Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности




Основные понятия темы [31]:

1. Аутизм – отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.

 

По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения, при аутистическом расстройстве личности отмечаются:

- качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

- качественные нарушения способности к общению;

- ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Возможности социализации лип с аутизмом определяются многими факторами, основными среди которых являются:

- тяжесть, глубина аутистических расстройств;

- ранняя диагностика;

- возможно более раннее начало специализированной коррекции, её комплексный медико-психолого-педагогический характер;

- адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, её последовательность, достаточный объём;

- единство усилий специалистов и семьи.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться но программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного вида, и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 22 -23 % адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2 - 3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

Говорить о социальной нише, занимаемой липами с аутизмом, сложно: из-за больших различий в уровне интеллектуального и речевого развития чётких границ этого понятия для РДА установить невозможно. Известны случаи, когда аутисты профессионально и успешно снимались искусством, наукой, становились людьми самых обычных (но чаще всего не требующих постоянного общения с другими людьми) профессий: садовниками, дворниками, настройщиками музыкальных инструментов, почтальонами и т.д. Общим является то, что если аутичный ребёнок обучен чему-либо, то в силу своей приверженности стереотипам и в меру своих интеллектуальных возможностей он будет работать так, как его научили демонстрировать то отношение к работе, которому его научили, хотя это нисколько не исключает творческого подхода к делу. Работать плохо аутист не может.

В США и странах Западной Европы людей с тяжёлыми формами аутизма обучают различным непрестижным профессиям, и результаты оказываются лучше, чем у людей с тем же уровнем интеллекта, но без аутизма [31].

 

Образование детей со сложными нарушениями развития

К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка. Например, сочетание глухоты и нарушений ОДА; сочетание умственной отсталости и слабовидение и т.п.

 

Тема 4. Современные приоритеты в развитии системы специального образования

Таблица 5

Понятие «интеграция»

ИНТЕГРАЦИЯ («соединение»)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (совместное обучение и воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием) СОЦИАЛЬНАЯ (социализация, включение в общество)
Интернальная (интеграция внутри системы специального образования) Экстернальная (взаимодействие специального и массового образования)
     

 

Языковая политика

Происходит отказ от терминов, носящих уничижительный характер, указывающих на функциональные недостатки людей.

ИНВАЛИД (в переводе с испанского – «не имеющий ценности»);

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ (указывает на ненормальность).

Отмечается введение и пропаганда новой лексики.

Используются термины:

ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ,

ДЕТИ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ,

ДЕТИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ,

ДЕТИ С ОСОБЫМИ НУЖДАМИ,

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ДЕТИ С ОГРНАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ЗДОРОВЬЕ,

ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ В ЗДОРОВЬЕ.

 

Отечественная концепция интегрированного обучения (принципы):

- интеграция через раннюю коррекцию;

- интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;

- интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения [22; 23].

Таблица 6 Показатели интегрированного обучения

Внутренние показатели (уровень психофизического и речевого развития ребёнка) Внешние показатели (система условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребёнка)
Уровень психофизического и речевого развития ребёнка соответствует норме или близок к нему. Возможность овладения образовательным стандартом (в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки). Психологическая готовность ребёнка к интегрированному обучению. Раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни. Желание родителей обучать ребёнка совместно с нормально развивающимися сверстниками (стремление помогать ребёнку в процессе обучения). Наличие возможности оказывать квалифицированную коррекционную помощь интегрированному ребёнку. Создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

 

Схема 3 Модели интегрированного обучения (по Н.Д. Шматко)

       
 
 
 
ВРЕМЕННАЯ  
 
КОМБИНИРОВАННАЯ  

 


Таблица 7 Различия в реализации интегрированного (инклюзивного)

обучения в Западной Европе и России (по Н.Н. Малофееву)

Показатели Западная Европа Россия
1.Вхождение в интегративный период На основе установившихся демократических реформ и во время экономического подъёма. В ситуации начала становления демократических норм, глубочайшего экономического кризиса.
2.Обсуждение проблем спец. обучения и интеграции (инклюзии) Действуют жесткие законодательные положения, регулирующие процесс инклюзии. Интеграция не имеет законодательной базы.
3.Традиции благотворительности Есть широкая сеть негосударственных спец. учреждений. Есть финансовые льготы для филантропов. Действует система формирования общественного мнения через СМИ. Традиции прерваны в 1917 г. Есть слабое общественное движение, не стимулируемое финансовым законодательством. СМИ только «открыли» для себя проблемы детей с нарушениями в развитии.
4.Возникноверние идей интеграции В 70-ые г.г. ХХ в. в контексте противостояния всем видам дискриминации человека (по расовому, половому, политическому, религиозному и др. признакам). Декларируется как необходимость гуманного отношения к инвалидам в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоёв и социальных групп населения, национальных конфликтов.

 

Приоритетные задачи развития системы специального образования на современном этапе:

- поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

- целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, которые могут обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребёнка с отклонениями в развитии.

- определить систему показаний для интеграции ребёнка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;

- охват системой специального образования всех нуждающихся детей (в том числе детей с грубыми и комплексными нарушениями в развитии);

- оказание помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии;

- создание государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, начиная с первых месяцев жизни;

- техническая поддержка образовательного процесса (внедрение компьютерных технологий в специальное образование) [18; 19; 21; 33].

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб: Образование, 1996. - С. 81-84.

Безруких М. М., Ефимова С. В. Как помочь детям с трудностями обучения? // Начальная школа. - 1990. - № 10. - С. 11-16.

Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. - М.: ИЦКПС, 2000. – 115 с.

Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.: (Золотые страницы сурдопедагогики).

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиограф. Т.М. Лифанова, Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушенным слухом) // Дефектология.- 1996.- № 6. - С. 44-51.

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии //Сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО «Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования». - М., 1996. - С. 105-112.

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребёнок с особыми образовательными потребностями. Альманах института коррекционной педагогики РАО. 5 / 2002. Тема номера: специальная психология и педагогика. К вопросу терминологии. Адрес в интернет: http: // www.ise.iip.net / almanah / 5/ index.htm

Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие. / Сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.

Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания. А Кизима, Е. Есикова // Научно-методический журнал «Директор школы». - №. 3. – 2008. – С. 68-74.

История Института коррекционной педагогики РАО. Н.Н. Малофеев // Новости образования. – 15-16 (48)/2003. – С. 6-7, 19.

Кесарев Е.Д. Интеграция детей со специальными нуждами в Швеции// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996 – С. 31-39.

Колков В.В., Ким Е.Н. Интеграция и проблемы включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство: роль неправительственных организаций // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С.126 - 140.

Косарева У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции // Дефектология. - 2008. №6. – С. 71-78.

Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы //Дефектология. - 1994. - № 5. – с. 3 - 9.

Куль Э. Экстернальная интеграция: взаимодействие между массовым и специальным образованием // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996 – С.57-67.

Локалова Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними // Начальная школа. - 1992. - № 12. - С. 59-61.

Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. – №12. - С. 3-12.

Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология. - 1997. - № 4 – С. 3-15.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Просвещение, 2009 – 319 с.

Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции. // Дефектология. - 2009. – № 1. – С. 5-19.

Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения. // Дефектология.– 2008. - № 1. – С. 71-78.

Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С.47-56.

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

Никитина М.И. Профессиональное образование инвалидов и организация для них психолого-педагогической помощи // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С.105-107.

Новичкова И.В. Состояние и перспективы развития помощи детям с нарушением зрения// Интегративные тенденции современного специального образования. – М.: Полиграф сервис, 2003 – С. 260 – 265.

Ольсен Хильдегунн «Включенное» образование – стратегия для достижения образования для всех // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С. 24-30.

Пер Ч Гюнваль От «школы для многих» к «Школе для всех» // Дефектология. – 2006. – № 2. - С. 73-78.

Первова И.Л. Международная концепция включенного обучения // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С. 68-72.

Смолин О.Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения // Дефектология. - № 4. – 2007. – С. 77-86.

Специальная педагогика: учеб. пособие / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с.

Шипицына Л.М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996 – С. 19-31.

Шипицына Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001 – С. 56-61.

Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология. – 1999. -№ 2. – С. 49-56.


Зачётное задание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: