ГЛАВА 1. ГАЗОВАЯ СМАЗКА В ТЕХНИКЕ 6 глава




и

. (2.49)

Конечно, это справедливо только для теплоизолированного подшипника или, если температура газа, подаваемого на смазку, равна температуре окружающей среды.

Если произвести замену переменных и перейти к безразмерным величинам, то

 

. (2.50)

 

Приравнивая этот расход газа к расходу через питатель, также найденному для единицы длины кольцевого зазора, можно определить давление газа за питателями на входе в зазор. Для случая критического расхода газа

или

. (2.51)

После определения распределения давления в смазочном слое подшипника легко можно рассчитать интегральные характеристики опоры: несущую способность, жёсткость, момент и мощность трения, расход газа на смазку. Проекции главного вектора сил давления на линию центров и направление, перпендикулярное ей, в размерном виде можно определить по формулам

,

. (2.52)

Двойка перед интегралом учитывает то, что интегрирование происходит по 1/2 длины подшипника. Несущая способность подшипника

 

. (2.53)

 

В безразмерном виде, так как , а ,

 

,

. (2.54)

 

Коэффициент несущей способности (удельная подъёмная сила на единицу площади проекции подшипника)

(2.55)

 

При численном интегрировании, если известно давление в узлах сетки, проекция главного вектора сил давления на линию центров равна сумме векторов сил давления сеточного прямоугольника

 

. (2.56)

 

Переходя к безразмерным переменным, получим (2.57)

 

Аналогично (2.58)

 

Угол положения линии центров

. (2.59)

Жёсткость смазочного слоя подшипника определяется как

 

(2.60)

 

Жёсткость, выраженная через безразмерные переменные

 

. (2.61)

Безразмерная жёсткость

. (2.62)

Таким образом, параметр жёсткости для определенной конструкции подшипника и заданных параметров наддува газа в смазочный слой равен наклону кривой, построенной в координатах в точке, равной заданному значению относительного эксцентриситета . Следовательно, максимальная жёсткость опоры, которая часто является целью проектирования, может быть найдена по максимальному значению угла наклона.

Момент, создаваемый силами трения, действующий на элемент поверхности цапфы площадью [144],

 

. (2.63)

Окружная составляющая касательного напряжения

 

. (2.64)

Таким образом, если геометрия смазочного слоя, вязкость газа и угловая скорость цапфы заданы, то трение на её поверхности однозначно зависит от распределения давления в смазочном слое. Момент сил трения действующий со стороны смазочного слоя на цапфу

. (2.65)

 

Цифра 2 перед интегралом учитывает, что интегрирование производится только по длины подшипника.

Если перейти к безразмерным переменным

 

. (2.66)

 

При численном интегрировании, если известно давление в узлах сетки, а также учитывая, что в цилиндрическом подшипнике , .

 

Мощность, затрачиваемая на преодоление сил трения в подшипнике

 

. (2.67)

 

Суммарный массовый расход через сечение x = const в направлении оси подшипника составит [80]

 

. (2.68)

Так как после численного решения уравнения Рейнольдса известны значения давления в сеточных узлах области интегрирования приближенно расход удобно определить на ЭВМ суммированием расходов через прямоугольники, одна сторона которых равна , а другая – толщина смазочного слоя. Частную производную можно аппроксимировать по формуле

 

, (2.69)

 

а расход газа на подшипник выразить через

 

. (2.70)

Если произвести замену переменных и перейти к безразмерным величинам, то

. (2.71)

 

Анализируя выраженные в безразмерной форме исходные уравнения (2.37) с граничными условиями (2.38) и (2.45),(2.46), можно сделать вывод, что для подшипников с надувом газа распределение давления в смазочном слое, а следовательно и интегральные характеристики, являются функцией нескольких безразмерных комплексов, т.е.

 

, (2.72)

 

где – число подшипника (параметр сжимаемости).

Если основные уравнения и граничные условия, полные и корректные, то полученные параметры образуют систему, необходимую и достаточную для моделирования [83]. Поэтому все результаты расчётов и экспериментов целесообразно представлять в зависимости от этих параметров. Так как уравнения отражают математическую модель явления, а не реальное явление, то они обладают некоторой степенью неопределенности и неточности. Слово "полные" означает, что все действительно важные физические явления отражены в математической модели. Окончательное утверждение о верности математической модели, а следовательно и о полученных комплексах подобия, можно сделать после экспериментальной проверки.

Программа расчёта интегральных характеристик двухрядных радиальных подшипников с наддувом газа на языке программирования Фортран представлена в приложении Б. Блок-схема программы показана на рис. 2.19

 

 

ПУСК

 

 

Ввод значений РS, RS,. ……

Резервирование памяти для массивов

 

 

нет

Проверка условия I=12

 

 

Проверка условия P/,K/> PK нет

 

 

Вычисление P/I, K/ по формуле (2,46)

 

Вычисление P/I, K/ по формуле (2,45)

 

 

Вычисление давлений в узлах сетки по формуле (2,43)

 

       
   
 
 


Проверка P/I, K/-PI/I, K//<ε

 

 

Расчёт несущей способности, расхода газа

на смазку, момента, мощности трения

 

Вывод значений на печать

 

 

СТОП

 

Рис. 2.19. Блок-схема программы расчёта двухрядных цилиндрических

подшипников с наддувом газа

2.4. Расчёт осевых подшипников с наддувом газа

 

При расчёте упорных кольцевых подшипников с наддувом газа (рис. 2.20) уравнение Рейнольдса для газовой смазки можно записать в виде [80]

, (2.73)

где Р – давление в смазочном слое.

В цилиндрических координатах это уравнение имеет вид

 

. (2.74)

 

Граничными условиями будут давления:

на торцах подшипника при

(2.75)

а также в смазочном зазоре на кромках питателей, которые в начале расчёта обычно не известны.

 
 

 

 


 

 

R1

R2

Ri

 

Рис. 2.20. Осевой подшипник

 

Сложность при решении состоит в том, что смазочный слой в рассматриваемом случае представляет собой многосвязную область. Поэтому при расчёте дискретные питатели, расположенные на одной окружности, заменяются эквивалентной им по расходу "линией наддува" [58, 61, 225]. При этом область интегрирования уравнения (2.74) становится трёхсвязной, т. е. при решении можно рассматривать три кольца с границами , и . Следовательно, если будут известны давления в смазочном слое на линиях наддува, для определения распределения давления в смазочном слое подшипника необходимо решить известную задачу Дирихле. Интегрируя уравнение (2.74), получим

 

, (2.76)

где С1 и С2 – постоянные интегрирования.

Рассмотрим первую область:

; ; ;

 

; , (2.77)

 

где – давление на первой линии наддува.

Если перейти к относительным величинам

, , , (2.78)

 

уравнение (2.77) можно записать в виде

. (2.79)

Вторая область:

; ; ; ; , (2.80)

 

где – давление на второй линии наддува.

В безразмерной форме

. (2.81)

 

Третья область:

 

; ;

 

; ; . (2.82)

В безразмерной форме

. (2.83)

По уравнениям (2.79), (2.81), (2.83) можно найти распределение давления в смазочном слое подшипника, если будут известны граничные давления , . Эти давления можно найти из условия баланса расходов газа через дискретные питатели в эквивалентную им «линию наддува» [ 225].

Критический расход газа через все питатели, расположенные на окружности можно определить по формуле изоэнтропийного истечения. При

, (2.84)

где ap – коэффициент расхода при истечении через питатель;

d – диаметр питателя;

с – зазор в подшипнике;

N – количество питателей;

rs – плотность газа, подаваемого на смазку.

Массовый расход при изоэнтропийном истечении газа через линию наддува, отнесённый к единице её длины рассчитывается по формулам

при

при . (2.85)

 

Массовый расход газа через единицу ширины смазочного зазора при изотермическом потоке газа [80]

, (2.86)

где m – динамическая вязкость газа.

При переходе к безразмерным величинам, учитывая равенство для изотермического процесса , получим

. (2.87)

Производные до и после линии наддува обозначим соответственно

и .

Уравнение баланса массовых расходов через единицу длины "линии наддува" и единицу ширины смазочных зазоров обоих областей имеет вид

, (2.88)

отсюда

. (2.89)

Поскольку на "линии наддува" производные имеют разрыв, аппроксимировать их можно по интерполяционной формуле Ньютона. Для перехода к конечно-разностным уравнениям выделим в окрестности питателей в обеих областях по две вспомогательные окружности с радиусами Rn-2, Rn-1, Rn+1, Rn+2, отличающимися друг от друга на D r, и производные выразим через конечные разности

, ,

где Pn-2,`Pn-1,`Pn+1,`Pn+2 – безразмерные давления на радиусах Rn-2, Rn-1, Rn+1, Rn+2, соответственно.

Уравнение (2.89) приближённо заменяется уравнениями в конечных разностях

(2.90) при ,

, (2.91)

при ,

где .

Определить`Pn можно решая совместно уравнения (2.79), (2.81), (2.83) и (2.90), (2.91) итерационным методом. После определения по уравнениям (2.79), (2.81) и (2.83) находится распределение давления в смазочном слое подшипника. При известном распределении давлений не представляет труда определение интегральных характеристик подшипника: несущей способности, жёсткости, расхода газа на смазку, момента и мощности трения. Блок схема программы показана на рис. 2.21. Программы расчета на языках программирования Бейсик и Фортран представлены в приложении В и в приложении Г.

 

 

ПУСК

 

 

Ввод исходных данных

 

 

 

 

нет

Проверка условия I≤I1

 

 

Проверка условия I<I1 нет

 

 

Вычисление P/I/ по формуле (2,79)

       
   
 
 


 

Проверка условия P/I/>РК нет

 

 

Вычисление P/I/ по формуле (2,91)

 

 

Вычисление P/I/ по формуле (2,90)

       
 
 
   


 

Проверка условия I≤12 нет

           
   
 
 
   
 

 


Проверка условия нет

I<12

 

 

Вычисление P/I/ по формуле (2,81)

 

Вычисление P/I/ по формуле (2,83)

 

нет

Проверка P/I -PI/I/<ε

 

 

Расчёт несущей способности, расход газа

на смазку, момента, мощности трения

 

Вывод значений на печать

 

 

СТОП

 

 

Рис. 2.21 Блок-схема программы расчёта осевых подшипников

с наддувом газа

 

 

2.5. Расчёт радиальных лепестковых газодинамических подшипников

 

Для определения основных интегральных характеристик (несущей способности, момента и мощности трения) радиального газодинамического подшипника необходимо решить дифференциальное уравнение

 

, (2.92)

 

где h – местная толщина смазочного слоя; P – давление газа в слое; m – динамическая вязкость газа; V – окружная скорость цапфы; x, z – декартовые координаты, ось x направлена по оси подшипника.

Поскольку в подшипниках с газовой смазкой температура газа в смазочном слое изменяется незначительно, можно считать m = const, а уравнение (2.92) записать в виде

. (2.93)

Это уравнение можно получить из уравнения (2.15) при переходе от цилиндрических координат к декартовым.

Если h = f(x, z), уравнение (2.93) можно записать как

или . (2.94)

При переходе к относительным координатам

; ; ; , (2.95)

где Pa – давление на торцах подшипника, c – радиальный зазор в подшипнике при концентрическом положении шипа, – относительная длина подшипника, L – 1/2 длины подшипника, q – угловая координата, отсчитываемая от минимального зазора на линии центров в направлении вращения.

Производные, входящие в уравнение (2.94), можно записать следующим способом

; ; ;

 

(2.96)

 

Уравнение (2.94) в относительных координатах будут иметь вид

или

(2. 97)

Результаты решения этого уравнения будут существенно зависеть от соотношения mw R2 ¤ Pa c2. В 1949 г. отечественный учёный С.А. Шейнберг [248, 249] предложил соотношение называть числом подшипника и рассматривать его в качестве критерия подобия газовой смазки. В зарубежной литературе его часто называют числом сжимаемости подшипника, обозначая символом L. Производные, входящие в уравнение (2.97), аппроксимируем трехточечными центральным разностями

(2.98)

 

где – номер линии сетки, параллельной оси z; к – номер линии сетки, параллельной оси x.

Произведя ряд алгебраических преобразований можно получить эквивалентную уравнению (2.97) систему конечно-разностных уравнений

(2.99)

 

Граничными условиями являются давления на торцах подшипника. Если давление одинаково и равно Pa, то в безразмерной форме его можно выразить как

(2.100)

Для того чтобы решить систему конечно-разностных уравнений (2.99) с граничными условиями (2.100), необходимо знать зазор между лепестком и цапфой в каждом узле сетки, что представляет достаточно сложную задачу для лепесткового подшипника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: