Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (А.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.




Память современного человека – такой же продукт его культурного, социального развития, как его речь, письменность или счет. Первые попытки воспользоваться ею появились еще у самых примитивных народов, с использованием предметов – средств запоминания, стимулов-средств. Для воспоминания нужно, чтобы через какое-то звено механически (непроизвольно) удержанные памятью следы связались с новой ситуацией. Это общее звено и создается искусственно, с помощью зарубок, узелков и так далее.

Выготский показал, что уже в дошкольном возрасте ребенок способен использовать вспомогательные средства для запоминания.

Исходное положение эксперимента: развитие высших форм памяти происходит на основе перехода от натурального запоминания к приемам запоминания опосредствованного (совершается с помощью вспомогательных внешних и внутренних стимулов-средств).

Цель эксперимента – сделать этот процесс (перехода) доступным наблюдению. Процедура – методика двойной стимуляции (стимулы – объекты и стимулы – средства).

Задача: запомнить 15 слов. Есть специльные карточки – знаки.

С опосредствованием психика переходит на новый уровень.

1) Дошкольники: Картинки помогают, только если они близки к запоминаемому слову в прошлом опыте ребенка (чай – чашка). Затем становится доступным связывание по сходству (птица – аэероплан), по функциональному признаку (нож – абуз).

2) Школьники: Школьники без средства практически также продуктивны, как и дошкольники со средствами; когда же появляется средство, происходит резкий скачок. Картинка со словом увязывается в определенную ситацию (театр – краб, «краб смотрит на камешки в воде – это красиво, для него это театр»; лопата – цыплята, копающиеся в куче, «цыплята клювами, как лопатами землю копают»; желание – самолет, «мне хочется полетать на самолете»). Для запоминания, для использования связи ребенок создает структуру, в которой элементы являются функциональными структурами.

3) Взрослые: Уже есть внутренние средства.

Принцип параллелограмма демонстирует закон: развитие высших знаковых форм памяти идет по пути внешне опосредствованного запоминания во внутренне опосредствованное.

14. Эффект Зейгарник. Воспроизведение незавершенных действий.

Теория Курта левина: психика описывалась как своеобразное силовое поле и его состояние являет результат суммарного взаимодействия всех факторов, которые находятся в нем. Основной «энергетической» составляющей психологического поля являются потребности. Актуальная в настоящий момент потребность представляет собой силу, удерживающую объект в сознании. Вспоминается только то, что относится к актуальной в данный момент потребности.

Следовательно:

– доступно для воспризведения то, что относится к цели, реализуемой в данный момент.

– материал, нейтральный к актуальной в данный момент потребности, будет с трудом извлекаться из памяти.

В соответствии с теорией Левина, желание выполнить какое-либо действие вызывает у человека специфическое напряжение. За выполнением действия следует разрядка, то есть удовлетворение потребности. Незавершенное действие оставляет систему психики в напряжении. Соответственно, люди должны проявлять более сильную тенденцию к спонтанному воспоминанию о тех действиях, которые им не удалось завершить.

Эффект незаконченного действия (Б.В. Зейгарник) – незавершенные действия запоминаются почти в два раза лучше чем завершенные.

Было 47 спытуемых, им давалось 22 задания (задание были очень разноплановые), затем, в момент «наибольшего контакта» происходило прерывание деятельности и переключение на другую. Отношение количества воспоминаний о незавершенных заданиях к количеству воспоминаний о завершенных заданиях равнялось 1,9. Если цель была достигнута, т.е. мотивационное напряжение снято, то испытуемые плохо помнили содержание выполненного задания.

Квазипотребность, по Левину, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению).

М. Осянкина также провела ряд экспериментов, доказывающих это положение. Испытумым давалось какое – то довольно простое задание, затем прерывала его и давала другое. После этого экспериментатор делала вид, что отвлечена чем – то или выходила из комнаты. Было обнаружено, что 86% испытуемых возвращались к незавершенному заданию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: