствующий отрывок после первого предъявления, второе числото же, но после второго предъявления).

Фрагменты поведения, типичного для кошки: одним прыжком (8,42), потом прилег (12,46), кинулся на грудь (42,67), первый бешеный скачок (46,58), лег навзничь (50,67).

Фрагменты поведения, нетипичного для кошки: мотая ласково хвостом (0,0), протяжный, жалобный, как стон (4,21), весело визжал (8,29), встал на дыбы (21,42), сердито лапой рыл песок (33,58). 356

Типичное поведение вспоминается в 2,5 раза чаще, чем нетипичное, при первом предъявлении текста и почти в 2 разапри втором, Кроме того, достаточно показательны типичные словесные замены. Так, трансформируется в «рык», «встал на дыбы»в «изогнулся» и т. д. [Аллахвердов, 2000].

Данный эксперимент иллюстрирует искажение сознанием материала, который явно противоречит жизненному опыту испытуемых. Однако вытесняться могут и скрытые дву­смысленности, поскольку человеческое сознание стремится к однозначности и уходу не только от явных, но и от неосознаваемых противоречий.

В эксперименте А. Джадсона и К. Кофера испытуемый решал стандартную интеллектуальную за­дачу: определить, какое из четырех предъявленных слов не имеет отношения к трем другим. Тонкость состояла в том, что задача имела два равновероятностных решения. Например, предъявляются слова «прибавить», «вычесть», «увеличить», «расти». Какое слово лишнее? Как выяснилось, исходная дву­смысленность не осознается испытуемыми. Их решение задачи зависит только от порядка предъявления слов «вычесть» и «расти». Если первым идет «вычесть», то отбрасывается «расти» как не относящееся к классу арифметических операций. Если же впереди идет «расти», то отбрасывается «вычесть», по­скольку оно не относится к классу глаголов, обозначающих рост [Аллахвердов, 2000].

В ситуации неожиданного изменения привычного контекста происходит определенный сбой в поведении до тех пор, пока сознание не переинтерпретирует сложившуюся ситуа­цию, опираясь на другой, нетипичный для данной ситуации, фрагмент своего содержания, с точки зрения которой и будет в дальнейшем организовываться поведение. При этом, чем более неожиданны изменения контекста, тем больше времени сознанию нужно для того, чтобы справиться с ними. Эта закономерность, в частности, лежит в основе «притяже­ния неудач» людьми, которые считают себя неудачниками; поскольку удача вызывает шок и растерянность, такие люди склонны действовать способами, гарантирующими неудачу. В целом картина мира интегрирует мотивы, цели и сценарии поведения.

Я-концепция — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осо­знанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения с другими людьми и относится к самому себе. Она представляет собой целостный образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению человека к самому себе. Ее существование обеспечивается рефлексией человека, то есть способностью направлять сознание на самого себя, самому становиться его пред­метом. Соответственно, в структуре Я-концепции, которая была предложена в начале XX в. философом У. Джеймсом, можно выделить «Я-объект» (содержание) и «Я сознающее» (про­цесс). Эти компоненты находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом, благодаря чему формируются образ «Я» и самооценка человека. Самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Она является важнейшим регулятором человеческого поведения, определяя критичность человека к себе и другим, его отношение к собственным и чужим успехам и неудачам (рис. 8.1).

К модальностям Я-концепции относят реальное (то, каким человек представляет себя в насто­ящее время), идеальное (то, каким он хотел бы быть в соответствии с социальными нормами его сообщества) и зеркальное (то, каким видит себя человек глазами других людей) «Я». Они пред­ставлены в аспектах физических, социальных, умственных и эмоциональных качеств человека.

Как говорят американские социальные психологи, когда общаются Джон и Гарри, на самом деле обща­ются шесть разных людей. Первый и второй—это сами Джон и Гарри. Третий и четвертый —это то, что Джон думает о Гарри и Гарри думает о Джоне. Пятый и шестой — то, что Джон думает, что о нем думает Гарри, и то, что Гарри думает по поводу того, что о нем думает Джон [Майерс, 1996]. Последняя «парочка» наглядно иллюстрирует, что такое «Я зеркальное».

Я-концепция выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, она обеспечивает лич­ностную целостность, обеспечивая относительно независимое от событийной канвы вос­приятие человеком самого себя, позволяя сохранять стабильный и устойчивый образ «Я». О том, насколько устойчив Я-образ, говорит хотя бы следующий пример. Как известно, большинство людей не нравятся себе на фотографиях. При этом проскальзывает мысль: «Как всегда, все остальные получились нормально, и только я...» Объяснение этому факту нашли психофизиологии, измерившие с помощью специ­альной аппаратуры микросокращения мимических мышц в те моменты, когда человек подходит к зеркалу или любой другой потенциально отражающей поверхности. Оказывается, в эти моменты на лице человека непро­извольно появляется специфическая мимическая маска, благодаря которой человек видит свое отражение не совсем таким, каким его в реальной жизни видят другие люди [Никольская, Грановская, 1999]. Помимо этого, Я-концепция обеспечивает интерпретацию жизненного опыта, являясь, наряду с картиной мира, призмой, через которую рассматриваются происходящие в жизни события. Именно благодаря этой функции Я-концепции неуверенная в себе девушка-под­росток, считающая себя крайне непривлекательной, скорее всего, расценит знаки внима­ния со стороны симпатичного ей молодого человека как изощренное издевательство.

Еще одной функцией Я-концепции является организация познания окружающего мира. В частности, она во многом определяет уровень поисковой активности личности в той или иной ситуации — поведения, направленного на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. Именно представления человека о собственных возможностях эффек­тивного поведения в той или иной ситуации зачастую определяют реальную эффективность его деятельности.

В одной школе был проведен эксперимент, этичность которого вызывает сомнения, но результаты, тем не менее, однозначно подтверждают существование описанной выше функции Я-концепции. Подростки были протестированы на уровень интеллектуального развития, Через некоторое время они публично по­лучили ложную информацию об уровне своих интеллектуальных способностей. По прошествии учебного года был проведен замер динамики их успеваемости. Оказалось, что подростки, «узнавшие», что у них «низкий интеллект», стали учиться в среднем хуже, а подростки с «высоким интеллектом» — лучше (по сравнению с успеваемостью, имевшей место до начала эксперимента) [Никольская, Грановская, 1999].

Я-концепция является ядром самосознания человека, обеспечивая его внутреннюю целостность и согласованность. Самосознание — это совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущ­ность, определяет и изменяет свое отношение к прошлому, настоящему и будущему. Совре­менной психологией до сих пор не решен вопрос о.том, какова роль сознания в становлении самосознания: предшествует ли в онтогенезе сознание самосознанию (С. Л. Рубинштейн), или же, наоборот, самосознание первично по отношению к сознанию (В. М. Бехтерев), или, возможно, они развиваются одновременно (И. М. Сеченов).

Тем не менее, очевидно, что самосознание человека формируется в течение его жизни, и этот процесс проходит несколько обязательных этапов.

В раннем дошкольном детстве (до трехлетнего возраста) решаются задачи осознания границ своего тела (ведь до определенного момента ребенок может играть со своей ногой или волосами, причинять себе боль и не понимать, что сам является источником неприятно­го ощущения), осознания своей способности к самостоятельным действиям с предметами. К двум с половиной-трем годам годам в лексикон ребенка входит местоимение «Я», что окончательно закрепляет осознание им собственной личности.

В дальнейшем в период дошкольного детства происходит активное развитие самооцен­ки, которая в это время основана на чужих мнениях, прежде всего мнениях взрослых. В этом возрасте самооценка еще неустойчива и ситуативна. Обобщение самооценки и фор­мирование устойчивого образа «Я» происходит в период школьного детства, в подростко­вом возрасте, на основе сопоставления и интериоризации мнений значимых других.

Показателями уровня развития самосознания принято считать сформированности временной перспективы и личностной идентичности человека. Временная перспектива по­зволяет человеку отражать временные отношения между событиями его жизненного пути. Благодаря ей человек осознает свой возраст, оценивает вероятную продолжительность собственной жизни, свое место среди поколений своей семьи и общества в целом.

Личностная идентичность складывается из осознания и ощущения собственной уни­кальности, собственного отдельного существования (индивидуальности), ощущения, что жизненные события последовательны и взаимосвязаны (тождественности и целостности), синтетического единства Я-образов (единства и синтеза), ощущения солидарности с нор­мами общества, своей социальной и этнической группы, референтной группы.

В этой связи представляют интерес признаки «синдрома патологии идентичности», к числу которых относятся:

  • регрессия к инфантилизму — желание отсрочить достижение статуса взрослого (эта особенность может проявиться, например, в роли «вечного студента»);
  • смутная, но устойчивая тревога, ощущение изоляции и опустошенности;
  • страх перед личным общением;
  • враждебность и презрение к социальным ролям (некоторые психологи предполагают, что косвенным признаком этого является предпочтение стиля унисекс, нивелирующего мужские и женские роли);
  • презрение ко всему отечественному и иррациональная симпатия к иностранному по принципу «Там хорошо, где нас нет».

Итак, базовые компоненты индивидуального сознания — картина мира и Я-концеп­ция — призваны обеспечить человеку устойчивое во времени восприятие окружающего мира и самого себя. Для того чтобы их стабильность не нарушалась огромным количеством противоречивой информации, поступающей из внешнего и внутреннего миров, в психиче­ской организации человека существует система психологических защит, впервые описан­ных в психологии 3. Фрейдом.

Психологическая защита — регулятивная система стабилизации личности, направлен­ной на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознани­ем конфликтной (или потенциально конфликтной) информации. Ее функцией является ограждение сферы сознания от неприятных переживаний. Благодаря ее работе происходит специфическое изменение содержания сознания под воздействием защитных механизмов. В современной психологии существует несколько их классификаций; исторически первая из них создана дочерью 3. Фрейда А. Фрейд, посвятившей свою жизнь детскому психо­анализу. Ниже охарактеризованы некоторые психологические защиты.

Механизм сублимации представляет собой перевод социально не одобряемых импуль­сов (прежде всего агрессивных и сексуальных) в социально приемлемое русло. Наиболее типичные примеры сублимации с точки зрения теории психоанализа — моменты творчества.

Отрицание проявляется в стремлении избежать информации, противоречащей пред­ставлениям о себе, задевающей самооценку. Благодаря отрицанию лектор думает о не в меру разговорчивых студентах: «Им настолько нравится моя лекция, что они не могут не поделиться с соседом». Этот же механизм лежит в основе отказа человека с алкогольной зависимостью признать, что он болен.

Вытеснение работает по принципу избегания внутреннего конфликта путем забывания ситуации или собственного поведения в ней. Неприемлемая информация или мотив от­вергаются на пороге сознания. Это бывает, например, когда человек полностью забывает о невыполненном обещании, долге, неэтичном поступке. Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает всю неприятную информацию, полностью вытесняет ее из памяти.

Рационализация предоставляет человеку возможность осознавать только ту часть ин­формации, которая позволяет представить поведение как контролируемое. Так, переживая неудачу, человек защищает себя от ее неприятных переживаний тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения по принципу «Не очень-то и хотелось». Рационализация предполагает подмену мотивов, поэтому, например, вполне вероятно, что внезапная занятость сверх меры на деле может маскировать от самого чело­века страх перед походом к стоматологу, в котором назрела острая необходимость.

Проекция заключается в бессознательном переносе собственных чувств, стремлений и желаний (прежде всего неприемлемых) на других людей. Ее суть отражена, в частности, в пословицах: «Вор свой дом хорошо запирает», «В чужом глазу соринку видит, в своем бревна не замечает».

Благодаря идентификации может происходить неосознанное отождествление себя с другим человеком, перенос на себя его чувств и мыслей. На этом механизме основан весь­ма распространенный архаический обычай: древние люди съедали сердце медведя, чтобы стать таким же сильным. Примером идентификации в современном мире может служить выбор профессии «как у значимого человека». В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Отчуждение представляет собой механизм изоляции травмирующих факторов. При этом неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не осознается. Такое наблюдается, например, в случаях деперсонализации, сопровождающих серьезную соматическую болезнь, и вы­ражается формулой: «Болеет мое тело, а не я».

В случае замещения действие, направленное на недоступный объект, переносится на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное неудовлетворенной потребно­стью, но не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряже­нию. Примерами могут служить любые случаи косвенной агрессии, спускание своего гнева на «козлов отпущения», попытки заменить потерянные близкие отношения общением с другим человеком и т. д.

Реактивное образование представляет собой демонстрацию чувств и поведения, противо­положных истинным. И в результате можно увидеть крайне неуверенного в себе подростка, которого педагоги и родители считают «нахалом, который слишком много о себе думает».

Благодаря регрессии человек получает возможность справляться с неприятной инфор­мацией путем возвращения к формам поведения, приносившим удовлетворение на ранних стадиях развития, в детстве. Видимо, именно поэтому страдающий человек часто прини­мает «внутриутробную» позу.

Нельзя не отметить также перцептивные защиты, которые, в отличие от перечислен­ных выше, блокируют поступление информации «на входе» и просто не позволяют видеть и слышать то, что может вызвать у человека чрезмерную тревогу или подорвать его само­оценку. Когда, например, в процессе острого спора, затрагивающего значимые для человека моральные моменты, собеседник вдруг замечает, что его оппонент как бы не слышит его наиболее сильные аргументы, с очевидностью выставляющие его в неблагоприятном свете, это значит, что сработал этот механизм защиты.

Подводя итог краткой характеристике отдельных механизмов психологической защиты, необходимо еще раз подчеркнуть, что они необходимы для поддержания стабильности картины мира и Я-концепции, обеспечивающих, в свою очередь, целостность личности.

АССИМИЛЯЦИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ В КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ

Рефлексивные психические образования ассимилируются в качествах личности, харак­теризующих ее открытость собственному опыту, самопринятие, гибкость представлений о себе, внутреннюю согласованность личности. Остановимся на некоторых из них.

Открытость собственному жизненному опыту (рефлексивость) предполагает глубокое самосознание, внутреннюю честность, критичность по отношению к собственным поступ­кам. В психологии личностная рефлексия рассматривается как механизм саморазвития личности, поскольку предполагает способность человека сделать самого себя предметом специального рассмотрения и практического преобразования. Рефлексивные свойства человека представляют собой устойчивые свойства самосознания, которые в личностно-биографическом плане выступают как осознание себя субъектом своего жизненного пути, ответственного за свою судьбу.

Самопринятие заключается в симпатии человека к самому себе, согласии со своими внутренними побуждениями, принятии себя со всеми достоинствами и недостатками. При­нимающий себя человек ощущает силу своего «Я», относится к себе как к уверенному, самостоятельному и надежному человеку, которому есть за что себя уважать, ценит себя и одновременно считает, что его «Я» ценно и для других людей.

Гибкость представлений о себе проявляется в желании изменяться, постоянной неудо­влетворенности собой, тяге соответствовать идеальным представлениям о себе и стрем­лении к постоянному саморазвитию. Напротив, ригидность Я-концепции («самопривязан­ность») связана с консервативной самодостаточностью, отрицанием необходимости изме­няться. У такого человека преобладает самодовольно-положительный фон отношения к себе, что вполне может быть свидетельством активной работы механизмов психологиче­ской защиты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: