Контрольные задания по теме № 2.




Задание 1.

Составить договор на проведение аудиторской проверки инвестиционного проекта (выбирается самостоятельно).

Задание 2.

Сформулируйте какие дополнительные условия могут возникнуть в договоре при проверке филиалов предприятия; при необходимости привлечения экспертов.

При выполнении задания использовать Правило (стандарт) № 12 «Согласование условий проведения аудита».

Задание 3.

ООО «Проверка» оказывало услуги по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «Мастерок» с 2008 по 2012 год. Имеет ли право ООО «Проверка» осуществить аудит крупного инвестиционного проекта, реализуемого ПАО «Мастерок» в 2013 году. Ответ обоснуйте.

Задание 4.

Генеральный директор НАО «АудитКонсалтинг» состоит в дружеских отношениях с главным инженером проверяемой инвестиционной компании. Определите, имеет ли место нарушение законодательства. Ответ обоснуйте.


III. План и программа аудита. Основные этапы проведения аудита инвестиционного проекта.

 

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование предполагает детальное изучение деятельности клиента, оценку вероятности наличия существенных искажений в бухгалтерском учете и отчетности и организацию эффективного проведения аудита.

Процесс планирования включает в себя:

· изучение деятельности клиента (аудируемого лица) – получение базовой информации о клиенте, включая информацию о специфике деятельности клиента, контрольной среде, компьютерном оборудовании, используемом клиентом, изменениях, произошедших после последней аудиторской проверки, и информации о критических областях;

· оценка возможных аудиторских рисков – определение уровня существенности и оценку риска того, что в бухгалтерской отчетности клиента могут иметь место существенные искажения и что они останутся не выявленными;

· организация проверки – решение вопросов организации работы аудиторов, включая подготовку программ аудита, распределение обязанностей в ходе проверки и т.д.

 

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с принципами:

· комплексности, т.е. обеспечение согласованности всех этапов;

· непрерывности, а именно установление взаимосвязанных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам: структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним компаниям;

· оптимальности, т.е. обеспечение возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудиторской организацией.

 

Планирование аудиторской проверки проводится в три этапа:

1) предварительное планирование, которое проводится на этапе выбора клиента и изучения его деятельности и состоит из общего знакомства с финансово-хозяйственной деятельностью клиента и определения состава специалистов и общих затрат времени для проведения аудита;

2) разработка общего плана аудита, с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;

3) составление программы аудита, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

 

План и программа проведения оценки эффективности инвестиционного проекта разрабатываются в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита».

План оценки проекта должен быть подробным, чтобы служить руководством при разработке программы. Форма и содержание плана и программы могут меняться в зависимости от вида инвестиционного проекта, сложности оценки и конкретных методик, применяемых аудитором. Программа может детализироваться в разрезе направлений исследования поставленных перед аудитором заданий.


Таблица 1

Пример общего плана аудиторской проверки инвестиционного проекта

 

Проверяемая организация
Проверяемый инвестиционный проект
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый уровень существенности
№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечание
  Формирование аудиторской группы      
  Распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита      
  Инструктирование всех членов аудиторской группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита      
  Проведение аудита инвестиционного проекта согласно программы      
  Контроль за выполнением плана и качеством работы аудиторов, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита      
  Разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур      
  Проведение совещаний с руководством экономического субъекта и/или соответствующих служб по результатам отдельных этапов аудита      
  Подготовка заключения (отчета) руководству экономического субъекта по результатам аудита      
  Проведение совещания с руководством экономического субъекта по результатам аудита      

 

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

На основе плана аудитору следует составить и документально оформить программу, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных процедур. Фактически программа является комплексом инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки качества выполнения работы.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Аудит инвестиционного проекта включает следующие основные этапы:

1) согласование условий проведений аудита;

2) составление плана и программы проведения аудиторской проверки;

3) установление уровня существенности и аудиторского риска исходя из целей инвестиционного проекта;

4) выбор методов и процедур оценки инвестиционного проекта, исходя из установленных критериев эффективности;

5) получение аудиторских доказательств;

6) формирование аудиторского заключения (отчета).

При составлении плана и программы аудита инвестиционного проекта – обязательного или специального инициативного, следует сконцентрировать внимание на данном участке, предусмотрев дополнительное время и аудиторские процедуры. Также есть участки, подробная проверка которых необходима любой организации, например, кассовые и банковские операции, расчеты по заработной плате.

 

Контрольные вопросы по теме № 3.

1. Цели и задачи планирования аудиторской проверки.

2. Принципы планирования аудита.

3. Этапы планирования аудита.

4. Подготовка, составление и содержание общего плана аудита.

5. Подготовка, составление и содержание программы аудита.

6. Внесение изменений в общий план и программу аудита.

7. Документальное оформление результатов планирования.

8. Основные этапы аудита инвестиционного проекта.

 

Контрольные задания по теме № 3.

 

Задание 1.

Опишите деятельность произвольно выбранного реального предприятия. Составьте общий план аудита указанного предприятия.

Задание 2

На основании базовой информации о предприятии, полученной в результате выполнения задания 1, составить программу аудита указанного предприятия. Пример программы аудиторской проверки приведен в Приложении 2.

Задание 3.

По результатам выполнения заданий 1,2 составьте программу аудита отдельного инвестиционного проекта на исследуемом предприятии.


IV. Существенность в аудите инвестиционного проекта.

 

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя проверяемой финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

 

При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных искажений с количественной и качественной точки зрения:

· количественная составляющая существенности выражается через определение уровня существенности в числовом значении;

· качественная составляющая существенности выражается через характер (качество) искажений должны приниматься во внимание при проведении аудита, например, отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.

При оценке качественной составляющей уровня существенности, аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят ли существенный характер выявленные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. При оценке количественной составляющей аудитор должен оценить, превышают ли (по отдельности и/или в сумме) обнаруженные отклонения количественный критерий – уровень существенности.

 

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не сможет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Аудитору следует принимать во внимание существенность при:

· определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур;

· оценке последствий искажений.

 

Необходимо обратить особое внимание, что отдельные искажения могут не иметь существенного характера, а искажения, взятые в совокупности, а также отмеченные искажения вместе с предполагаемыми могут иметь существенный характер.

1. Аудитор вправе сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта по исследуемому инвестиционному проекту является достоверной во всех существенных отношениях, если одновременно:

§ отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного меньше уровня существенности;

§ качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора являются несущественными.

2. Аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта по исследуемому инвестиционному проекту в существенных отношениях не может быть признана достоверной, если выполняется хотя бы одно из двух следующих условий:

§ отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного больше уровня существенности;

§ отмеченные отклонения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер.

3. Используя свое профессиональное суждение, аудитор обязан взять на себя ответственность и принять соответствующее решение, если выполняется одно из следующих условий:

§ отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности;

§ имеются расхождения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения однозначно не могут быть признаны существенными.

 

При нахождении значения уровня существенности аудитор может принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, так называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

Оценка существенности отдельного участка учета (в том числе инвестиционного проекта) является необходимой, потому что ошибки накапливаются на счетах бухгалтерского учета, а не в отчетности в целом. Следовательно, объективное суждение о существенности исследуемого участка позволяет аудитору впоследствии принять более обоснованное решение о достоверности отчетности в целом.

При определении существенности участка в отечественной экономической литературе предлагаются два подхода:

· дедуктивный – когда изначально определяется общая существенность финансовой отчетности, которая затем распределяется между значимыми статьями проверяемого бухгалтерского баланса,

· индуктивный – когда изначально исследуется существенность значимых статей проверяемого бухгалтерского баланса, а затем путем суммирования полученных значений существенности определяется общая существенность финансовой отчетности.

Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите» не устанавливает четкой процедуры определения уровня существенности. Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей для проведения аудита, в том числе инвестиционного проекта, и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе. Для аудиторских фирм такой документ должен быть утвержден решением исполнительного органа аудиторской фирмы.

Основанием для изменения аудиторской организацией системы базовых показателей и порядка нахождения уровня существенности могут служить:

ü изменения законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения, затрагивающие порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчетности;

ü изменения законодательства в области аудита, устанавливающие требования к методам определения уровня существенности;

ü изменение аудиторской специализации аудиторской организации;

ü значительное изменение состава экономических субъектов, подлежащих аудиту (их принадлежности к другим отраслям производства или другому роду деятельности).

 

Документ, описывающий систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, должен иметь открытый характер. Аудиторская организация может знакомить заинтересованных лиц по их требованию с принятым аудиторской организацией порядком нахождения уровня существенности.

Аудиторские организации обязаны вычислять уровень существенности, беря определенную долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности. При этом могут использоваться как базовые показатели текущего года, так и усредненные показатели текущего года и предшествующих лет, а также любые расчетные процедуры, которые могут быть формализованы. Допускаются как единый показатель уровня существенности для данной конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчетности.

 

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: