ПЕРВОЕ ВЫСОТНОЕ ЗДАНИЕ В СЕВАСТОПОЛЕ - УНИВЕРМАГ




Старожилам Севастополя это здание известно как «дом Анненкова» — по фамилии его владельца», или доходный дом. Сейчас это универмаг.

«Хорошо был известен в Севастополе своей благотворительностью и генерал-майор Я. Я. Анненков. Каждый год летом в наш город приезжало много бродяг и бездомных, которые здесь ютились по трущобам»[2]

Анненков приобрел небольшой участок на ул. Базарной (ныне ул. Маяковского) и там построил здание из шести этажей и с седьмым-подвальным, по проекту архитектора А. М. Вейзена. Для ускорения постройки и для обеспечения возможности осуществить функциональные замыслы решено было отказаться от традиционных для Севастополя методов возведения зданий и применить излюбленный за океаном метод постройки на столбах. Фундаментов для стен не полагалось, да и самих стен в общепринятом смысле не было – их заменили легкие и прочные железобетонные перегородки. Внутри здания, кроме железной лестницы и двух мраморных, были сооружены три лифта. Все службы дома были электрифицированы от электростанции расположенной в подвале. Строительство началось в 1898 году, завершено в 1902-м. К достопримечательностям дома надо отнести совершенно плоскую асфальтированную по бетону крышу, на которой предполагалось разбить сад для гулянья. На углу крыши была возведена башня оригинальной конструкции, для которой в Париже изготовили не менее оригинальные часы. Огромный циферблат помещался над выемкой, в которой стояла фигура Ивана Сусанина. В 12 часов Сусанин появлялся перед публикой и раскланивался, а часы играли народный гимн – для этого предусматривался специальный орган.

«Здание предназначалось для благотворительных целей. Оно служило дешевым ночлежным домом, рассчитанным на 500–800 человек. Каждому жильцу полагались отдельная койка, бесплатная стирка белья, дважды в день чай с сахаром. Двухразовое питание было очень дешевым. В доме были врач и юрисконсульт, которые оказывали услуги бесплатно. Имелись водопровод, центральное отопление, своя электростанция, три лифта. Такого «рая» для бедноты нет в нашем городе и ныне» [2]

Дом недолго был в собственности Анненкова, и перешел к другому владельцу – Чумакову, который устроил в нем народный театр – «Зал развлечений». Балет, танцы, комические пантомимы, акробаты, куплетисты – вот неполный перечень развлечений для постояльцев дома и обитателей ближайших слободок. После революции здесь располагался универмаг «Уполбыта».

Современный вид здания сформировался после Великой Отечественной войны. Верхние этажи здания были настолько повреждены, что их решили снести, а на нижних устроить универмаг. Проект выполнили в 1951 г. архитекторы Н. И. Гришин, Изаксон и инженер А. Т. Филимонов. Нынешнее здание в четыре этажа, пятый – цокольный, конфигурация участка (трапеция) определила форму постройки. Цоколь украшен рустом, окна первого и второго этажа – широкие прямоугольные витрины, оконные проемы третьего перекрыты арками. По шатровой крыше идет балюстрада, фасад украшен резными карнизами и лепниной.

 


 

ЗДАНИЕ ГЛАВПОЧТАМТА

Еще один заметный образец стиля модерн - Здание №21 на улице Большая Морская, в котором находиться центральное почтовое отделение.

Оно построено в 1914 году по проекту архитектора Г. Н. Долина. Это одна из немногих построек, почти полностью уцелевших во время войны.

Это трехэтажное прямоугольное сооружение, внутри его – двор-колодец для грузовых операций. Главный фасад асимметричен, в правом углу балкон-фонарь, занимающий второй и третий этажи, крышу его продолжает небольшая башенка с шатровой кровлей. Окна прямоугольные, но на каждом этаже разного размера, перемычка над проемом двери главного входа оригинально закруглена, ее повторяет кровля мансарды на крыше.

Внутренняя двухрядная планировка помещений здания, первоначально задуманного для сдачи в аренду почтово-телеграфному ведомству, весьма рациональна.

В период обороны Севастополя 1941–1942 годов здесь находилась городская контора связи, о чем напоминает установленная мемориальная доска.

В целом здание очень своеобразно и приметно.

Следует так же обратить внимание и на жилые постройки горожан, которые в общей своей массе отличались маловыразительными архитектурными формами. Лишь немногие из них позволяют нам говорить о них как о памятниках истории и архитектуры. И, действительно, - глядя на редкие сохранившиеся здания местных обывателей, следовавших архитектурной моде, в первую очередь следует указать на тот факт, что общая архитектурная невыразительность здания, как правило, подчеркивается фрагментарным украшательством в виде маскаронов, розеток, пальмовых и дубовых листьев, картушей и прочих орнаментальных мотивов.

Содержание архитектурного здания суживалось до уровня заказчика с его мещанским вкусом, где стиль становится выразителем его интересов.

Но, как совершенно справедливо заметил Д. В. Сарабьянов: «...все эти мотивы, как и многое другое...не украшают стиль модерн, составляют его слабые стороны, непосредственно связанные с его «социальной базой», которая, будучи чрезвычайно широкой, дает почти необозримый разворот «социального потребителя» стиля» [5]

Таким образом, рассматривая архитектурные объекты в период Рубежа (конец XIX – начало ХХ вв.) и сохранившиеся до современности, мы можем наблюдать стиль модерн, в том виде, в котором нам преподнесли архитекторы, работавшие над обликом города. Использование геометрических форм, декора для композиции, дополнение зданий лоджиями, балконами, украшение балконами, балюстрадами, ротондами на крышах – все эти детали указывают на своеобразие культуры модерна, а, следовательно, и всего архитектурного облика Севастополя.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце ХIХ – начале ХХ столетия зеркалом культурного быта стал широко распространив­шийся «Новый стиль» или стиль модерн, который первенствовал в стилистике идейно-художественных процессов, духовных и материальных потребностях эпохи. За короткое время, заняв прочные позиции «Новый стиль» сотворил свою самостоятельную духовность.

О модерне много говорят, но не всегда верно его толкуют.

«Термином «модерн» определяют архитектуру, сознательно и резко восставшую против подражательности, каноничности, выступившую с программой обновления зодчества, «современности», выражение особенностей времени с помощью приемов и средств.

Стиль модерн в России возник в конце 80-х – начале 90-х годов XIX столетия (в Западной Европе он возник значительно раньше), и в каждом отдельном случае, в частности, - в Севастополе – развивался в русле национальной романтики.

Об архитектурных объектах Севастополя, выполненных в стиле модерн, часто можно говорить с позиции их интернационального характера, заключавшего в себе вполне отчетливую эстетическую программу, направлен­ную на попытку эстетического преобразования провинциального быта.

Архитектурный облик Севастополя в период конца XIX – начала XX века создавали многие талантливые архитекторы, в их числе - В. М. Артюхов, Ю. А. Траутман, Г. Б. Бархин, Г.Г. Кузьминский, М. И. Вербицкий, А. М. Вейзен, Н. И. Гришин. Но все они в то время работали в одном стиле, широко используя элементы модерна, классической ордерной системы и архитектурные приемы эпохи Возрождения. Севастопольская архитектура учитывала специфику юга, теплый климат, морской колорит.

Проанализировав следующие объекты, выполненные в стиле в модерн – Пешеходный мостик, универмаг или «дом Анненкова», главпочтамт – мы можем наблюдать стиль модерн, в том виде, в котором нам преподнесли архитекторы, работавшие над обликом города. Использование геометрических форм, декора для композиции, дополнение зданий лоджиями, балконами, украшение балконами, балюстрадами, ротондами на крышах – все эти детали указывают на своеобразие культуры модерна, а, следовательно, и всего архитектурного облика Севастополя.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова Е., Стернин Г. Русский модерн [Аль­бом]. – М.: Галарт, 2004. – 360 с.

2. Веникеев Е. Севастополь и его окрестности. – М.: Искусство,2006. – 176 с.

3. Веникеев Е. Архитектура Севастополя – М.: Искусство,2003. – 208 с.

4. Коваленко А. Проблема стиля в архитектуре Крыма М.: ХХПІ, 2009. - № 2-3. - С.89-91.

5. Коган Д. Врубель. – М.: Искусство,2003. - 19 с.

6. Рагон М. О современной архитектуре. – М.,Галарт, 2014. – 209с.

7. Сарабьянов. Модерн. – М.: Искусство, 2008. – 19 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: