1. Наука как познавательная деятельность. Наука как социальный институт. Наука как особая сфера культуры.
2. Проблема демаркации науки и не-науки. Специфические признаки (черты) научного знания.
3. Основные проблемы антропологии в контексте постнеклассического этапа науки – понимание сущности человека, императивов его поведения, смысла жизни.
Литература
1. Гусева Е.А., Леонов В.Е. Философия и история науки. – Изд.: Инфра-М, 2014.
2. Никифоров А.Л. Философия и история науки: учеб. Пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – Изд.: Инфра-М. – 2016.
3. Степин В.С. История и философия науки. – Изд.: Академический проект, 2014.
4. Золотухин В.Е. История и философия науки для аспирантов. – Изд.: Феникс, 2014.
Работа с понятиями – раскрытие содержания предложенных преподавателем терминов.
Формы контроля:
- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе занятия;
- презентации;
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов.
Тема 2. Научные традиции и научные революции.
Концепция исторической динамики научного познания Т. Куна
(2 часа)
1. Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т. Куна. Этапы развития науки.
2. Научные традиции как предпосылка и основание развития научного знания.
3. Научные революции как перестройка оснований науки. Научные революции в истории гуманитарных наук (педагогики). Традиции и новации в истории педагогики.
Литература
1. Никифоров А.Л. Философия и история науки: учеб. Пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – Изд.: Инфра-М. – 2016.
2. Степин В.С. История и философия науки. – Изд.: Академический проект, 2014.
3. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.
Работа с понятиями – раскрытие содержания предложенных преподавателем терминов.
Формы контроля:
- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе занятия;
- написание эссе по одной из предложенных тем:
«Научные революции в истории педагогики»
«Традиции и инновации в отечественном образовании XXI века»
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;
- практические задания выполняются устно.
Тема 3. Философия, культура и образование
(2 часа)
1. Философия образования о кризисе современной культуры и кризисе образования.
2. Современная концепция содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) как педагогическая основа для преодоления кризиса в образовании. Современное понимание сущности образования.
3. Гуманизация и гуманитаризация образования как важнейшие характеристики современного образования. Направления гуманизации и гуманитаризации образования.
Литература
1. Педагогические теории и системы.Учебное пособие для студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. Составители и авторы вводных статей и заданий Е.Н.Селивёрстова, Л.И.Богомолова, Л.А.Кирсанова, Е.Ю.Рогачёва. – Владимир: ВлГУ, 2012. – 349 с.
2. Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. О культурологическом подходе к формированию содержания образования // Педагогика, 2006. – №2, 120-127. https://cyberleninka.ru/article/n/o-kulturologicheskom-podhode-k-formirovaniyu-soderzhaniya-obrazovaniya
Работа с понятиями – раскрытие содержания предложенных преподавателем терминов.
Дискуссия по теме: «Кризисные явления в образовании – это фактор его развития».
Формы контроля:
- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе занятия;
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;
- написание эссе на тему: «Мировоззренческо-методологическая парадигма образования XXI века»
- презентации.
Тема 4. Модернизация российского образования:
Традиции и инновации (2 часа)
1. Кризис традиционной системы образования в контексте современной мировоззренческой ситуации в мире и России.
2. Научные традиции и научные революции. Научное знание как потенциал инновационного развития. Условия возникновения инноваций.
3. Роль науки и новых информационных технологий в становлении и развитии современного образования.
Литература
1. Арламов А.А. Проблемы современной педагогической науки и философия (заметки педагога-методолога) // Вопросы философии. – 2008. – № 1.
2. Горохов В.Г., Сидоренко А.С. Роль фундаментальных исследований в развитии новейших технологий // Вопросы философии. – 2009. – №3. – С. 67-76.
3. Осмоловская И.М. Перспективные обучающие технологии: дидактический аспект //Педагогика. – 2017. – №1. (в соавт. с Е.О. Ивановой).
Работа с понятиями – раскрытие содержания предложенных преподавателем терминов.
Дискуссия по теме: «Позитивная роль и негативные последствия использования новых информационных технологий в образовании».
Формы контроля:
- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе занятия;
- написание эссе по одной из предложенных тем:
«Научные революции в истории педагогики»
«Традиции и инновации в отечественном образовании XXI века»;
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;
- практические задания выполняются устно.