ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КНИГИ И. А. БУНИНА




«ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

Книга Бунина «Темные аллеи» стала своеобразным итогом жизни и творчества писателя. В ней он в полной мере раскрылся как художник, философ, стилист, виртуозно владеющий языком. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и в одном из писем признавался: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, – думаю, что это самое лучшее и оригинальное, что я написал в жизни».

Общей темой книги стала любовь во всем ее многообразии, которая понимается писателем как величайший бесценный дар. Книгу эту составили воспоминания героев о своей любви, которую они не уберегли, но память о которой хранят всю жизнь.

Книга «Темные аллеи» давно определена литературоведами как «цикл рассказов». Это понятие довольно ёмкое и содержит в себе ряд моментов, объясняющих ее эстетическую целостность. Но некоторые исследователи полагают, что это произведение представляет собой единство более высокого порядка, чем цикл, сохраняя при этом все признаки циклической композиции. (Под циклом в данном случае понимается любое единство, группа взаимосвязанных между собой произведений).

Наталья Павловна Евстафьева, обратившаяся к изучению своеобразия малых жанровых форм, входящих в состав «Темных аллей», определяет это произведение как целостное выражение итогового взгляда Бунина на мир. Она объединяет произведения цикла в группы по их жанровой принадлежности и выделяет в «Темных аллеях» такие жанры, как новелла, рассказ и лирическая миниатюра. Новеллы и рассказы, являющиеся составной частью цикла, относятся к малым эпическим формам и сосредоточены на изображении какого-то одного события или отдельного жизненного случая.

Первый рассказ – «Темные аллеи», давший название всему циклу, Н. П. Евстафьева выделила как особо значимый. В нем представлена бунинская концепция мира и человека, соединяющая два типа мироотношения – безысходно-трагическое и оптимистическое. Своеобразие его жанровой формы заключается в синтезировании признаков рассказа и новеллы. Рассказ этот является прологом ко всему циклу, своего рода ключом к его расшифровке. Символизирующая функция рассказа определяет общую тематику книги. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», – писал Бунин в одном из писем.

Первый рассказ, по признанию самого писателя, был написан «очень легко, неожиданно»: «Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении: Была чудесная пора. Они на берегу сидели, Во цвете лет была она, Его усы едва чернели… Кругом шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея…». Таким образом, название «Темные аллеи» взято Буниным из стихотворения Николая Огарёва «Обыкновенная повесть», в котором речь идет о первой любви, не завершившейся соединением двух сердец. Образ «темных аллей» предстает в нескольких значениях: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные, место тайных свиданий, запретной любви. Кроме того, под темными аллеями можно понимать и темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознательное, не контролируемое разумом, глубины памяти человеческой. Да и сама жизнь – это «темные аллеи», это дорога, изрезанная многими черными колеями. Подтекст рассказа показал трагическую сторону мироощущения писателя. Но в рассказе еще звучит бунинская концепция надежды и оптимизма. Ведь не случайно героиню своего первого рассказа он навал Надеждой.

Новаторский характер жанровой структуры, которую создал писатель, Н. П. Евстафьева увидела в рассказах «Руся», «Баллада», «Поздний час», «Холодная осень», «В одной знакомой улице», «Начало» и «Речной вокзал». По мнению исследовательницы, этико-философские размышления героя образуют в структуре обновленного рассказа лирический сюжет, в котором происходит внезапное прозрение – осознание истинной силы любви, а также проявляется духовная и нравственная состоятельность героев. Эти жанровые новации, позволяющие продемонстрировать тонкое мироощущение героев, были близки внутреннему состоянию Бунина.

В основе новеллы как жанра лежит нередко какое-нибудь неожиданное происшествие с необычной концовкой. Н. Евстафьева подразделяет новеллы цикла «Темные аллеи» на две группы:

Первая группа новелл выражает в художественной форме (через пейзаж, портрет, ритмику, детали) главную концепцию авторского видения мира. Сюда можно отнести рассказы «Кавказ», «Галя Ганская», «В Париже», «Генрих», «Чистый понедельник». Художественные достоинства этих произведений обусловлены особенностями их жанровой формы: доминирующим фактором в их структурообразовании выступает подтекст, который раскрывает через развитие чувств героев глубинное этико-философское содержание. Эти новеллы образуют сюжетно-композиционное ядро и составляют идейно-художественный центр цикла рассказов «Темные аллеи».

