Благодарности, компетентности,




Репрессированный психический

Материал

Рис. 5

 

Данный механизм устройства личности полностью детерминирует ее функционирование. Жизненный путь людей, выбор профессий, увлечений, друзей, врагов, супругов, поступков в тех или иных ситуациях, судьбы в целом обусловливаются, в основном, ранним детским опытом. Именно здесь начинает закладываться структура Super Ego, здесь формируются отношения ребенка с матерью, отцом, братьями, сестрами, сверстниками, другими участниками общения, которые послужат в дальнейшем прототипами для многообразных отношений во взрослой жизни.

Иными словами, жизнь человека во многом «программируется» в детском периоде и зачастую во взрослой жизни он доживает те или иные фрагменты своего детства. «Отношения строятся на основе остаточных эффектов интенсивного раннего опыта. Жизнь подростка, юноши или девушки, взрослого, дружба и браки – воспроизведение неразрешенных граней того, что начиналось в детстве» [133, вып.1, 35].

Таким образом, с точки зрения психоаналитического подхода, человек лишен свободы в сознательном избрании пути своего личностного развития. Его жизнь, поступки, различные выборы и даже заболевания предрешены и взаимосвязаны с опытом, который человеком, как правило, не осознается.

Бихевиористский подход, рассмотренный в I главе, также отрицал (хотя и по абсолютно иным основаниям) какую-либо свободу в процессе личностного развития. Однако, это, пожалуй, единственное, что сходится в бихевиористском и психоаналитическом подходах. Фрейд, в отличие от Уотсона, Скиннера и других представителей психологии поведения, уделял большое внимание таким личностным феноменам, как внутренний мир, интеллект, эмоции, чувства.

Интеллект, по мнению Фрейда, важнейший и единственный инструмент, доступный Ego, который позволяет сделать жизнь более осознанной и менее зависимой от слепых бессознательных сил. «Наиболее свободен тот человек, который может использовать разум, когда это целесообразно, и чья эмоциональная жизнь доступна сознательному рассмотрению. Такой человек не движется неисполненными остатками прежних событий, он может непосредственно реагировать на каждую ситуацию, уравновешивая свои индивидуальные предпочтения ограничениями, накладываемыми культурой» [Там же, 36]. Только интеллект способен расширить границы сознательной части психики за счет анализа, постижения и реинтеграции бессознательного содержания.

Интересен подход З. Фрейда к такой категории, как воля; данное личностное качество, по его мнению, достаточно негативно, так как способно причинить вред психическому здоровью человека. Причем, чем сильнее волевая активность личности, тем более она провоцирует тревожность и психическую дисгармонию. «По крайней мере, в некоторых случаях пациенты сами говорят нам, что их фобия или навязчивость впервые появилась после того, как воля преуспела в своих целях» [Цит. по 133, вып. 1, 35].

Парадоксально, что так относился к воле исключительно волевой человек; ученый, который, будучи поначалу небогатым и малоизвестным практикующим врачом, не только сумел создать одно из самых влиятельных направлений в мировой психологии, организовать свою научную школу, но и выстоять против огромного лагеря консервативных ученых и патриархальных моралистов, «оскорбленных» психоанализом; а позже – против марксистов и нацистов, увидевших в положениях фрейдизма угрозу

 

6.Проблема личности в концепции К. Юнга. Структура и закономерности развития

 

Следуйте той воле и тому пути, которые опыт подтверждает как ваши собственные, то есть как подлинное выражение вашей собственной индивидуальности.

(К. Г. Юнг)

 

Швейцарский психолог Карл Гюстав Юнг (1875 – 1961) считается учеником Зигмунда Фрейда, хотя к моменту их встречи Юнг был уже опытным психиатром и широко известным исследователем в области ассоциативной психодиагностики.

Несмотря на неприятие и критику идей Фрейда со стороны научных и общественных кругов, Юнг в 1907 году примыкает к психоаналитическому движению, становится первым президентом Международной ассоциации психоанализа и личным другом Фрейда.

Однако уже к 1912 году в научных подходах двух выдающихся ученых возникли фундаментальные разногласия, приведшие к полному разрыву как в научных, так и в личных отношениях. «Юнг очень остро переживал разрыв с Фрейдом. Фактически это была личная драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани глубокого нервного расстройства. Он не только слышал неведомые голоса, играл как ребенок или бродил по саду с нескончаемыми разговорами с воображаемым собеседником, но и серьезно верил, что его дом населен привидениями» [159, 6 – 7].

Порвав с психоанализом и выйдя из Психоаналитической ассоциации, К. Г. Юнг, тем не менее, не только остался в пространстве глубинного подхода, но и расширил его собственной концепцией, вошедшей в историю науки под названием «Аналитическая психология».

Как и психоанализ, аналитическая психология включает чрезвычайно широкий круг исследований в области человеческой природы и
общества, повлиявших на научное мировоззрение не только психиатров, психологов, педагогов, но и социологов, философов, писателей, представителей искусства. Признавая достаточно узкую направленность настоящего пособия, автор ограничивает рассмотрение аналитической психологии кратким обзором представлений К. Г. Юнга о структуре и динамике личности.

Доминирующее место в личностной структуре, как и в психоаналитической модели, занимает бессознательное, однако, по Юнгу, оно разделяется на коллективное, содержащее архетипы и индивидуальное, куда входят такие составляющие, как самость, анима или анимус (в зависимости от пола человека) и тень.

По утверждению Юнга, человек рождается не только с биологическим наследием, но также и с психическим. «Как человеческое тело представляет собой целый музей органов, каждый со своей эволюционной историей, так – можем мы ожидать – и психика организована подобным образом. Она не может быть порождением без истории, как и тело, в котором она существует» [Цит. по 133, вып. 1, 62].

Заложенное в мозге от рождения психическое наследие и составляет содержание коллективного бессознательного. Составляющие коллективного бессознательного психические структуры Юнг называл архетипами. Архетипы принадлежат не одному человеку, а, по меньшей мере, целой нации. Содержания коллективного бессознательного не приобретаются в течение жизни одного человека, они являются преформированными и врожденными инстинктами, передаваемыми от поколения к поколению на протяжении всей истории человечества. «Наш разум имеет свою историю, подобно тому, как ее имеет наше тело. Возможно, кому-то и покажется удивительным, что человек имеет аппендикс. А знает ли он, что должен его иметь? Он просто рождается с ним, и все. Так и наш бессознательный разум, подобно телу, является хранилищем реликтов и воспоминаний о прошлом. Возьмем ребенка: он не рождается с готовым сознанием, но его разум не есть Tabula rasa. Сам мозг рождается с определенной структурой, работает современным образом, но этот же самый мозг имеет и свою историю. Он складывается в течение миллионов лет и содержит в себе историю, результатом которой является. Естественно, что он функционирует со следами этой истории, в точности подобным телу, и если поискать в основах мозговой структуры, то можно обнаружить там следы архаического разума» [159, 34].

По Юнгу архетипы бессознательно активизируют как индивидуальные фантазию, мышление, творчество, так и коллективные. К примеру, эти архетипы обусловливают народное творчество, религию, содержание сказок, песен, мифов и, в конечном итоге, психологические особенности той или иной нации.

Таким образом, изучая мифологию, фольклор, другие продукты народного (коллективного) творчества, можно составить картину коллективного бессознательного, подобно тому, как Фрейд определял содержание индивидуального бессознательного, анализируя сновидения или свободные ассоциации. «Эти коллективные паттерны, или типы, или образцы, я назвал архетипами, используя выражение Бл. Августина. Архетип означает типос (печать - imprint - отпечаток), определенное образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы. В чистом виде мифологические мотивы появляются в сказках, мифах, легендах и фольклоре. Некоторые из них хорошо известны: фигура Героя, Дракона (всегда связанного с Героем, который должен победить его)... Мифологические мотивы выражают психологический механизм интроверсии сознательного разума в глубинные пласты бессознательной психики. Из этих пластов актуализируется содержание безличностного, мифологического характера, другими словами, архетипы, и поэтому я называю их безличностными или коллективным бессознательным» [159, 32].

Кроме Героя, Освободителя, Дракона, Кита, Мудрого Старца и пр., архетипы могут включать такие первичные образы, как образы Отца и Матери, причем, к примеру, архетип Матери охватывает не столько реальную мать человека, сколько все фигуры и символы кормящих и воспитывающих (Дева Мария, Мадонна с младенцем, Мать Природа и т. п.). «Архетип матери включает не только положительные фигуры, но также и негативные, такие как угрожающая, доминирующая мать. В средневековье, например, этот аспект архетипа кристаллизовался в образе ведьм» [Цит. по 133, вып. 1, 64].

В наиболее «чистом виде» архетипические образы представлены в сновидениях, галлюцинациях, фантазиях, а также в видениях в психоделическом состоянии*.

В целом, с точки зрения юнгианского подхода, коллективное бессознательное и составляющие его архетипы оказывают большое влияние на развитие каждой конкретной личности.

Все остальные составляющие бессознательного также являются архетипами, но относятся уже к индивидуальному бессознательному. Это такие психические подструктуры личности, как самость, анима (у мужчин), анимус (у женщин) и тень.

Самость (self) – это один из центральных элементов личности, который Юнг называл архетипом порядка и целостности. «Сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость» [Там же, 69]. В процессе своего становления человек все более усиливает свою самость, которая и является, по Юнгу, центром его души. Главное для личности познать собственную уникальную самость; это включает не только рефлексию сознательной части психики, но и познание разнообразных сфер бессознательного.

Познать самого себя и быть самим собой – это главное условие
здорового и свободного развития личности. «Самость является нашей
жизненной целью, так как она есть завершенное выражение этой
роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью» [159, 130].

В поздних работах К. Г. Юнг использовал понятия самость и личность как синонимичные: «Самость - не только центр, но и вся окружность, охватывающая и сознание и бессознательное; это центр этой целостности, как Ego - центр сознания... Самость означает всю личность» [Цит. по 133, вып.1, 70].

Анима (у мужчины) или анимус (у женщины) – это бессознательные психические структуры, которые отражают интерсексуальные связи и представления о противоположном поле.

Анима – это воплощение женского начала в мужском бессознательном, анимус – воплощение мужского в бессознательном женщины. Как регуляторы поведения они являются самыми значительными архетипами. В частности, любимая женщина выбирается мужчиной по соответствию ее образа с образом анимы в его бессознательном. Точно так же женщина бессознательно выбирает мужчину по соответствию образа этого мужчины образу ее анимуса. «Каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины, не какой-либо конкретной женщины, но определенный женский образ. Этот образ, в сущности, бессознателен; наследственный фактор изначального происхождения, запечатленный в живущей органической системе человека, отпечаток или архетип всего наследственного опыта женщины, хранилище всех отпечатков, когда-либо запечатленных женщиной. Так как этот образ бессознателен, то он всегда (бессознательно же) проецируется на предмет любви (другой человек) и является одной из главных причин для страстного увлечения или отвращения» [159, 122].

На развитие анимы или анимуса значительное влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки); и на протяжении всей жизни эти структуры бессознательного оказывают влияние на все отношения человека с противоположным полом.

Кроме того, архетип анимы или анимуса зачастую является источником творчества и создания новых образов. Данный архетип появляется в снах, фантазиях как образ противоположного пола, в частности, художники, поэты, писатели (мужчины) представляют собственное вдохновение в виде женщины – Музы.

Тень – это структура индивидуального бессознательного, в которой находится все то, что отвергнуто и вытеснено из сознания как несовместимое с социально-нравственными установками самой личности и нормами общества. «Тень воплощает все, что субъект отказывается признавать о самом себе... Тень есть то, что спрятано, подавлено в низменной и обремененной виной части личности, чьи основные разветвления уходят в область наших животных предков и, таким образом, включают целый исторический аспект бессознательного» [159, 131].

В сновидениях, фантазиях тень проявляется как фигура, совпадающая с половой принадлежностью индивидуума, но наделенная более низким статусом (карлик, дикарь, какое-либо темное, вызывающее беспокойство, существо). С точки зрения Юнга, тень в структуре любой личности олицетворяет то, что человек сознательно или бессознательно отрицает в себе и не дает развиться.

Если тень игнорировать внутри своего сознания, она может
сыграть негативную роль в динамике личности; в этом случае индивидуум может проецировать собственные отвергаемые качества на других, или же вовсе оказаться в подчинении у данного архетипа, что ведет к
невротизации: «Если дело доходит до невроза, то мы неизменно сталкиваемся с сильно увеличившейся Тенью. И если мы хотим излечить невроз, нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности человека и его Тени» [1609, 182]. Напротив, чем более осознается содержание тени, тем менее зависима от нее личность. Умение анализировать теневой материал своей психики Юнг называл «техникой обращения с тенью».

В то же время тень, с точки зрения Юнга, это имманентное качество личности, неотъемлемая часть ее природы. От нее нельзя отказаться,
не нарушив всей целостности психической структуры. «Как я могу
обладать прочностью, не отбрасывая тени? Я должен иметь и теневую сторону, если я хочу быть целым; сознавая свою тень, я еще раз
вспоминаю, что я человеческое существо, как всякий другой» [Цит. по 133, вып. 1, 68].

Человек без тени не может быть полноценным, «... это двумерная карикатура, отрицающая смешение добра и зла и амбивалентность всем нам присущую» [Там же].

Не об этом ли рассуждает булгаковский Воланд в споре с Левием Матвеем? – «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей... бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» [26, 347].

В отличие от фрейдовского Id, тень не является однозначно негативным началом; в ней заключена естественная и жизненно необходимая инстинктивная энергия, обеспечивающая здоровое развитие и функционирование личности. «Хотя до настоящего времени полагали, что человеческая тень являлась источником всякого зла, но теперь, с помощью более тщательного исследования, может быть установлено, что бессознательный человек, то есть его тень не состоит только из исключительно морально предрассудительных тенденций, но выражает также ряд хороших качеств, таких как нормальные инстинкты, соответствующие реакции, основанные на реальности инсайты, творческие импульсы и так далее» [159, 131].

В пространстве сознания находятся еще два основных архетипа, составляющие общую структуру личности - Ego (Я) и Persona (Персона).

Ego - это центр сознательной части психики, который создает интегрированное восприятие собственной личности. Юнг, как и Фрейд, полагал, что психика изначально исключительно бессознательна, и Ego постепенно развивается из бессознательной сферы; однако, по Фрейду, значительная часть Ego находится за пределами сознания, в то время как, по Юнгу, в Ego нет бессознательного содержания. Ego создает ощущение сознательной жизни, при этом часто заставляя забывать о наличии бессознательных структур.

Персона – это социальная оболочка личности. Это та маска, которую надевает человек, «выходя» в социум. Сущность этого архетипа наиболее точно отражается исходной этимологией – персона (от лат. persona) – маска, которую надевали актеры античных театров для обозначения играемой роли.

Персона – это то, каким индивидуум старается представить себя внешнему миру, каким бы он хотел выглядеть в глазах других людей.
Персона включает социальные роли, индивидуальный стиль поведения, общения, одежды, имидж и тому подобное. «Персона... – система
приспособления индивида к чему-либо или способ действия, который он избирает, имея дело с чем-либо во внешнем мире. К примеру, любое призвание или профессия имеют свою собственную характерную персону» [159, 129].

Персона может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на личность. Доминирующая персона способна подавить индивидуальность человека, уничтожить неповторимые особенности его внутреннего мира. Люди с доминирующей персоной часто отождествляются с ней, сливаются с созданной ею социальной ролью. «Опасность в том, что люди становятся идентичными своим персонам: певец – голосу, профессор – собственным учебникам» [Там же, 129].

В некоторых случаях чрезмерная власть данного архетипа способна привести к «личностной инфляции», то есть выходу личности за пределы своих границ за счет идентификации с собственной персоной или, в патологических случаях, – с исторической или религиозной фигурой (Наполеон, Христос и т. д.); в свою очередь, инфляция создает преувеличенное чувство собственной важности (мания величия).

В большинстве случаев доминирование персоны в структуре личности – это конечный результат безуспешных попыток человека защититься от собственной неуверенности, слабости, чувства неполноценности.

В то же время персона играет и позитивную роль. Она может стать двигателем развития личности в сторону ее усиления. «Когда мы начинаем действовать определенным образом, играть определенную роль, наше эго постепенно меняет направление» [133, вып. 1, 67]. Так, стремление индивидуума играть роль интеллигентного, образованного человека может привести к позитивным изменениям в более глубинных личностных структурах.

Кроме того, персона защищает человека от давления внешней среды, от нежелательного проникновения во внутренний мир со стороны других и является, таким образом, эффективным средством коммуникации. Символы, олицетворяющие персону, могут включать предметы одежды (костюм и галстук, мундир и погоны и т. д.); предметы рода занятий (портфель, мольберт, какие-либо орудия труда); атрибуты социального статуса (автомобиль, офис и пр.).

В целом, структура личности, по Юнгу, отражена на рис. 6. Структурой личности обусловливается ее развитие, которое Юнг называл индивидуацией. Индивидуация – это процесс самореализации личности, обеспечивающий ее духовный и психический рост. «Индивидуация означает становление единым, однородным существом и поскольку индивидуальность – это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем несопоставимая уникальность, то индивидуация также подразумевает становление собой. Мы, следовательно, можем перевести индивидуацию как «становление собой» или самореализацию» [Там же, 70].

Основным побудительным механизмом индивидуации являются такие архетипы, как Ego и самость, однако при этом Юнг не отрицает значительного влияния на этот процесс иных архетипов (персоны, тени, анимуса или анимы, коллективного бессознательного).

По мнению Юнга, индивидуация – это не линейный процесс, а скорее спиралевидный. Человек может в своем развитии возвращаться
к старым трудностям, проблемам, каждый раз на новом уровне. Личностный рост может осуществляться через противостояние собственной персоне, которое выражается в борьбе приоритетов между внутренней гармонией и интеграцией личности и ее внешними, часто показными достижениями.

Также личностный рост реализуется через принятие и осознание своей тени как части себя (неосведомленность о существовании тени или ее отрицание приводит к проецированию своей тени на других и к деструкции личности в целом); через признание реальности анимы или анимуса.

Завершающей стадией индивидуации является развитие самости. «Самость – наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью» [Там же, 72].

В конечном итоге результатом индивидуации является становление цельной, неповторимой и уникальной личности. «Мы можем перевести индивидуацию как «путь к себе» или самореализацию» [159, 126].

По мнению К. Г. Юнга, человек в силах реализовать все стороны своей личности, в том числе и бессознательные, и именно он несет основную ответственность за собственное развитие.

 

 

 

 

Persona

 

 

 

 

Ego

Сознание

 

 
 

Бессознательное

Тень

Анима или Анимус

Самость

Рис. 6 Коллективное

Бессознательное

 

 

7.Конфликтность человеческой ситуации как механизм развития личности в концепции Э.Фромма.

8.Концепция личности К. Хорни.

9.Проблема личности в концепции А. Адлера.

 

Каждый индивидуум представляет собой единство личности и индивидуального

становления этой личности. Индивидуум -

и картина и художник. Он художник своей собственной личности.

(А. Адлер)

Австрийский врач и психолог Альфред Адлер (1870 – 1937) был одним из первых сторонников Зигмунда Фрейда. В 1902 году он примыкает к только что появившемуся психоаналитическому направлению, и к 1910 году, по рекомендации Фрейда, назначается на пост первого президента Венского психоаналитического общества. Однако Адлер первым и отошел от психоанализа из-за фундаментальных теоретических расхождений. В 1911 году он оставил президентство, вышел из общества и с группой единомышленников организовал собственную научную школу – Ассоциацию индивидуальной психологии.

Настоящее пособие касается общих концептуальных положений
А. Адлера избирательно, взяв за основу его представления о личности и ее динамике. Адлер в своей теории исходил из введенного им же в психологию личности принципа холизма (от гр. holos – целое) – идеи целостности. Его холистическая психология отрицала постулат Фрейда о противостоянии бессознательных побуждений личности и внешней, социальной сферы. По Адлеру, внутриличностные интенции и социально-детерминированные цели взаимосвязаны и в единстве обусловливают целостный процесс развития личности. Таким образом, он считал, что индивид в равной степени мотивирован как на реализацию внутренних потребностей, так и на овладение средой (при этом структура личности не «иллюстрируется» Адлером в виде той или иной схемы).

Одним из исходных и основных механизмов развития личности в концепции Адлера является тенденция к самоутверждению. Эта тенденция присутствует у человека с первых лет его жизни. Однако ребенок, в силу своей физической и психической неразвитости, испытывает чувство неполноценности, способное обусловливать специфические для каждого индивидуума цели (достижение которых в дальнейшем может способствовать самоутверждению).

Адлер обозначает совокупность ощущений незрелости, ущербности, недостатков и пр. термином «комплекс неполноценности», который становится одним из центральных понятий в его индивидуальной психологии. Комплекс неполноценности присущ всем детям как следствие их зависимости от взрослых, осознания собственной слабости и несамостоятельности. Комплекс неполноценности не является исключительно негативным состоянием, так как способен во многих случаях побуждать личность к развитию в сторону своего усиления. «Комплекс неполноценности сам по себе не является ненормальным. Он – причина всех улучшений в положении человечества» [Цит. по 133, вып. 2, 8]. Чувство неполноценности зачастую побуждает ребенка к позитивному росту и саморазвитию.

Названные чувства – самоутверждение и комплекс неполноценности – являются основными побудителями личностного развития; причем индивидуум, как правило, не осознает их, и они действуют из пространства бессознательного*. Эти чувства являются источниками развития не только отдельной личности, но и цивилизации в целом. Попытка реализовать данные чувства вводит в действие механизм, который Адлер называл компенсацией. Механизм компенсации, объединяясь со специфично развитым у индивидуума «чувством общности», и определяет динамику его личности, или, используя термин Адлера, – «стиль жизни».

Чувство общности или чувство общественного – это чувство «человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе... Оно включает ощущение родства со всем человечеством и связанности с жизненным целым. Чувство общности в широком смысле означает заинтересованность в идеальном обществе всего человечества, конечной цели эволюции» [Там же, 13].

Стиль жизни – это уникальный и неповторимый способ, который выбирается человеком для реализации целей (в основном бессознательно обусловленных комплексом неполноценности), это «интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью» [Там же].

По Адлеру, существуют четыре основных механизма компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, мнимая компенсация и сверхкомпенсация.

Неполная компенсация может наблюдаться при каких-либо физических или психических недостатках у индивидуума, причем при развитом чувстве общности он меньше ощущает свою неполноценность благодаря безусловному принятию его со стороны социума; при неразвитом чувстве общности у индивидуума могут развиться невротические комплексы, ведущие к девиантным и делинквентным проявлениям. «Все неудачники – продукты неправильной подготовки в области чувства общности. Все они – неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру; существа, в большей или меньшей степени асоциальные, если не антисоциальные» [Цит. по 133, вып. 2, 14]. Естественно, что оба варианта, определяемые различными уровнями развитости чувства общности, обусловливают разные стили жизни.

Полная компенсация возможна при развитом чувстве общности и реалистически определенных жизненных целях. Формирование жизненных целей обусловлено, в основном, комплексом неполноценности, возникшем или в детском возрасте или, несколько реже, в последующие годы.

Жизненные цели, направленные на компенсацию чувств неуверенности, бессилия, мотивируют человека на активную и творческую деятельность, влияют на избрание профессии. К примеру, Адлер отмечает, что выбор профессии врача может быть компенсацией детского чувства страха перед болезнями или смертью.

При выборе индивидуумом нереалистичных целей, а также при недостаточном чувстве общности, возможна мнимая компенсация. В таком случае чувство неполноценности становится невротически преувеличенным, что ведет к отклонению в личностном развитии; человек (ребенок) может стать неуравновешенным, неуверенным в себе, конформным, с гипертрофированным уровнем самооценочной тревожности. При мнимой компенсации человек может самоутверждаться за счет иллюзорных, выдуманных достижений, или начинает спекулировать на недостатках, стремясь получать постоянное внимание, заботу и сочувствие от окружающих. При таком жизненном стиле здоровый личностный рост исключен.

Сверхкомпенсация возникает как результат доминирования более сильного мотива, чем мотив самоутверждения – мотива стремления к превосходству. По мнению Адлера, стремление к превосходству присуще всему живому как результат постоянной борьбы за выживание в ходе эволюции. «Если бы это стремление не было врожденным для организма, ни одна форма жизни не могла бы сохраниться. Цель овладения средой более совершенным образом, которую можно назвать стремлением к совершенствованию, характеризует также развитие человека» [Там же, 9].

Стремление к превосходству может обусловить как позитивный жизненный стиль, так и негативный, в зависимости от сформированности чувства общности. При здоровом чувстве общности личность за счет сверхкомпенсации развивается в позитивном направлении; причем в наибольшей степени к сверхкомпенсации склонны те индивидуумы, которые были обречены природой на неполную компенсацию. Известны случаи, когда сильные, волевые личности сверхкомпенсировали свои дефекты и недостатки, достигая в жизни гораздо больших успехов, чем большинство изначально здоровых «бездефектных» людей. Примерами здесь могут служить личности Демосфена, ставшего великим оратором за счет сверхкомпенсации заикания; Наполеона, ставшего великим полководцем и политическим деятелем, сверхкомпенсируя свой физический недостаток – маленький рост; Ф. Рузвельта, преодолевшего обстоятельства, вызванные физическим недугом и ставшего президентом США. «Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство органов; создается впечатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности» [Цит. по 133, вып. 2, 8].

По мнению А. Адлера, болезни, слабости, какие-либо дефекты, которыми страдают дети, способны из-за обостренного чувства неполноценности активизировать мощные силы сверхкомпенсации, позволяющие им развить свои личностные способности в необычайной степени. Однако не всегда механизмы сверхкомпенсации могут быть найдены ребенком самостоятельно; поэтому важнейшая задача взрослого (родителя, педагога, психолога) – это оказание помощи ребенку в поиске адекватных механизмов компенсации или даже сверхкомпенсации.

Данная мысль Адлера оказала большое влияние на педагогику, психологию и дефектологию; с ним, в частности, был солидарен выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский: «Сверхкомпенсация не есть какое-либо редкое или исключительное явление в жизни организма... Это, скорее, в высшей степени общая и распространенная черта органических процессов, связанная с основными законами живой материи... Всякое повреждение или вредоносное воздействие на организм вызывает со стороны последнего защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность... Дефект есть не только слабость, но и сила. В этой психологической истине альфа и омега социального воспитания детей с дефектами» [32, 34].

Представление о том, что основным мотивом личностного роста является утверждение собственной значимости, развивалось многими философами, психологами и педагогами. В частности, американский психолог У. Джемс (1842 - 1910) отмечал: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными» [Цит. по 55, 44]; им же введена в психологию известная формула самоуважения, лежащая, по его мнению, в основе большинства личностных стремлений:

SUCCESS

SELF-ESTEEM =

CLAIM

Self-esteem – самоуважение, success – успех, claim – притязания.

Известный американский автор Д. Карнеги (1888 – 1955), анализируя фундаментальные человеческие желания, выстраивает их иерархию, в которой главное место принадлежит желанию самоутверждения: «Почти каждый нормальный человек хочет:

1) здоровья и сохранения жизни;

2) пищи;

3) сна;

4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги;

5) жизни в загробном мире;

6) сексуального удовлетворения;

7) благополучия своих детей;

8) сознания собственной значительности.

Почти все эти желания удовлетворяются – все, кроме одного (последнего). Одно желание, столь же сильное и властное, как желание пищи и сна... есть неутолимая жажда, постоянно терзающая человека. Стремление к собственной значительности является одной из главных черт, отличающих человека от животного... Если бы наши предки не имели этого пламенного стремления к собственной значительности, то не было бы цивилизации» [55, 443].

Однако в теории личности А. Адлера самоутверждение путем сверхкомпенсации не всегда может достигаться при социально ценном «стиле жизни». В случае сверхкомпенсации индивидуумов с недостаточно развитым чувством общности стремление к самоутверждению может развиться в невротическую потребность доминирования. Такие люди могут стать диктаторами, авторитарными эгоистами. «Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, индивидуумы начинают стремиться к личному превосходству, поскольку им не хватает уверенности в своей способности функционировать эффективно и конструктивно работать вместе с другими. Накопление успеха, престижа и похвал становится более важным, чем конкретные достижения. Такие индивидуумы не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе» [Цит. по 133, вып. 2, 17].

Примерами индивидуумов с таким «стилем жизни» могут быть Нерон, Гитлер, Сталин и т. д. Причем негативная сверхкомпенсация необязательно должна возвести индивидуума в ранг (по словам А. Адлера) «наиболее значительных врагов человечества и человечности», это могут быть диктаторы внутри небольшой социогруппы (коллектив, семья).

В то же время, по мнению Адлера, человек не детерминирован фатально своим бессознательным, он свободен в выборе механизмов компенсации, «стиля жизни», жизненной цели и несет ответственность за свой выбор. Человек способен управлять судьбой и именно он является ее творцом. «Каждый индивидуум представляет собой единство личности и индивидуального формирования этой личности. Индивидуум – и картина и художник. Он – художник своей собственной личности» [Там же, 13]. Таким образом, А. Адлер, не выходя за пространство глубинного подхода, вплотную приблизился к гуманистической концепции. В целом адлеровс-кая теория личности оказала значительное влияние на становление экзистенциальной и гуманистической парадигм в гуманитарных науках.

 

 

10.Психоаналитические концепции характера.

 

11.Обусловливание как механизм развития личности в бихевиоризме (Дж. Уотсон,Ф.Б.Скиннер).

 

 

12. Понимание личности и ее развития в необихевиоризме.

 

 

13. Гуманистическая психология личности. Общая характеристика,

принципы изучения личности.

 

 

14.Проблема личности в концепции А



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: