МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
(ФГБОУ ВПО "МГСУ")
Национальный исследовательский университет
Институт строительства и архитектуры (ИСА)
Кафедра: Организации строительного производства (ОСП)
Практическая работа № 2 по дисциплине: «Управление проектами» (УП)
Тема: Управление проектом строительства жилого дома в условиях горного кластера.
Вариант №
Выполнили:
Факультет:
Преподаватель: Синенко С.А.
г. Москва, 2015
я часть практической работы.
1.1.Привести основные понятия участников и команды проекта и раскрыть сущность каждого из них. Дать характеристику различных участников проекта.
Участники проекта — физические и\или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта, либо чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
По степени вовлеченности в проект можно выделить три основные группы участников:
Ø Основная команда – группа специалистов и организаций, непосредственно работающих над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом;
Ø Расширенная команда – более обширная, чем основная группа, объединяет специалистов и организации, оказывающих содействие членам основной группы, но не участвующих напрямую в осуществлении проекта и достижении его целей;
Ø Заинтересованные стороны – люди и организации, оказывающие влияние на членов основной и расширенной команд и на ход работ по проекту, но не вступающие с ними в прямое сотрудничество.
Ø Как правило, основными участниками проекта являются:
Ø Заказчик - сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его целей. Будущий владелец результатов проекта. Заказчик определяет основные требования к результатам проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих или привлекаемых средств, может заключать контракты с основными исполнителями проекта;
Ø Инициатор проекта – это сотрудник, который идентифицирует потребность в проекте и вносит «предложение» об инициации проекта. Этот человек может быть представителем любого функционального подразделения или уровня внутри или вне организации;
Спонсор (куратор) проекта - сотрудник (как правило, руководитель высшего звена) организации, реализующей проект, который курирует проект со стороны организации (владельца проекта), обеспечивает общий контроль и поддержку проекта (финансовые, материальные, человеческие и другие ресурсы). Спонсор (куратор) проекта отвечает за достижение проектом конечных целей и реализацию выгод для организации. Спонсор проекта несет ответственность перед генеральным директором/ президентом или перед управляющим советом. Спонсор проекта назначает менеджера проекта и обеспечивает ему необходимую поддержку.
Ø Менеджер проекта (руководитель проекта) - лицо, ответственное за управление проектом. Менеджер проекта несет ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества.
Руководитель проекта обеспечивает ежедневное управление проектом, командой проекта, в разрезе всех основных управленческих функций (управление по срокам, затратам, рискам и др.). В зависимости от размера проекта, менеджер проекта может получать поддержку со стороны администратора проекта, или команды поддержки (офиса проекта).
Возможными участниками проекта в зависимости от его типа, вида, сложности и масштаба могут быть:
ü Инвестор - сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации;
ü Контрактор (генеральный контрактор) – сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту – это может быть весь проект или его часть;
ü Субконтрактор – вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом;
ü Органы власти – стороны выдвигающие и поддерживающие экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта;
ü Потребители конечной продукции – юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями результата проекта, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них.
Менеджер проекта – ключевая фигура в управлении проектом.
1.2.Каковы ключевые роли управления проектом? Определить роли участников проекта (членов обозначенной команды).
Ключевые роли управления проектом:
• роли, ориентированные на выполнение задач команды;
• роли, ориентированные на создание/ поддержание работы команды;
• индивидуальные роли (нефункциональные).
В каждой проектной команде, которая стремится эффективно организовать свою работу, независимо от ее численного состава, должны выполняться следующие 8 ролей по Р.М. Белбину:
Действующий – превращает планы и концепции в рабочие процедуры.
Председатель (chairman) – выбирает путь, стратегию.
Возмутитель спокойствия – выступает как побудитель к действию, и если команда склонна к бездействию или самодовольству, то присутствие Возбудителя спокойствия выведет ее из этого состояния. Меняет “точку равновесия” в команде, нарушает покой и делает команду способной выйти из привычной колеи.
Мыслитель (plant) – выдвигает новые оригинальные идеи и стратегии.
Исследователь ресурсов - (resource investigator) – обнаруживает и сообщает о новых идеях «на стороне», за пределами компании.
Оценивающий - трезво оценивает различные варианты решений, принимая во внимание все факторы.
Коллективист – поддерживает хорошее отношение в коллективе, моральный климат, создает благоприятную рабочую атмосферу.
Доводящий до конца - поддерживает в команде настойчивость в достижении цели, активно стремится отыскать работу, которая требует повышенного внимания, и старается, насколько возможно, избавить команду от ошибок.
В моей команде перечисленные роли распределились следующим образом:
Председатель – Заирбекова Д. А.
Доводящий до конца – Заирбекова Д. А.
Оценивающий - Чередниченко Н. Д.
Ключевые роли участников проекта модели Белбина.
Состав команды проекта:
1.3.Каковы обязанности и полномочия менеджера проекта? Какие требования предъявляются к менеджеру проекта? Руководитель проекта и его обязанности.
Так как каждый проект имеет свою специфику, то в самом начале проекта необходимо установить обязанности и полномочия менеджера проекта, чтобы в дальнейшем не было разночтений относительно того, что находится в компетенции. Кроме того, необходимо решить, какие обязанности и полномочия могут быть делегированы другим членам команды проекта (например, руководителям групп и координаторам проекта).
Обязанности менеджера проекта: в связи с тем, что менеджер проекта представляет проект и перед заказчиком, и перед исполнителем, то он несет ответственность за удовлетворение ожиданий обеих сторон. Поэтому, менеджер проекта должен четко определить бизнес-цели обеих сторон и сформировать ясное видение путей достижения этих целей. Кроме того, менеджер проекта несет ответственность за эффективное использование ресурсов исполнителя и, вообще, персонала, занятого в проекте. Безусловно, существует угроза столкновения целей заинтересованных в проекте сторон. Поэтому существенное место в обязанностях менеджера занимает улаживание политических конфликтов и спорных вопросов и недопущение их воздействия на ход проекта.
Полномочия менеджера проекта: планирование проекта, обеспечение плана ресурсами, мониторинг и подготовка отчетности о состоянии проекта. Менеджер проекта принимает участие в получении физических ресурсов, наборе и увольнении персонала проекта, оценке качества проектных результатов. Менеджер проекта согласовывает с заказчиком область определения и контролирует существование проекта именно в согласованных границах. Также менеджер проекта определяет или утверждает все стратегии, которые используются командой управления для достижения установленных проектных целей, участвует в обзорах всех ключевых результатов (особенно на начальных стадиях проекта).
Менеджер проекта сталкивается с двумя основными проблемами:
§ Решать, что делать, когда есть неопределенность, риск и большой объем информации;
§ Убеждать в необходимости сделать что-либо множество людей, не всегда находящихся под непосредственным контролем.
Менеджер проекта для решения этих проблем.
Персональные характеристики менеджера проекта:
ü Демонстрировать здравый смысл;
ü Быть организованным – демонстрировать административные возможности, управлять большим количеством одновременно решаемых взаимосвязанных задач;
ü “Концентрироваться на будущем”;
ü Быть объективным, беспристрастным, демонстрировать прагматичный подход к принятию решений;
ü Всегда иметь в виду “картину в целом”.
Межличностные характеристики:
Ø Быть лидером в команде – уметь сплотить людей в единую команду;
Ø Умело пользоваться предоставленной властью – уметь создать атмосферу доверия и уважения, применять власть только тогда, когда это действительно необходимо;
Ø Проявлять энергичность, твердость и стойкость при оказании давления;
Ø Менять стиль управления в зависимости от ситуации – по возможности использовать тактику переговоров и сглаживания конфликтов;
Ø Демонстрировать различные стили общения с людьми;
Ø Быть культурно и политически образованным.