Вторая группа является типологически однородными структурами с более упрощенными конфликтами. Она представлена в цикле такими произведениями, как «Степа», «Муза», «Антигона», «Визитные карточки», «Зойка и Валерия», «Кума», «Дубки», «Мадрид», «Пароход «Саратов», «Ворон», «Весной в Иудее» и «Ночлег». Сюжет в каждом случае развивается в рамках эпического повествования.

Жанр новеллы является идейно-эстетической и структурной основой «Темных аллей». Несмотря на трансформацию жанра, основной признак новеллы – краткость – сохранен. В то же время обозначилась тенденция к преобладанию внутреннего действия над внешним. Благодаря подтексту как «подводной сюжетной линии», эти новеллы утверждают основополагающую идею книги: незыблемость идеала в духовном бытии человека.

Лирические миниатюры являются источником лирического осмысления какого-либо поступка. Именно они наиболее полно отражают лирико-философскую идею всего цикла.

Жанровое определение лирических миниатюр говорит о том, что они похожи на стихотворения в прозе, хотя и сохраняют элементы событийности. К ним относятся «Камарг», «Сто рупий», «Часовня», «Красавица», «Дурочка», «Смарагд», «Волки», «Качели», «Второй кофейник».

В книгу «Темные аллеи» включены рассказы с традиционной жанровой формой, такие как «Таня», «Месть», «Гость», «Барышня Клара» и «Железная шерсть».

Произведение с названием «Натали» Н. Ефстафьева определила как рассказ с нечетко выраженными жанровыми признаками.

«Тёмные аллеи» представляют собой замечательное художественное богатство с точки зрения жанровых форм. Здесь есть и драматические новеллы («Зойка и Валерия», «Натали»), и лирические миниатюры, которые можно обозначить как зарисовки, фрагменты («Смарагд», «Часовня»), и рассказ-предание («Баллада»), и притча («Молодость и старость»). Но все 38 произведений, входящих в цикл, в своем единстве образуют некую цепь сменяющих друг друга и взаимообратимых чувств, связанных с любовным переживанием. Одним из наиболее важных элементов, соединяющих рассказы книги в одно целое, является единый лирический сюжет. Действительно, «Темные аллеи» – это высший этап творческих исканий Бунина в направлении создания новой повествовательной формы. Рассказы «Темных аллей» как бы подводят итог тем находкам в области жанровых инноваций, которые организуют бунинские произведения предшествующих лет. Несмотря на разделение на отдельные рассказы, новеллы, лирические миниатюры, книга «Темные аллеи» выступает как единое повествование с ощущением единой мысли, это цельный эстетический объект, в котором просматриваются:

— особая сюжетная линия;

— взаимосцепление ряда элементарных жанров;

— связь частей с помощью «протекающих образов»;

— единый музыкальный строй;

— единая композиция.

Таким образом, «Темные аллеи» – это единое произведение, состоящее из отдельных частей-произведений с разными событийными центрами и с разными точками зрения. Анализ способов проявления авторской позиции в «Темных аллеях» позволяет подойти к пониманию процесса формирования книги в нераздельности составляющих ее элементов. Доминирующим фактором выступает подтекст, который функционирует как система элементов, образующих лирический сюжет книги. Он может проявиться в портретах, пейзажах, пластике образов, музыкальности звучания, в ритмической организации текста, в авторской речи, во внимании к художественной детали и в речи персонажей. Посредством сложного взаимодействия перечисленных средств и способов Бунин достигает в своих рассказах идейно-художественного своеобразия и необыкновенной виртуозности.

Л. Колобаева, анализируя своеобразие жанровых форм «Темных аллей», пишет: «Главное впечатление от «Темных аллей» – непостижимой и чарующей магии любовной стихии – создается чувством родства авторского «Я» с героем, внутренним лиризмом текста, образами красоты природы, воссоздаваемой восприятием персонажа, символически звучащими мотивами звездного, вселенского…».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: