Внимание как селекция. Модели поздней селекции. Дойч и Дойч. Экспериментальные данные.




Модель селекции А. Дойч и Д. Дойч (A.Deutsch, D.Deutsch, 1963. Р. 85, Fig. 1)Подобный механизм селекции действует, по мне­нию авторов, на выходе системы опознания. Текущее состояние единиц распознающего устройства они изображают в виде модели, приведенной на рис. 1. Как видно из рисунка, рядоположенно, но в различной степени, может быть активировано несколько еди­ниц (а, Ь, с, d). Согласно Дойчам, отбирается наиболее важная единица b. Уровень ее активации задает по­рог (пунктирная линия 1) для всех других, одновре­менных с b, сигналов. Переход отобранного стимула на следующую стадию переработки зависит от уров­ня общей активации центральной нервной системы. Три таких уровня показаны в виде сплошных гори­зонтальных линий: Х — для состояния сна, Y— для состояния дремы и Z — для состояния насторожен­ного бодрствования. Эти линии не следует прямо со­относить с осью специфической активации, на ко­торой откладывается значение сообщений. Для пра­вильного прочтения диаграммы сплошные линии лучше представить как последний барьер на пути уже отобранного сообщения к системам долговременной памяти, осознания и ответа, В состоянии бодрствова­ния (линия Z), как видно из рисунка, этот барьер перешагивают все наличные сообщения, а в состоя­нии дремы (линия Y) его достигают три из четырех. Отобрано же и передано на дальнейшую переработ­ку при этих условиях будет только одно сообщение (Ь). В состоянии сна (линия X) это сообщение хотя и отбирается, но далее не передается. Если среди теку­щих сообщений появятся сигналы более важные, то они смогут перейти на стадию ответа и в состоянии сна. Так происходит, например, в случаях восприя­тия спящим собственного имени или когда мать про­сыпается при тихом плаче своего ребенка. В заклю­чение стоит отметить, что после отбора, согласно Дойчам, наступает качественно новый этап осозна­ния поступающей информации. Именно поэтому ав­торы называют свою модель селекции теорией вни­мания. Гипотеза Дойчей легла в основу ряда исследова­ний, направленных на проверку предположения о полной переработке нерелевантных сообщений. Вскоре появились новые данные, говоря­щие в ее пользу и, со временем, их число стало неуклонно расти. О неко­торых наиболее важных фактах такого рода будет сказано ниже, в следующем разделе данной главы. Здесь же стоит привести результаты одной из первых, проведенных Э.Лоссон, работ этого на­правления (Lawson, 1966, а).Эксперименты Э. Лоссон выглядят поучительными, поскольку дают представление о тех трудностях, с ко­торыми сталкивается исследователь, попытавшийся разрешить альтернати­ву ранней и поздней селекции. Рабо­чая гипотеза автора опиралась на об­щий момент моделей Э. Трейсман и Дойчей — предположение о существовании хранили­ща словарных единиц, активируемых входной стиму­ляцией. Тот же словарь участвует не только в восприя­тии речи, но и в ситуации свободного порождения высказываний. В первой части исследования испытуе­мого просили в течение 1 мин непрерывно, с привыч­ной скоростью, говорить на любую выбранную им тему или же, если ему "не хватало пороха", на темы, за­данные карикатурными рисунками. Параллельно, в ка­честве нерелевантного источника, моноурально предъявляли отрывки прозы или последовательности слов на английском или датском языке. Этот материал был записан и воспроизводился одним и тем же дик­тором, монотонным голосом, в