ПЕРСПЕКТИВАИ ОБРАЗНЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ 5 глава




Выделение пространственных ценностей как единственных или главных ограничивает задачи искусства. У художника это чаще всего попытка утвердить универсальное значение собственных творческих средств, применяемых при решении содержательных творчески за­дач. Перекликающееся с известным сонетом Микеланджело пред­ставление Гильдебранда о пространстве картины как сосуде с водой, где равно важны и формы погруженных в пространство предметов и форма пространства между предметами, типично для определенного круга композиционных решений.

Но предметы погружены также в среду, наполненную цветом, све­том или мраком, взаимодействуют и с ней.

Пространственная задача может быть подчинена цветовой компо­зиционной задаче. Разве „Сирени" Врубеля можно отказать в композиционности только потому, что основным средством в этой извест­ной картине служит цвет? Именно в его сумеречном аккорде - эмо­циональное воздействие образа („форма воздействия"). Вместе с тем - это вовсе не ковер пятен, а цветовое пространство. Предметы и пространство здесь - не две взаимоопределяющие, но противостоя­щие друг другу формы, как позитив и негатив, а единая предметно-цветовая среда.

Но обязательно ли для изображения вещей трехмерное простран­ство? Возможны ли совершенно плоскостные изображения? Всегда ли стоит перед художником двоякая композиционная задача - и плоскость и пространство? В последнее время модно думать, что изображение предметов без какого-либо отношения к трехмерной задаче, изображение, утверждающее только плоскость, возможно. Думают даже, что в таком решении образа заключено естественное требование прочной связи живописи с архитектурой. Вопрос о связи с архитектурой не входит в нашу тему. Но надо со всей серьезностью отнестись к следующему, хорошо установленному факту. Любая, даже плоская фигура, а тем более узнаваемый силуэт предмета, даже и оставаясь однородно окрашенным пятном, и даже - только зам­кнутым контуром, читаются иначе, чем окружающий их „фон". „Фи­гура" читается более плотной и выступающей вперед. „Фон" всегда читается как распространяющийся за „фигурой". Перед нами, оче­видно, элементарный признак трехмерности, глубины. Благодаря явлению „фигура - фон" трехмерность вторгается как неизбежное следствие изображения вещей и даже абстрактных фигур (но не бес­форменных пятен).

Возможно ли, с другой стороны, совершенно иллюзорное изобра­жение на плоскости - такое, чтобы плоскость вовсе не читалась, и от­ношение к ней художника и зрителя как к материальной плоскости отсутствовало бы вовсе? Выше мы уже ответили на этот вопрос отрицательно. Никакое изображение на плоскости не располагает всей суммой средств восприятия трехмерного пространства, каким мы пользуемся, воспринимая зрительно окружающий нас мир. А мы воспринимаем пространство не только зрительно! Больше того, для восприятия изображения необходима специальная установка зрителя на отключение (или ослабление) восприятия реального окружения.

Говорят, что „иллюзорное" изображение, принятое в европейском искусстве со времени Возрождения, можно уподобить открытому окну2. Это несостоятельное сравнение. Любая картина, скорее, эле­мент стены, по отношению к которой реальное движение ограничено движением вдоль ее поверхности и отходом. Она - непрозрачная пло­скость, где совершается переход реального движения - в условное, только „зрительное" движение. Существенная сторона восприятия открытого окна - сознание расширения реального пространства на новую пространственную зону, сознание возможности реального вы­хода в большое пространство. Совсем иное дело - сознание изобра­зительной иллюзии пространства и особая установка на восприятие не самой реальности, а ее изображения, сознание возможности лишь мысленного входа в изображенное пространство.

Обычно забывают, что такой мощный механизм восприятия про­странства, как бинокулярное слияние диспаратных образов левого и правого глаза и вся сумма сопутствующих движений (глаз, головы, и т.п.), информирует нас не только о трехмерной форме и глубине, но и о плоскостности. Стереоэффект (безусловный рефлекс от слияния диспаратных образов для двух глаз) включает в себя и минус стерео­эффект при восприятии плоскости (безусловный рефлекс на пло­скость).

Реальная попытка войти под своды архитектуры, изображенной в „Афинской школе" Рафаэля (образец исключительно сильной про­странственной иллюзии), могла бы служить симптомом тяжких моз­говых нарушений. Мы не видим на картине реального пространства, хотя и видим изображение пространства и можем любоваться силой его изображения.

Вопрос о том, как видел бы наше иллюзорное изображение (напри­мер, фотографию) египтянин древнего мира или человек каменного века и видел ли бы он, скажем, перспективные сокращения как выра­жающие пространство или как искажающие форму, остается в области догадок, если, конечно, не отстаивать ту наивную точку зрения, что человек всегда изображает, как видит, а не так, кроме того, как хочет и может, как воспитан традицией.

 

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВАИ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ

СИНТЕЗ НА КАРТИНЕ

Нет изображений на плоскости, в которых так или иначе не чита­лось бы пространство. Нет и таких изображений, где вовсе не чита­лась бы непрозрачная плоскость изображения. Пространство, как важная для любой картины композиционная задача, определяется характером соотношения с плоскостью, составом плоскостных средств, используемых в синтезе „плоскость - пространство".

Начиная со второй половины XIX века - к тому времени естествен­ные науки, изучавшие человека, сделали огромный шаг вперед, -естествоиспытатели, искусствоведы и художники пытались связывать теорию изобразительного искусства с данными физики, физиологии и экспериментальной психологии. Импонировала научность фунда­мента. Выводили законы искусства из законов оптики и закономер­ностей зрительного восприятия. Такие ученые, как Г. Гельмгольц, теоретики импрессионизма, цветоведы исходили из типичного для того времени понимания задач художественного изображения. Счи­тали само собой разумеющимся, что действительность может и дол­жна выглядеть на картине точно такой, какой „мы ее видим". Именно для этого Гельмгольц, например, пытался вывести правила изобра­жения „верных" светлотных отношений и светлот из законов приспо­собительной работы глаза, а цветоведы - правила цветосочетаний из законов цветового зрения, смешения и контраста цветов.

Итак, изучали законы цветового зрения, процесс восприятия про­странства и синтез, „представленный" только как общий процесс. С этой точки зрения моделирование процесса создания картины ка­жется не слишком сложным. Ведь человек изображает „так, как ви­дит". Он изображает хорошо, если „верно" видит (прим. 3). Но что значит - „верно"? И разве задача изображения, даже ремесленного изображения, не требует особого восприятия цвета для его передачи на ограниченном куске плоскости, разве она не покоится на особом восприятии пространства „для его изображения"!

Была ли это реакция против натурализма и импрессионизма, как иногда думают, или против академической рецептуры, но в самом конце XIX и начале XX века многие художники и искусствоведы уви­дели недостаточность прямого переноса общих данных науки о зри­тельном восприятии на творческий процесс. Задача художника глуб­же, чем задача простого воспроизведения природы. Снова возникла старая идея, которую Гёте выразил так: на картине мы видим мир „более зримый" (яркий, выразительный), чем действительный мир. Каким образом?

А. Гильдебранд и позднее Г. Вёльфлин, а у нас В. Фаворский стре­мились осмыслить процесс восприятия и синтеза представлений, не­обходимый для художественного изображения. Не всякое явление, а только выразительное явление предмета воспроизводится в искус­стве. Гильдебранд противопоставлял „форме бытия" „форму воз­действия" - выразительную форму. Процесс восприятия действи­тельности художником должен быть, по его мысли, отбором „форм воздействия", необходимых для художественного изображения, и их синтезом. Фаворский в этом же смысле говорил о синтезе времени и пространства на композиционном рисунке.

Раньше законы искусства пытались вывести из общих законов' восприятия действительности, теперь выводили эти законы из осо­бого, избирательного восприятия действительности и синтеза полу­ченных таким путем представлений.

Сразу же стало очевидным значение противоречия между изобра­зительной плоскостью и трехмерным пространством (объемом), между движением, жизнью и ее неподвижным образом на картине. Возникли понятия „далевой образ" и образ, представляющий собой синтез двигательно-зрительных данных при рассматривании предмета вблизи (А. Гильдебранд). Стали различать рисунок „объемный" и „плоскостной" (светотеневой). Первый связывали с движениями глаз, переменой точек зрения и обобщающей, объединяющей функ­цией представления, второй - с „чисто оптическим" подходом к действительности. Акцентировали двигательные и осязательные связи зрительного восприятия, синтез представлений, синтез разных профилей предмета, разных пространств, разных состояний во вре­мени (В. Фаворский)4.

В эти годы, углубившись в специальные исследования, психологи и физиологи потеряли интерес к вопросам искусства и названные тео­рии художников сводились к своеобразному использованию старых данных времени Гельмгольца, Сеченова.

Данные психологии и физиологии были не новыми. Но существен­ным было все же новое направление изучения восприятия „для изо­бражения". И именно эта новизна не была принята в те годы естест­воиспытателями5.

Итак, раньше изучали восприятие (представление) действитель­ности как общий процесс, не задумываясь над тем, каков он в дея­тельности художника. Позднее постулировали особый характер вос­приятия (представления) действительности в целях изображения, привлекая, однако, для его объяснения по-прежнему старые данные общей психологии и физиологии. Совершенно не изучали сам реаль­ный процесс изображения, ни как „ремесленный", ни тем более как творческий процесс. Не изучали поэтому и восприятие изображения, неизбежно присутствующее в этом процессе. Пропустили важнейшую проблему „чтения" изображения, от решения которой в значительной мере зависит также и решение вопроса об особенностях восприятия действительности „для изображения". В понятии „формы воздей­ствия" (выразительной формы) содержится только предчувствие этой проблемы.

Не видели, что процесс восприятия предмета (действительности) художником определяется не только задачей изображения, но и са­мим процессом изображения, характером этого процесса н его су­щественной частью - восприятием („чтением") возникающего изо­бражения. Не замечали, что именно в особенностях восприятия изображения содержатся ключевые вопросы цветовых гармоний, пространственного решения, композиции.

На языке современной науки можно так выразить нашу мысль. Раньше имели в виду только прямые связи изображения с действи­тельностью, не видели особого характера и значения обратных свя­зей (от изображения к предмету для продвижения и улучшения изо­бражения).

Если же уяснить существенную разницу в каналах информации между восприятием предмета и восприятием его изображения, станет очевидной несостоятельность попыток построить теорию компози­ции, игнорируя особенности восприятия изображения.

Расчленим вопрос о зрительном восприятии пространства на два вопроса.

Определим, прежде всего, что известно и что не решено в современ­ной науке относительно восприятия реального пространства, чтобы затем установить, что и как может войти в восприятие изображения из общего зрительного опыта.

Под влиянием Гильдебранда, воздействие которого испытали на себе многие искусствоведы и художники, у нас, в частности, выдаю­щийся график В.А.Фаворский, существует неверное представление о решающей роли движения глаз, смены зрительных позиций и общего двигательного опыта в восприятии пространства.

На самом деле в восприятии реального пространства движения глаз, сведение их осей (конвергенция) и аккомодационное усилие, во-первых, ограничены зоной очень малых расстояний, во-вторых, - не способны противодействовать другим более мощным признакам -глубины.

Вот какой итог формулирован в сводном труде Р.Вудвортса „Эспериментальная психология", автора очень внимательного к фак­там и всегда в случае открытого спора резервирующего свою точку зрения, стараясь объективно изложить все „за" и „против" разных теорий: „...из всех этих экспериментов... мы можем почти наверное сделать тот вывод, что осязательно-кинэстетические ощущения кон­вергенции и аккомодации играют в правильном восприятии рас­стояния весьма малую роль. Даже на таких малых расстояниях, как 15-30 см, аккомодация и конвергенция сами по себе, видимо, мало содействуют восприятию глубины".

Рассматривая проблему зрительного восприятия пространства в целом, Вудвортс заключает главу такими словами: „Все говорит в пользу большого преобладания зрительных признаков. Они не толь­ко более точны, чем тактильные, кинэстетические ощущения из области глазных яблок, но непосредственно „привязаны" к зритель­ному полю. В обычных условиях все признаки интегрированы, точнее говоря, они совместно участвуют в создании воспринимаемого про­странственного поля. Исключая случаи манипулирования неболь­шими предметами прямо перед глазами, бинокулярные признаки, вероятно, менее важны, чем заслонение, тени и различные виды пер­спективы" (курсив мой. - Н.В.).

Правда, ясное восприятие пластической формы требует иногда хотя бы частичного обхода предмета. А обход предполагает пере­мену зрительных позиций. Возвращаемся ли мы при этом к основной позиции, сохраняя цельность объемного образа благодаря непо­средственной зрительной памяти, или, накапливая множество разных аспектов, строим изображение по системе, отличной от системы центральной перспективы, мы, несомненно, опираемся на широкий зрительный опыт, но все же опыт зрительный, и создаем образ для зрения.

Это надо подчеркнуть. Двигательный опыт часто привлекают без толку, забывая о его перекодировании в зрительные признаки.

Я вынужден обойти сложнейшую проблему синтеза образов в зри­тельном восприятии реального пространства, синтеза как процесса, обусловленного нашей повседневной деятельностью, хотя для ис­кусства это важный вопрос. Если надо говорить о роли восприятия реального пространства для художественной деятельности, то не по данным психофизиологии XIX века.

Ограничусь образной характеристикой процесса. Мы живем среди вещей и человеческих отношений, живем в непрерывном действии и общении. Пространство приобретает форму и меру от размещения в нем предметов и наших действий с ними. Оно сжимается и расши­ряется в восприятии, уплотняется в густую среду или приобретает характер бесконечно распространяющейся пустоты, оно анизотропно (неоднородно).

Реальное пространство есть уходящая вдаль плоскость земли, на которой мы стоим, ощущая ее твердость и радуясь океану воздуха над нами; оно - ущелье улицы между тесными домами, где нельзя пройти в стороны; пространство крыш; ничейное пространство до окопов врага. Образ реального пространства синтетический, он соз­дается не только актом зрения, но и всей суммой действий с предме­тами и около них. Однако для изображения существенны только зри­тельные признаки. В картине весь опыт перекодируется в формы зрительного синтеза. Пространство и пребывание в нем находят свое зрительное выражение, пластика предмета и деятельность с ним даются в зрительном переводе, для зрения и только вследствие этого для восприятия изображенного действия и для понимания его смысла.

В повседневной практике, а тем более в чрезвычайных обстоя­тельствах - все в движении, зрительная позиция меняется, предмет уходит из поля зрения и внимания и появляется в нем снова, но уже другими сторонами.

Синтез пространства в самой жизни есть синтез выборочный, тесно связанный с деятельностью человека. Наивно думать, что этот син­тез приведен к плоскости, он приведен к деятельности с ее ориентиро­вочными и другими компонентами. Он вспыхивает и гаснет, носит то крайне обобщенный (размытый), то врезывающийся в память характер. Система его перевода на тот или иной язык, например, на язык живописи не предуказана в неосознанных изменениях образа. Обходы вещи и проходы между ними могут быть и существенными, и совершенно несущественными в практике общения с вещами.

Как входит наш общий двигательный опыт в зрительное воспри­ятие метрического пространства, какие зрительные признаки фор­мируются как главные для изображения, какова здесь роль деятель­ности и научных представлений - все это еще нерешенные вопросы.

Известно лишь, что элементарный зрительный синтез осущест­вляется в поле ясного зрения уже с одной зрительной позиции, вслед­ствие двуглазия. Закономерные различия и изменения образов для левого и правого глаза, как доказывает стереоскоп, обеспечивают при условии слияния образов пластический и пространственный эф­фект (стереоэффект). Слияние же требует конвергенции глаз на пред­мет. Для ближних предметов - это постоянно меняющаяся конвер­генция.

Однако не следует преувеличивать в процессах восприятия про­странства для изображения и роль двуглазия.

Удивительно, что в диспаратности образов для левого и правого глаза еще видят проблему двух точек зрения. Точка зрения, с кото­рой мы видим, уже сама есть эффект подсознательного зрительного синтеза на основе „ведущего" глаза - синтеза, в результате которого разница двух точек зрения скрыта в общем стереоэффекте. Отсутствие зрительного синтеза диспаратных образов тотчас же создает двоение образа, то есть разрушает стереоэффект. Заметим еще раз, что в стереоэффект входит и минус стереоэффект, эффект плоскостности. Он также создается двуглазием. Восприятие пластики и глубины на картине как реальной плоскости всегда сопровождается минус стерео­эффектом (эффектом плоскостности) и сходно с восприятием смысла речи, как будто и непосредственным, но все же опосредованным зву­ками.

Несомненна роль ракурсов и ракурсных изменений формы пред­мета в восприятии реального пространства и уменьшение видимой величины предметов по мере их удаления. Но и эти перспективные основы синтеза, использованные для построения пространства кар­тины, совсем иначе живут при восприятии реального пространства, действуют лишь „в общем". Они постоянно „плывут", геометриче­ски неустойчивы. Как заметил еще Аристотель, видимая величина предмета при его удалении сокращается не пропорционально рас­стояниям. В силу явления „константности восприятия величины" образ предмета в некоторой зоне удаления, при обычной установке, кажется почти неизменным по величине и только на больших рассто­яниях его изменения всегда отвечают так называемому „угловому закону" (видимая величина предмета во столько же раз больше, во сколько раз меньше расстояние до него). То же относится и к изме­нениям формы при ракурсах.

Итак, оставим вопрос о зрительном синтезе при восприятии реаль­ного пространства.

Зрительный синтез пространства на плоскости изображения - осо­бый синтез. Он требует анализа и набора действенных признаков глубины, способных сработать, несмотря на минус стереоэффект.

Здесь необходим анализ самой картины, ее пространственного и пластического эффекта. И он в руках искусствоведа, в образцах живо­писи, в ее истории.

Какими же признаками глубины и пластики располагает живопись (рисунок), из каких элементов может складываться пространствен­ный строй картины того или иного типа?

Самый сильный признак и самый древний с точки зрения истории изображения - заслонение (закрытие) дальных предметов ближними. Явление „фигура - фон" принадлежит к этому же кругу явлений, ибо фон кажется распространяющимся за фигурой (частично заслонен­ным фигурой). Заслонение всегда и безусловно дает увидение факта разного удаления, но лишь в смысле: „одно находится за другим".

Ни один другой признак глубины не может противодействовать заслонению, если заслоненный предмет узнается. Заслонением созда­ют компактные группы с общим силуэтом. Композиционный смысл общего силуэта очевиден. Его объединяющее действие аналогич­но действию легко читаемой плоской геометрической фигуры (круга, треугольника), в которую вписываются персонажи и предметы сцены.

Можно сказать, что заслонение само по себе, без использования других признаков пластики и глубины, создает некоторую неметри­ческую, неясно выраженную глубину. Но пространство, построенное приемом заслонения, может войти и в глубокий пространственный строй как носитель особого смысла - тесноты, монолитности, един­ства действия - по контрасту с разобщенностью предметов и фигур - пустотами пространства, пространственными промежутками.

В такой функции его можно найти у мастеров и предшественников раннего Возрождения, в частности у Джотто. В падуанских фресках, таких, как „Избиение младенцев" (правая группа), „Оплакивание Христа" (левая группа) теснота и монолитность толпы несут важную смысловую нагрузку. И у Мантеньи в „Распятии" группа с Марией построена по принципу заслонения в соединении с повторяемостью силуэтов (склонение голов и т.д.), что служит, очевидно, выражением общей скорби. И лишь ракурсная нижняя граница толпы скорбящих и контрастная фигура воина в глубине создают дополнительные указания на значительное эшелонирование толпы в глубину, делая ее большой, мощной.

В связи со сказанным следовало бы пересмотреть традиционную точку зрения на плоскостность египетского силуэтного фриза и ана­логичных изображений. Действительно ли они утверждают только плоскость стены, не давая никакого представления о „впереди и сзади"? Анализ явления „фигура - фон" делает такое утверждение сомнительным. Или пространственный эффект заслонения видим только мы - люди нового времени? Но почему же рука в классиче­ском изображении человека египтянином пересекает (заслоняет) часть тела, а одна нога частично заслоняет другую? Я уже не говорю об отклонениях от канона, например об известной сцене с плакаль­щицами.

В развитии западного искусства начиная с эпохи Возрождения но­вое понимание пространства заставило искать средства для передачи расстояний между заслоненными и заслоняющими фигурами путем выразительных ракурсов и снятия сплошных аналогий, путем инди­видуализации фигур, разнообразием движений в толпе. Но заслонение как признак глубины продолжает жить, и нельзя забывать те вырази­тельные ценности, которые с ним связаны.

Второй признак глубины - ракурсная плоскость „пола". Обычно в расположении дальних фигур выше, а ближних - ниже видят чистую условность. Это, конечно, не так. Такое расположение прямо связано с ракурсным восприятием земли при естественной зрительной пози­ции стоящего, сидящего или идущего человека и гравитационной не­однородностью верха и низа картины. Именно поэтому, даже если изображение земли отсутствует, расположение фигур выше и ниже на гравитационно ориентированной плоскости говорит о разном уда­лении по ракурсу земли. Чаще всего, однако, даже в средневековой живописи ракурсная плоскость пола изображена или по крайней мере обозначена.

Можно ли назвать „позем" изображением земли? Эта темная узкая полоса в иконах не дает представления о мере ракурса земли, ее верх нельзя рассматривать как горизонт. Она, скорее, именно обозначение, чем изображение. Но ступни ног и одежды фигур засло­няют верхнюю часть позема, а это значит, что позем распространяется за фигурой ракурсно, а не только служит опорой.

Вместе с заслонением расположение фигур и предметов выше и ниже по плоскости картины образует целостный пространственный строй, требующий особого типа цветовых и линейных ценностей. Он не претендует на изображение глубины, которую можно было бы из­мерить (зрительно оценить), но очень ясно определяет слои изобра­жения. Слои - это прообраз пространственных планов и кулис. Это простейшая система чтения трехмерности. Как система она чужда станковой картине, не определяет пространства действия, не опреде­ляет построения в плане. Но как сумма важных признаков участвует в построении картины. В частности, расположение предметов по пло­скости земли на изображениях с высокой точки зрения позволяет и при отсутствии данных для выразительного применения линейной перспективы (например, природный пейзаж, см. ниже анализ „Охот­ников на снегу" Брейгеля) создавать глубоко эшелонированное про­странство.

Затем вступает в силу новый - третий признак глубины. Ракурсность вертикальных и горизонтальных плоскостей в элементах архи­тектуры, пейзажа и таких предметов, как подножие, стол, мелкие аксессуары. Нефронтальные ребра предметов, пересечения поверхно­стей образуют целую систему линий, которые читаются в противо­положность фронтальным вертикалям и горизонталям наклонен­ными в глубину. Мощно действуют как указатели глубины линии пересечения ракурсных вертикальных плоскостей с полом. Эти линии, даже не будучи подчинены какой-нибудь системе, способны вызвать эффект глубокого пространства.

Именно на этом уровне признаков трехмерного пространства мы встречаемся и с перспективой в узком значении слова. Не будем оста­навливаться на вопросе, что здесь следует считать прямым следст­вием изменения зрительных сигналов в восприятии действитель­ности при ракурсах и удалении, а что - следствием изобразительного опыта и возникающей в нем изобразительной системы.

В целом очевидно, что плоскостность изображения требует жертв либо за счет метрической ясности, либо за счет формы предмета. Отличным примером жертв может служить изометрия. По опреде­лению изометрической задачи, изображение по всем трем осям со­храняет действительные размеры (в заданном масштабе). Однако именно поэтому формы некоторых граней или поверхностей, считая по плоскости, страдают (это - жертва). Прямоугольные грани куба, например, превращаются в ромбы. Неискаженное совместное изображение всех граней куба может быть дано только в развертке, то есть за счет отказа от передачи трехмерной формы (это - противополож­ная жертва).

Что касается группы предметов, то здесь вопрос решает система. Такие предметы, как куб, легко узнаются в аксонометрии, но ка­жутся искаженными в системе прямой перспективы и, наоборот, в аксонометрическом изображении предмет, изображенный по пра­вилам прямой перспективы относительно некоторого воображаемого горизонта, кажется искаженным (его форма не узнается). Так же как система признаков (сигналов) глубины, так и связанная с ней система жертв создают тип пространственного построения.

Следует заметить, что геометрическая (чертежная) точность для полноценного эффекта трехмерности изображения вовсе не требу­ется. И когда мы говорим о ракурсности как новом признаке глу­бины, суть дела не в строгой геометрической системе, а вообще в соз­дании на картине впечатления ходов в глубину, их богатства. Систе­ма, например система прямой (центральной) перспективы или аксо­нометрия, лишь приводит к единству метрику пространства в ее сокращениях на плоскости и меру искажения форм предметов.

Почти любая совокупность линий на плоскости, в которую входят наклонные и кривые, в особенности же ритмическая система, система с параллельными и контрастными линиями, воспринимается как вы­ражающая глубину, трехмерную форму и движение. Сюда относятся лестничные построения, типичным примером которых может слу­жить изображение поднимающейся кверху земли в иконах (так на­зываемые „иконные горки"). Сюда относится зигзагообразная линия оснований предметов как результат повернутости предметов друг относительно друга. Сюда относятся и совсем абстрактные развертки прямоугольных предметов и пересечения кривых поверхностей в складках одежды, лежащих по форме тела. Ракурсность - указатель глубины, допускающей соседство изометрии, фронтальной проекции, прямой перспективы и так называемой „обратной перспективы" на одной и той же картине. Этим малоизученным в его общности гене­ратором глубины и пластики пользуются, между прочим, кинетисты, в своей графике сознательно отрывая игру линий и поверхностей от изображения вещей, для которого они возникли. Аналогия с абстракт­ной игрой цветовых пятен здесь совершенно очевидна.

Полезно дать анализ нескольких образцов, где пространство строится богатством ходов в глубину, без помощи средств прямой перспективы.

В правой нижней четверти четырехчастной новгородской иконы из Русского музея (XIV-XV вв.) изображен евангелист Иоанн, диктую­щий Прохору текст Евангелия. В нижней правой части иконы мы видим активную ломаную линию основания скамьи Прохора, его подножия и стола, на котором он пишет. В нижней левой части налицо аналогичная конструкция хода по земле (впрочем, не столь активная). И в повороте массивной фигуры Иоанна с богато разра­ботанной системой выражающих пластику формы складок, и в ступен­чатых формах земли сзади („горках"), уходящих в глубину, мы видим явное стремление создать объемы и углубиться в изображенное пространство, вписать сцену в „пещеру". Однако плоскости прямо­угольных предметов не подчинены ни прямой, ни так называемой „обратной" перспективе, ни системе аксонометрической. Боковые грани и ребра то расходятся к предполагаемому горизонту, то строго параллельны, а в „горках" - даже сходятся.

В „Успении" Феофана Грека (ГТГ) подставка для свечи дана в слабо выраженной „обратной" перспективе. Ложе богоматери - в параллельной перспективе. Верхняя грань ложа развернута, очевидно, для выделения и показа тела богоматери. Сильные ходы в глубину по ракурсной плоскости пола намечены ступнями ближних апостолов и плотными группами слева и справа, построенными по принципу тесного заслонения и возвышения дальних фигур над ближними как бы по направлению к некоторому предполагаемому, неопределен­ному горизонту. Над ними возвышаются выделенные белыми одеж­дами пророки и Христос, держащий душу богоматери. Эти три фи­гуры входят в новое, „духовное" пространство - пещеру, замкнутую правильной дугой. Земное же пространство продолжается в условной архитектуре башен справа и слева, замыкающих сверху всю компо­зицию. Здание справа выдержано в параллельной перспективе, за­ставляющей предполагать горизонт выше рамы. Здание слева, на­против, - в очень своеобразном сочетании параллельной и „обрат­ной" перспективы, придающей ему причудливую, алогичную форму. Совершенно ясно, что никакой системы „обратной" перспективы в этой иконе нет, но есть активная система ракурсных ходов в глубину.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: