по учебной дисциплине «Педагогика»




Перечень вопросов и заданий

Для комплексной контрольной работы

по учебной дисциплине «Педагогика»

Специальность 2-01 02 01 Начальное образование

 

1. Дайте определение педагогики как науки.

Определите предмет педагогики.

Опишите отрасли педагогической науки.

Объясните связь педагогики с другими науками.

 

2. Дайте определение понятия «методы педагогического исследования».

Назовите основные методы педагогического исследования.

Опишите наблюдение как метод педагогического исследования.

Учитель провёл анкетирование в классе с целью изучения межличностных отношений в коллективе. Как вы думаете, достаточно ли использования только этого метода для выявления проблем в коллективе?

 

3. Дайте определение понятия «личность».

Назовите факторы развития личности.

Перечислите важнейшие критерии личности.

Согласны ли вы с утверждением, что воспитание является ведущим фактором формирования личности? Обоснуйте свою точку зрения.

 

4. Дайте определение понятия «цель воспитания».

Назовите цели воспитания.

Перечислите основные задачи воспитания на современном этапе.

Раскройте значение целей воспитания для практической работы учителя.

 

5. Дайте определение дидактики как особой педагогической дисциплины.

Перечислите педагогов, внёсших вклад в становление и развитие дидактики.

Назовите предмет и задачи дидактики.

Среди учителей возник спор: одни утверждали, что самым важным качеством учителя является уважение учащихся; другие таким качеством считали требовательность. Кто из учителей был прав? Ответ аргументируйте.

 

 

6. Дайте определение понятия «содержание образования».

Назовите основные документы, определяющие содержание образования.

Перечислите требования, предъявляемые к учебнику.

Изучив учебный план, учитель начальных классов решил, что на изучение математики во 2 классе отводится много часов. Имеет ли он право внести свои коррективы в учебный план?

 

7. Дайте определение понятия «процесс обучения».

В чём заключается двусторонний характер процесса обучения?

Назовите структурные компоненты обучения.

Объясните, правомерно ли высказывание, что эффективность процесса обучения зависит от мастерства учителя.

 

 

8. Дайте определение понятия «вид обучения».

Назовите основные виды обучения.

Раскройте сущность объяснительно-иллюстративного обучения.

Определите, этапы какого вида обучения даны в данной таблице:

Действия учителя Действия ученика
1. Создаёт проблемную ситуацию.   2. Организует размышления над проблемой и её формулировкой. 3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий. 4. Организует проверку гипотезы.   5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний. 1. Осознаёт противоречия в изучаемом явлении. 2. Формулирует проблему.   3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.   4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д. 5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.

 

 

9. Дайте определение понятия «принципы обучения».

Назовите основные принципы обучения.

Раскройте сущность принципа наглядности обучения.

Опытный педагог делится своими мыслями: «Учебный материал обязательно объясняю два-три раза, привожу яркие примеры, главное выделяю и записываю на доске, использую таблицы и схемы, с радостью отвечаю на вопросы своих учеников». Какие принципы обучения реализовывает учитель, исходя из данного высказывания? Ответ обоснуйте.

 

 

10. Дайте определение понятия «метод обучения».

Перечислите наглядные методы обучения.

Раскройте сущность демонстрации как метода обучения.

После краткого объяснения новой темы, учитель предложил вниманию учащихся документальный фильм. Какой метод обучения был использован учителем, и насколько он является эффективным в процессе обучения младших школьников?

 

11. Дайте определение понятия «приём обучения».

Перечислите словесные методы обучения.

Раскройте сущность беседы как метода обучения.

Какие из словесных методов обучения не используются в начальных классах? Объясните почему.

 

12. Дайте определение понятия «средства обучения».

Назовите практические методы обучения.

Раскройте сущность упражнения как метода обучения.

Урок проходил как всегда, по давно наработанному шаблону, дети работали тихо, но без заметного энтузиазма: слушали объяснение учителя, выполняли упражнения у доски, работали с книгой. Предложите средства обучения, позволяющие повысить интерес учащихся на уроке.

 

13. Дайте классификацию методов обучения по источнику знаний.

Перечислите условия оптимального выбора и эффективного применения методов обучения.

Раскройте сущность объяснения как метода обучения.

На классной доске висит репродукция картины художника Ковальского «В зимнюю ночь».

Учащимся предлагается внимательно посмотреть на картину и назвать предметы и явления, которые на ней изображены.

Учительница обращается к классу с вопросами, а учащиеся отвечают.

– Какое время года изображено на картине?

– Зима.

– Какое время суток?

– Ночь.

– Что видно на небе?

– Редкие звёздочки.

– Кто стоит на бугре?

– Волк. Волк смотрит в сторону деревни.

– Очевидно, он голоден. Можно сказать: голодный волк,– добавляет преподаватель. – Что виднеется вдали?

– Деревушка, огоньки.

Какие методы обучения использует учитель на данном фрагменте урока?

 

 

14. Дайте определение понятия «форма организации обучения».

Перечислите основные современные формы организации обучения.

Раскройте сущность классно-урочной системы обучения.

К учителю, который ведёт кружок «Юный лингвист», подошёл ученик с просьбой посещать занятия кружка. Учитель отказал школьнику, мотивируя это тем, что тот имеет отметки по предмету не выше семи баллов. Прав ли учитель? Ответ обоснуйте.

 

15. Дайте определение понятия «урок».

Назовите основные типы уроков.

Перечислите структурные этапы комбинированного урока.

Определите тип урока, который имеет следующую структуру:

1. Объяснение цели проверки и инструкции об организации работы. Проверка готовности учащихся к выполнению задания.

2. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Предварительное подведение итогов урока.

 

16. Определите сущность нестандартных уроков.

Перечислите наиболее распространённые типы нестандартных уроков.

В чём основное отличие нестандартных уроков от традиционных?

Оцените их достоинства и недостатки.

 

17. Дайте определение понятия «контроль обучения».

Перечислите функции контроля.

Раскройте сущность текущего контроля.

Ученик забыл принести на урок тетрадь по математике, за что учитель поставил ему 1 балл. Прав ли учитель? Ответ аргументируйте.

 

18. Дайте определение понятия «отметка».

Перечислите требования, предъявляемые к контролю.

Объясните сущность тематического контроля.

Объясните в чём отличие понятий «оценка» и «отметка».

 

19. Дайте определение понятия «воспитания».

Перечислите особенности воспитательного процесса.

В чём сущность многофакторного воспитательного процесса?

Раскройте этапы процесса воспитания.

 

 

20. Дайте определение понятия «принципы воспитания».

Перечислите основные принципы воспитания.

Раскройте сущность принципа личностного подхода.

Коля Н., ученик IV класса, – мальчик из «трудной» семьи. Отец их оставил, мать пьёт и ведет беспорядочную жизнь. Коля всегда внутренне напряжён, тревожен. Он плохо успевает, друзей у него нет, он агрессивен, нередко бьёт с какой-то жестокостью своих одноклассников, и они сторонятся его.

Какие принципы воспитания в первую очередь должен использовать учитель в работе с Колей?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: