Тема 1.
1. Общие понятия управления. Управление как социальное явление, его элементы
Административное право, являясь самостоятельной отраслью в системе российского права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, которые складываются, главным образом, в сфере гос управления, которое является разновидностью социального управления. Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.
В связи с воздействием человека на различные сферы жизни выделяются следующие виды управления:
1. Биологическое, связанное с выбором надлежащей формы воздействия на животный и растительный мир.
2. Техническое – управление технологическими процессами, механизмами.
3. Социальное, формирующее формы влияния на связи человека с человеком, управление человеческим обществом.
Социальное управление включает в себя государственное управление (управление делами государства) и негосударственное управление (управление делами частных организаций, общественных объединений и т.д.). управление делами государства осуществляют органы государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ такое управление реализуется в формах законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Управление предполагает наличие субъекта управления (то, кто управляет), объекта управляет (тот, кем управляют) и существование между ними взаимных связей. Субъект дает команды, распоряжения, а объект информирует о выполнении или невыполнении команд субъекта управления.
Признаки социального управления.
1. Социальное управление есть там, где проявляется совместная деятельность людей.
2. Социальное управление вносит порядок в деятельность участников управленческих отношений.
3. Объектами воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности и взаимоотношения между ними.
4. Социальное управление достигает своей цели в рамках общественных связей.
5. Основа социального управления это соподчиненность воли участников управленческих отношений
Функции социального управления
Функции – направление деятельности, делятся на общие и особенные.
Общие цели:
1. Сбор и анализ информации
2. Прогнозирование – научное предвидение, предсказание изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки.
3. Планирование – субъект управления на основе изучения и анализа информации заранее определяет промежуточные этапы ее решения, необходимые для этого средства, исполнителей и сроки исполнения.
4. Организация управления – формирование системы управления, определение прав и обязанностей, подбор и расстановка кадров.
5. Распорядительство – установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний.
6. Регулирование – совокупность действий, направленных на обеспечение состояния упорядоченности управляющей и управляемой систем (проведение совещаний, принятие управленческих решений).
7. Учет и контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния объекта управления заданным.
К особенным функциям управления относятся функции управления в сфере экономической деятельности, социально-культурной и административно-политической.
Управление – это процесс, состоящий из ряда отдельных, постоянно повторяющихся циклов, каждый из которых включает в себя операции, которые называются стадиями.
Стадии управленческого цикла:
1. Выработка и принятие управленческого решения. Решение, управленческий акт письменный или устный органа управления или руководителя
2. Организация исполнения управленческого решения
3. Контроль и проверка исполнения. Контроль является необходимым условием и основным фактором обеспечения эффективности управления. Контроль – это система проверки хода исполнения управленческого решения.
Государственное управление: его признаки и принципы.
Государственное управление – это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти. Государственное управление можно охарактеризовать как исполнительную деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. Государственное управление осуществляют органы исполнительной власти: правительство, министерство, государственные комитеты, администрации краев и областей. Именно они решают вопросы общего управления, управляют государственными предприятиями, оказывают управленческое воздействие на негосударственные объекты. Субъектами государственного управления являются государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями (работники МВД, ФСБ, СанЭпидНадзора, ГосПошНадзора). Которые не имеют властных полномочий (органы здравоохранения и т.д.). деятельность, которая осуществляется субъектами государственного управления по отношению к объектам называется исполнительно-распорядительной.
Основные черты государственного управления:
1. Государственное управление является организующей деятельностью
2. Государственное управление – это деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением является ее исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Эта цель достигается использованием необходимых юридически-властных полномочий.
3. Государственное управление – это исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
4. Государственное управление – это подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной деятельности.