ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА. 050711Педагогика дополнительного образования




 

050711Педагогика дополнительного образования

 

Партерная гимнастика, как средство развития основных физических качеств у детей дошкольного возраста на занятиях по ритмике

 

 

Выпускник________ И.А. Саватнеева

(подпись)

 

Руководитель________ А.А. Краснова

(подпись)

 

Рецензент________ С.В. Романенко

(подпись)

 

 

Тюмень 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫРАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, СРЕДСТВАМИ ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИТМИКЕ ………………………………………………...7

1.1. Понятие партерная гимнастика и ее роль в хореографии……………7

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста……………....9

1.3. Общая характеристика основных физических качеств и специфика их развития в дошкольном возрасте……………………………………………13

1.4. Особенность построения занятия по ритмике и включение в него партерной гимнастики у детей дошкольного возраста………………………..16

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………...19

2.1. Диагностика уровня развития физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях ритмики.………………………………….19

2.2.Составление и апробирование на занятиях по ритмике комплексов упражнений партерной гимнастики для детей дошкольного возраста………24

2.3. Анализ проведенного исследования и составление рекомендаций по развитию физических качеств………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….…34

 

 

Введение

Дошкольный возраст - важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств. Являясь составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.

Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Дети этого возраста лучше всего усваивают различные гимнастические и ритмические упражнения на занятиях ритмики.

Ритмика - это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку, она не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств.

Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности. Очень часто на занятиях ритмики применяются различные упражнения, которые являются составной частью партерной гимнастики.

Партерная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, который выполняется в положении лежа, сидя, либо стоя на четвереньках.

Такой вид гимнастики поначалу может показаться слишком сложным, но, пройдя несколько занятий, воспитанник начинает ощущать, что с каждым разом предлагаемые педагогом упражнения удаются все лучше и лучше. А через некоторое время у него получится выполнять полный объем необходимого курса упражнений в рекомендуемом темпе.

Очень полезна партерная гимнастика для детей, но нужно учитывать, что детский организм очень хрупок и недостаточно сформирован. Ребенку трудно длительное время сосредотачивать свое внимание на каком-либо одном упражнении.

Занятия должны организовываться в игровой форме. Вначале ребенку предлагаются самые простые упражнения с удобными для слуха ребенка названиями "лягушка", "березка", "кошка". Ребенок может делать каждое упражнение от одного до трех раз с перерывами в несколько секунд. Когда мышцы и суставы ребенка будут достаточно укреплены, то постепенно можно вводить новые более сложные упражнения и добавлять физические нагрузки.

Партерная гимнастика даёт детям первоначальную хореографическую подготовку, развитие природных физических данных, формирует основные двигательные качества и навыки, необходимые для успешного освоения классического, историко-бытового, современного и других направлений танцев.

Занятия партерной гимнастикой позволяют подготовить мышцы и суставы ребенка к будущим занятиям танцами и ритмикой. Любые недостатки в корпусе ребенка исчезнут, позвоночник приобретет нужную гибкость. Ребенок будет иметь хорошую осанку, эластичность мышц и суставов, а также выворотность ног.

Партерная гимнастика для детейпозволяет обеспечить максимальную разгрузку позвоночника, суставов и кровеносной системы. При этом достигается значительное укрепление всех групп мышц, улучшение подвижности суставов, эластичности связок и работы кровеносной системы.

Занятия партерной гимнастикой снимают усталость, раздражительность, стресс, повышают иммунитет, улучшают настроение и качество жизни.

Партерная гимнастика дает хорошую основу для дальнейшего развития детей.

Актуальность. Исходя из выше сказанного следует, что партерная гимнастика способна существенно повысить развитие основных физических качеств и оптимально подходит для занятий по ритмике у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс занятий ритмикой у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: комплекс партерной гимнастики как средство развития основных физических качеств у детей дошкольного возраста.

Цель: выявление эффективности партерной гимнастики для развития основных физических качеств у детей дошкольного возраста на занятиях по ритмике.

Задачи:

1. Изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста

2. Рассмотреть понятие партерная гимнастика и ее роль в хореографии

3. Дать характеристику физических качеств и специфику их развития в дошкольном возрасте

4. Выявить рациональное применение партерной гимнастики на занятиях по ритмике

5. Диагностировать уровень развития физических качеств у детей дошкольного возраста

6. Составить и применить на практике комплексы партерной гимнастики для развития основных физических качеств

7. Проанализировать полученные результаты после проведения исследования и составления рекомендаций

Гипотеза: включение партерной гимнастики в занятия по ритмике у детей дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня развития основных физических качеств.

Методологическая база: Барышникова Т. Азбука хореографии. - Санкт-Петербург, 2006. – 392с., Вавилова Е.Н. Дошкольный возраст.- М.: Физкультура и спорт,2004,Новинская, С.А. Содержание занятий ритмической гимнастикой у детей школьного возраста: автореф. дисс.канд. пед. наук / С.А. Новинская.- Кубань, 2000.- 26 с.

Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование

 

 

Глава 1.Теоретические аспекты развития основных физических качеств, средствами партерной гимнастики на занятиях по ритмике

1.1.Понятие партерная гимнастика и ее роль в хореографии

Гимнастика[греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю (сь)], система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и другое. [22]

Второй частью является слово партерная, от слова партер. Парте́р (фр. parterre — на земле) — термин, использующийся в разных видах борьбы, который означает борьбу в положении лёжа.

Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные. [4]

Под партерной гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. Основой партерной гимнастики является выполнение занятий без отягощений.

Упражнения партерной гимнастики направлены на поддержание двигательной подвижности связок и суставов. Движения разогревают мускулы и делают их более эластичными, формируют правильную осанку и координацию движений. Кроме того партерная гимнастика оказывает благотворное оздоравливающее действие на весь организм.

Специфика обучения партерной гимнастике связана с систематической и большой физической нагрузкой. При этом, сам по себе, физический труд, как таковой, не имеет для ребенка воспитательного значения, если он не связан с творчеством, не сочетается с трудом умственным. Решающим фактором, воздействующим на ум ребенка, являются не только указания и разъяснения педагога, но и сами занятия: содержание материала, композиция в целом, построение отдельных заданий. В руках педагога-мастера это важнейшее средство развития мышления и творческого отношения к процессу тяжелой физической работы.

Предмет «Партерная гимнастика» ставит своей целью приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание эмоциональной отзывчивости, развитие навыков в умении слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание. Занятия должны способствовать общему физическому развитию ребенка и его подготовке к дальнейшему обучению танцу. [6]

 

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

 

Все дети – абсолютно разные. И в то же время существуют особенности физиологического и психического развития, характерные для того или иного возраста. Например, малыши, которым исполнился годик, начинают ходить и пытаются овладеть первыми словами, пятилетки – милые почемучки, дети в десять лет смотрят на мир и окружающих уже другим, почти взрослым, взглядом. Естественно, каждому возрасту присущи свои достоинства и недостатки, ограничения, потери. [7]

Хореография является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Согласованность и единство танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Хореография имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте. [17]

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми дошкольного возраста по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения и учитывания возрастных особенностей. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения хореографии. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.

Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии означает, что педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию данного вида искусства. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижения физического совершенства должны быть тесно связанны с духовно развитой личностью. Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. В основу обучения детей дошкольного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

При работе с детьми дошкольного возраста необходимо знать возрастные особенности, без которых невозможно верно определить содержание и направление обучения. Для детей дошкольного возраста характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно - сосудистая система - все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физических нагрузок и чередования быстрого темпа с медленным. У детей недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия - должно стать первоначальной задачей обучения.

Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других. К 5-6 летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного итого же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно и учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.

Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развить и укреплять.

 

1.3. Общая характеристика основных физических качеств и специфика их развития в дошкольном возрасте

 

 

Физическое воспитание у детей дошкольного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено.

Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель, например силы, скорости, чувства равновесия.

Развитие двигательных качеств происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений. Работа над их развитием расширяет диапазон двигательных возможностей детей, совершенствует их координационные способности. [8]

Все больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию и детских садах, созданием хороших материальных условий жилки. Но и в тоже время у человека наблюдается сокращение двигательной активности.

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Обнаружено, что в проявлениях общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и некоторых других способностях периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых различиях в темпах развития физических качеств.

Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания.

Ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников. [20]

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Необходимо учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.

В процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

 

1.4. Особенность построения занятия по ритмике и включение в него партерной гимнастики у детей дошкольного возраста

 

Партерная гимнастика является одной из ведущих форм работы в системе хореографического обучения. Во-первых, упражнения на полу (в партере) позволяют с наименьшими затратами энергии решать сразу несколько задач, направленных на улучшение гибкости суставов, увеличение эластичности связок и силы отдельных групп мышц, предупреждения и исправления некоторых физиологических недостатков в развитии детей. Во-вторых, применение различных комплексов делает обучение детей интересным, содержательным и результативным.

Однако в практике хореографической работы педагоги предполагают ряд ошибок: не учитывают возрастные и индивидуальные особенности анатомо-физиологического и психического развития ребенка; пытаются достичь быстрого результата в ходе усвоения отдельных упражнений, применяя контактные методы и вызывая тем самым ребенку болевые ощущения; используют один и тот же комплекс в течение длительного времени, разнообразя его игровыми методами и приемами; не уделяют внимание подбору музыкального сопровождения. Это приводит к переутомлению детей и потере интереса к занятиям, снижает эффективность учебного процесса и результативность хореографической подготовки. [13]

Проблемой применения игры в хореографической работе с дошкольниками занимались: Т. Барышникова, А. Мартыненко, Т. Пуртова, А. Тараканова, Е. Фирилеева, А. Шевчук и другие. Они подчеркивали, что создание игровой атмосферы во время проведения хореографических занятий способствовать максимальной активизации детей, повышению их заинтересованности танцевальными движениями, возникновению положительных эмоций. Однако, особенностей применения игровых методов и приемов на уроках партерной гимнастики исследователи касались поверхностно. [10]

Партерная гимнастика на занятиях ритмики используется с целью помочь формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, формированию осанки.

Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела и включать в работу различные группы мышц, занятия партерной гимнастикой в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи.

Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу 3-х целей:
- повысить гибкость суставов;
- улучшить эластичность мышц и связок;
- нарастить силу мышц.

Упражнения партерной гимнастики на первом этапе позволяют:
- приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины и так далее;
- начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке, а именно, асимметрии лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника.

На втором этапе этой разработки заложено развитие двигательных функций (выворотности ног, подъема ног, гибкости корпуса, шага, прыжка).

Особенно важно в процессе обучения учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений, а далее – в танце.

При выполнении упражнений на полу в исходных положениях сидя и лежа уменьшается вертикальная опора на позвоночник и ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих упражнениях высока и позволяет мышцам работать в другом режиме, нежели в упражнениях, выполняемых стоя.

В содержание партерных комплексов можно внедрять творческие задания, которые позволят детям проявлять инициативу и самостоятельность мышления, демонстрировать умение включать изученные во время занятий упражнения в собственную двигательную интерпретацию и придумывать новые движения. Так, после коллективного выполнения группы партерных упражнений направленных на развитие эластичности мышц голеностопного сустава и выработки правильной формы подъема, детям предлагается придумать небольшой танец для “носочков” и “пяточек” или давалось игровое задание.

Эффективность применения игровых упражнений при проведении партерных комплексов усилится путем правильного подбора музыкального материала. Проанализировав музыкальную литературу для дошкольников, можно подобрать музыкальные произведения, которые соответствуют основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень; доступность, разножанровость, четкость, ритмичность, оптимальная временная протяженность, насыщенность яркими образами, соответствие сюжетной линии.

Применение игровых методов и приемов при проведении партерных комплексов на уроках хореографии позволяет значительно повысить заинтересованность детей смыслом упражнений, способствует более эффективному развитию силы и эластичности различных групп мышц, проявлению творческой инициативы дошкольников, обогащению их эмоционального опыта.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Диагностика уровня развития физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях ритмики

 

В общей системе образования развитие и повышение уровня физических качеств занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Нами был предложен ряд тестовых упражнений, которые позволяют выявить уровень развития важных для занятий хореографией физических качеств:

- гибкость;

- сила;

- координация.

Для определения уровня развития гибкости использовались следующие тесты:

Тест №1

Определение подвижности голеностопного сустава:

Сесть на стул. Вытянуть вперед ногу и потянуть стопу на себя.

Нога должна быть прямой в коленном суставе, без прогиба вверх или вниз.

Этот же тест можно выполнить и стоя.

Тест №2

Подвижность позвоночника:

Тест проводится в положении стоя. Достать пол пальцами рук, не сгибая при этом ноги в коленях.

Если это удалось, то гибкость позвоночника можно считать физиологически нормальной. Верхний предел нормальной гибкости – возможность положить на пол ладони. Если удается наклониться еще ниже – суставы позвоночника гипермобильны, то есть слишком подвижны. Это значит, что их легче травмировать.

Данные тесты показали, насколько была развита гибкость у детей дошкольного возраста до занятий партерной гимнастикой и насколько изменились показатели после занятий дошкольниками партерной гимнастикой на занятиях по ритмике. (Приложение 1)

Для определения уровня координации так же были проведены следующие тесты:

Тест №1

Закройте глаза, в положении стоя раздвиньте сначала носки, затем пятки, потом сдвиньте носки и пятки.

Тест №2

Сидя на стуле, поднимите правую ногу и вращайте ею по часовой стрелке. Одновременно с этим нарисуйте правой рукой в воздухе букву "б", начиная с конца.

Тест№3

Положите руку на живот и гладьте его по часовой стрелке. В то же время правой рукой постукивайте себя по голове.

 

Для определения уровня развития силы был предложен тест:

Тест №1

Лежа на спине, вытянув руки вдоль туловища, поднять ноги, не сгибая в коленях, до прямого угла, а затем опустить их. Если выполнили примерно 30 раз, то развитие силы на высоком уровне.

В ходе исследования было решено протестировать также такое физическое качество, как выносливость.

Для определения уровня выносливости нами было проведено исследование и мы пришли к выводу, что для развития выносливости большое значение в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости. Предлагая детям «бег до отказа», видно, как прекращает бег один ребенок, не достигший возможной для себя длительности работы, и как старается другой, часто, на первый взгляд, имеющий меньше сил и ниже уровень выносливости. Оказывается, что на более длительный бег способны девочки, не обладающие большой физической силой, быстротой и, наоборот, сильные и решительные мальчики не могут (вернее, не хотят) выполнить движение с полной отдачей.

Тест №1

Определение уровня развития выносливости.

Прыжки через скакалку:

Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Педагог считает количество прыжков. Делается две попытки, засчитывается лучший результат. Важно правильно подобрать скакалку для каждого ребенка. Если скакалка выбрана правильно, если ребенок встает обеими ногами на середину скакалки и натягивает ее, концы скакалки достают до подмышек.

Тестирования проходили в хореографическом зале, среди обучающихся дошкольного возраста. При проведении тестирований использовались различные вспомогательные оборудования, например, такие как: скакалка, стул, кубики. Тесты основывались на развитие основных физических качеств детей.

При первом тестировании было замечено, что у детей наблюдается средний уровень развития основных физических качеств, исходя из нормативов характерных для данной возрастной группы. На основании полученных данных, был составлен комплекс упражнений для развития этих физических качеств. (Приложение 2)

 

2.2.Составление и апробирование на занятиях по ритмике комплексов упражнений партерной гимнастики для детей дошкольного возраста

Упражнения на полу или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами достичь сразу 3-х целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к выполнению хореографических постановок, требующих физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.

Исходя из вышесказанного, были подобраны и составлены комплексы упражнений, которые включены в конспекты занятий по ритмике. (Приложение 3). Для развития силы и выносливости с детьми также на каждом занятии проводились упражнения:

· сгибание и разгибание рук в упоре (стоя, лежа);

· приседания на одной, двух ногах;

· наклоны назад с поворотом туловища вправо и влево сидя, ноги за­креплены, руки за голову (или вдоль туловища).

· лежа на спине, поднимание прямых ног перпендикулярно туловищу;

· упор сидя, поднимание и опускание одной или двух прямых ног, по­переменные движения ногами вверх—вниз («ножницы»).

· сгибание и разгибание рук, круги руками внутрь и наружу, подскоки (на месте и с продвижением).

Занятия проводились на базе МАОУ ДОД Центра творческого развития и гуманитарного образования «Этнос». Группа детей состояла из 13 человек, из них три мальчика и десять девочек. Для занятий с дошкольниками был предоставлен хореографический зал. Просторный зал оборудован зеркалами и станками, присутствуют дополнительное оборудование, такое как, музыкальный центр и гимнастические коврики. Так же, проводилась регулярно влажная уборка и проветривание зала перед занятиями. Занятия с детьми проводились три раза в неделю с включением в занятие повторения пройденного материала. При повторении нагрузка постепенно возрастала для укрепления мышц у детей, но при этом соблюдались нормы нагрузки, во избежание переутомления и перенапряжения дошкольников.

В ходе занятий проводилось педагогическое наблюдение за эмоциональным и физическим состоянием детей. После первого проведённого занятия, воспитанники были полны положительных впечатлений, ярких эмоций. Поделившись своими радостными эмоциями с родителями, ребята не хотели уходить из учреждения, они хотели продолжать заниматься. Но так, как занятия выдержаны по временным рамкам, детям было объяснено, что мы обязательно встретимся на следующем занятии.

На протяжении всех занятий дети были позитивно настроены, вели себя активно, не уклонялись от выполнения упражнений.

 

2.3. Анализ проведенного исследования и составление рекомендаций по развитию физических качеств

 

После применения комплексов упражнений было проведено повторное тестирование физических качеств, которое выявило положительную динамику. Дошкольники стали более подвижны, физически развиты, наблюдается развитие гибкости у детей в положительную сторону, при <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: