УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования Российской Федерации
_______________ В.Д.Шадриков
_14______ 04______ 2000 г.
Номер государственной регистрации
363 пед/сп__
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 033100 Физическая культура
Квалификация педагог по физической культуре
Вводится в действие с момента утверждения
Москва 2000
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033100 Физическая культура
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02 03.2000 г.
1.2 Квалификация выпускника - педагог по физической культуре. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки педагога по физической культуре по специальности 033100 Физическая культура при очной форме обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник, получивший квалификацию педагог по физической культуре, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей и физической культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод обучающихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.
Выпускник, получивший квалификацию педагог по физической культуре, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; нормы права, научную организацию труда, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускник по специальности 033100 Физическая культура подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа. Деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и воспитание субъектов образовательного процесса и различных групп населения посредством приобщения личности к освоению ценностей физической культуры и спорта.
Видами профессиональной деятельности специалиста являются:
преподавательская,
научно-методическая,
социально-педагогическая,
воспитательная,
культурно-просветительская,
коррекционно-развивающая,
управленческая,
физкультурно-спортивная,
оздоровительно-рекреативная.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - педагога по физической культуре, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 033100 Физическая культура
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033100 Физическая культура
Требования к профессиональной подготовленности специалиста
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
Специалист должен знать:
· государственный язык Российской Федерации - русский язык;
· свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.
Специалист должен иметь представление:
- о роли и месте физической культуры и спорта в обеспечении здоровья нации и содействии социально-экономическому развитию общества;
- об основах информационно-технологического обеспечения образования, науки и техники;
- о проектировании, строительстве, эксплуатации объектов физкультурно-спортивной деятельности, затратах и источниках финансирования;
- о принципах организации трудовых процессов в сфере физической культуры и спорта, методике расчета необходимых ресурсов для выполнения работ, о контроле качества работы;
- о процедуре разработки, принятии и реализации управленческих решений в процессе профессиональной деятельности педагога по физической культуре;
- об основах законодательства о труде, методах организации, оплаты и нормирования труда, оценки условий труда специалиста физической культуры и спорта;
- об интеграционных процессах наука-производство, наука-образование, междисциплинарных связях в учебном процессе;
- о закономерностях формирования профессионализма;
- о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятного влияния социальной среды, об опасных и чрезвычайных ситуациях среды обитания природного, техногенного и социального происхождения;
- о правовых, нормативно-технических и организационных основах безопасности жизнедеятельности.
Специалист должен знать:
· основные этапы развития системы физического воспитания и спорта своего народа в контексте развития мировой культуры;
· эстетические, нравственные и духовные ценности физической культуры и спорта; дидактические закономерности в физическом воспитании и спорте;
· методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения;
· методику подготовки спортсменов;
· о возрастно-половых закономерностях развития физических качеств и формирования двигательных навыков;
· анатомо-физиологические, гигиенические и психолого-педагогические основы физического воспитания и спорта;
· методы и организацию комплексного контроля в физическом воспитании и спортивной подготовке;
· методы организации и проведения научно-исследовательской работы; основы методической деятельности в сфере физической культуры и спорта; о биологической природе и целостности организма человека; анатомо-физиологические особенности организма детей, подростков и взрослых;
· о взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма; о функциональных нарушениях и их коррекции в разные периоды онтогенеза; о факторах риска и основных методах профилактики в различные периоды жизни человека средствами физического воспитания и спорта.
Специалист должен уметь:
- формулировать конкретные задачи в физическом воспитании различных групп населения, в подготовке спортсменов различного возраста и квалификации;
- владеть технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий;
- планировать и проводить основные виды физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, взрослыми людьми с учетом санитарно - гигиенических, климатических, региональных и национальных условий; оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий;
- осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий с использованием инструментальных методов;
- планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь;
- использовать различные средства и методы физической реабилитации организма; формировать физическую активность детей и взрослых, здоровый стиль жизни на основе потребности заниматься физическими упражнениями;
- организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки;
- осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных физкультурно-спортивных занятий лиц различного возраста;
- владеть техникой речи (профессиональным языком) в процессе физкультурно-спортивных занятий, владеть навыками общения, воспитательной и консультационной работы, корректно выражать и аргументировано обосновывать различные положения;
- уметь в процессе самообразования и самосовершенствования овладевать новыми по отношению к полученному в вузе образованию видами физкультурно-спортивной деятельности;
- владеть навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий;
- владеть средствами и методами формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении физических упражнений, гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;
- уметь применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий;
- уметь применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;
- уметь оказать первую помощь при травмах в процессе выполнения физических упражнений;
- уметь определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развития физических качеств и находить методику их устранения.