Ниятуль ма'мулиля (намерение того, ради кого ты делаешь это деяние).




Урок 3 по книге шейха Абдуррохьмана ибн Насыра ас-Са'ди по книге «Манзумат уль-кава'ид иль-фикхия».

 

C Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

 

Первая часть:

Эту книгу привел в порядок шейх Абдуллах ибн Лянха аль-Хауляни(преподаватель в даруль-хадис Даммадж).

Первая часть этой книги аль-кава'иду фикхия, т.е. т.е. есть еще одна часть у этой книги, вторая часть, которая начинается с 55 страницы и в ней шейх приведет "аль-кава'иду усулия" (правила из усуль-фикх).

Шейх Хавляни упорядочил правила шейха ас-Са'ди по 2-м категориям (1-ая и 2-я части).

У первой части еще 2 раздела внутри 1 части:

1-й раздел: кава'иду фикхия кубра (те 5 правил, которые мы упомянули в 1 уроке). Шейх ас-Са'ди в своем стихотворении упомянул 4 великих правила, а 5 не упомянул(это правила "الضرر يزال "- ад-дорару юзаль "вред необходимо устранять") - это правило не приведено в манзуме шейха ас-Са'ди, и поэтому в 1-ом разделе будут приводиться 4 кава'иду фикхия кубра, и при этом шейх Хауляни приводит первое правило, которое называется " الأمور بمقاصرها " (аль Умуру би макъосыдиха -" дела оцениваются по намерению "), под этим большим правилом приведем 2 правила, которые из него вытекают; затем приведем второе великое правило фикха и из него 4 правила вытекающих; затем третье великое правило и никаких вытекающих из него этого правила не приводится, т.к. нет их в Манзуме; затем четвертое великое правило и несколько вытекающих из него. Затем шейх Хауляни перейдет на 2-ой раздел первой части книги: всего во 2-ом разделе он приведет 14 правил, 2 из них тоже куллия, а все остальные будут простые правила фикха. Это скелет книги.

 

ПЕРВОЕ ВЕЛИКОЕ ПРАВИЛО ФИКХА "الأ مور بمقاصرها", и здесь необходимо отметить, что некоторые из ученых подвергли критике название этого правила. Шейх ас-Субуки сказал, что лучше выразиться тем, чем выразился Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и назвать это правило "аль а'малю бии нияят", и это является правильным, потому что в то время, когда мы способны следовать за контекстами Пророка, лучше придерживаться слов Пророка и не отходить от них, от слов пророческих на слова не пророческие. Общий смысл этого правила в том, что все деяния в Исламе, поклонения, взаимодействия людей или большинство этого, кроме некоторых моментов следуют за намерениями человека, в действительности и награде.

Довод на это хадис "Поистине дела зависят от намерения, и каждый получит награду в зависимости от намерения"; все доводы, в которых приходит побуждение к искренности (ихляс), а также хадис от Аиши: "Они погибнут все, а затем будут воскрешены в зависимости от намерений".

Говорит шейх ас-Са'ди: "Намерение является условием для всех дел, от него зависит действительность и не действительность твоего деяния". И под словами шейха ас-Са'ди, где он говорит: "Намерения являются условием дел", что значит "условием дел?" у нас есть в шариате 2 условия (2 вида условий):

1. Условия действительности деяний;

Условия обязательности деяний.

Намерения являются условием каждого дела, необходимо это понимать как подавляющего большинства деяний, но есть такие дела, которые не нуждаются в намерении.

Говорит шейх ас-Са'ди, что это правило является самым полезным и великим правилом, и пускает свои корни во все главы знания, т.е. непосредственное отношение ко всем правилам фикха (намаз, хадж, закят и т.д).

Из хадиса "Дела оцениваются по намерениям, и каждый получит награду в зависимости намерения", ибн Раджаб, делая тафсир этому хадису сказал, что вторая часть этого хадиса, не является повторением первой. Первая часть предложения говорит о том, что действительность дел зависит от намерения, а вторая - о том количестве награды, которую получит в зависимости от намерения.

Необходимо отметить, что намерение бывает 2 видов:

1. Ниятуль 'амаль (намерение на деяние);

Ниятуль ма'мулиля (намерение того, ради кого ты делаешь это деяние).

У первого вида намерение есть 2 категории:

1. Отличать обычай от поклонения (н-р, человек моется в душе - в зависимости от намерения дело может быть поклонением, а может быть бытовым деянием);

2. Чтобы человек отличал какой из видов одного и того же поклонения он совершает (намаз может быть фард и صلاة نفل).

 

Второй вид намерения - у человека должно быть намерение, какое он дело хочет совершить и ради кого. Если одно из этих намерений отсутствует - дело не принимается. Второй вид намерения называется ихляс (искренность) - это когда человек своим деянием стремится к Лику Аллаха (т.е. хочет заработать только Его награду), и при этом не желает никого кроме Всевышнего Аллаха (т.е. не стремится к похвале людей). В Коране приходит 2 обозначения этого намерения: аль-ирода (стремление того или желание того); аль-ифтиг1а.

Из примеров на это правило все виды поклонения, как например намаз фард и нафль: закят, хадж, умра и т.д., они подходят под это правило.

Отметим тут слово "тадбир" (от слова "дубр" - задняя часть чего-либо)(н-р, когда ты говоришь рабу "когда я умру, ты свободен").

Относительно частных вопросов есть разногласия, и этих вопросов 2:

Частный вопрос, относительно которого есть разногласия:

- обязательным ли является брать намерение с ночи на добровольный пост? - на уразу в месяц рамадан надо взять намерение до фаджра, а на счет добровольного поста поста и намерения есть разногласия - брать намерение до рассвета или до 10 часов утра.

Одни ученые говорят, если ты решил сделать намерение на добровольный пост в 10 часов утра, то твой пост не засчитывается.

Другие сказали (Хадис от Аиши, что Посланник Аллаха пришел к ней во время ад-духа и сказал: " у тебя что-нибудь покушать есть?", она ответила: "нет", тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "тогда я пощусь".)

Ученые поняли этот хадис двояко; одни сказали, что Пророк не имел намерения держать эту добровольную уразу, кроме того, как узнал, что кушать нет, и решил что он держит уразу в этот день.

"Тогда я пощусь" значит, что Пророк взял намерение на пост еще до рассвета, а если еды нет держать пост дальше.

И исходя из этого, мнения ученых разошлись относительно добровольного поста: н-р, если ты до 10 утра ничего не ел, не совершал половой акт, тогда твоя добровольная ураза засчитывается, и награду ты берешь за уразу которого держал с 10 утра до маг1риба (это первое мнение в вопроса); второе же мнение, что если ты только в 10 часов утра решил сделать намерение на добровольную уразу, то твоя ураза не засчитывается, нужно взять на нее намерение до дела, до фаджра. (шейх Альбани, Усеймин, ибн Баз считают, что можно держать добровольный пост и делать намерение на пост с 10 часов утра, а не с рассвета; а шейх Мукбиль ибн Хади говорил так нельзя).

 

- второй частный вопрос - обязан ли ты делать намерение на каждый конкретный намаз? Если пришло время зухра, обязан ли ты делать намаз, который совершается во время зухра или иметь намерение, что ты делаешь намаз зухр.

Н-р, человек находился в коме или спал, и когда проснулся, слышит что дали икъамат и находится в потерянности, т.е. не знает какое сейчас время - зухр или 'аср, потому что долго спал и не может определить, и спросить не у кого, но нужно встать на намаз, и вопрос: "Обязан ли он выделять намерение зухр он читает или 'аср, или ему достаточно взять намерение, что он читает намаз время которого пришло?"

Относительно этого вопроса есть разногласия и мы просто приводим исключения и частные вопросы, в которых есть разногласия.

 

Все обращения, с которыми обращается шариат к человеку бывают 2 видов:

- такие приказы, которые необходимо совершить;

- и такие приказы, которые необходимо оставить.

Что касается тех вещей, относительно которые шариат требует от тебя выполнения, то непременно, чтобы в этих делах у тебя было намерение и это намерение будет условием действительности твоего деяния, а также от твоего намерения будет зависеть получишь награду или нет (н-р, намаз, закят, хадж) - это все обращение шариата к тебе, которые требуют выполнения этих дел в жизнь (н-р, чтобы ты встал и совершил намаз).

А что касается тех обращений за которыми следует притворить что-нибудь в жизнь, как н-р, приказ, чтобы у тебя одежда была чистая от наджаса при совершении намаза (одежда сама по себе твоя чистая, т.е. ничего не требуется, и на твою одежду попала наджаса, вода попала на нее и смыла ее, а у тебя не было намерения очистить одежду от наджаса, т.е. здесь шариат требует от тебя, обращая к тебе приказ, но этот приказ не несет за собой необходимости претворения чего-либо в жизнь обязательным действием.

 

Вторая часть 3-го урока

Некоторые дела является исключением из этого правила и не является обязательным там намерение, для того чтобы эти дела были действительными, но нуждается намерении, чтобы ты получил награду за эти деяния.
И шейх ас-Са'ди провел разграничительную черту, когда дело нуждается в намерении, а когда нет - и чтобы это разъяснить шейх ас-Са'ди, сказал что все дела приказанные шариатом и при этом этот приказ несёт в себе требование осуществления какого-то действия в жизнь (намаз, хадж, джихад, закят)здесь непременно должно быть намерение, чтобы это дело было действительным, а если приказ шариата не несёт за собой необходимость претворение какого-то дела в жизни, тогда действительность этого не зависит от твоего намерения (удаление нечистот с одежды, с места где совершают намаз и выдача долгов).
Например, если пришел правитель или обладающий властью и забрал у тебя твои деньги, отдал их твоим кредитором без твоего желания (намерения у тебя не это было долг отдать)все равно считается долг отданным, но награду ты за это не получишь.

Пользы из первого правила:
1. Где место намерения и можно ли вслух произносить намерение? - сказал ибн Теймия: "место намерения в сердце по единогласному мнению учёных, поэтому если человек имеет какое-то намерению в сердце и при этом не уговаривает его языком, то его намерение является действительным и это единогласное мнение учёных. Тоже самое, если ты имеешь намерение одно, а выговариваешь языком другое, в шариате обращается внимание на то, что у тебя в сердце.
Также сказал ибн Къайим: "Никогда никто не передавал от Пророка ни слабым, ни достоверным иснадом, ни с прерванным, ни с полноценным, что Пророк произносил намерение вслух языком, а также это не передавалось ни оо одного из подвижников, не посчитали это благим деянием никто из табиинов и имамов 4 мазхабов".
И только один вопрос шариате требует произнесения намерения вслух - это называние обряда, который ты совершаешь(хадж, умра).

2. Что такое намерение? - говорит ибн. Теймия в маджму аль-фатава 29/262-263: "Намерение- это то, что следует за твоим знанием".
Сказал ибн Къаййим: "Это твёрдое желание совершить какое-то действие".

3. Когда необходимо делать намерение? - намерение должно быть перед делом, опережать дело, незадолго до совершения дела.

 

И в завершении Хвала Аллаху, Господу Миров.

Сестры, указывайте на ошибки. БаракаЛлаху фикунна.

«v_stepeni_idushego»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: