ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА




Студента Евстигнеева Сергея Александровича

«ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Руководитель ВКР/ Кисляков А.В./

 

 

Актуальность темы исследования. Цель исправления осужденных предусмотрена уголовным (п.2 ст. 43 УК РФ) и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1 УИК РФ). В то же время общепризнанно, что наказание является сложным противоречивым явлением. Наиболее полно противоречивость наказания проявляется при его назначении в виде лишения свободы: с одной стороны, общество освобождается от опасного преступника, а с другой -изоляция от общества влечет за собой такие негативные последствия, как ослабление, а иногда и полный разрыв социально полезных связей, отрицательно влияет на психику и личность преступника в целом, снижая эффективность воспитательной работы, отнесенной уголовно-исполнительным законодательством к основным средствам исправления осужденных (п. 2 ст. 9 УИК РФ). Кроме того, назрела необходимость разрешения и других противоречий, характерных для учреждений уголовно-исполнительной системы, реализующих уголовное наказание в виде лишения свободы: сложившейся практикой исполнения уголовных наказаний и целью исправления осужденных; потребностями социума в воспитании законопослушных граждан, уважающих нормы человеческого общежития, и недостаточной профессиональной готовностью к этому сотрудников исправительных колоний (ИК).

Необходимость разрешения названных противоречий актуализирует тему диссертационного исследования и связанных с ней проблем, касающихся целей, задач, структуры управления процессом исправления осужденных.

Актуальность исследования обусловлена целым рядом социальных, экономических и уголовно-исполнительных факторов. Социальные факторы обусловлены ролью и значением учреждений уголовно-исполнительной системы в профилактике преступлений, реализацией ими охранительной, социально-превентивной функции. Экономические факторы вызваны материальными затратами по содержанию исправительных учреждений, находящихся на федеральном бюджете.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, связанные с обеспечением процесса исправления осужденных.

Предметом исследования выступают нормы отечественного и зарубежного уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование теоретико-правовых основ, практических проблем организации исправления осужденных в местах лишения свободы и внесение предложений по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и организуемой в местах лишения свободы работы по исправлению осужденных.

Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

- рассмотреть понятие исправления осужденных;

- определить правовую регламентацию применения к осужденным средств исправления;

- раскрыть понятие, функции и содержание режима в различных исправительных учреждениях;

- изучить труд, как средство исправления;

- проанализировать воспитательную работу с осужденными;

- исследовать общее образование осужденных к лишению свободы;

- рассмотреть профессиональную подготовку осужденных;

- определить общественное воздействие, как средство исправления.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В исправительных учреждениях необходимо осуществлять комплексный подход к процессу исправления осужденных, который заключается в обязательном активном применении результатов периодической оценки степени исправления осужденных в рамках поэтапного стимулирования их исправления.

Оценка, как вторичная по отношению к результатам исправительного процесса деятельность, в ходе такого взаимодействия должна быть направлена на объективное познание степени исправления осужденных и стимулирование их дальнейшего исправления.

2. Закрепленная в ч. 1 ст. 9 УИК РФ дефиниция «исправление осужденных» нуждается в более расширенной трактовке. Предлагается дополнить данное определение показателем «раскаяние в совершенном преступлении», который будет характеризовать динамику изменения взглядов осужденных на совершенное им противоправное деяние. Аналогичное использование данный показатель исправления должен получить и в ходе оценки степени исправления осужденных путем применения критерия оценки «отношение осужденного к совершенному им противоправному деянию», который целесообразно применять на завершающих стадиях процесса исправления осужденных.

3. Назрела необходимость повсеместного воссоздания в правоприменительной деятельности исправительных учреждений аттестации осужденных, как эффективной организационно-правовой формы оценки степени их исправления. Для этого необходимо на нормативном уровне в форме отдельного Положения определить основные моменты, касающиеся проведения аттестации осужденных в исправительных учреждениях. При этом вопросы, касающиеся исключительно оценочных моментов, целесообразно вынести в отдельную инструкцию.

Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые теоретические выводы, внести конкретные предложения и рекомендации, направленные на повышение эффективности исправительной работы с осужденными к лишению свободы.

Исправление осужденного - это изменение, направленное на воспитание законопослушного и социально полезного гражданина в духе его уважения к нравственным ценностям, труду, личности и обществу. В известном смысле исправление - это, во-первых, восстановление навыков вхождения осужденного в социальную среду после освобождения от наказания; во-вторых, процесс приспособления осужденного к изменяющемуся социальному окружению, восприятие его нравственных и правовых требований через устранение недостатков и пороков личности осужденного и усвоение им новых (позитивных) установок, социальных позиций и системы ценностных ориентации; в-третьих, это оказание социальной помощи лицу, судимому за уголовное преступление, через институты попечительства, опекунские и благотворительные организации.

Исходя из вышеизложенного, под процессом исправления осужденных следует понимать прямые и опосредованные воспитательные отношения и связи его элементов, образующих целостность, включающую предметно-практическую деятельность его объекта (осужденных, групп осужденных) и субъекта (сотрудников, коллективов сотрудников ИУ), направленную на приобщение осужденных к социально одобряемым нормам и навыкам человеческого общежития с целью формирования законопослушного поведения социально полезного для общества гражданина.

По данным проведенного нами исследования с увеличением срока пребывания в исправительной колонии отмечаются отрицательные тенденции в поведении осужденных, которые заключаются в увеличении удельного веса осужденных, пассивно относящихся к воспитательным мероприятиям и падении их активности участия в работе самодеятельных организаций осужденных, что особенно заметно после отбытия семи лет лишения свободы, а также в уменьшении числа осужденных, добросовестно относящихся к труду, особенно после отбытия ими десяти лет лишения свободы.

Изучение нормативных документов и методической литературы по теме исследования, юридических, социологических, педагогических, психологических, философских источников, а также практики деятельности названных в работе подразделений уголовно-исполнительной системы ряда регионов страны позволили доказать возможность формирования коллектива воспитателей, выявить его структуру, особенности и основные направления совершенствования деятельности по исправлению осужденных к лишению свободы.

Основная проблема в формировании коллектива сотрудников ИК как коллектива воспитателей заключается в устранении функционального подхода в деятельности отделов и служб, что во многом зависит от преодоления педагогического нигилизма сотрудников, их неверия в возможность достижения цели исправления осужденных к лишению свободы, непонимания роли и места каждой службы в общем процессе воспитательного воздействия на осужденных.

В значительной степени разрешение указанных противоречий возможно в случае включения сотрудников всех отделов и служб в непосредственную воспитательную работу с осужденными, в процессе которой и формируется отношение к осужденным как к объекту воспитания, появляется вера в силу воспитания, формируется сама личность воспитателя. Исследование, проведенное в исправительных учреждениях Вологодской области, где процесс исправления осужденных был организован с опорой на педагогические принципы, на методику направленно воспитывающего коллектива осужденных, позволяет утверждать, что по основным своим параметрам (по осознанию цели деятельности, вере в возможность исправления осужденных к лишению свободы, конкретным результатам воспитательной работы, уровню сплоченности членов первичной ячейки коллектива воспитателей колонии -советов воспитателей отрядов - коллективы сотрудников этих подразделений вполне отвечают статусу коллективов воспитателей.

Перспективным направлением в совершенствовании воспитательной работы с осужденными в ИК является подготовка социальных педагогов -специалистов для работы с осужденными, привлечение, общественности (благотворительных фондов, представителей религиозных конфессий) к нравственному просвещению, исправлению осужденных к лишению свободы, их ресоциализации.

Последнее обстоятельство имеет особое значение для уголовно-исполнительной системы, где воспитательная работа с осужденными должна быть обязательно восстановлена в полном объеме, хотя и на новой основе, поскольку прямо согласуется с основной целью деятельности исправительных учреждений и предотвращает активизацию негативных процессов и явлений, в том числе и массовых беспорядков осужденных к лишению свободы.

Исправительная (воспитательная) работа с осужденными лишению свободы в ИУ, действующая в рамках исполнения наказания, создающего определенные условия для использования принципов педагогики и психологии, является одним из базовых средств достижения цели исправления осужденных к лишению свободы.

Основные направления воспитательной работы в деятельности учреждений, исполняющих наказание, в первую очередь отражаются в системе принципов и прежде всего - принципа йсправимости осужденных. Эти принципы являются тем основанием, из которого следует исходить и которыми следует руководствоваться в практической деятельности пенитенциарных учреждений.

Они указывают общие направления достижения цели исправления. К принципам воспитательной работы с осужденными мы относим:

- принцип гуманизма и приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах воспитательной работы;

- принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- принцип законности;

- принцип дифференцированного подхода к условиям и порядку содержания осужденных в зависимости от их криминальной и нравственной запущенности, отношения к основным средствам исправления (принцип единства индивидуализации и дифференциации);

- принцип создания ситуации выбора на каждом этапе процесса исправления;

- принцип непрерывности и преемственности содержания, форм и методов воспитательной работы на всех этапах процесса исправления;

- принцип организации сотрудничества на основе диалога сотрудника исправительной колонии и осужденного;

- принцип соответствия условий и порядка отбывания наказания международным нормам;

- принцип обеспечения свободы совести и вероисповедания;

- принцип возрастной дифференциации; принцип частичного самоуправления осужденных во внутриотрядной жизни.

В качестве отправной точки при организации воспитательной работы может послужить определение и использование основных жизненных ценностей лиц, содержащихся в ИУ, которые обусловливают их деятельность и доведение. Система ценностей этой категории лиц выступает одной из основ формирования их перспектив, средством достижения которых является правопослушный образ жизни.

Одним из основных составляющих этапов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы является подготовка работников ИУ к решению воспитательных задач, а осужденных - к восприятию воспитательных воздействий. Успех воспитательного процесса во многом зависит от знания воспитателем индивидуальных особенностей личности осужденного и от того, насколько умело применяются им различные формы и методы воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.

Достижение исправительной цели уголовного наказания во многом зависит от соблюдения законности при реализации уголовного наказания в виде лишения свободы. Уголовно-исполнительная система как часть государственной системы охраны правопорядка и борьбы с преступностью подвержена всем негативным и позитивным тенденциям, существующим в обществе. Переход от исправительно-трудовой системы к уголовно-исполнительной сопровождался выдвижением на первый план силовых методов воздействия на осужденных за счет понижения роли воспитательного потенциала, а иногда и нарушений законности при исполнении уголовных наказаний, в связи с чем встает проблема ее упрочения, которая может быть решена лишь в комплексе организационно-управленческих и воспитательных мер, при условии подхода к обеспечению и укреплению законности как к самостоятельному, «сквозному», важнейшему направлению деятельности руководителей всех уровней, всего личного состава на основе передового опыта, рекомендаций правовой науки, психологии и педагогики.

Среди комплекса мероприятий, направленных на улучшение профилактических мер по укреплению законности можно отметить совершенствование профессиональной и психолого-педагогической подготовки сотрудников исправительных учреждений и использования специальных методов снятия психологической усталости, предупреждения их профессиональной деформации.

Профессиональное совершенствование подразумевает проведение лекционных, семинарских и практических занятий в системе служебной подготовки сотрудников ИУ, которые специально посвящены вопросам соблюдения законности. Этому должно также уделяться больше внимания при обучении слушателей в вузах, готовящих специалистов для исправительных учреждений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: