СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




Основные данные о работе

Версия шаблона 2.1
Филиал Челябинский
Вид работы Творческая работа
Название дисциплины История государства зарубежных стран
Тема Характеристика основных концепций происхождения государства и права
Фамилия студента Боброва
Имя студента Елена
Отчество студента Сергеевна
№ контракта  

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

1 Законы Ману: общая характеристика…………….4

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….8

Список использованных источников …………………………...10

 

ВВЕДЕНИЕ

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхарма-шастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману — мифический бог). Точное время их составления мы не знаем. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.

Предмет изучения – индийские законы Ману.

Таким образом, цель данной творческой работы – исследовать особенности законов Ману.

Для этого нужно решить следующие задачи:

· Изучить обязательства, которые описываются в сборнике законов.

· Проанализировать особенности права собственности

· Исследовать брачно-семейные отношения

· Рассмотреть составляющие уголовного права и процесса

· Разобрать положения различных групп населения

 

 

1 Законы Ману: общая характеристика

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок)[1], что облегчало их запоминание[2]. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн[3].

Отметим, что содержание законов Ману выходит за пределы права, т.к. в них имеются положения, относящиеся к политике, морали, религиозным предписаниям и др. Правовые нормы и религиозные установления нередко представляли единое целое. Поэтому обычным для этих законов является сочетание правовой санкции с точно сформулированным последствием, ожидающим нарушителя закона, в земной и загробной жизни. Смешение правовых норм и религиозных предписаний придавало законам Ману особую силу воздействия.

По содержанию законы Ману имеют много общих черт с Законником Хаммурапи.

Рассмотрим в работе наиболее интересные, на наш взгляд, аспекты исследуемой работы.

Наибольший интерес представляют те статьи, в которых говорится о положении различных групп населения. Все свободные жители древней Индии делились на четыре социальные наследственные группы (варны): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны назывались драхмой. К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога. Только они могли изучать и проповедовать религию, толковать священное писание и законы, совершать обряды и давать советы представителям других варн. Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность - охранять других. К этой варне принадлежали цари, чиновники и военная знать. Вайшьи появились, якобы, из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, должна была заниматься торговлей, земледелием, ремеслом. По законам Ману однорожденные шудры сотворены из ступней бога. К ним относились наемные работники, слуги. Их главная обязанность - смиренное служение дваждырожденным. Законы Ману запрещали браки между людьми разных варн[4].

Право собственности также играло большую роль в исследуемой работе. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). Приобретать вещь можно было только у собственника. Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. В законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад.

В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Договор купли-продажи также упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Упоминается в законах Ману договор дарения.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни.

Уголовное право и процесс. С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, очем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.

Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять его с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире»[5].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, посредством поставленных задач мы достигли поставленной цели и изучили особенности законов Ману.

В тих законах четко видна попытка систематезировать нормы права.

На первом плане в законах Ману стоит сословно-варновое деление общества.

Законы Ману направлены на охрану собстсвенности на движимое имущество, в них рассматриваютсяся договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества.

В семейных отношениях (гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

В законе уже определяется государство и его органы. Принцип монархии - государствово тождественно личности царя (истоки в сотворении мира: государство естественно также, как мир; то есть создатель дал людям царя). В его обязанности входило: защита подданных, забота об их благосостоянии.

Отметим, что в основе социального деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые).

Также в законах подробно рассмотрено право суда. Право суда имеется только у царя (каждый день и единолично).

Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой – не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин.

В обязательственном праве по законам Ману происходит регламентация договоров: купля продажа, заем, дарение, перевозка и др. А также общие положения о договоре:

1) договор - недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом

Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться.

2) Предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Согласие, заключается с помощью обмана или насилия – недействительно.

Если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг. У должника высшей варны было право «отдавать постепенно» (предоставлялась отсрочка).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр. – М., 2007. – 496 с.

2. Гаврилин, А.К., Есиков, С.А.История государства и права зарубежных стран: Методические рекомендации к изучению курса / А.К. Гаврилин, С.А. Есиков. – Тамбов: ТГТУ, 2004. – 68 с.

3. История государства и права зарубежных стран / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – М.: НОРМА, 2004. – 624 с.

4. Милехина, Е.В. История государства и права зарубежных стран / Е.В. Милехина. – М.: Высш. Образование, 2002. – 202 с.

 


[1] Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр. – М., 2007. – С. 115.

[2] Милехина, Е.В. История государства и права зарубежных стран / Е.В. Милехина. – М.: Высш. Образование, 2002. – С. 98.

[3] Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр. – М., 2007. – С. 116.

 

[4] Милехина, Е.В. История государства и права зарубежных стран / Е.В. Милехина. – М.: Высш. Образование, 2002. – С. 99.

 

[5]Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр. – М., 2007. – с. 109.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: