Отличие стиха от стихотворения




1. Стих как литературоведческий термин обозначает стихотворную строку с упорядоченным делением на стопы и фиксированным ударением в каждой стопе. Стихотворением считается небольшое, чаще всего лирическое произведение, написанное стихами.

2. Стих, в отличие от стихотворения, может обозначать способ стихосложения: белый стих, акцентный стих.

3. В общеупотребительном значении стих и стихотворение являются словами-синонимами.

12. Как определить размер стиха?

Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.

 

1.В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.

2. Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил

когдА не в шУтку зАнемОг…

3. Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.

Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч

тЫкудА помчАлся вскАчь

Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.

4. Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.
Пример дактиля:

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:

конЯ на скакУ останОвит,

в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:

Я люблЮ тебя жИзнь,

что самО по себЕ и не нОво

5. Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей.

Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

13. Что такое стопа?

"Стопа" в литературе - это литературоведческий термин, который означает условный ритмический участок стихотворения. На первый взгляд, абсолютно ничего непонятно. Но на самом деле, всё просто.

Каждая строчка стихотворения разбивается на кусочки (по несколько слогов). Каждый кусочек - это стопа. Все стопы в стихотворении одинаковы в том смысле, что в каждой из них тоническое (стихотворное) ударение находится либо всегда на первом слоге (такая стопа будет называться "хорей"), либо на втором ("ямб"). Это мы сказали о двусложных стопах.

Например, давайте быстренько сочиним какую-нибудь стихотворную строчку: "Я иду гулять с тобою". Разобьёи эту строчку на стопы и получим: "Я и - ду гу - лять с то - бою" (классический пример "хорея").

Есть ещё и стёхсложные стопы, которые также очень распространены: дактиль, амфибрахий и апапест.

 

14. Клаузула и ее роль в стихотворной речи.

 

Как правило, рифмы находятся на окончаниях стихов (стихотворных строк). Исходя из этого, важным признаком для классификации рифм являются сами окончания стихов, называемые клаузулами. В русском стихосложении, метрически основанном на чередовании сильных мест (ударных слогов) и слабых мест (безударных слогов) клаузулы могут быть четырех типов.

1. Мужская клаузула. Стих оканчивается ударным слогом.

Духовной жаждою томим

Это может быть завершение стопы ямба, или анапеста, усеченные стопы хорея, дактиля и амфибрахия, или различные варианты дольников, тактовиков, акцентных стихов, завершающиеся иктом.

2. Женская клаузула. Стих оканчивается одним безударным слогом.

В пустыне мрачной я влачился

В данном случае этот одиночный безударный слог – усеченная стопа ямба. По аналогии с мужской клаузулой можно найти массу вариантов осуществления такого окончания.

3. Дактилическая клаузула. Стих оканчивается двумя подряд безударными слогами:

По вечерам, над ресторанами

«Незнакомка» Блока на писана четырехстопным ямбом, как и пушкинский «Пророк». Но у Блока непарные строки заканчиваются двумя безударными слогами, пиррихием, следующим за последней ямбической стопой. Дактилическая клаузула может получаться в случае добавления одного безударного слога к хорею, при «полностопном», не усеченном дактиле, при усечении на последний слог стопы анапеста.

15. Рифма, что это в вашем понимании?

- поэтический прием, повторение похожих сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк. Для русск. яз. характерным признаком Р. является совпадение ударных гласных.

Понять, что такое рифма, возможно через определение расположения ударений в словах и учета вида данной формы. Она бывает нескольких вариантов: мужская (в этом случае ударение всегда падает на последний слог в строке); женская (здесь ударение падает на предпоследний слог); дактилическая (ударение приходится на третий слог с конца, по схеме «ударный – безударный – безударный»); точная/неточная (точная – совпадение гласных и согласных звуков, неточная – совпадение в одном – двух звуках). Помимо данных видов, выделяют следующие формы, которые раскрывают, что такое рифма.

Во-первых, квадратные рифмы – они представляют собой самые простые варианты. Основная нагрузка в этом случае ложится на одно окончание, например: «мы в лес – там бес».

Во-вторых, глаголы – тоже достаточно простая форма, но звучит намного лучше предыдущей, например: «купить – посадить».