одном темпе и. на­сколько это возможно, с одинаковой интенсивнос­тью, В опытах участвовали трое испытуемых, одинако­во хорошо владевшие английским и датским языком. Следовательно, у них было как бы два словаря. Ожи­далось, что скорость порождения речевых высказыва­ний (число слов, произнесенных за 1 мин) будет за­висеть от типа (содержания и языка) нерелевантного материала и, более того, среди произнесенных слов появятся слова нерелевантного слухового входа. По ха­рактеру этой зависимости Э. Лоссон надеялась выяс­нить, на каком этапе отвергается или ослабляется не­релевантный источник информации. Однако, вариа­ции темпа речевой продукции при разных условиях систематических тенденций не обнаружили; вторже­ния слов нерелевантного слухового входа не было во­обще, и никто из испытуемых не осознавал, что имен­но и на каком языке им подавали на слух. Эти дан­ные, казалось бы, говорили в пользу теории ранней селекции - активация словарных единиц, соответству­ющих нерелевантному входу, либо отсутствовала, либо была незначительной.Э. Лоссон продолжила исследование, используя в качестве нерелевантного материала списки эмо­ционально значимых слов. На первой минуте испы­туемому предъявляли отрывок из романа Дж. Кон­рада "Счастливчик Джим" (условие 1); на второй минуте прокручивали последовательность слов не­жный и мuлый и счастливый ласкать и обнимать и непрерывно вплоть до 60 с (условие 2); на третьей минуте — последовательность слов злобный и жес­токий с яростью и ужас и гнев (условие 3). В конт­рольной серии опытов, проведенной с другой груп­пой испытуемых вслед за обычной прозой (условие 1к) также в течение 1 мин прокручивалась последовательность эмоционально нейт­ральных слов большой и пустой и ма­ленький петь и ходить и (условие 2к). При всех условиях испытуемые, как и в первой части исследования, сво­бодно говорили на темы, заданные картинками. После каждой пробы проводился тест на узнавание слов, в котором последовательно предъяв­ляли ряд, состоящий из случайно отобранных и перемешанных 4 про­изнесенных слов, 4 слов, поданных на слух, и 4 слов. не появлявшихся в данной пробе. Испытуемого про­сили припомнить и дать ответ: про­звучало или нет каждое из слов это­го ряда в предшествующей экспери­ментальной пробе. Оказалось, что общее число произнесенных слов от условий не зависело, вторжений слов нерелевантного входа, как и рань­ше, не было. Однако, тест на узна­вание показал, что испытуемые при­поминают эмоционально значимый материал гораздо чаще, чем нейт­ральный, и почти с тем же успехом, что и произнесенные слова. Так, они опознали в каче­стве бывших в эксперименте для условий 1 (проза), 2 (эмоционально положительные слова) и 3 (эмоцио­нально отрицательные слова) соответственно 20, 19 и 18 произнесенных слов; 4, 18 и 16 слов, поданных на слух; 3, 5 и 0 не появлявшихся слов. Можно поду­мать, что эффект лучшего припоминания эмоциональ­но значимого материала обусловлен его многократ­ным повторением. Но данные контрольных опытов не подтвердили это предположение. Число узнанных про­изнесенных слов составило здесь 20 и 23, поданных на слух — 1 и 3, и не появлявшихся — 1 и 0 для усло­вии 1к (проза) и 2к (эмоционально нейтральные сло­ва) соответственно. В заключении Э.Лоссон пишет, что хотя полученные результаты не позволяют сделать ка­ких-либо выводов относительно места селекции в сис­теме переработки информации, в целом они склоня­ют чашу весов в сторону теории позднего отбора.

Объясните с опорой на модель аттенюатора А.Трейсман, тот факт, что мать просыпается даже от тихого плача своего ребенка, при этом не реагируя на громкий шум за стеной.

Теория Трейсман. Содержательно перерабатывается только то сообщение, кот. оказ-ся объектом Вн., т.к. фильтрующий мех-м ослабляет info по др. каналу, препятствуя ее попаданию в высш. мозгов. центры. Фильтр м/детектировать физич. признаки (кач-ва голоса, локализация), но не опред-т значения опознаваемого. Есть некот. множ-во нейронных единиц (логогены), кот-т соответ-т словам, составляющим словарь индивида, они м/приводиться в действие info-ией, пропускаемой к ним фильтром. Акт-ть логогенов им. осознанный хар-р, а акт-ть фильтров – нет. Зд. воспринимающий – пассивный проводник info, имеющий воронку где-то в самом начале последовательности блоков переработки info.

Модель аттенюатора: после анализа всей поступающей стимуляции на первой сенсор. стадии оба сообщения поступают на фильтр. Основываясь на опред. физич. признаке, фильтр ослабляет (аттенюирует) интенсивность нерелевантных сигналов (пунктирная линия) и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Вызванные потенцалы на невнимаемое сообщение гораздо слабее, чем на внимаемое. Трейсман предположила, что кажд. знакомое слово хранится в системе ДП в виде словарн. единицы. Опознание данного слова в стимульном материале, происход. по ходу его переработки после фильтра, привод. к активации опред. словар. единицы. Если сигнал не ослаблен фильтром, словар. единица как бы вспыхивает, временно понижая пороги др. единиц. Происходит предвосхищ. настройка единиц словаря. Трейсман допускает возможность стойкого повышения порогов словар. единиц опред. категорий, ссылаясь на факты, полученные в исслед-х перцепт. защиты (Н., повышение порогов опознания угрожающих и нецензур. слов).

10. Объем внимания и объем сознания. Эксперименты В.Вундта.

 

Метроном, у кот. сила ударов одинаковая. Но мы все равно будем постоянно слышать, что, Н., первый удар сильнее, а второй слабее, и т.д. – наше сознание ритмично по своей природе. Если мы прослушаем ряд ударов и после короткой паузы – еще один ряд точно такой же длины (одинаковое число ударов), мы поймем, что ряды одинаковые, даже не считая число ударов. Значит, каждый ряд дан в сознании целиком, и второй ряд производит то же впечатление, что и первый. Максимум (чтобы м/б так сравнить) – 16 ударов – это мера объема сознания при данных условиях. Объем сознания при более сложном ритмической делении (не ямбом/хореем, а навороченнее) составляет 40 ударов, вместо 16 при более простой группировке.

Ясность (относится к собственному св-ву впечатления) и отчетливость (относится к его ограничению от других впечатлений). Объединение состоящего из разных частей целого (Н., ряд тактов) возможно до тех пор, пока ни одна составная часть не погрузилась под порог сознания.

Внутреннее зрительное поле м/наглядно представить как окружающую фиксационную точку область, кот-я непрерывно тускнеет по направлении к периферии, пока не соприкоснется с порогом сознания. Яркие впечатления – мы говорим, что они находятся в фокусе внимания.

Фиксационная точка внимания и фиксационная точка поля зрения не тождественны. Квадрат букв. Если фиксировать внимание на центральной букве, мы все равно видим соседние.

Эксперимент: большой квадрат букв, ширма с черной точкой посередине. Ее отодвигают, показывая квадрат, быстро задвигают назад. Неопытный наблюдатель м/схватить не более 3-4 букв, с тренировкой повышается до 6, но выше этого числа не увеличивается, несмотря на все тренировки à постоянная величина внимания. Но если показывать ряд букв, составляющих слова, то ухватывается 20 букв и более. На самом деле мы ухватываем часть элементов, а остальное достраиваем, т.к. знаем это слово (при беглом чтении мы м/не заметить ошибки и опечатки).

А если ряд ударов маятника не расчленять на ритм (мы автоматически воспринимаем удар то слабым, то сильным – ритмический рисунок), но различить равенство (не считая, «на слух») сложно при 7-8 ударах. Т.е. и здесь 6 простых впечатлений – граница объема внимания, как и при зрении. Поэтому в книгах для слепых символ обозначается сочетанием шести выпуклых точек (система Брайля).

Если восприятие входит в более обширный объем сознания, то мы называем этот процесс перцепцией, если же оно попадает в фокус внимания, то апперцепцией (термины Лейбница, но иной смысл). Перцепция – фактическое вхождение содержания в сознание, а апперцепция – сосредоточение на нем внимания. Когда апперципируется известное изолированное содержание сознания, остальные, только перципируемые психические содержания исчезают. Когда апперципируемое содержание связано с определенными перципируемыми содержаниями сознания, оно сливается с ними в цельное восприятие, границею которого будет лишь порог сознания (а не внимания).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: