Классификация Лебединского.




Лекция1.

Специальная психология изучает закономерности развития и проявлений психики различных групп аномальных детей.

Под объектом специальной психологии понимается дети с врождёнными или приобретёнными атипиями (нарушениями) психического и физического развития – аномальные дети.

В широком смысле аномальными могут считаться дети, которые имеют более или менее выраженные нарушения в своём психическом или физическом развитии. Практически термин «аномальные дети» применяется для той категории детей, которые в следствии серьёзного психического или физического дефекта должны воспитываться и обучаться в специальных учебно–воспитательных учреждениях. Понятие «аномалии развития», которое применяется в отечественной дефектологии входит в круг понятий объединённых термином «дизонтогения» (им обозначают различные формы нарушения онтогенеза). Значение термина Д более широкое нежели понятие аномальное развитие, т.к. оно обозначает отклонение всей структуры организма от нормы. Понятие аномальное развитие описывает только один вид дизонтогений, который обусловлен, как правило, уже завершённым болезненным процессом или неблагоприятными социальными факторами.

Впервые понятие Д было введено в 1927 году Швальбэ, обозначив им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Позже в 1936 году направление психологического анализа психического дизонтогенеза впервые определил Сев Семёнович Выготский. Он осуществил поиск психологических механизмов нарушений психического развития детей с опорой на модель нормальной психической деятельности с учётом 2 взаимосвязанных линий развития: биологической и социально-психической. Существуют разные классификации аномальных детей и в зависимости от факторов можно классифицировать аномалии развития с выделением групп с недостатками:

- с недостатками слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- с недостатками зрения (слепые, слабовидящие);

- с недостатками интеллекта (дебильность, имбицильность, идиотия);

- с недостатками речи;

- с недостатками опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

- с задержкой психического развития (ЗПР);

- с комбинированными дефектами;

Патопсихология изучает структуры и закономерности распада сформировавшейся психической сферы и личности субъекта, а СП изучает патологию формирования и развития психической сферы у детей с аномалиями развития.

Лекция 2.

Составляющие СП:

- сурдопсихология изучает глухих детей (Босскис, Шиф, Соловьёв, Розанова)

- тифлопсихология изучает слепых детей с сенсорной недостаточностью (Скороходова, Земцова, Кулагин, Литвак)

- олигофренопсихология (Замков, Шиф, Петрова, Морозова, Рубинштейн)

- логопедия изучает детей с нарушениями речи (Левина)

- изучение психологии развития психологии развития не говорящих детей (дети аллалики: отсутствие или недоразвитие речи, вследствие, органических поражений речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка)

ПАД начала развиваться 1918 года в связи с потребностями специальной педагогики. Развивал и занимался Л.С.Выготский в НИИ дефектологии. В 1935 году была собрана первая в мире экспериментально психологическая лаборатория по изучению аномальных детей. Её стал возглавлять Л.В. Замков.

К аномальным, относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Дефект одной функции нарушает развитие ребёнка только при определённых условиях. Понятие аномальный ребёнок предполагает наличие серьёзных отклонений в развитии, вызванных болезнетворными влияниями, которые обуславливают необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания, в зависимости от характера атипий одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребёнка, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться (в основе компенсации лежат нейропсихические механизмы замещения функций одних поражённых зон КГМ другими). В основе аномального развития всегда лежат органические, либо периферические нарушения определённого анализатора, однако отклонения могут быть вызваны чисто средовыми причинными, не связанными с нарушением анализаторных систем и ЦНС, это могут быть семейные факторы, которые приводят к педагогической запущенности. Причины, приводящие к возникновению детских аномалий делятся на приобретённые и врождённые. Сложность структуры аномального развития заключается в наличие первичного дефекта вызванного биологическими факторами и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная депривация (потеря, лишение из-за недостаточного удовлетворения жизненно важных потребностей). (ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ)Наличие дефекта приводит к тому, что нарушается возможность общения - невозможность приобретения знаний – педагогическая запущенность – расстройства психоэмоционального характера или же эмоциональноличностной сферы, по причине дефицита комфорта(ВТОРИЧНЫЙ ДЕФЕКТ). Первичный дефект влияет на вторичный, но и вторичный влияет на первичный.

СЛУХ – ГЛУХОТА - НЕМОТА

I II

IQ (органические нарушения головного мозга) – НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (примитивные реакции, завышенная самооценка, негативизм, агрессия, недоразвитие воли)

 

Д.З.: методология специальной психологии - О.Н.Усанова стр. 46-95, конспект.

Лекция 3.

Классификация Лебединского.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: