Итоги социальной экспертизы




Эксперты

Эксперт (лат. экспертус - опытный) – 1) это специалист в об­ласти науки, техники, искусства и др. областей, приглашаемый для исследования каких-либо вопросов, решение которых требу­ет специальных знаний;

2) лицо (группа лиц), компетентное в ис­следуемом вопросе, т.е. имеющее или могущее по тем или иным основаниям иметь специальные знания о данном социальном объекте и способное ею оценивать, а также имеющее опыт ре­шения сходных задач.

Главное требование к эксперту – компетентность. Структу­ру компетентности эксперта образуют - зна­ния, интуиция, личностные качества (способность работать в группе, менять мнение под воздействием аргументов, а не давления, гибкость ума и др.).

Для отбора экспертов в проведении экспертизы применя­ются специальные методы отбора (перечислим):

1. Метод случайного механического отбора;

2. По документальным данным;

3. Метод, основывающийся на самооценках;

4. Метод "Снежного кома"1.

 

Экспертиза может проводиться по различным моделям в зависимости от различия задач, которые приходится решать.

1. МОНИТОРИНГ регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той же методике. Такое исследование помогает выявить динамику раз­вития объекта. Мониторинговая модель применяется, если про­изводство социальной экспертизы осуществляется на долговре­менной основе. Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач отличается разнообразием. Другая особенность мониторинга выявление им своей эффективности лишь тогда, когда накапливается достаточный материал для сравнения изучаемых явлений или процессов.

2. РЕЦЕНЗИЯ - это отзыв эксперта на материалы, предос­тавляемые ему для изучения, который содержит положительные и отрицательные характеристики и общий вывод по этим мате­риалам. Заключение эксперта содержит обязательный ответ на вопросы, заранее обозначенные в задании на экспертизу и пред­полагающие принятие того или иного управленческого решения. Рецензия простая и наименее затратная экспертиза документа. Но она не содержит всех преимуществ экспертной работы и мо­жет ввести принимающий решения орган в серьезное заблужде­ние относительно истинного положения дел или перспектив до­работки документа. Чтобы избежать ошибок, "рецензия" заказы­вается нескольким не связанным между собой экспертам. При­чем заказ содержит перечень требований, включая формулиров­ку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно.

3. ПРОЕКТ - модель экспертного исследования, которая на­правлена на решение группы смежных задач, в которой эксперт­ная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний.

Итоги социальной экспертизы

Итоги социальной экспертизы понимаются в двух смыслах:

1) форму представления экспертной оценки;

2) эффективности сделанной экспертами работы.

По форме представления итоги социальной экспертизы могут иметь вид

- Экспертное заключение. По итогам социальной экспер­тизы должно содержать письменные ответы на вопросы, кото­рые были согласованы при заключении договора на экспертизу между "заказчиком" и экспертом и являлись содержанием зада­ния на экспертизу. По заранее определенной форме эксперт из­лагает свою оценку проекта и основания для нее, предложения по его поддержке или отказу от поддержки, прогноз возможных последствий принятия или непринятия решения по проекту.

- Экспертное наблюдение. Это итоговый документ реко­мендательного характера, где основное внимание эксперта со­средоточено на выработке конструктивных предложений на­правленных на решение рассматриваемо и проблемы.

- Проектная разработка. По своему замыслу является аль­тернативным проектом. Такой документ имеет форму социаль­ного проекта - с обозначением проблемы, цели и задач проекти­рования, концепции, изложения организационных, и экономиче­ских вопросов. В данном случае экспертная работа переходит в иное качество, не являющееся уме собственно качеством экс­пертизы.

Метод экспертных оценок – это метод получения социологической информации путем проведения экспертного опроса. Его особенность — работа с высококвалифицированными специалистами. Поэтому многие методические и технические приемы массовых, опросов (ано­нимность, формулировка вопросов-ловушек и т.д.) здесь непри­емлемы.

Основные этапы Метода экспертных оценок:

а) подбор экспертов;

б) проведение опроса экспертов;

в) обработка результатов исследования. В основе экспертизы лежит вопросник (анкета). Вопросы обычно делятся на три группы:

1) данные о самом эксперте (его возрасте, стаже работы, образовании, научном звании, узкой специальности);

2) вопросы содержательные, по существу изучаемой про­блемы;

3) вопросы, позволяющие оценить мотивы, которых при­держивается эксперт, в своем анализе.

Методы опроса экспертов различают:

а) по характеру взаимосвязей экспертов — методы очного и заочного опроса;

б) по процедуре согласования оценок — одноразовые и итеративные (повторяющиеся);

в) по численности экспертов — индивидуальные и груп­повые.

Очные методы предполагают проведение свободного ин­тервью исследователя с экспертами и «мозговую атаку», т.е. коллективную очную работу экспертов.

Заочные методы включают подготовку докладной запис­ки; сбор мнений с помощью специально подготовленных опрос­ных листов (анкет), в которых эксперты излагают свое мнение по существу поставленных вопросов (в развернутой форме); формализованный опрос (анкетирование); использование шка­лированных оценок (получение количественной информации с помощью измерения отношения специалистов к предмету экс­пертизы); многократ­ный анкетный опрос одной и той же группы экспертов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: