Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)




Сельское хозяйство — важная отрасль народного хозяйства, создающая не только крайне необходимое сырье для промышлен­ности, но и продукты питания для населения.

Сельскохозяйственное производство связано с использованием земли, других при­родных богатств, на результат которого огромное влияние оказы­вает совокупность не подвластных человеку факторов: природно-климатических, сезонных и др., что сказывается на особенностях экономики этой отрасли, на существенных отличиях ее от других отраслей народного хозяйства. В этой связи и возникает объек­тивная необходимость государственной поддержки сельскохозяй­ственных производителей посредством введения специального ре­жима налогообложения в виде единого сельскохозяйственного на­лога (ЕСХН).

Несмотря на то, что ЕСХН был введен в действие еще в 2002 г., его практическое применение оказалось существенно затрудненным из-за сложности определения налоговой ставки, которая была при­вязана к кадастровой стоимости одного гектара сельхозугодий, а сам земельный кадастр так и не был утвержден. Кроме того, применение данного налога сдерживалось подотраслевой ограниченностью: он мог применяться только предприятиями — производителями про­дукции растениеводства. Другим подотраслям сельского хозяйства индустриального типа, таким, как животноводство, птицеводство, тепличное хозяйство и др., законом не предусматривалась возмож­ность перехода на уплату ЕСХН.

Также следует отметить, что важной особенностью сельскохо­зяйственных предприятий является длительный кругооборот обо­ротных средств. Так, например, в растениеводстве он равен одному году, а в животноводстве — 9 месяцам. В связи с этим большая часть продукции сельхозпредприятий реализуется в конце года (в основном в IV квартале), что сказывается на неравномерности по­ступления выручки. Это приводит к тому, что реальный финансо­вый результат хозяйственной деятельности предприятия можно определить лишь в конце года. Установленный НК порядок упла­ты налога — раз в квартал, а не по итогам сельскохозяйственного года — делал невозможным переход на ЕСХН абсолютного боль­шинства хозяйств.

Все эти факторы потребовали принципиального изменения сис­темы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводите­лей, нацеленной в первую очередь на устранение недостатков преж­ней системы. Кроме того, новый порядок налогообложения сель­скохозяйственных товаропроизводителей необходимо было наце­лить прежде всего на стимулирование и поддержку сельхозпред­приятий. В связи с этим в начале 2004 г. вступила в силу новая ре­дакция данного закона, определившая более масштабные условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

НК определил, и это крайне важно, что порядок перехода орга­низаций и ИП на систему налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога производится на добровольной основе.

Переход на уплату ЕСХН организациями предусматривает за­мену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключе­нием НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и ЕСН упла­той единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по ре­зультатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Однако организации, перешедшие на уплату ЕСХН, не освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пен­сионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Все другие налоги и сборы должны уплачиваться организациями, пе­решедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для ИП, перешедших на уплату ЕСХН, предусматривается за­мена уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуще­ствления этой предпринимательской деятельности), НДС (за ис­ключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на тамо­женную территорию РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления этой предпринимательской деятельности), и ЕСН. Перешедшие на этот режим ИП уплачивают страховые взносы на обязательное пенсион­ное страхование в соответствии с законодательством РФ. Все ос­тальные налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации и ИП, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не освобождают­ся от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Налогоплательщиками ЕСХН являются организации и индиви­дуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установлен­ном НК.

К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся орга­низации и ИП, производящие сельскохозяйственную продукцию или выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и после­дующую (промышленную) переработку (в том числе на арендован­ных основных средствах) и реализующие эту продукцию или рыбу. Непременным условием отнесения организаций и ИП к указанной категории является требование, чтобы в их общем доходе от реали­зации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации произве­денной ими сельскохозяйственной продукции или выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведен­ную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производст­ва или выращенной ими рыбы, составляла не менее 70%. Указанная доля доходов определяется по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором организация или ИП подают за­явление о переходе на уплату ЕСХН.

Существует ряд организаций и ИП, которые не могут перейти на уплату ЕСХН. К ним в соответствии с НК относятся:

• организации и ИП, занимающиеся производством подакциз­ных товаров;

• организации, имеющие филиалы или представительства.

НК установлены порядок и условия перехода на уплату ЕСХН и возврата к общему режиму налогообложения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие жела­ние перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, должны подать в период с 20 октября по 20 декабря года, предше­ствующего году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН, в налоговый орган заявление. В этом заявлении обязательно указывается доля произведенной ими сельскохозяйственной про­дукции в общем доходе от реализации по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или ИП переходят на уплату ЕСХН.

Для вновь созданных организаций или физических лиц, зареги­стрированных в качестве ИП, такое заявление представляется одно­временно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и ИП вправе перейти на уплату ЕСХН в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.

НК установлено, что налогоплательщики, перешедшие на упла­ту ЕСХН, не вправе до окончания налогового периода вернуться на общий режим налогообложения.

Если по итогам налогового периода доля дохода налогопла­тельщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйствен­ной продукции или выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйствен­ного сырья собственного производства или выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг составила менее 70%, налогоплательщики должны произвести перерасчет на­логовых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период. При этом налоговым законода­тельством установлено, что налогоплательщики не уплачивают пе­ней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам. Тем не менее, они обязаны подать в налоговый орган заявление о перерасчете налоговых обязательств и пере­ходе на общий режим налогообложения в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода и произвести уплату исчис­ленных сумм налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведо­мив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим. Возвратиться на упла­ту ЕСХН они могут не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату ЕСХН.

Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов установлен НК.

Для организаций при определении объекта налогообложения должны учитываться доходы от реализации товаров, работ или ус­луг, а также доходы от имущественных прав и внереализационные доходы.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринима­тельской деятельности.

При определении объекта налогообложения налогоплательщики вправе уменьшить полученные ими доходы на следующие виды расходов:

1) на приобретение основных средств и нематериальных акти­вов, а также расходы на ремонт основных средств, в том числе арендованных;

2) арендные, в том числе лизинговые, платежи за арендуемое, в том числе принятое в лизинг, имущество;

3) материальные расходы;

4) оплата труда, выплата пособий по временной нетрудоспо­собности, обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхова­ние, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

5) суммы НДС по приобретаемым товарам, работам или услугам;

6) суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в поль­зование денежных средств, кредитов или займов, а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организа­циями;

7) обеспечение пожарной безопасности в соответствии с зако­нодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобрете­ние услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

8) суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогопла­тельщикам в соответствии с таможенным законодательством РФ;

9) содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установлен­ных Правительством РФ;

10) командировочные расходы, включая проезд работника к месту командировки и обратно, наем жилого помещения, суточ­ные или полевое довольствие в пределах норм, Правительством РФ, оформление и выдача виз, паспортов, вауче­ров, приглашений и иных аналогичных документов, консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита ав­томобильного и иного транспорта, за пользование морскими ка­налами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

11) оплата нотариальных услуг за оформление документов в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

12) аудиторские услуги, расходы на опубликование бухгалтер­ской отчетности, а также на опубликование и иное раскрытие дру­гой информации;

13) приобретение канцелярских товаров, оплата почтовых, те­лефонных, телеграфных и других подобных услуг, а также оплата услуг связи;

14) приобретение прав на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям);

15) оплата рекламы производимых (приобретаемых) или реали­зуемых товаров, работ или услуг, товарного знака и знака обслужи­вания, сюда же включаются расходы на подготовку и освоение но­вых производств, цехов и агрегатов;

16) оплата питания работников, занятых на сельскохозяйствен­ных работах;

17) суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с за­конодательством РФ о налогах и сборах;

18) оплата стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, за вычетом НДС;

19) оплата информационно-консультативных услуг, расходов на повышение квалификации кадров;

20) судебные и арбитражные сборы;

21) уплата сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненад­лежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплачен­ных в возмещение причиненного ущерба;

22) расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков при условии наличия договоров, преду­сматривающих их последующую работу у налогоплательщика не
менее трех лет.

При этом НК установлена единая для всех предприятий, пе­решедших на уплату ЕСХН, методика признания доходов и расходов:

• датой получения доходов является день поступления средств в кассу или на расчетный счет предприятия, получения иного имущества, работ или услуг, а также имущественных прав,
т.е. используется кассовый метод;

• расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты, при этом расходы на приобретение основных средств отражаются в последний день отчетного или
налогового периода.

Налоговой базой для исчисления ЕСХН признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину произведенных рас­ходов. При этом если организация получает доходы или производит расходы, выраженные в иностранной валюте, то они должны быть учтены в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях, т.е. пересчитаны в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов или дату осуществления расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, должны учитываться исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном НК при расчете налоговой базы налога на прибыль и других налогов, без включения в них НДС. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Так же как и по налогу на прибыль, налогоплательщики имеют право уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом убыток не мо­жет уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Оставшаяся сум­ма убытка может быть перенесена на следующие налоговые перио­ды, но не более чем на 10 периодов.

Если убыток был получен налогоплательщиками при примене­нии общего режима налогообложения, то он не может быть принят при переходе на уплату ЕСХН. Убыток, полученный налогопла­тельщиками при уплате ЕСХН, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.

При переходе на уплату ЕСХН налогоплательщики, ранее при­менявшие общий режим налогообложения с использованием мето­да начислений, должны выполнять следующие правила:

1) на дату перехода на уплату ЕСХН в налоговую базу включа­ются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после такого перехода;

2) на дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражается оста­точная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разни­цы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации;

3) не включаются в налоговую базу денежные средства, полу­ченные после перехода на уплату ЕСХН, если по правилам налого­вого учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения;

4) расходы, осуществленные налогоплательщиками после пе­рехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких рас­ходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после такого перехода;

5) не вычитаются из налоговой базы денежные средства, упла­ченные после перехода на уплату ЕСХН в оплату расходов налого­плательщиков, если до этого перехода такие расходы были учтены
при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Если налогоплательщики, уплачивавшие ЕСХН, переходят на общий режим налогообложения с использованием метода начисле­ний, то они обязаны выполнять следующие правила:

• не включаются в налоговую базу денежные средства, получен­ные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в
доходы при исчислении налоговой базы при уплате ЕСХН;

• расходы, осуществленные налогоплательщиками в период по­сле перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осу­ществления независимо от даты оплаты таких расходов.

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, от­четным периодом — полугодие.

 

Налоговая ставка установлена в размере 6%. При этом сумма ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке про­центная доля налоговой базы.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расхо­дов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового пе­риода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода.

Уплата авансовых платежей и самого налога производится по месту нахождения организации или по месту жительства ИП. Под­лежащий уплате по окончании налогового периода ЕСХН уплачи­вается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций.

Налоговая декларация представляется организациями по исте­чении налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, или отчетного периода не позднее 25 дней со дня его окончания.

Индивидуальные предприниматели по истечении налогового пе­риода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

Формирование финансового результата при применении систе­мы налогообложения в виде ЕСХН представлено на рис. 14.3.

Ниже представлен пример расчета ЕСХН.

Пример. Рассмотрим пример расчета суммы ЕСХН для организации, занимающейся разведением и выращиванием карпов, исходя из следующих условий.

Выручка организации за отчетный год составила 16 578 тыс. руб. В те­чение года ею были произведены следующие расходы:

• на закупку кормов (за вычетом НДС) — 8320 тыс. руб.;

• заработная плата работников хозяйства — 1720 тыс. руб.;

 

• страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — 447 тыс. руб.;

• амортизационные отчисления — 894 тыс. руб.;

• прочие расходы — 527 тыс. руб.

По итогам прошлого налогового периода был получен убыток в разме­ре 2783 тыс. руб. (организация применяла ЕСХН).

Налогооблагаемая база составит (тыс. руб.): 16 578 — 11 908 = 4670. Поскольку по результатам прошлого года предприятием был получен убы­ток, то налогооблагаемая база должна быть уменьшена на величину убытка, но не более чем на 30%, т.е. на 1400 тыс. руб. (4670*30%). Таким образом, нало­гооблагаемая база (тыс. руб.) в отчетном году составит: 4670 — 1400 = 3270, а сумма налога за год (тыс. руб.): 3270-6% = 196,2.

 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: