Подумай и выполни задание. Для рассмотрения собственных манипулятивных действий проанали­зируйте




Для рассмотрения собственных манипулятивных действий проанали­зируйте разнообразные жизненные позиции и выделите свои приемы манипулятивных действий и их влияние на процесс взаимодействия с другими людьми.

Для анализа вспомни несколько жизненных ситуаций (в последние годы), в которых бы прослеживались ваши минипупятивные действия. Опишите себя манипулятора, акцентируя внимание на следующих воп­росах.

- Вы манипулируете окружающими чаще всего неосознанно, в силу сложившихся обстоятельств, или намеренно?

- Какую роль в выстраивании отношений с людьми играет для вас манипуляция?

- Как происходит в жизни: вами манипулируют или главный манипу­лятор вы сами?

- Какой выход вы можете сделать для себя, отрефлексировав воспо­минания?

Формальное и неформальное взаимодействие. Это различие кон­тактов в зависимости от степени формализации.

Формальные группы взаимодействие в них позволяет упоря­дочить и ограничивать информационные потоки, которые опре­деляются следующими регламентами:

- организационными (схема организационной структуры пред­приятия);

- функциональными (положение об отделах и службах). Степень формальности группы характеризуют следующие принципы:

- обязательность контактов всех участников общения незави­симо от их симпатий и антипатий;

- предметно-целевой характер содержания взаимодействия;

- соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и "функциональных обязанно­стей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;

- заинтересованность всех участников взаимодействия в дости­жении конечного результата и при этом реализация личных наме­рений;

- коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, маски, смена ролей, манипулирова­ние, соблюдение правил);

- формальные ограничения:

конвенциональные, т.е. действия по инструкции, соблюдение договоренностей и пр.;

ситуативные, т. е. взаимодействие в той форме деятельности, регламенте и пространственной среде, которая предлагается;

эмоциональные, т.е. независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявление каждым высокой эмоцио­нальной культуры и способности к самоуправлению;

насильственные, т.е. в практике делового общения допусти­мо прерывание неконструктивных контактов или действий, нарушающих договоренности (например, несоблюдение ус­тановленного регламента или некорректное общение).

Неформальные группы характеризует социальное взаимодействие между людьми, выражение человеческой потребности в общении по интересам, симпатиям и приверженности, дополняющее формальное общение. Известно, что неформальные шалы обычно передают информацию быстрее, чем формальные, и играют важную роль и распределении организационных задач.

В то же время при взаимодействии и неформальных группах часто информация распространяется с помощью слухов и сплетен.

Сплетни — это передача информации о людях, известных вам и вашему собеседнику, причем эта информация не обязательно (Правдива. Известно, что сплетни — одна из самых распространен­ных форм межличностной коммуникации. С одной стороны, сплетня позволяет побеседовать, не выдавая много информации о себе. По большей части сплетни не опасны, потому что они просто от­ражают то, что знает общество о конкретных людях. Случается, что люди разрывают отношения, теряют работу, попадают в ава­рии, выигрывают призы, гранты и т. д. В этих ситуациях нет ниче­го тайного, и если человек стал свидетелем подобных событий, то он, вероятно, расскажет сам о том, что с ним произошло. Че­ловек может долгое время обмениваться сплетнями и на самом деле ничего не говорить о себе и ничего не узнать о другом чело­веке. Сплетня беспрепятственно позволяет представить, возмож­но ли дальнейшее развитие отношений, потому что мы видим, реагирует ли другой человек на объект сплетен так же, как мы, или нет.

С другой стороны, сплетня может быть злонамеренной, пере­дающей неточную информацию, наносящей вред партнеру. Са­мый злостный вид.сплетен имеет место, когда кто-то умышленно хочет причинить боль другому человеку, которого в данный мо­мент нет рядом, или поставить его в неловкое положение. Сплет­ня быстро превращается в слух, а слухи могут навредить деловому партнеру. Вместе с тем, по данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75 % являются точными.

Интерактивное взаимодействие. Взаимодействие при интегра­ции коллективных усилий для совместного решения той или иной задачи называется интерактивным. Оно осуществляется через ин­тервенцию (вмешательство) руководителя в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов груп­пы в соответствии с определенной целью.

Доказано, что эффективность интерактивного взаимодействия зависит от эффективности групповой работы. Более того, интер­активная группа по успешности своей работы во многих отноше­ниях превосходит любую аналогичную по составу, но построен­ную на других принципах взаимодействия группу. При интерактивном общении индивид обогащается, приобретает и заимствует от других то, что не может быть приобретено вне группы, а ус­пешность совместной деятельности людей определяется не столько активностью каждого члена группы, сколько оптималь­ностью их взаимодействия друг с другом, стратегией и тактикой совместных групповых усилий. Примером полной коммуникатив­ной структуры взаимодействия может служить дискуссия, в про­цессе которой все участники группы совершенно свободно об­щаются друг с другом.

Групповой способ принятия решения особенно эффективен в тех случаях, когда обсуждаемая проблема носит творческий ха­рактер и у каждого участника имеется свой вариант ее решения. Преимущество групповых решений над индивидуальными и полу­чаемый синергический эффект обусловлены в таком случае:

- большим объемом и разнообразием учитываемой информа­ции;

- большим творческим потенциалом (в процессе принятия ре­шений группа в целом выдвигает большее число гипотез и более тщательно их контролирует, чем отдельный индивид);

- большим риском, «осторожной смелостью» в принятии ре­шений;

- применением более эффективной «фокусирующей» тактики в выдвижении и рассмотрении гипотез;

- активностью умственных действий каждого, порождаемой вопросами и дискуссией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: