Речевые средства общения




Характер содержания взаимодействия зависит прежде всего от речевых средств, техник общения, которые образуют в коммуни­кации существенную логико-смысловую линию. Ведущей харак­теристикой современного делового стиля общения является крат­кость и простота построения фразы, использование профессио­нальной разговорной лексики, своеобразных речевых клише и штампов. К собственно коммуникативным аспектам разговора можно отнести приемы привлечения и удержания внимания со­беседника, а также выбранный тон общения — дружеский или официальный, снисходительный или уважительный.

В коммуникации для достижения ожидаемых результатов ис­пользуют разнообразные психотехнические приемы, ко­торые задают определенный разговорный стиль:

воображаемая диалогизация имитация потенциального диа­лога, обстановки диалога, что вводит в заблуждение собеседника;

вопросно-ответный ход субъект общения сам задает себе вопрос и сам же на него отвечает, например риторический во­прос, позволяющий привлекать и поддерживать внимание собе­седника и вместе с тем вести свою «подспудную линию»;

эмоциональные восклицания они усиливают внимание к пред­мету взаимодействия, стимулируют вовлеченность собеседника в разговор;

эвфемизмы (от гр. ей — хорошо + говорю) — более мягкие эквиваленты резких слов, позволяющие поддержи­вать доброжелательную атмосферу контакта, снижающие негатив­ное проявление эмоций как реакцию на те слова-«красные флаж­ки», которые обычно вызывают отрицательные эмоции и экспрессивные вспышки (например: вместо «вы должны» использо­вать «хотелось бы»; вместо «неудача» — «неполная победа»; вмес­то «не врите» — «не сочиняйте, не фантазируйте» и пр.);

инверсия (от лат. — переворачивание, перестановка), т.е. осмысленное нарушение порядка слов, обращение смысла, переданного собеседником, с отрицательного на положительный и с положительного на отрицательный, в зависимости от намере­ний собеседника, использующего данный прием;

«аффинити» — создание такого эмоционального фона обще­ния (симпатии, влечения собеседников), который способствует конструктивности и взаимопониманию, через психологическое присоединение, демонстрацию необходимых в конкретной ситуа­ции эмоциональных реакций, поиск согласия и нахождение со­впадающих интересов;

дистанция прием как глубокого проникновения в обстоя­тельства и переживания собеседника, так и полного отстранения от личных вопросов. Например, резкий переход от обращения «ты» к обращению «вы» свидетельствует о дистанцировании, которое демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие, а возмож­но, даже враждебность или антипатию. Обратное переключение свидетельствует о положительных сдвигах в общении, о желании сократить формальную дистанцию и общаться более дружелюбно;

активность участия — проявляется в частоте и продолжитель­ности включения в него, может свидетельствовать:

- о степени заинтересованности собеседника в обсуждаемой проблеме, в самом взаимодействии;

- о самооценке человека, его уверенности или застенчивости, состоянии тревожности;

- об общей склонности человека к развернутости или лаконич­ности высказываний, умении говорить коротко.

Все речевое поведение при взаимодействии ориентировано на определенную вербальную или невербальную реакцию собесед­ника (обратную связь).

Для того чтобы реакция была адекватной пре­вентивным ожиданиям участников общения, не­обходимо соблюдать следующие правила:

1) считать каждого собеседника обладающим позитивными личностными качествами;

2) в каждом партнере уважать личность и ее право на свою точку зрения, на достижение необходимого результата;

3) соблюдать постулат релевантности (от англ, умест­ный, относящийся к делу, т. е. между информационным запро­сом и полученным сообщением должно быть смысловое соответ­ствие);

4) корректно относиться к количеству и качеству информа­ции;

5) использовать языковую нормативность речи;

6) подчиняться установленным правилам, ограничениям, регламенту.

Реализация перечисленных выше правил в практике взаимо­действия позволит каждому из участников общения достигать желаемых двусторонних результатов на основе сотрудничества.

Игра «Воздушный шар»

Игра дает возможность посмотреть, как люди ведут себя в кризис­ной, экстремальной ситуации, какие речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) приемы и средства используют для решения проблемы.

Члены команды (5-9 чел.) должны представить себе, что летят на перегруженном воздушном шаре. Группа должна выбрать, кто будет следующим, кто должен покинуть корзину без парашюта.

Каждый участник игры должен объяснить, почему этим следующим не может быть он. Считает ли человек, что без него не выживет никто, или для того, чтобы избежать этой участи, вызывает к себе всеобщее расположение? Игра показывает, к каким методам, приемам и техникам (особенно когда остаются лишь двое игроков, а шар все еще перегру­жен и для высшего блага кто-то должен пожертвовать собой) прибегают участники взаимодействия, чтобы остаться в живых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: