Практическое рекомендации по построению диаграмм «причина-результат».




Диаграмма Исикава

 

В 1953 году профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов (следствия). Считается, что тогда этот подход был применен впервые, но еще раньше сотрудники профессора Исикавы пользовались данным методом для упорядочивания факторов в своей научно-исследовательской работе [1].

Когда же диаграмму начали применять на практике, она оказалась весьма полезной и скоро стала широко использоваться во многих компаниях Японии и получила название диаграммы Исикавы, которая чаще звучит как диаграмма «рыбьи кости» или диаграмма «причины и следствия».

Названа диаграмма так потому, что в законченном виде она напоминает по форме скелет рыбы. Диаграмма «рыбьи кости» предназначается для отделения причин от следствий и помогает увидеть проблему целиком. При таком способе для многих проблем открываются различные новые перспективы их рассмотрения. В общем виде диаграмма Исикавы представлена на рис. 15.

 

 

Рис. 15. Причинно-следственная диаграмма с разделением причин по уровням (для пояснения «рыбьей кости»): 1 – система причинных факторов; 2 – следствие (формулировка проблемы); А, В, … - главные причины (или причины 1-го уровня); А1, В1, ….. – причины 2-го уровня; А2, В2, … - причины 3-го уровня и т.д.

 

Построение диаграммы Исикавы (или причина-результат) с целью определения причин.

  1. Определить показатель качества (или формулировку рассматриваемой проблему) и написать его в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо провести прямую линию (хребет рыбы), записанный показатель или формулировку заключить в прямоугольник.
  2. Определить главные причины (первого уровня или главные кости), влияющие на показатель качества или проблему, написать их по обе стороны главного хребта и заключить их в прямоугольники и соединить с хребтом стрелками.
  3. Рассмотреть поочередно каждую причину первого уровня с целью определения причин второго уровня и расположить их в виде средних костей, примыкающих к главным костям.
  4. Продолжить определения причин следующих уровней.
  5. Нанести на диаграмму всю необходимую информацию: ее название, наименование изделия или процесса или группы процессов, имена участников процесса, дату и т.д.

Практическое рекомендации по построению диаграмм «причина-результат».

  1. Чрезвычайно важно на стадии подготовки диаграммы привлечь к обсуждению как можно больше людей, чтобы диаграмма была полной, и в ней ничего не было упущено. Дело в том, что фактор, не включенный в рассмотрение на первоначальной стадии еще до построения диаграммы, на более поздних стадиях уже не появится.
  2. Важно сформулировать показатель как можно точнее. Если показатель сформулирован абстрактно, то будет построена диаграмма, основанная на общих соображениях. И хотя она будет правильной с точки зрения отношений «причина-результат», в ней будет мало проку при решении конкретной проблемы.
  3. Диаграммы «причина-результат» следует строить в количестве, равном числу выбранных показателей. Например, ошибки в массе и размерах одного и того же изделия целесообразно анализировать с помощью разных диаграмм, поскольку их структуры в этом случае будут различными. Попытка все включить в одну диаграмму приведет к тому, что она окажется большой, сложной и практически бесполезной, что затруднит процесс принятия решений.
  4. Выбирать такие показатели качества и такие факторы, которые можно оценить количественно. После составления диаграммы «причина-результат» надо с помощью объективных данных оценить силу отношений «причина-результат». Чтобы это стало возможным, и показатель качества, и факторы, на него влияющие, должны быть измеримыми. Если их невозможно измерить, надо все-таки попытаться это сделать или найти показатели–заменители.
  5. Надо выделить факторы, по которым надлежит принять меры. Если по обнаруженной причине нельзя предпринять никаких действий, проблема неразрешима. Чтобы процесс совершенствования стал эффективным, следует разбивать причины на подпричины до тех пор, пока по каждой из них можно предпринять действия, иначе сам процесс их выявления превратится в бессмысленное упражнение.
  6. Следует устанавливать важность каждой причины на основе объективных значений или данных. Анализ факторов с помощью собственного опыта или знаний важен, но устанавливать их важность только на основе субъективных представлений или впечатлений опасно. Большинство проблем, которые разрешимы таким путем, вероятно, уже решены; проблемы, оставшиеся нерешенными решить не так уже нельзя. Более научным и логическим подходом в этом случае будет установление важности факторов с помощью объективных данных.
  7. Надо постоянно совершенствовать диаграмму «причина-результат» в процессе ее использования. Использование диаграммы поможет обнаружить элементы, которые нужно проверить, устранить или модифицировать, а также те элементы, которые надо добавить. Следует предпринимать постоянные усилия о совершенствованию диаграммы, ибо только в этом случае можно получить действительно ценную диаграмму, которая поможет в решении проблем и в то же время повысит вашу собственную квалификацию и знание технологии.

 

примеры

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: