Особенности сетевого урока
Урок-введение новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой он проводится в традиционной модели. Получение учащимся новой информации происходит в основном не на уроке, а в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении учащимися содержания сетевого урока, работе с Интернет-ресурсами и другими информационными ресурсами: книгами, словарями, энциклопедиями и т. д. [14]
Структура сетевого урока полностью повторяет структуру обычного классного урока.
Гибкость
Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
Дальнодействие
Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность
Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
Охват
Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.
Важно и умение использовать предоставленные материалы, овладение самим процессом обучения с помощью данных технологий.
Технология сетевого урока вызывает много опасений: как будет идти развитие устной речи учащихся; нарушается процесс "живого" общения между учащимися, а также между учителем и учеником; насколько свободен будет ученик в выборе целей урока? Продолжительное время нахождения ученика за компьютером [4]
Разработка сетевых уроков
Название разработки: сетевой урок по теме “Плетение из ивы”.
Тип разработки: Сетевой урок.
Предмет: технология; тема: «Плетение из ивы».
Цель: разработка сетевых уроков по теме “Плетение из ивы”.
На данном рисунке(рис. 1) приведен вид главной страницы созданного электронного пособия:
Рис. 1. Главная страница сетевого урока
Для кого предназначено: данное электронное учебное пособие предназначено для учащихся 9 классов общеобразовательных школ, студентов среднего специального и высшего учебных заведений.
Краткое описание: Серия сетевых уроков состоит из 6 HTML – страниц, переход между которыми осуществляется с помощью гиперссылок. На каждой web – странице содержится «Быстрый переход», позволяющий перейти на главную страницу или на любую необходимую web–страницу, что упрощает поиск необходимой информации.
В результате отбора материала по теме «плетение из ивы» в серию сетевых уроков были включены следующие разделы:
«Введение. Заготовка материала. Техника безопасности».
«Инструменты и приспособления».
«Основные виды плетения».
«Окраска, грунтовка, покрытие лаком».
«Оплетение зеркала. Примеры готовых изделий».
Разрабатывая сетевой урок, мы работали поэтапно:
1. Подобрали и проанализировали необходимую литературу;
2. Разработали структуру сетевого урока;
3. Разработали дизайн и навигацию серии сетевых уроков, продумали и выбрали щадящую для зрения цветовую гамму веб-страниц;
4. Создали сетевой урок.
В этой серии сетевых уроков применены презентации, видеоматериалы, фотографии, иллюстрации.
В проверке усвоенных знаний в конце уроков отказался от интерактива, т.к. малейшая орфографическая ошибка и ответ будет засчитан как неверный, к тому же свободная форма ответа дает больший потенциал выразительности ученика. Частично решается проблема контакта учитель- ученик.
Программное обеспечение, использованное для создания сетевого урока: TurboSite.
Программное обеспечение, используемое для просмотра сетевого урока: Браузер.
Заключение
Сетевые уроки широко используются в школе учителями как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают работу учителя, из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в электронном пространстве учителя.
Сетевыми уроками могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители.
Учитель может сам создавать сетевые уроки, так как для создания некоторых необходимы лишь начальные знания программного обеспечения.
Создавая свои сетевые уроки и используя уже кем-то созданные, учитель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значит потеряться в информационном обществе.
Для хранения сетевых уроков не нужны шкафы, библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера, на внешних носителях или в WWW. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромного множества плюсов, на наш взгляд очень важный, ведь накапливая с годами сетевые уроки, структурируя их и, «раскладывая по полочкам» учитель создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения. И пусть на начальном этапе учитель будет не регулярно, можно сказать хаотично, использовать сетевые уроки в своей преподавательской деятельности, но потом он поймет, что начавшая складываться система значительно помогает ему в процессе обучения. Это позволит сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме сетевых уроков как для самого учителя, так и для учеников.
Литература
1. Вопросы информатизации образования [электронный ресурс] https://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214
2. Живое пространство образования [электронный ресурс] https://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4655/Itemid,118
3. Карпочева, В.Е., Фионова, Л.Р. К вопросу о методике создания электронных пособий //Педагогическая информатика. - 2003. №4
4. Краснова, Г. А., Беляев, М. И., Соловов, А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. М.,- г.Москва. 2001.
5. Тевелева, С. В., Электронный учебник как средство дистанционного обучения // Информатика и образование. – г. Москва. 2000. №8
6. Скрипник, И. Плетение из лозы.- г. Москва. 2011. 288 с.
7. Способы и техника плетения [электронный ресурс] https://les.novosibdom.ru/node/487
8. Определение и критерии ЦОР [электронный ресурс] https://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/ЦОР
9. Методология разработки компьютерного учебного пособия [электронный ресурс] https://www.e-joe.ru/sod/98/2_98/st014.html
10. Информационно - коммуникационные технологии в образовании. Яковлев, А.И. [электронный ресурс] https://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0
11. Журнал PCWEEK Russian edition №5 (227) 2000 год
12. Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно – телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования [электронный ресурс] https://edu.of.ru/attach/17/5890.doc
13. ЭОР и требования к их разработке [электронный ресурс] https://www.eir.ru/
14. Андреева, И.Ю. Азизова, Н. А. Степанова, Электронное пособие как интерактивное средство обучения. // Биология в школе. 2008. № 1стр. 48-49.
15. Конев, М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения. // Химия в школе №5, 2008, с.12-14