Учет затрат по функциям (АВС метод)




АВС метод является альтернативой по-заказного метода калькулирования с/с. Однако в отличии от него, который использует единую базу распределения накладных расходов, в АВС методе для каждого вида деятельности используется своя база распределения накладных расходов. Предпосылки прехода к АВС методу: 1.возросла стоимость ресурсов не связанных на прямую с производственной деятельностью п/п (возросли расходы на логистику, на техническую контроль, на продажу) 2. следствием автоматизации производственных процессов стал спад доли прямых затрат в структуре с/с продукции и рост накладных расходов. Нарушилась корреляция между накладными расходами и прямыми трудовыми затратами. 3. развитие производственных возможностей привело к значительному разнообразию выпускаемой продукции. Она стала отличаться по размеру, дизайну, по затратам ресурсов. 4. Автоматизация учетных процессов, позволило применять более сложные методы учета с/с продукции.

Алгоритм применения АВС метода

1.Бизнес-организация делится на основные виды деятельности(функции или операции). На пром.п/п можно выделить такие процессы, как: контроль качества полуф. и гот. Продукции, транспортировка, оформление заказов, эксплуатация оборудования

2. Каждому виду деятельности приписывается собственная база распределения накл. расх-в, которые оцениваются в соответствующих единицах измерения

3. Как и в по-заказном методе, оценивается стоимость единицы носителя затрат путем деления накладных расходов по каждой ф-ии на количеств-е значения соответствующего носителя затрат.

4. Определение с/с продукции (работ, услуг)-стоимость единицы носителя затрат умножается на их количество по видам деятельности.

 

 

20. По-передельный метод используется в отраслях промышленности, серийном и поточном производстве, когда изделие проходит в определенной последовательности через все этапы производства, который носит название передел

Передел- это часть технологического процесса, который заканчивается получением готовых полуфабрикатов, которые в свою очередь могут быть отправлены на следующий передел или на сторону (продажу). По-перед-е калькулирование применяется тогда, когда существенны остатки незавершенного произв-ва по каждому переделу на конец отчетного периода. Тогда перед бухг-м стоит задача распределения произв-х затрат между готовыми полуфабрикатами и остатками незаверш. произв-ва на конец периода. Для этого используется метод условных единиц (у.е.), который предполагает, что для произв-ва одной единицы законченного полуфабриката требуется 1 у.е. материальных затрат и 1 у.е. добавленных затрат.

Техника калькулирования с/с при по-передельном методе состоит в заполнении трех аналитических таблиц:

1) Q произв-ва рассчитывается в у.е.

2) Позволяет оценить с/с 1 у.е. продукции

3) Определяется с/с гот. продукции (полуф.) и с/с незаверш. произв-ва

Пример: Производственное п/п выпускает пластиков. бутылки для розлива мин.воды. Произв-во состоит из двух переделов: 1-производит предформы, 2-из предформ выдуваются бутылки. Затем их реализуют потребителям. Все исходные материалы для производства бутылок отпускаются в первый передел. По состоянию на 1 апреля 2009 года незав. произв-во первого передела =8500 ед. Степень завершенности по добавленным затратам 70% (работа над предформами завершена только на 70%). Стоимость материалов в незав. произв. = 9214руб., добавл.затр.=7070руб. В апр.начато произв-во 122600 предформ. Затр. первого передела: на основные материалы=142862р., добавл.затр.=102757р.

По состоянию на 1 мая 2009г. В незав. произв-ве первого передела числилось 6800 предформ, степень завершенности которых по добавл. затратам 50 %.

Необх. определить: 1) с/с законченных предформ изготовленных в апреле; 2) остаток незаверш. произв-ва по состоянию на 1 мая

1. Незав. произв-во на нач. периода ______________________8500

2. Основные материалы в незав. произв-ве________________9214

3. Добавл.затр. в незав. произв-во (степень готовности 70%)__7070

4. Итого стоимость НЗП на нач.___________________________16284

5. Начата обраб. предформ в апреле______________________122600

6. Отпущено в произв-во осн. материалов на нач.___________142862

7. Добавл. затраты за апрель____________________________102757

8. Остаток НЗП на конец апр. или на 1мая(50% завершен)____6800

9. Выпущено из произв-ва в апреле гот.предформ(9=1+5-8)__124300

На первом этапе затраты, произведенные в апреле рассчитываются в у.е. Затраты будут состоять из трех слагаемых: 1. Затр., добавл. к НЗП по состоянию на 1.04, с целью доведения его до гот-ти;

2. Затр., которые понадобились для изготовления новых предформ и их завершения;

3. Затр., по созданию задела НЗП, которая станет гот. продукцией лишь в мае.

1) материальные затр.=0 у.е.

Добавл.затр.=30%*8500=2550 у.е.

2) 122600-6800=115800 (начато и завершено в апр.)

Матер.затр.=115800 у.е.

Добавл.затр.=115800 у.е.

3. матер.затр.=6800у.е.

Добавл.затр.=3400 у.е.

Оформим полученные данные в табл.

 

Показатели Материальные затраты Добавленные затраты
  1. НЗП на нач. пер (8500) 2. нач. и законч. за отч. пер. (апр) 3. созд. НЗП на конец апр. Итого     30%*8500=2550 3400(50%)

На втором этапе у.е. затраты рассчитываются в руб. В апреле в произв-во отпущено материалов 142862 р., что соответствует 122600 у.е.: 1 у.е.м.з.=142862/122600=1,17руб

Добавленные затр. за апрель 102757 руб., что соотв. 121750 у.е.: 1у.е.д.з.=102757/121750=0,84руб.

На третьем этапе определяется с/с гот.прод. и НЗП. С/с готовых полуф.:

-полуф., которые были созданы из НЗП на нач.апр.

- полуф., начатые и полностью законченные в апреле.

А) 16284+2550*0,84=18426руб.,

Б) 115800*1,17+115800*0,84=232758руб.

с/с гот.прод.= а+б=251184;

с/с НЗП=6800*1,17+3400*0,84=10812.

 

 

21. Система Standard Cost.

Это инструмент управления для планирования затрат и контроля над ними. Эта система применяется практически всеми производственными компаниями во всем мире. Если система применяется в полном объеме, то все данные о фактических затратах заменяются нормативными. Бухгалтер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце учетного периода сравнить их с нормативными значениями. Разница между нормативными и фактическими значениями называется отклонением. Анализ отклонений – это инструмент контроля затрат и доходов. Нормативные затраты – тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые выражаются на единицу продукции. Нормативные затраты на единицу продукции состоят из 3 элементов: нормативные за траты основных материалов, нормативные прямые затраты труда, общепроизводственные нормативные расходы.

Нормативные затраты основных материалов определяются умножением нормативной цены материалов на нормативное количество. Нормативную цену определяет менеджер по закупкам, учитывая: количественные изменения на рынке материалов, возможные изменения цены, новые источники поставок. Нормативное количество основных материалов - оценка ожидаемого количества, которое будет использовано. Такая оценка я является одной из наиболее трудных задач. Обычно нормативы расходования материалов определяют менеджеры, отвечающие за производство. На эту оценку оказывает влияние специфика конструкторских изделий, качество основных материалов, квалификация и опыт сотрудников, возможные потери от брака.

Нормативные прямые затраты труда определяются умножением нормы часов труда на нормативную ставку прямой оплаты труда. Нормативная ставка прямой оплаты труда – нормативная почасовая з/п для каждой производственной функции или вида работ. На практике эти ставки зафиксированы в трудовом контракте, либо устанавливаются самой организацией. Нормативное рабочее время отражает время, необходимое для каждого подразделении, станка или процесса, чтобы произвести одну единицу на одну партию изделий. Норма – часы пересматриваются или происходит замена оборудования или изменяется квалификация рабочей силы. Ответственность за разработку норм. рабочего времени несет менеджер соответствующего подразделения.

22. Анализ отклонений как средство контроля затрат.

Процесс вычисления сумм отклонений и определение их причин назыв анализом отклонений.

Если фактич затраты> нормат- неблагоприятное отклонение. В обратном случае- благоприятное.

Анализ отклонений может использоваться выборочно.Практика анализа отклонений, превышающ определ лимит, назыв. Управлением по отклонениям. Лимит устанавливается руководством. Все отклонения подразделяются на 3 вида:

· Отклонения затрат основных материалов

· Отклонение прямых трудозатрат

· Отклонение общепроизв. Расходов

Пример: Основной вид деятельн. Производство видео-кассет. Перед выпуском фильма проводится отделом продаж исследование рынка, по результатам планируется объем продаж.

Далее следует заказ необходим. Материалов: видеокассеты с магнитной лентой, полиграфич упаковка.

Используется изношенное оборудование, балки покупаются с запасом.

Смета доходов и расходов для 5000 видеокассет:

Выручка: 5000*60= 300000

Основн. Материалы: балки 71500; упаковка 5000 * 0,4= 2000 руб

З/п: 9000*10=90000

ОПР

-переменные (4*9000)=36000

-постоянные (7*9000)=63000

Всего расходов 262500

Прибыль 37500

По истечению планового периода подводятся итоги выполнения сметы. Оказалось, что вместо запланированного тиража, реально продано 4500 ед. продукции. Рассчитаем норм. Показатели на реальный выпуск.

Выручка 4500*60=270000

Осн.материалы

- балки (5500/5000*4500*13)=64350

-упаковка(1*4500*0,4)=1800

з/п рабочих (9000/5000*4500*10)=81000

ОПР

-переменные(4*8100)=32400

-постоянные(7*8100)=56700

Всего расходов: 236250

Прибыль:33750

Фактические показатели анализируемого периода(отчет об исполнении сметы)

Выручка 4500*70=315000

Осн.материалы

-балки5000*13,6=67500 70000

-упаковка45000*0,5=2500

 

з/п рабочих 8500*11=93500

ОПР

-переменные 32000

-постоянные 59500

Всего расходов: 255000

Прибыль: 60000

На первом этапе анализируется отклонения по материалам. Общее отклонение по материалам. Общее отклонение затрат осн. Материалов = разница м/у фактическими и нормативными затратами осн.материалов.

Дельта М= q м.ф. * Рм.ф –q м.с. * Р м.с. = 5000*13,5-4950*13=3150

Общее отклонение по материалоам может быть разложено на две части:

-отклонение по цене

- отклонение по использованным основн. Материалам

Дельта ц. =(Рф – Рн) * q м.ф. =(13,5 – 13)*5000=2500

Бух. Аналитик обязан вскрыть причины возникающих неблагоприятных отклонений с тем, чтобы отвес-сть за них в дальнейшем была возложена на рук-ля центра отвест-сти.

Дельта осн.материалы =(qм.ф. –qм.см.) * Р норм. =(5000 – 49500)*13 = 650

Если все вычисления верны, то дельта М = дельта Ц + дельта осн.м.

Затем проводиться рассчте отклонений по прямым трудовым затратам

Дельта тр.зт= tф. * Ставка ф. – tн. *ставка н. = 8500*11- 8100*10 = 12500

Общее отклонение прямых трудовых затрат может быть разложено:

-отклонение по ставке оплаты труда

- отклонение по производительности

Дельта по ставке опалты труда= (С ф. – С н. ) * tф. = (11-10)*8500=8500

Дельта произ. =(tф. – t ф.)* Сн. = (8500-8100)*10 = 4000

К числу объективных факторов отклонений можно отнести: -низкое качество осн.мат => рост трудовых затрат осн. Мат (ответственный – начальник отдела снабжения)

- отсутствие квалиф. Кадров

- физический и моральный износ

Дельта тр.затрат = дельта ставки оплаты труда + дельта производ-сти

Затем рассчитывается отклонения от норм факт общепроизводственных расходов:

А)по переменным

tн. =8100

tф. = 8500

ОПРпер =32000

Дельта ОПР.пер= ОПРф-ОПРн = 32000-32400=-400

Дельта t =(tф.- tн.) *Сн. опр пер = (8500-8100)*4=1600

Дельта ОПРпер по эффект = ОПРпер ф. –t ф. * Сн.опр пер =32000-8500*4= -2000

Дельта ОПРпер=дельта t + дельта опр пер по эффек



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: