Идеи русской религиозной философии.




Христианская (православная) религиозная мысль виделась многими русскими философами той основой, на которой произрастает единение людей, основа их моральной деятельности. Логическим продолжением православия, как исходного мировоззрения, по мнению славянофилов, являются монархия (как форма, предохраняющая от социальных потрясений) и крестьянская община, являющаяся основой для формирования нравственности в отдельной личности. Тем самым, славянофилы были противниками вступления России на путь развития европейской цивилизации и настаивали на сохранении и выработке особого пути развития.

Высшим этапом развития религиозной философии стало создание В.Соловьевым (1853-1900) философии всеединства (Софиологии). В центре ее - решение вопроса об оправдании православной веры с позиций рационального сознания, позитивное решение проблемы о возможности или невозможности установления на земле христианского идеала, которая связана с преобразованием мира в «нетленный» космос красоты, путем избежания воздействия разрушительных начал времени и пространства.

В практическом социальном плане реализацию своих идей В.Соловьев видит в теократии - церковно-монархическом государстве, которое приобретет всемирный характер после объединения православия и католицизма в союзе между русским самодержцем и римским папой.

Бытие. Проблемы бытия в истории

Бытие́ — в самом широком значении — существование.

Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии.

Древнегреческая философия о бытии

Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же» [2]. Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.

Учение Аристотеля о бытии представлено в его «Метафизике». Он, в частности, разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность).

Идеалистическая философия о бытии

В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, Бог. Идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) — истолковывает бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.

В диалектическом материализме

Диалектический материализм уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Диалектический материализм в целом не отрицает что сознание, мышление имеют бытие, но придерживаются мнения что бытие сознания, мышления порожденное и обозначенное через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта; что бытие называется объективной реальностью, а сознание есть отображение бытия. Вопрос о том, что первично — бытие или мышление, получил известность как одна из формулировок Основного вопроса философии.

 

Онтология

Поскольку бытие может пониматься как единственное (см. Парменид), постольку термин «бытие » часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — «небытие» и «ничто». Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.

Принято выделять ряд различающихся и в то же время взаимосвязанных основных форм бытия[3]:

§ Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.

§ Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.

§ Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

§ Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

У материалистического марксистского понимания общества есть важное преимущество. Оно позволяет объяснить многие формы духовной деятельности и отношений людей, таких как искусство, мораль, религия, ценности и др. Дело в том, что общественное бытие людей, актуализированное через экономические отношения (в технологиях, социальной реальности) фиксирует определенные формы реальности, которые отображаются в представлениях человека о них. Такой процесс называется общественное сознание (отсюда и формула «бытие определяет сознание»). Мысли индивида о способе поведения в реальности и возможных путях ее преобразования, таким образом, не первичны, а лишь отображают то, что происходит в общественном бытие. В общественном сознании отражаются не только совокупные знания и представление о мире, полученные с помощью выработанных обществом технологий и становящиеся достоянием опыта и переживаний индивида в его индивидуальном сознании. В общественном сознании преломляются формы бытия общества как целостной системы, определенные его самостью, и в этом качестве они рефлекссируются человеком и обществом в виде форм общественного сознания. К таковым относятся: политическая идеология, право сознания, мораль, религия, искусство, наука и философия.

Интегрирующим фактором общественного бытия выступает культура, под которой понимается совокупность материального и духовного производства как результата человеческой деятельности. В культуре опосредовано бытие человека в мире, итоги его познания и активности, преобразовательной над природой деятельности.

Таков общий характер общественной организации человечества. Философия здесь позволяет раскрыть наиболее общие его моменты и определить подходы к изучению. Однако общество ни есть лишь гармония. Развиваясь как над биологический «организм», оно неизбежно приходит к противоречиям с природой человека. Эти противоречия достигли своего апогея в современную эпоху и получили название глобальные проблемы современности. Их анализ и дополнит наше знакомство с социальной философией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: