История формирования типологической классификации языков.




Язык и культура.

Источник: Волков А.А. Курс русской Риторики

В языке различают речь - текущий обмен высказываниями; словесность - исторически сложившуюся систему образцовых произведений слова и норм использования, хранения и создания новых произведений; систему языка - организованную сово­купность слов и приемов выражения мысли.

Язык есть связанная исторической и культурной преемственностью сис­тема членораздельных словесных высказываний. Система языка. Человек является разумным, то есть сло­весным существом, созданным по образу и подобию Божию. Душа и тело человека соединены в его неповторимой личности. В слове - инструменте мысли и общения - в первую очередь проявляется образ соединения разумной души и тела. Важнейшие свойства языка- номинативность, предика­тивность, членораздельность, рекурсивность, диалогичность.

Номинативность состоит в том, что основная единица языка -слово - обозначает или именует предмет, образ которого содержится в душе человека. Слово называет вещь, предмет мысли. Предикативность есть свойство языка выражать и сообщать мысли. Мысль есть представление о связях предметов или образов, содержа­щее суждение. Членораздельность есть свойство языка членить высказывания на по­вторяющиеся в других высказываниях воспроизводимые элементы.

 

Б.С.Ерасов. Социальная культурология

 

Культура — необходимое условие существования всякого об­щества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достоя­ние. Лишь крайняя патология или полная деградация индивида исключает его из культурного общения. Но, конечно, степень и характер такого общения и освоения культурного достояния весьма различны. В дальнейшем мы разберем характер культурной стра­тификации, складывающейся во всяком обществе. Но все же с самого начала следует выделить ту сферу, в которой культура на­ходится «у себя самой», где обеспечивается ее формирование, сохранение и творческое развитие.

Уже на ранних этапах человеческой истории выделяется осо­бая категория людей, которые профессионально заняты воспро­изведением, поддержанием и обновлением культурных норм, цен­ностей и смыслов. Уже в племенных обществах это были шаманы и вожди, пользовавшиеся особым статусом. Длительное время тщательная и всесторонняя регуляция духовной жизни осущест­влялась религией, всегда отделенной от светской сферы. Форми­рование национальных государств привело к тому, что и культур­ная жизнь складывается во многом в национальных рамках, что приводит к выделению особого слоя национальной интеллиген­ции. Это означает, что во всяком обществе образуются особый институт и профессиональные кадры, которые и заняты поддер­жанием и развитием культуры, оставляя хозяйство за «произво­дительными классами», а власть за политиками. Хорошо извест­но, насколько редко встречается достойное признания сочетание успеха в этих разных сферах деятельности.

Важное измерение всякой культуры — время, которое именно в ней протекает, подвергается структурированию, накапливается или забывается. Время вносит важные коррективы в формирование самобытности, которая пре­терпевает неизбежные изменения, сохраняя присущую ей структу­ру и содержание. Оно может измеряться по-разному: по естествен­ным или искусственным циклам, иметь линейную длительность, но во всех случаях культура обеспечивает сохранение необходимо­го прошлого и определенное проникновение в будущее.

 

Источник:Кравченко А.И. Культурология

«Культурология — скорее, некоторое суммарное обозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования»

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей). 12 Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.). В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами культуры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными. Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальное и нематериальное. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней — только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные. Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом.

 

 

История формирования типологической классификации языков.

Источник: Успенский Б.А., Структурная типология языков.

Любые возможные сходства между двумя языками могут быть вызваны одной из четырех причин: 1) родство языков, т.е. их общее происхождение (генеалогический фактор); 2) взаимовлияние языков,т.е. сродство — возникновение сходства вследствие контактов языков (ареальный фактор); 3) принципиальная общность человеческой природы, проявляющаяся в общих закономерностях языковой коммуникации и общих чертах в строении языков (типологический фактор); 4) случайное совпадение.

Проявления ареальной общности языков чрезвычайно разнообразны и разномасштабные. Самый распространенный и элементарный случай — это лексическое заимствование из одного языка в соседний. Иногда, в силу социокультурных обстоятельств, такие заимствования характеризуются значительной географической широтой и проникают в отдаленно родственные и неродственные языки.

Многовековые конвергентные процессы ведут к образованию ареальных общностей языков — языковых союзов.

Если одинаковые или похожие явления в разных языках нельзя объяснить ни их родством, ни ареальными причинами, то остается самое общее, но и самое глубокое объяснение: наблюдаемое сходство языков обусловлено принципиальным единством человеческой природы. Такое сходство называется типологическим.

Типологический фактор сходства языков — самый широкий и общий. Его проявления носят множественный и вероятностный характер: это все те возможности устройства языка, которые «разрешены» природой человека

Источник: https://www.myfilology.ru/

Наиболее известна морфологическая классификация языков, согласно которой языки распределяются посредством абстрактного понятия типа по следующим четырем классам:

1. изолирующие, или аморфные, например китайский язык, бамана, большинство языков Юго-Восточной Азии. Для них характерны отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов;

2. агглютинативные, или агглютинирующие, например тюркские и банту языки. Для них характерны развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, отсутствие фонетически не обусловленного алломорфизма, единый тип склонения и спряжения, грамматическая однозначность аффиксов, отсутствие значимых чередований;

3. инкорпорирующие, или полисинтетические, например чукотско-камчатские, многие языки индейцев Северной Америки. Для них характерна возможность включения в состав глагола-сказуемого других членов предложения (чаще всего прямого дополнения), иногда с сопутствующим морфонологическим изменением основ (термин "полисинтетические языки" чаще обозначает языки, в которых глагол может согласоваться одновременно с несколькими членами предложения);

4. флективные языки, например славянские, балтийские. Для них характерны поли функциональность грамматических морфем, наличие фузии, фонетически не обусловленных изменений корня, большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения.

5. Первой научной типологической классификацией языков является классификация Ф. Шлегеля, который противопоставил флективные языки (имея в виду в основном индоевропейские) нефлективным, аффиксальным. Тем самым флексии и аффиксы были противопоставлены как 2 типа морфем, создающих грамматическую форму слова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: