Роль ПД в выявлении детей с нарушениями в развитии и нарушениями речи.




2.06.2017.

 

Психолого-педагогическая диагностика детей – область практики проведения исследований практикующим специалистом.

За последние 2-3 десятилетия произошла значительная гуманизация; вводятся новые критерии оценки результатов психологических исследований.

Психодиагностика служит интересам как общества, так и конкретных его членов.

 

В самом общем виде психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза. Термин психодиагностика появился после появления книги Роршаха (1927 г.) и очень быстро вышел из области медицины в другие науки. Распространилось также и на обследование групп индивидов.

Предмет – принципы разработки психодиагностических (ПД) средств, их воплощение в диагностических методиках, вкл. методологическое, теоретическое обоснование, проверку валидности и надёжности.

 

Одно из значений термина диагноз (греч.) – распознание чего-либо, например, болезни в медицине, отклонение от нормы в дефектологии и т.д. ПД как теоретическая дисциплина служит соединительным звеном между психологическими исследованиями и практикой. Теоретические основы задаются соответствующими областями психологической науки (общая п., дифференциальная п., возрастная п., медицинская п. и др.)

 

К методическим принципам ПД относятся приёмы изучения индивидуальных психологических особенностей, способах обработки, интерпретации получаемых результатов. Направление теоретической и методической работы определяются запросами психологической практики. Запросы средств, соотносимые с запросами работы практических психологов.

 

Компетенция ПД включает в себя:

· Конструирование и апробация методик

· Разработка требований, которые они должны удовлетворять как измерительный инструмент

· Выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов

· Обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов

 

ПД предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчёта, либо сравниваться между собой.

Поэтому два типа диагнозов:

· На основе констатации наличия/отсутствия какого-либо признака данные, полученные с помощью ПД соотносятся с нормой или каким-то критерием.

· Нахождение места испытуемого на оси континуума по выраженности тех или иных качеств и ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей (высокого, среднего, низкого уровня развития тех особенностей, которые изучаются).

Постановка или выбор тех или иных психологических задач предполагает различение ситуации клиента и ситуации экспертизы. В первом случае человек сам обратился за помощью, что значит, он охотно идёт на сотрудничество. Во втором случае человек хочет скрыть/приукрасить/получить лучшие результаты и т.д., осознанно контролирует своё поведение, свои ответы для максимально выигрышного положения.

 

Задачи ПД можно различать с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данные, и какова ответственность психодиагноста за выбор способов вмешательства, способа обследования.

Ситуации:

1) Данные используются специалистом-смежником для постановки психологического диагноза или формулирования административного решения. Как правило, типично в медицине. Психолог выносит суждение об особенностях пациента, а медик выставляет диагноз и назначает лечение. То же самое, например, при запросе суда.

2) Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля.

3) Данные используются самим психодиагностом для постановки диагноза, и он же проводит коррекционно-развивающую работу. Психологическое консультирование относится сюда.

4) ПД данные используются самым обследуемым в целях саморазвития и коррекции поведения. В этой ситуации психолог несёт ответственность за корректность ПД, этические аспекты диагноза и частично за то, как диагноз будет использован клиентом.

 

Методы ПД условно делятся на 2 категории:

1) Стандартизованные. Объективные тесты и стандартизованный самоотчёт.

В основе лежит соблюдение достаточно строгих сформулированных в явной форме правил.

2) Экспертные (методы понимания). Проективные и диалоговые методы.

Рассчитаны в большей степени на профессиональный опыт, на психологическую интуицию психодиагноста. Незаменимы везде, где не разработаны стандартизованные процедуры.

 

Измерительные методы имеют свои достоинства – объективный характер процедуры, возможность перепроверки, благодаря выполнению психометрических требований: репрезентативности, надёжности, валидности.

 

Репрезентативность – это соответствие тестовых норм выборки стандартизации, тестовым нормам той популяции, на которую применяется тест.

Надёжность – точность и устойчивость процедуры измерения, её независимость от варьирующих случайных факторов. Независимость результатов от личности диагноста, обследуемого, предыдущий опыт исследования.

Валидность – соответствие методики измеряемому концепту, соответствие получаемой информации психическому свойству/процессу.

 

Прогнозирование социального поведения – одна из важнейших частей процесса ПД.

 

Роль ПД в выявлении детей с нарушениями в развитии и нарушениями речи.

Успешная социализация детей с нарушениями зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная ПД нарушения развития. Это – первый этап в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

ПД нарушения развития позволяет выявить детей с недостатками развития, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечит индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, соответствующее его психофизиологическим особенностям.

 

Индивидуализированный подход, культивируемый сегодня в работе с детьми, происходит с необходимыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприятиями; определённые социальные услуги, создание определённой методологической базы.

 

Три этапа диагностики недостатков развития:

1) Скрининг-диагностика. Выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребёнка, без точной классификации их характера и глубины.

2) Дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель – определить тип/вид/категорию нарушения развития, по результатам которого определяется направление обучения ребёнка, вид и программа образовательного учреждения (оптимальный педагогический маршрут). Ведущая роль ДД принадлежит деятельности психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК).

3) Феноменологический этап. Цель – учитывать его индивидуальных особенностей ребёнка, т.е. тех характеристик, которые свойственны данному ребёнку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. Большую роль здесь играет психолого-медико-педагогический консилиум (также ПМПК).

 

Общие закономерности нормального и нарушенного развития.

При нормальном и нарушенном развитии психология ребёнка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития заканчивается новообразованием, которое становится основой для следующего этапа. Общим для них является социальная обусловленность психического развития, т.е. социальное педагогическое воздействие, создающее источник формирование высших психических функций (ВПФ).

Выделяется также и ряд закономерностей аномального развития. Дефект имеет системное строение, поэтому в аномальном развитии есть два типа нарушений:

1) Первичное (вытекает из биологического характера нарушения)

2) Вторичное, возникающее в ходе социального развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром.

Аномальное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выраженности. Механизм формирования вторичных нарушений может быть различным, но существенную роль в нём всегда играет социальный фактор.

Вторичные нарушения обратимы и являются основным объектом ПД и психолого-педагогического коррекционного воздействия. Первичные нарушения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменениям способов коммуникации и средств общения, искажению познания окружающего мира и, конечно, бедности социального опыта. Общая закономерность также заключается в изменении в развитии личности ребёнка (низкая самооценка, тревожность, лёгкое возникновение страхов. Ограниченность социальных контактов).

 

При работе с паззлами и сдвижными картинками

нельзя класть их части так, что их достаточно сдвинуть.

Надо перепутать. Чем старше возраст, тем частей должно быть больше.

Для задания, где ребёнок должен нарисовать что-либо.

Карандаш нужно класть стержнем вверх посередине листа –

так можно определить, к примеру, скрытое левшество.

Если при описании картинки («составь рассказ») ребёнок порождает скудное

высказывание («дерево, белка, трава, дупло»), можно дать речевой образец.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: