Диалогическая аргументация без спора.




Каждый, вступающий в диалог, должен владеть приемами логического доказательства и аргументации, то есть умением не просто провозглашать, но и логически обосновывать мысль с помощью уже известных истин и фактов.

Аргументы (доводы, основания) – это мысли или положения, истинность которых уже проверена практикой. Аргументация необходима для того, чтобы изменить мнение собеседника или, напротив, закрепить его; проверить истинность тезисов и выводов партнера; смягчить или урегулировать возникшие противоречия в диалоге.

Практика свидетельствует, что, доказывая или развивая какую-либо идею, выдвинуть правильный тезис еще недостаточно. Необходимо позаботиться о том, чтобы он опирался на достаточное основание, т.е. был доказан убедительными аргументами. Для этого необходимо в процессе доказательства следовать ряду важных правил, вытекающих из закона достаточного основания.

1.Аргументы должны быть достоверными (ложными доводами нельзя доказать ни одного тезиса). Нарушение этого правила об истинности аргументов ведет к ошибке, которая в логике называется "ложное основание". Суть ошибки заключается в том, что в качестве основного аргумента умышленно используется заведомо ложное положение.

2.Аргументы должны быть достаточными. Нарушение этого правила ведет к возникновению ошибки "мнимое следование", при котором аргументы истины, но не достаточны для тезиса. Примером такой ошибки в общении является убеждение, что достоверность обеспечивается количеством аргументов. Однако и одним аргументом можно свести на нет целую очередь неубедительных аргументов оппонента.

3.Истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса. Несоблюдение третьего правила аргументации ведет к логической ошибке "порочный круг доказательств", когда тезис доказывается аргументами, а аргументы обосновываются тезисом.

При аргументации в диалоге Вам могут помочь определенные тактические приемы:

- найденное яркое доказательство или сильное возражение не следует выпаливать без подготовки. Лучше мысль проговорить про себя, а затем уже высказать вслух. Высказывание должно быть сжатым и звучать лаконично, как выстрел. Это производит сильное впечатление на собеседника;

- не упускайте случая изложить сильный довод в виде рассуждения: одно их двух, то есть в виде дилеммы;

- старайтесь как можно чаще подкреплять одно доказательство другим, но не допускайте противоречия в своих доводах;

- не следуйте слепо шаблонным приемам построения доказательств и риторических приемов.

В диалоге соотношение сил и положение партнеров постоянно меняются, будьте внимательны и сосредоточены.

 

42. О мышлении и реальности.

43. Введение в философию языка. Две концепции языка.

Язык – это система определенных знаков (звуковых, письменных и пр.), которая используется людьми для общения, передачи знаний и информации. Единицами его являются не только отдельные слова, но предложения, а также тексты, которые составляются из слов и предложений.

Философия языка включает в себя весьма широкую область исследований. Она изучает взаимоотношения между языком, мышлением и реальностью, а также знания, которые могут интерпретировать данные связи. Все эти три основные перечисленные сферы могут трактоваться как самостоятельные, не зависящие друг от друга. Философия языка охватывает такие области, как история, психология и социология языка, биология, языкознание, логика, занимается исследованием сущности языка, его происхождения и функций в обществе. Сущность же его выражается его двуединой функцией: быть способом общения и одновременно орудием мышления. Язык в философии обычно рассматривается как средство формирования и выражения мыслей.

Две концепции языка.

Сторонники биологической концепции языка выдвигают Тезис: язык относится к явлениям природы. Суть биологической концепции (влияние дарвинизма): язык, как организм, проходит стадии рождения, созревания, расцвета, упадка, смерти; язык передается по наследству.

Доказывается этот тезис исходя из аналогии с природными, биологическими свойствами человека, которые могут развиваться и вне общества, и в изолированном состоянии.

Социальная концепция языка: язык – есть общественное явление. Язык – это достояние коллектива и предмет истории, объединяет в среде данного времени все разнообразие говоров и диалектов, профессиональной, разновидности письменной и устной речи. Язык – это явление социальное, не существует языка индивида.

Общие черты языка с другими общественными явлениями:

язык — необходимое условие существования и развития человеческого общества.

язык — элемент духовной культуры, немыслим в отрыве от материальной среды (называние предметов действительности).

Отличие языка от других общественных явлений:

Язык ничего не производит — он средство общения.

Язык и культура — не одно и то же. Культура идеологизирована, язык — общенароден.

Классовых языков не было и нет. Иначе дело обстоит с речью.

Язык — не надстройка, не соответствует каждому базису, он сохраняется в течение веков и представляет собой диалог языков разных времен.

Вывод:

Язык как общественное явление – это средство общения и обмена мыслями. Мысли рождаются на базе языка и закрепляются в нем, но не тождественны ему. Таким образом, язык и мышление образуют единство, но не тождественны.

Если логический строй мышления является в принципе одинаковым у людей разных наций и народностей, то грамматический строй различных национальных языков имеет свою конкретную специфику. Например, цвета спектра в английском языке выражаются с помощью шести слов, а в русском языке – с помощью семи слов. В английском языке слово blue – означает и голубой и синий цвет. В английском, французском, немецком языке навязывается категория определенности и неопределенности с помощью артиклей, а в русском языке она отсутствует. Одна и та же мысль может быть выражена разными языковыми средствами, например, синонимами. Одно и то же выражение может заключать в себе разные мысли, например, смерть в исламе ассоциируется с белым цветом, а в православии – с черным.

 

 

44. Концепция истины.

Исторически первой и самой распространенной трактовкой является восходящее к Аристотелю классическое понимание истины как соответствие наших знаний о действительности самой действительности. Впоследствии эта концепция получила название «корреспондентской теории истины».

Корреспондентская теория истины долгое время доминировала в научном познании и является наиболее приемлемой с точки зрения обыденного опыта. Однако, она опирается на ряд предпосылок, которые сами по себе достаточно проблематичны. Понимание истины как соответствия между знанием и действительностью предполагает: во-первых, что адекватное отображение предмета в сознании возможно в принципе, что подвергают сомнению различные виды агностицизма (отрицание что мир познаваем), во-вторых, что это соответствие может быть установлено, то есть сознание способно выходить за собственные пределы и сравнивать действительность с собственным ее образом, в-третьих, что существует некий безошибочный критерий, позволяющий фиксировать соответствие и несоответствие между знанием и реальным положением дел.

В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: когерентности, прагматичности и конвенционалистическая теория. Рассмотрим их.

Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia – связь, сцепление) делает акцент на таких свойствах знания как самосогласованность и логическая непротиворечивость. Решить вопрос об истинности (или ложности) определенного высказывания значит установить его согласованность (или несогласованность) с некой системой высказываний. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры.

Прагматическая концепция истины (от греч. pragma - дело, действие) мера истинности знания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и достижения которых добивается человек. Вопрос о реальном положении дел безотносительно наших практических потребностей в данном случае не имеет смысла. (Смысл концепции истины очень прост: надо на деле, в действии проверять суждения на истинность и ложность, не ограничивать себя всего лишь теоретическими рассуждениями.)

Конвенционалистская концепция истины (от лат. conventio - соглашение). то, что в науке опознается как «факт» во многом является теоретическим конструктом, то есть сама картина научной реальности зависит от используемого понятийного и логического аппарата, выбор которого, в свою очередь, определяется соглашением (явным или неявным) среди членов научного сообщества. Таким образом, само определение истины и ее конкретное содержание носят условно-договорной характер и являются производными от выбора концептуального инструментария, используемого при исследовании.

 

 

45. Знание и критический рационализм.

Ключевым понятием критического рационализма является фальсифицируемость (потенциальная опровержимость). Критический рационализм придерживается того, что научные теории могут и должны рационально критиковаться, и если они имеют эмпирическое содержание, то должны быть подвергнуты эксперименту, который может опровергнуть их. Таким образом, знания являются научными тогда и только тогда, когда они потенциально опровержимы. Если знание потенциально опровержимо, имеет значение, опровергнуто оно или нет.

Даже очень большое число подтверждающих фактов в отношении того или иного утверждения, полученного путём индуктивного обобщения, делает его лишь весьма вероятным, но всё-таки не твёрдо достоверным. При этом достаточно одного, но вполне бесспорного, опровергающего факта для того, чтобы это индуктивное обобщение было отброшено как негодное. Неодинаковые «силу» и роль в деле проверки осмысленности и истинности научных теорий, которые свойственны подтверждающим и опровергающим факторам, Поппер назвал «познавательной асимметричностью».

На основании этой «асимметричности» провозглашена замена «принципа верификации» (то есть положительно осуществляемой проверки, иначе говоря, подтверждения), провозглашаемого логическими эмпиристами, принципом «фальсификации» (то есть столь же реально осуществляемого опровержения). Он означает, что проверка научной осмысленности, а затем и истинности научных теорий должна осуществляться не через их подтверждение, а преимущественно (или даже исключительно) через их опровержение.

 

46. формы развития научного знания

Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.

Элементарной формой научного знания является научный факт. Как категория науки факт может рассматриваться как достоверное знание о единичном. Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека, отбор фактов, составляющих фундамент науки, так же связан с повседневным опытом человека. В науке фактом признается не всякий полученный результат, поскольку, чтобы прийти к объективному знанию о явлении, необходимо произвести множество исследовательских процедур и их статистическую обработку (т.е. Учесть взаимодействие таких факторов исследования как внешние обстоятельства, состояние приборов, специфика изучаемого объекта, возможности и состояние исследователя и т.д.). Формирование факта – синтетический процесс, благодаря которому происходят особого рода обобщения, в результате чего возникают понятия.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, но процесс, включающий два основных момента – постановку проблемы и ее решение. В структуре проблемы прежде всего выявляется неизвестное (искомое) и известное (условия и предпосылки проблемы). Неизвестное здесь тесно связано с известным (последнее указывает на те признаки, которыми должно обладать неизвестное), таким образом, даже неизвестное в проблеме не является абсолютно неизвестным, а представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска. Уже формулировка всякой действительной проблемы содержит в себе «подсказку», указывающую, где нужно искать недостающие средства. Они не находятся в сфере абсолютно неизвестного и уже обозначены в проблеме, наделены некоторыми признаками. Чем больше не хватает средств для нахождения исчерпывающего ответа, тем шире пространство возможностей решения проблемы, тем шире сама проблема и неопределённей конечная цель. Многие из таких проблем не по силе отдельным исследователям и определяют границы целых наук.

Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Как правило, гипотеза является предварительным, условным знанием о закономерности в исследуемой предметной области или о существовании некоторого объекта. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке, - ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения. Всякая гипотеза имеет тенденцию превращения в достоверное знание, что сопровождается дальнейшим обоснованием гипотезы (этот этап называется проверкой гипотезы). К критериям обоснованности гипотезы относят такие условия как:

- принципиальная проверяемость гипотезы (возможность опытным путем проверить истинность положений гипотезы, даже если наука сегодняшнего дня еще не располагает техническими средствами для опытного подтверждения её идей);

- совместимость гипотезы с фактическим материалом, на основе которого она выдвинута, а также с утвердившимися теоретическими положениями;

- «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу исследуемых объектов.

Решающей проверкой истинности гипотезы является практика во всех своих формах, но определенную роль в доказательстве или опровержении гипотезы играют и логические критерии истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория – высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что характеристики, имеющие наиболее общую природу, составляют основу модели, другие же подчиняются основным положениям или выводятся из них по логическим законам.

Современная методология выделяет следующие основные элементы теории:

• исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.д.,

• идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов,

• логика теории, нацеленная на прояснение структуры изменения знания,

• совокупность законов и утверждений данной теории в соответствии с определенными ею принципами.

В научном познании теория выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются объяснительная, систематизирующая, предсказательная и методологическая.

Теория должна не просто отображать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, главные направления развития от прошлого к настоящему, а затем и к будущему. В связи с этим теория не может быть неизменной, раз и навсегда данной, она должна постоянно развиваться, углубляться, совершенствоваться, выражать в своем содержании развитие действительности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: