Введение
Ниже даны краткие общие определения по рассмотренным вопросам.
1) «Подъемно-транспортные устройства»
Подъёмно-транспортные машины (сокр. ПТМ) — машины (устройства), предназначенные для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях на относительно небольшие расстояния в пределах заводов, строительных площадок, портов, складов и т.п. ПТМ являются основным средством механизации подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в промышленности, строительстве, на транспорте, в горном деле и в сельском хозяйстве.
2) «Устойчивость грузоподъемных машин»
На устойчивость в плоскости, параллельной подкрановому пути, и поперек подкранового пути рассчитываются также козловые краны и мостовые перегружу тел и. Правилами по кранам этот расчет не регламентирован.
3) «Стальные проволочные канаты»
Канат стальной (трос) - совмещение достоинств арматуры и проволоки высокой прочности, исключающая при этом наиболее важные их недостатки. В строительстве канаты стальные используют в основном в качестве несущих элементов конструкций повышенной сложности. Одним из важных материалов в производстве стальных канатов является катанка, причём её свойства, форма сечения, диаметр определяют основные технические характеристики стального троса. Также на качество каната влияют его конструкционные особенности.
В данной работе будут рассмотрены будут рассмотрены данные темы более подробно.
Подъемно-транспортные устройства (ПТУ)
К подъемным устройствам относят блоки и тали (тельферы), подвешенные к неподвижным опорам, домкраты и другие механизмы. Напольными устройствами являются лебедки, передвижные краны, тележки и другие устройства. Надземные устройства включают в себя кран-балки, монорельсы, мостовые и другие грузоподъемные краны.
Блок - это вращающийся на оси диск (ролик), по ободу которого сделан желоб для каната, поднимающего груз (рисунок 1). Для выигрыша в силе пользуются двумя блоками: подвижным и неподвижным. Грузоподъемное устройство из двух блоков, огибаемых канатом или цепью, называют полиспастом. Поднимаемый груз подвешивают к обойме подвижного блока. С помощью блоков или полиспаста можно поднимать или перемещать грузы по горизонтальной или наклонной плоскости.
Таль - это компактный подвесной подъемный механизм с ручным, электрическим или пневматическим приводом (рисунок 1). Ее подвешивают над местом работы или монтируют на монорельсе на тележке (кошке). При этом груз может перемещаться как вверх-вниз, так и в горизонтальном направлении.
а - блок; б - полиспаст; в – таль.
1 - щека; 2 - проушина; 3 - обойма (скоба); 4 - крюк; 5 – ролик
Рисунок 1 - Подъемно-транспортные устройства.
Для перемещения грузов на небольшую высоту и малые расстояния применяют реечные, винтовые и гидравлические домкраты (рисунок 2).
a - реечный; б - винтовой; в – гидравлический.
1 - рукоятка; 2 - корпус; 3 - выдвижная рейка; 4 - лапа; 5 - гайка;
6 - винт; 7 - шток;8 - ручной масляный насос.
Рисунок 2- Домкраты.
Машинами для подъема или перемещения грузов канатом, навиваемым на барабан, являются лебедки с механическим или электрическим приводом. Они являются составной частью подъемных кранов, горных и других машин. При небольших объемах работ и малой скорости перемещения применяют ручные лебедки.
Подъем и спуск груза с помощью электрической лебедки производятся путем реверсирования (изменения направления вращения) ротора двигателя (рисунок 3).
1 - стяжные болты; 2 - щека; 3 - барабан; 4 - храповое колесо; 5 - рукоятка; 6 - зубчатое колесо
Рисунок 3 – Лебедки.
Кранами называют машины периодического действия, которые используют для подъема и перемещения грузов. Основой любого крана являются ферма и механизмы подъема и перемещения груза. Многие краны имеют механизмы передвижения и поворота, а также подъема своих собственных конструкций (самомонтирующиеся краны) (рисунок 4).
а — козловый ККТС-20; б — башенный; в — пневмоколесный;
1 — ходовая тележка; 2 — опоры; 3 — мост; 4— кабина управления; 5 — грузовая тележка; 6 — опорная часть; 7 — башня; 8 — грузовая лебедка; 9 — стрела; 10 — крюковая подвеска; 11 — поворотная часть; 12 — выносные опоры (аутригеры); 13 — рама на колесном ходу
Рисунок 4 – Краны.
Любое перемещение груза сопровождается минимум двумя операциями: строповкой и.непосредственно перемещением.
Строповкой называют крепление груза к крюку грузоподъемного средства для подъема, расстроповкой — освобождение груза от крюка после его установки. Конструкции и их составные части стропуют перед перемещением и расстроповывают только после установки в проектное положение, выверки и надежного закрепления. Для крепления груза к крюку применяют стропы из стального каната или захваты (Рисунок 5).
а — одноветвевой; б — двухветвевой; в — универсальный; г — полуавтоматический;
1 — коуш; 2 — втулочное соединение; 3 — канат; 4 — кольцо строповое; 5 — крюк; 6 — заплетка с последующей обмоткой проволокой; 7 — кронштейн; 8 — гибкая связь; Р~ защелка; 10 — тяга.
Рисунок 5 – Канатные стропы.
При подъеме грузов большой длины, сложной формы и объемных конструкций применяют плоские траверсы.
Для подъема и монтажа элементов цельносекционной обделки применяют специальное строповочное приспособление (рисунок 6).
:
а — плоская траверса; б — строповочное приспособление для цельносекционной обделки;
1 — кольцо строповое; 2 — канат; 3 — распорка; 4 — крюк; 5 — элемент цельносекционной обделки; 6 — стержневой захват
Рисунок 6 - Грузозахватные приспособления.