В-третьих, созвучия – совокупность слов, которые задают определенный ритм; основную нагрузку в них лучше делать на ударные гласные.

В-четвертых, разбиения – в этом случае слово разбивается на несколько слогов и подбирается пара с подобными слогами, например: «сто полей – с тополей».

В-пятых, трехмерная рифма – она считается верхом мастерства, и в стихотворении рифмуется практически каждое слово. Изучив основные виды рифмы, можно приступать к написанию стихотворной формы. Для этого следует уяснить некоторые правила.

16. Какие бывают рифмы и их роль при чтении произведения?

Повторение сходных сочетаний звуков, которые связывают окончания строк или симметрично расположенные части стихотворных строк, называется рифмой. Для русского классического стихосложения основной признак рифмы – это совпадение ударных гласных. В данной статье подробным образом рассмотрен вопрос о том, какие рифмы бывают и как они применяются. Разновидности рифмы Слово "рифма" в переводе с греческого означает "соразмерность". Рифмой называется композиционно-звуковой повтор, звучащий в конце нескольких стихов. Рифмы можно разделить на различные группы по их формам и положению в стихотворении. В зависимости от положения, в рифмованном слове бывают следующие виды рифм: Мужские - в них ударение ставится на последнем слоге, это самый простой вид рифм (например: "моя-семья", "ананас -бас-фас", "доска-тоска"). Рифмы женские - ударение ставится на слоге, предпоследнем от конца, в них будет совпадать больше звуков (например: "глина-картина", "раны-планы", "туманно-странно"). Дактилические - ударение ставится на слоге, третьем от конца (например: "просится-носится", "косточка-тросточка", "пьяница-тянется"). Если рифма будет оканчиваться гласным звуком, она будет открытой, если согласным – закрытой.

В организации стиха рифме принадлежит очень важная роль: она связана со звуком, ритмом, лексикой, интонацией и синтаксисом, строфикой. Рифма и ритм — явления взаимосвязанные. Если в конце строки есть рифма, то благодаря ей строка ощущается как более целостное, завершенное единство. Рифма позволяет более полно ощутить семантическое единство стиха.

Рифма выполняет в стихе троякую функцию: —

стихообразующую —как средство разделения и группировки стихов; —

фоническую — как опорная позиция для звукописи целого стиха; —

семантическую — как средство создания «рифмического ожидания» появления тех или иных слов, которое может подтвердиться или нет.

Во всех этих функциях рифма подчинена общему стилистическому целому стиха.

17. От чего свободен свободный стих.

В противоположность конвенциональным стихам (то есть стихам, имеющим такие обязательные признаки, как метр и рифма или хотя бы один из них), которые стихами записываются для выделения метрического ряда и удобства отыскания рифмы глазами, свободные стихи записываются стихами для выявления оттенков интонации, смысла, для подтверждения или обмана читательского ожидания (существует такой психологический феномен). С точки зрения эстетической конвенциональные стихи являются конкретным выражением категории искусственности (не следует вкладывать в это слово негативный смысл), а свободные стихи — эстетической категории естественности.

Свободный стих верли́бр (фр. vers libre) — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции- стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности — англоязычной, поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии и изосиллабизма (равенства строк по числу ударений или слогов) и регулярной строфик
Проблема теории современного свободного стиха на современном этапе его развития заключается в следующем:

в определении места свободного стиха в системе русского стихосложения;

в определении связи свободного стиха с особенностями психологии и технологии творчества;

в определении места свободного стиха в истории русской поэзии.

По всем пунктам данной проблемы существует изрядное количество предрассудков и мифов. Попробую кое-что прояснить.

Поиски места свободного стиха в системе русского стихосложения привели меня к идее всеобщего обследования ритмологических признаков стиха и их последующей графической записи. В итоге получилась вышеприведенная таблица “Ритмологическая характеристика текста, состоящего из двух авторских строк (стихи)”. Становится ясно, что свободный стих — это дисрифменный дисстопный стих. Справа он граничит с рифменным дисстопным стихом своего же класса, а снизу с “дольником” или, в моей номинации, с нерифмованными стихами межкласса полистопных стихов.

Вопрос дисрифменности является решающим в дефиниции свободного стиха. Наличие или отсутствие рифмы определяет принципиально различные способы (не цели!) создания стихотворного текста со специфическими способами воздействия на читателя-слушателя. Поэт, берущий на себя обязанность рифмовать, или метризовать, или рифмовать и метризовать одновременно, через формальную поэтику, как бы заключает конвенцию между собой и литературой. Поэтому такой вид стиха можно назвать конвенциональным стихом (от лат. conventio — договор, условие, соглашение). Термин “конвенциональный стих” имеет, на мой взгляд, то преимущество перед термином “традиционный стих”, что и у конвенционального стиха, и у свободного стиха имеются свои многовековые традиции и своя классика.

Исходя из уже названных пунктов соглашения, конвенциональный стих бывает трех видов: рифмованный дисметрический, дисрифменный метрический и рифмованный метрический. Последний вид стиха диаметрально противоположен свободному стиху.

Решение писать одним из видов конвенционального стиха или одним из видов свободного стиха зависит от степени идиосинкразии поэта к формальной заданности и от его творческой установки.

Что же касается идиосинкразии к формальной заданности, то приход к свободному стиху объясняется стремлением к максимальному авторству во всех элементах создаваемого произведения. В этом смысле свободный стих можно назвать авторским стихом (от лат. auctor — творец, виновник, автор сочинения и auctorare — удостоверять, ручаться, подтверждать).

Что же касается творческой установки, то приход к свободному стиху объясняется стремлением к максимальной естественности речевой интонации, так как естественная речевая интонация реализуется прямым порядком слов главным образом в условиях первичного ритма. В этом смысле свободный стих можно назвать еще строго интонационным стихом. Несколько упрощая, можно сказать, что умение писать свободные стихи — это умение членить текст на фразы и синтагмы, обозначая их графически в виде отдельных (авторских) строк.

18. В чем состоят особенности чтения сказок.

В ходе исполнения зачина («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» и т.д.) рекомендуется замедлить темп речи и увеличить силу звучания голоса для привлечения внимания слушателей к началу действия. Интонация при этом должна носить оттенок таинственности и загадочности, что способствует активизации интереса детей к содержанию сказки.

При чтении завязки – начала развития действия в фабуле сказки – увеличивается громкость голоса, интонационно подчеркиваются ключевые слова и, в зависимости от контекста, замедляется или ускоряется темп речи.

Исполнение повторов сопровождается ярко выраженным ускорением темпа речи и уменьшением силы звучания голоса, так как на этих элементах нецелесообразно фиксировать внимание слушателей, отвлекая их от восприятия основной линии сюжета. В ходе чтения последнего повтора сказки, предшествующего контрастной идее, за которой следует развязка действия, возможно замедление темпа речи и незначительное усиление силы звучания голоса.

Интонационное воспроизведение кульминации отличается повышением голоса и замедление темпа речи, что говорит ребятам о том, что логика развития действия в сюжете достигла апогея, после чего следует развязка или завершение.

Как правило, исполнению развязки свойственны замедление темпа речи и ее эмоциональное тонирование, а также понижение громкости звучания голоса в соответствии со смыслом текста.

Последние фразы сказки, финал, произносятся в замедленном темпе, их исполнение может приобретать характер таинственности, мягкости, сострадания, иронии в зависимости от смысловой нагрузки концовки сказки.

Для того чтобы дети поняли смысл сказки, необходимо раскрыть все противопоставления (контрасты), представленные в ее содержании. Так, сказочные герои часто группируются по принципу антитезы (Золушка – добрая и трудолюбивая, а мачеха ее – злая и ленивая и т.д.). Это дает учителю возможность в самом начале знакомства с текстом обучить ребят приемам создания характеристики действующих лиц и воспроизведения ее особенностей в звучащей речи, то есть тонирования.

 

Высказывания положительных сказочных героев передаются в звучащей речи посредством повышения тона, отрицательных – понижения; звучание голоса в высоких регистрах применяется для воспроизведения речи небольших животных, анимистических существ и предметов (мыши, лягушки, муравья и др.), использование низких звуковых регистров – для передачи слов сказочных персонажей значительной величины (слона, медведя, великана, богатыря и др.). Воплощение характеров действующих лиц сказки посредством голосового воспроизведения их высказываний в процессе чтения способствует развитию у детей навыков восприятия и передачи темпоральных и ритмических особенностей устной речи.

19. Какие вы знаете образы-маски сказочных героев и как их надо реализовывать при чтении сказок?


Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел.

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые.

·
Сказки о животных, где главные герои – животные, наделенные чертами людей: лиса- хитрая, медведь - неловкий, заяц – добрый, слабый, трусливый, волк – злой). (сказка «Лиса и журавль»)

·
Волшебные сказки.


Им свойственен вымысел, в них действуют сверъестественные силы: то добрые, то злые. Происходят необычные превращения, есть волшебные предметы. В волшебных сказках выражена мечта народа о счастье, когда свершается чудо, несмотря ни на что. (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

 

·
Бытовые сказки. Герой сказки - трудолюбивый или ленивый, но непременно добрый.(сказка «Каша из топора»)

20. С какой целью Маяковский и другие поэты писали стихи "лесенкой".

Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с
изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов
(столбиком, позднее “лесенкой”), которая предполагала дополнительное,
чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Вы ушли,
как говорится,
в мир в иной.
Пустота...
Летите,
в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
Злые языки часто шутили в адрес Маяковского, будто он нарочно разбивает строки, чтобы получить больше денег за свои стихи. Слухи были основаны на том, что в некоторых изданиях гонорар за напечатанные стихотворения выплачивался поэтам в зависимости от количества строк в произведении, а не от фактического количества печатных знаков.
Однажды. на вопрос «А правда, что вам за каждую строчку платят рубль? » с намеком на чисто корыстные мотивы «ломания» строки, Маяковский пояснил публике на конкретных примерах важность оформления ритма стиха в печатном виде.
Причины разрывов строки Маяковский называет в своей книге «Как делать стихи» (1926). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.

Основные причины подобных разрывов строки Маяковский называет в своей книге «Как делать стихи» (1926). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционныезнаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.

Однако, злые языки часто шутили в адрес Маяковского, будто он нарочно разбивает строки, чтобы получитьбольше денег за свои стихи. Слухи были основаны на том, что в некоторых изданиях гонорар занапечатанные стихотворения выплачивался поэтам в зависимости от количества строк в произведении, а неот фактического количества печатных знаков.

Интересным свидетельством представляется запись о выступлении Маяковского в Одессе из дневникалитературоведа Льва Рудольфовича Когана (1885–1959). Запись сделана раньше появления книгиМаяковского «Как делать стихи». Когану довелось зафиксировать диалог Маяковского со студентом, которыйвопросом «А правда, что вам за каждую строчку платят рубль?» публично намекнул на чисто корыстныемотивы «ломания» строки. Однако (по Когану) Маяковский уже тогда пояснил публике на конкретныхпримерах важность оформления ритма стиха в печатном виде.

Но, несмотря на все объяснения Маяковского, некоторые продолжали и продолжают считать, что онзаписывал строчки «лесенкой» исключительно ради повышения своего авторского гонорара.

«Лесенка» впоследствии получила широкое распространение среди поэтов. Такой схемой записи стиховпользовались Семён Кирсанов, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и другие.

 

21. Расскажите об ударениях в слове в тонических стихотворениях

Русская народная поэзия была тонической ( от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количестваударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы:

Весом та чара полтора пуда,

Мерой-то чара полтора ведра.

Литературный тонический стих сложился к ХХ веку. Его виды:

Дольник1 - стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на схожие фрагменты, с одним ударением в каждом.

Настоящую нежность не спутаешь - - / - - / - - / - -

Ни с чем, и она тиха - / - - / - /

Ты напрасно бережно кутаешь - - / - / - - / - -

Мне плечи и грудь в меха - / - - / - /

Как видим, интервалы между ударными слогами в дольнике = 1-2 слогам.

Если же в колебании мы увидим 1-3 безударных слога между ударными, - перед нами другая форма – тактовик:

Спокойно трубку докурил до конца, - / - / - - - / - - /

Спокойно улыбку стер с лица… - / - - / - / - /

Еще более «раскованный» вариант тонического стиха – акцентный стих: в нем между ударениями может стоять до 4 безударных слогов или встречаться нулевые интервалы!

БородАтые чУйки с голОдными глазАми - - / - - / - - / - - - / -

ХрИпло предлагАют «животрепЕщущих докторОв» / - - - / - - - - / - - - - /

Самый раскованный стих тоники – верлибр (франц. «свободный стих»), где нет ни рифмы, ни размера, а ритм создается благодаря паузам и членению на строки. Известнейший американский автор верлибров - Уолт Уитмен:

Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы

напали на него все страны вселенной,

Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда

не бывало.

И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,

И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей

этого города.

В каждом их слове и взгляде.

Другие формы стихотворений, которые нельзя путать с верлибром, свободным стихом:

Вольный стих – как и в свободном стихе, количество стоп здесь произвольно, строфы как таковые могут отсутствовать, однако для вольного стиха часто обязательна рифма:

Позвольте... видите ль... сначала

Цветистый луг; и я искала

Траву

Какую-то, не вспомню наяву

В примере первая и вторая строки – 4-хстопные, третья – 1-стопная, а в последней уже 5 стоп! Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в 4 строках и, заметьте, с соблюдением рифмы.

Очень часто вольный стих встречается в баснях (вспомните крыловское «Вороне как-то Бог послал кусочек сыра»), в комедиях и драмах (вольный стих удобен для передачи разговорной речи).

Смешанный стих - особенная разновидность вольного стиха, которая отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:

Давно в любви отрады мало:

Без отзыва вздохи, без радости слезы;

Что было сладко - горько стало,

Осыпались розы, рассеялись грезы...

В примере ямбические 4-хстопные строки чередуются с 4-хстопными же стопами амфибрахия. Но так как один размер 2-хсложный, а второй – 2-хсложный, то общее количество стоп разнится.

Белый стих – эта разновидность стиха отказывается только от рифмы. Метрическая организация остается неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них. Для иллюстрации - - отрывок из сказки Г. Апановича:

Наступило красно утро

В середине где-то марта,

А по тропочке средь леса

Добрый молодец идет.

Он ходил в далеки страны,

Повидал немало дива

И теперь спешит вот к дому

Через десять целых лет.

Соловьишка песнь выводит,

Счет годам ведет кукушка,

Ну а думы все Еремы

К родной горнице летят...

22. Место ритмической паузы

 

Стихотворный ритм создается закономерным повторением соизмеримых речевых единиц. Для его возникновения необходимо, во-первых, чтобы было ощутимо членение речи на единицы и, во-вторых, чтобы эти единицы были тем или иным способом соизмеримы.

Речь членится на отдельные отрезки при помощи пауз. Паузы вызываются прежде всего необходимостью делать остановки для вдоха. Естественно, что мы стремимся совместить эти паузы с паузами логическими, зависящими от смысла речи. Так возникает простейший ритм речи.

 

Ритмические паузы отделяют одно предложение от другого (Лес кончился. Впереди— открытое поле) или используются в сложном предложении с причинно-следственной связью вместо двух простых предложе­ний (ср.: Работа закончена — все разошлись, и Работа закончена. Все разошлись).

Ритмическая пауза может выполнять роль союза, то есть соединять части высказывания (Сверкнула молния, ударил гром, хлынул дождь), предупреждать о последу­ющем разъяснении (Было изучено все: и планы, и цели работы, и использование оборудования).

Паузам в подавляющем большинстве случаев соот­ветствуют в письменном тексте знаки препинания.

Во многих случаях паузы отражают и логико-смыс­ловое строение высказывания. Наглядный пример тому — знаменитое выражение: казнить, нельзя по­миловать, в котором перемещение паузы меняет смысл на противоположный: казнить нельзя, поми­ловать.

Логические паузы, как следует из их определения, связаны непосредственно со смыслом, логикой речи. С их помощью говорящий осуществляет, а слушающий воспринимает деление потока слов на смысловые группы (речевые такты). Не разобрав, какое слово к какой группе относится, нельзя понять текст.

В этом легко убедиться, если монотонно и без остановок прочесть текст, лишенный знаков препинания.

23. Чему способствует чтение сказок, басен?

Соответственно содержанию, построению и языку басни читаются как простой, естественный рассказ, приближающийся к разговорной речи. Хорошие испол­нители басен не читают, а рассказывают их слушате­лям, выступая в роли собеседника, повествующего а тех или иных событиях.

Простота, естественность и убежденность — непре­менные условия чтения басен. Педагог должен высту­пать как рассказчик, сообщающий своим маленьким друзьям поучительный случай, который он хорошо зна­ет, о котором слышал или свидетелем которого был сам. Читая басню детям, учителю необходимо постоянно об­щаться с детьми, следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика вызывали у них интерес к содержанию басни, описываемым в ней событиям, героям.

При чтении басен особое внимание надо обращать на мораль. Поскольку мораль в баше раскрывает ос­новной замысел автора и содержит поучение, чтецу не­обходимо четко понимать свою исполнительскую зада­чу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воздействовать на слушателей.

Мораль нужно прочитать так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Однако ее ни­когда не следует им навязывать, читать нарочито серь­езно. Мораль всегда должна вытекать из рассказа, под­водить итог повествованию.

Очень важно при чтении басни правильно переда­вать речь автора и речь персонажей. Речь автора — ве­селого рассказчика, собеседника, повествующего о каком-либо забавном и вместе с тем поучительном слу­чае,— читается просто, дружески, лукаво, с естествен­ными разговорными интонациями.

Автор в басне не просто излагает события. Он пере­дает свое отношение к ним. Чтобы это отношение вос­произвести при выразительном чтении, чтецу следует хорошо усвоить идею басни, понять мировоззрение ав­тора, его мысли, намерения

 

Аллегория (иносказание) играет определенную роль в рас­крытии поступков и характеров людей, конкретных черт от­дельных действующих лиц, которые сравниваются между со­бой. В начальной школе изучаются в основном басни И. А. Кры­лова. Важно научить детей выразительно читать басню, уметь кратко, иногда в нескольких словах изложить ее содержание (не рекомендуется пересказывать басню подробно).

При подготовке к выразительному чтению басен следует иметь в виду, что в басне всякое животное имеет свой индиви­дуальный характер: это Проказница-мартышка, косолапый Мишка, хитрая Лисица, грозный могучий Лев. Характерной особенностью языка басни является краткость и выразитель­ность.

Последовательность работы, например, над басней «Слон и Моська» может быть такой:

· рассматривание иллюстраций к басне, объяснение некоторых слов;

· чтение басни учителем, причем каждая из трех частей отделяется паузой и читается по-разному: первая часть - спо­койно; вторая часть - в быстром темпе; третья часть – другим тоном, передающим «речь» собак;

· беседа - анализ басни;

· краткая передача сюжета басни по вопросам;

· элементарная характеристика действующих лиц и рас­крытие аллегории басни;

· чтение текста про себя, подготовка к выразительному чтению;

· выразительное чтение;

· заключительная беседа: чему учит басня.

В первую очередь чтение сказок способствует развитию у человека правильного формирования понятия добра и зла с самого детства, учит как нужно поступать в тех или иных ситуациях.

24. Как устроена басня?

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

В этих случаях автор наделяет их человеческими чертами: умением разговаривать, особенностями характера и т.д. Легко можно понять, что от баснописца требуется особый талант, ведь ему не только нужно поведать «немногими словами о многом», но еще и сделать это красиво, умело, заинтересовав читателя.Первые дошедшие до человека басни приписываются древним грекам Гесиоду и Стесихору. Самый известный баснописец древности — знаменитый полулегендарный Эзоп, живший, по мнению историков, в 6-м веке до н.э. Трудно сказать, чего больше в сведениях, касающихся его жизни, — правды или вымысла. Но бесспорно, это была очень незаурядная, талантливая личность. Его остроумные и яркие прозаические басни пользовались огромной популярностью, оказали большое влияние на последующее развитие литературы. От его же имени и произошло понятие: «эзопов язык». Оно означает, что автор басни пишет ее как бы иносказательно, желая скрыть подлинный смысл своих слов, но при этом — достаточно ясно, чтобы умный, проницательный читатель понял, о чем на самом деле идет речь. В более позднее время, жанр басни буквально расцвел. Из европейских авторов, бесспорно, самым ярким баснописцем был француз Жан де Лафонтен, живший в 17-м веке. Его произведения, написанные блестящим, образным языком, изобилуют философскими рассуждениями и лирическими отступлениями. Лафонтен описал буквально все стороны жизни, людские недостатки и пороки, однако старался при этом избегать прямого «морализаторства», укоризненного назидания. Его басни до сих пор считаются образцовыми. В России тоже было немало искусных баснописцев, например, Тредиаковский, Сумароков, Дмитриев. Но, безусловно, гораздо выше их стоит Крылов (1768 — 1844). Прежде всего, потому что они написаны безукоризненно литературным, и в то же время истинно народным языком, близким и понятным любому человеку. Бессмертные крыловские образы — Лебедь, Рак и Щука, подрядившиеся везти воз с поклажей; вороватая Лисица, взявшаяся сторожить чужих кур; глупая самодовольная Мартышка, не знавшая, как пользоваться очками; наглый коварный Волк, по ошибки залезший на псарню; и многие другие, давно уже стали нарицательными, как и выражения наподобие «воз и ныне там».

25. Назовите особенности силабической системы стихосложения.

Силлабйческое стихосложение (греч..чШаЫков — слоговой) основано на соизмеримости строк по числу слогов (изосиллабизм). Устойчивее всего оно держится в языках с фиксированным ударением в начале или в конце слова. Ударение в таких языках не имеет смыслоразличительного значения, поэтому ударные и безударные слоги в стихе метрически равноправны, изменение их расположения создает ритмические вариации того же размера. Различаются стихи 4-сложные, 5-сложные и т. д. Короткие стихи, до II

слогов, обычно не имеют цезуры. В стихах свыше Н-сложных она обычно делит стих, на более короткие иолустишия.

Цезура (от лат. саеэйга — сечение, разрез) — постоянный словораздел в стихе, медиана. В античном стихосложении она обычно приходилась на середину с топы (отсюда название), а в силлабо-тоническом це- чура, как правило, совпадала с границей стопы. Являясь обычно сильной интонационной паузой, цезура отчасти сближается со стихоразделом: предцезурная стопа могла принимать усечения и наращения, а такте' рифму:

Три у Будрыса сына,

Как и он, три литвина.

(А. Пушкин)

Такая система стихосложения была естественной для польского, английского, французского языков, поскольку опиралась на просодические особенности этих языков.

Равное количество слогов в строках при постоянстве ударений обеспечивало стиху в этих языках достаточную ритмическую организованность.

В русском языке ударение разноместное. Равносложные строки силлабических стихов, написанные на русском языке, выглядели тяжеловесными, их ритмическая организация также была недостаточной. Как и народный тонический стих, силлабическая система стихосложения не могла стать ведущей в русском стихе. Требовался иной тип ритмической организации, отвечающий просодическим особенностям русской речи, учитывающий подвижность ударения в русском слове.

В чем же заключалась реформа стихосложения? Тредиаковский и Ломоносов поняли, что русскому стиху нужна система, устраняющая недостатки тонического и силлабического стихов и использующая их достоинства. В силлабо-тонике принцип равносложности (характерный для силлабики) сочетался с принципом упорядоченности ударений (это шло от тонического стиха). Ритмическая организация силлабо-тоники, которую вводили Тредиаковский и Ломоносов, опиралась на упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихотворных строках. Это было открытие, давшее возможность русской поэзии достичь вершин в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Ф. Тютчева и других поэтов.

«В современном стиховедении нет единой точки зрения на силлабическое стихосложение. В.М. Жирмунский и Л.И. Тимофеев считают русские силлабические, силлабо-тонические и чисто тонические (акцентные) стихи вариантами единой качественной, или тонической, системы стихосложения, в которой слоги различаются по ударности. Эта система противопоставляется ими метрической, или количественной, в которой слоги различаются по ударности. Б.В. Томашев- ский противопоставляет силлабическое стихосложение, как присущее языкам с постоянным ударением, силлабо-тоническому и акцентному, присущим языкам с подвижным ударением. Все названные ученые определяют силлабическое стихосложение по двум постоянным признакам (метрическим константам): равному количеству слогов в стихах и постоянству места последнего ударения в стихе и полустишии. Но А.И. Тимофеев считает расположение ударений в русском силлабическом стихосложении первичным признаком, а равно- сложность — вторичным, менее существенным. Б.В. То- машевский, напротив, полагает, что равносложность в силлабическом стихосложении — основной признак, а постоянство концевых ударений — автоматическое следствие постоянства места ударения в слове»

главное правило силлабического стиха — равное количество слогов — даже невзирая на привычные ударения, применяется неук



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: