по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция




Билеты

Государственного экзамена

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

по дисциплине:

«Теория государства и права»

 

 

№ билета Задания
1 билет
  1. Предмет и методы теории государства и права.
  2. Классифицируйте права человека и гражданина по следующим критериям: по субъектам; по содержанию; по времени развития; по способу реализации.
  3. Дайте грамматическое толкование п.2 ст.612 ГК РФ: «Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду».
 
2 билет
  1. Теория государства и права в системе юридических наук. Функции теории государства и права.
  2. На основе анализа Конституции Российской Федерации определите, к какой разновидности (разновидностям) федерации относится Российская Федерация. Дайте обоснование.
3.Определите вид юридических фактов. В результате возгорания, произошедшего от удара молнии, сгорел дом гражданина Сергеева. Дом был застрахован. Возникло правоотношение между собственником и страховой компанией. Граждане Максимов и Улиткин заключили между собой договор аренды, по которому Максимов обязался передать в аренду Улиткину однокомнатную квартиру в городе Санкт-Петербурге за определенную арендную плату. Пояснения аргументируйте.  
3 билет
  1. Происхождение и ранние формы государства.
  2. Охарактеризуйте правосубъектность гражданина РФ, обладающего активным и пассивным избирательным правом.
  3. Дайте толкование ст. 15 Конституции РФ. Раскройте критерии взаимодействия национального права РФ с международным правом. Аргументируйте ответ, ссылаясь на позиции Конституционного Суда РФ.
4 билет
  1. Понятие и признаки государства.
  2. В чем проявляются гарантии законности в современном демократическом государстве? Покажите их, опираясь на текст Конституции РФ.
  3. Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдёт, так как он опытный водитель. Однако с управлением справиться он не смог, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, он уехал с места преступления, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.
Определите элементы состава преступления, квалифицирующие его признаки.  
5 билет
  1. Законодательная власть и законодательные органы государства.
  2. Какова роль правосознания в правотворчестве и реализации права? Дайте пояснения, опираясь на понимание структуры правосознания.
  3. Новиков П. В. заключил в Жогиным Л. В. договор пожизненного содержания с иждивением, согласно которому последний обязывался содержать и ухаживать за Новиковым П. В., за что после его смерти Жогину Л. В. переходили в собственность приватизированная квартира и имущество Новикова П. В.
Изучите ст.583 ГК РФ и назовите вид правоотношения, возникшего между сторонами. Укажите его структуру, выделите особенности, характеризующие каждый элемент.
6 билет
  1. Местное самоуправление и государство.
  2. В чем сущность применения права по аналогии? Дайте пояснения, опираясь на ст. 6 ГК РФ.
  3. В статье 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Определите, какой способ правового регулирования использован при установлении этих свобод? Ответ аргументируйте.
7 билет
  1. Разделение властей в правовом государстве.
  2. Дайте сравнительную характеристику техническим и социальным нормам.
  3. Охарактеризуйте понятие «система законодательства» на примере ст.ст. 1.1-1.3. КОАП РФ и ст.ст. 3,7 ГК РФ.
8 билет
  1. Государственная исполнительная власть: структура и функции.
  2. Раскройте сущность основных концепций правопонимания: теорию естественного права и позитивистскую теорию права, используя метод сравнения.
  3. Используя ст. 85 и ст. 111 Конституции РФ определите методы правового регулирования. Дайте пояснения.
9 билет
  1. Судебная власть: структура и функции.
  2. Дайте характеристику способам изложения норм права в статьях нормативно - правовых актов, используя нормативный материал ГК РФ и УК РФ.
  3. Определите форму реализации права.
Молодой человек призывного возраста, не имеющий права на отсрочку, служит в армии. _______________________ Девушка переходит улицу на красный свет светофора. ______________________ Граждане являются в суд по повестке в качестве свидетелей. _______________________ Суд выносит оправдательный приговор. ______________________ Студенты получают знания в колледже «Александровский лицей». _______________________ Пояснения аргументируйте
10 билет
  1. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы.
  2. Какие плановые документы в области законодательной деятельности разрабатывает Государственная Дума РФ? Дайте им характеристику.
  3. Осуществите логическое и специально-юридическое толкование ст.ст. 17, 18 и ч. 1 ст. 21 ГК РФ. Дайте пояснения.
11 билет
  1. Формы государства: понятие и виды.
  2. Г. В.Ф.Гегель отмечал, что «возникновение коллизий при применении законов... совершенно необходимо, ибо в противном случае ведение дела приняло бы механический характер. Если некоторые юристы пришли к мысли, что покончить с коллизиями можно, предоставив многое усмотрению судей, то такой вывод значительно хуже, так как решение, принятое только судом, было бы произволом». Нет ли в этом высказывании противоречия? Дайте пояснения.
  3. На основе анализа статей 1.4-1.7 КОАП РФ и статей 3-7 УК РФ определите отраслевые принципы права. Дайте пояснения.
12 билет
  1. Правовое регулирование экономических отношений. Государство и рынок.
  2. Ю.А. Тихомиров выделяет среди базовых принципов коллизионного права: принцип добровольного признания предпочтительного выбора норм в аспекте сравнительного правоведения. В чем смысл этого принципа?
  3. Осуществите логическое и специально-юридическое толкование п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Дайте пояснения.
13 билет
  1. Монархия как форма правления: история и современность.
  2. Один из отзывов на проект Уложения о наказаниях уголовных 1885 г. содержал следующее умозаключение: «Ближайшее знакомство с проектом убеждает в том, что предлагаемое проектом упрощение законодательства, путем сокращения до минимума числа определений о похищении имущества, достигается за счет полноты, ясности и определенности закона. Для будущей судебной практики проект открывает перспективу целого ряда затруднений, так как текст закона слишком краток для того, чтобы ответить на все запросы права и действия жизни». К каким предложениям по совершенствованию законопроекта побуждает это мнение? Справедливо ли оно?
  3. На примере ст. 24.1-24.3 КОАП РФ раскройте содержание принципов правового института (отрасли права). Дайте пояснения.
14 билет
  1. Республиканская форма правления.
  2. Каково сочетание терминов «юридическая техника» и «законодательная техника»? Раскройте позиции отечественных научных школ в отношении определений «юридическая техника» и «законодательная техника» путем их сравнения.
  3. Определите вид юридического факта на основании ст. 29 ГК РФ. Дайте пояснения.
15 билет
  1. Форма государственного устройства. Унитарное государство.
 
  1. Какова система регламентации требований, правил, методов, средств и приемов юридической техники в российском законодательстве? Покажите ее.
  2. Используя текст Конституции Российской Федерации, докажите или опровергнете утверждение о том, что Россия – это правовое государство.
16 билет
  1. Россия как федеративное государство. Основные черты и особенности.
  2. В чем заключался смысл системы толкования права римскими юристами? Почему респонсы римских юристов (responsa prudentium - ответы, разъяснения юристов) стали стержнем развития римского права?
  3. Определите, к каким видам правовых норм относятся нормы ГК РФ: «Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права» (п. 1 ст. 9). «В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса» (п. 2 ст. 13). «Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает» (п. 1 ст. 20).
17 билет
  1. Функции современного государства.
  2. Что такое конституционная законность? Покажите ее смысл, опираясь на текст Конституции РФ.
  3. Заполните таблицу «Предмет и метод отраслей российского права».
 
Название отрасли права Предмет правового регулирования Метод правового регулирования
Конституционное право    
Финансовое право    
Гражданское право    
Семейное право    
Трудовое право    
Административное право    
Уголовное право    
Гражданско-процессуальное право    
Уголовно-процессуальное право    

 

18 билет
  1. Государство в политической системе общества.
  2. Дайте сравнительную характеристику нормативным и ненормативным регуляторам общественных отношений.
  3. Используя текст Конституции Российской Федерации, определите к какому из исторических типов государства, выделяемых при формационном подходе, можно отнести современное Российское государство. Обоснуйте ответ.
 
19 билет
  1. Государственный аппарат: структура и функции.
  2. Какова роль правосознания в правотворчестве и реализации права? Дайте пояснения, опираясь на понимание структуры правосознания.
  3. В п.1 ст.89 УК РФ сказано: «При назначении наказания несовершеннолетнему, кроме обстоятельств, предусмотренных статей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц». Определите способ изложения правовой нормы в статье. Дайте пояснения.
20 билет
  1. Государственные органы: понятие и виды.
  2. Итальянский юрист и публицист Ч. Беккариа писал: "Власть толковать уголовные законы не может принадлежать судьям по одному тому, что они не законодатели. Нет ничего опаснее общепринятой аксиомы, что следует руководствоваться духом закона. У каждого человека своя точка зрения, у каждого в разное время она различна. Дух закона зависел бы, следовательно, от хорошей или дурной логики судьи, от хорошего или дурного его пищеварения, он зависел бы от силы его страстей, от его слабостей, от его отношения к потерпевшему и от всех малейших причин, изменяющих в непостоянном уме человека образ каждого предмета". Станьте на позицию автора и обоснуйте ее.
  3. В п.1 ст.671 ГК РФ сказано: «По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем».
Определите вид диспозиции данной правовой нормы. Дайте ей характеристику. Покажите связь с гипотезой.
21 билет
  1. Политический режим: понятие и виды.
  2. Профессор П.Е. Недбайло отмечал, что это толкование «правомерно в качестве одного из способов юридического толкования лишь тогда, когда будет установлено, что данная цель действительно отразилась на смысле толкуемой нормы и что эта норма действительно является юридическим средством для достижения данной цели... При выяснении содержания нормы по ее цели необходимо установить ту цель, которая придана ей законодателем и содержится в соответствующих его актах». О каком способе толкования идет речь? Дайте ему характеристику.
  3. Определите структурные части правовых норм.
    • Ст. 161 УК РФ: Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
    • Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».Дайте им характеристику.
22 билет
  1. Государство и политические партии.
  2. Кто обладает правом запроса в Конституционный Суд Российской Федерации по поводу толкования Конституции Российской Федерации? Дайте характеристику статье 125 Конституции Российской Федерации.
  3. Заполните таблицу «Соотношение норм морали, права, корпоративных норм». Продемонстрируйте навыки определения оснований для сравнения.
Вопросы для сравнения Право Нормы морали Корпоративные нормы
Способ установления      
Форма закрепления      
Способ защиты      
Сфера действия      

 

23 билет
  1. Государство и церковь. Светские и теократические государства.
  2. Дайте характеристику способам изложения норм права в статьях нормативно- правовых актов, используя нормативный материал ГК РФ и УК РФ.
  3. Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались.
Определите, будет ли такое поведение проступком или преступлением. Укажите, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого рода.  
24 билет
  1. Государство и личность. Гражданство как правовой институт.
  2. Существует мнение, что «особенность кодификации "по-российски" заключается в исторически сложившейся традиции конструирования такой модели кодификации, когда в ткань правовой материи вплетаются нормативные обобщения, правовые принципы регулирования, которые кладутся затем в основу построения того или иного блока законодательства. Кодификация дает прочный каркас, на котором держится вся правовая материя той или иной отрасли либо массива законодательства». Есть ли иные взгляды на проблему кодификации, какие они?
  3. На примере Российской Федерации дайте характеристику принципам организации и деятельности государственного аппарата. Руководствуясь Конституцией РФ, составьте схему взаимодействия ветвей государственной власти. Входит ли местное самоуправление в состав государственного аппарата?
 
25 билет
  1. Право в системе социальных норм. Технико-юридические нормы.
 
  1. На основе анализа Конституции Российской Федерации определите, к какой разновидности (разновидностям) федерации относится Российская Федерация. Дайте обоснование.
  2. Римские юристы утверждали: «Действие не делает невиновными, если не виновен разум». О каком признаке правонарушения идет речь в этом высказывании? Раскройте этот признак.
26 билет
  1. Понятие и признаки права.
  2. Путем общего анализа Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016) определите его важнейшие свойства и черты, отличающие от простого закона.
  3. Проведите анализ следующих подходов к пониманию права:
  • Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».
  • Карл Маркс: «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса».
  • Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что «право заключает в себе общую волю».
Как вы понимаете смысл этих суждений? Какие сходные черты права, и какие отличия вы видите?
27 билет
  1. Правовое государство: теория и практика.
  2. Общий план М.М.Сперанского по преобразованию общественно-политического строя России назывался «Введение к Уложению государственных законов». В этом документе он сформулировал идеологии модернизации права и законодательства. В чем смысл этой идеологии?
  3. Покажите взаимодействие правовой идеологии и правовой психологии в следующей ситуации: «Гражданин Российской Федерации обратился в суд за защитой нарушенного права потребителя в соответствии Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей».
28 билет
  1. Происхождение и ранние формы права.
  2. Решение Конституционного Суда РФ (КС) от 2 июля 2014 г. вызвало разногласие. КС признал, что норма Уголовно-процессуального кодекса (УПК), не позволявшая вернуть дело в прокуратуру по основаниям, "предполагающим возможность ухудшения положения подсудимого", не соответствует Конституции РФ. Один из судей выразил не согласие с постановлением КС, разрешившим "поворот к худшему" для защиты прав потерпевших. Судья КС в отставке Анатолий Кононов считает, что это решение перечеркивает прежнюю либеральную позицию его первого состава КС. О каком принципе правосудия возник спор? Дайте пояснения.
  3. На основе анализа статей 1.4-1.7 КОАП РФ и статей 3-7 УК РФ определите в отраслевые принципы права. Дайте пояснения.
29 билет
  1. Источники (формы) права.
  2. Сравните «восточный» и «западный» пути возникновения государства и права, выделите общие черты происхождения государства и права.
  3. Покажите реализацию принципов юридической ответственности, руководствуясь следующими статьями Конституции РФ (ст. 55, ч. 1 ст. 50, ч. 11 ст. 50, ст. 49).
30 билет
  1. Закон как источник права. Верховенство законов в правовом государстве.
  2. Соотнесите понятия правовое государства и гражданское общество. Обоснуйте взаимосвязи и исключительные свойства.
  3. Охарактеризуйте понятие «система законодательства» на примере ст.ст. 1.1-1.3. КОАП РФ и ст.ст. 3,7 ГК РФ.
 
31 билет
  1. Норма права: понятие, структура и виды.
  2. Каковы изменения произошли в структуре Верховного Суда РФ в результате модернизации судебной системы в 2013 – 2014 г.г.? Проведите сравнение со структурой 1996 г.
  3. Как соотносятся понятия «система права» и «правовая система»? Сравните их. Определите основания для сравнения.
 
32 билет
  1. Понятие и виды правоотношений.
  2. В чем сущность глобальных функций? Обоснуйте их природу и проблемы реализации на примере анализа мировых кризисов.
  3. На основе анализа текста проекта закона и сопровождающих его документов, ответьте на следующие вопросы:
1) Правильно ли оформлены реквизиты в законопроекте? 2) Дайте характеристику структуры законопроекта. Правильно ли структурирован текст законопроекта? 3) Дайте оценку порядка вступления в силу законопроекта (отдельных его положений).  
33 билет
  1. Система права. Отрасль права и институт права.
  2. Чем было вызвано появление третейских судов в РФ? Каково их место системе отправления правосудия? Обоснуйте свои аргументы, опираясь на Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" (2002).
  3. В п.2 ст.126 УК РФ указано, что похищение человека наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет. О какой функции государства идёт речь, и какими методами осуществляется эта функция?
34 билет
  1. Система прав и свобод человека и гражданина. Международная защита прав человека.
  2. Считается, что необходимость кодификации законодательства вызывается изменением общественных отношений в стране. Можно ли считать такое утверждение исчерпывающим? Какие основания могут служить для обоснования кодификации
  3. Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях:
В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора. Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа. В 1719 году Берг - привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей. Обоснуйте свой ответ.
35 билет
  1. Правовые системы современности. Европейское и общее право.
  2. Дайте характеристику понятию "субординации" кодексов, используя знания системы законодательства и механизма законотворчества в РФ.
  3. На основе анализа глав 4–8 Конституции РФ представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?
36 билет
  1. Правотворческий процесс в Российской Федерации.
  2. Какова классовая и общесоциальная направленность функций государства? Обоснуйте ответ путем анализа позиций известных школ правоведения.
  3. Раскройте содержание народного суверенитета, используя Конституцию РФ.
37 билет
  1. Законодательный процесс. Законодательная инициатива.
  2. Каковы признаки и функции главы государства в парламентарных монархиях и республиках? Сравните их, исследуя конституционный опыт ФРГ и Великобритании.
  3. Покажите работу элементов механизма правового регулирования на следующем примере: «Гражданин М. подал документы в вуз, прошел по конкурсу и был зачислен в студенты 1-ого курса на основании приказа ректора вуза».
38 билет
  1. Действие нормативных правовых актов во времени в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.
  2. В чем сущность цивилизационного подхода к типологии государств? Какие аргументы проложил Арнольд Тойнби в основу этой типологии?
  3. Французский ученый Ш. Л. Монтескье (1689—1755 гг.) в знаменитой работе «О духе законов» (1748 г.) представил некоторые принципы изложения законов. Что это за принципы и почему они так актуальны сегодня? Дайте необходимые пояснения.
39 билет
  1. Систематизация законодательства и ее виды. Кодификация права.
  2. В чем проявляется социальное назначение государства? Дайте пояснения, опираясь на Конституцию РФ.
  3. Соотнесите категории «законность» и «правопорядок», начертите схему их соотношения. Целесообразно ли выделять такие виды гарантий законности как «общие условия» и «специальные юридические средства»? Покажите на примерах реализацию юридических гарантий законности.
40 билет
  1. Субъект права. Правоспособность, дееспособность.
  2. Путем анализа ст.1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" определите признаки юридических символов.
  3. В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нем. С помощью аппарата множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определенной тематике.
Какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае?
41 билет
  1. Реализация права. Понятие и формы.
  2. Раскройте сущность основных концепций правопонимания: теорию естественного права и позитивистскую теорию права, используя метод сравнения.
  3. Используя текст Конституции Российской Федерации, докажите или опровергнете утверждение о том, что Россия – это правовое государство.
42 билет
  1. Система законодательства: современный российский опыт.
  2. В чем проявляются гарантии законности в современном демократическом государстве? Покажите их, опираясь на текст Конституции РФ.
  3. Выполните задание: с учетом основ юридической техники, требований, предъявляемых к оформлению, реквизитам, языку документа, в т.ч. терминологии и стилю, составьте юридический документ - претензию гражданина к управляющей компании в связи с неверно произведенным расчетом платы за содержание и ремонт жилого помещения, и коммунальные услуги.
43 билет
  1. Применение права: понятие и стадии. Акты применения норм права.
  2. Классифицируйте права человека и гражданина по следующим критериям: по субъектам; по содержанию; по времени развития; по способу реализации.
  3. Рассмотрите три позиции на соотношение терминов «аппарат» и «механизм» государства: «аппарат и механизм государства - идентичные понятия»; «аппарат – составная часть механизма государства»; «аппарат государства формирует для реализации своих функций механизм государства». Соотнесите понятия «орган государства» и «орган государственной власти».
44 билет
  1. Толкование права. Понятие, способы и виды.
  2. Каковы признаки и функции главы государства в парламентарных монархиях и республиках? Сравните их, исследуя конституционный опыт ФРГ и Великобритании.
  3. Выполните задание: составьте заявление - претензию от имени покупателя (потребителя) продавцу некачественного товара в двух вариантах: на разговорном языке в неофициальном стиле и языке с использованием юридической терминологии в официальном стиле.
45 билет
  1. Юридические факты и их классификация. Юридические презумпции и фикции.
  2. В чем проявляется связь и взаимодействие права и государства? Покажите ее, опираясь на позиции различных научных школ.
  3. Рецепция представляет собой один из способов имплементации норм международного права. В чем заключается смысл рецепции и необходимость?
46 билет
  1. Правонарушения: понятие, признаки, виды.
  2. Что такое конституционная законность? Покажите ее смысл, опираясь на текст Конституции РФ.
  3. Чем объясняется в прошлом господство теологического подхода к трактовке происхождения государства? Какую важную идеологическую функцию играла эта концепция? Правомерно ли однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера?
47 билет
  1. Функции и принципы права.
  2. В 529-533гг. по поручению византийского императора Юстиниана в целях упорядочения сентенций юристов были составлены Дигесты на основе использования книг 39 юристов. Дигесты состояли из 50 книг. Они были утверждены Конституцией императора, и им придана обязательная сила. Конституция об утверждении Дигест запретила какое-либо толкование права. Почему установился новый порядок интерпретации права? Что принципиальное включал этот порядок?
  3. Определите структурные части правовых норм закрепленных в статьях Гражданского кодекса РФ 139, 149, 151, 152, укажите их виды. Дайте пояснения, опираясь на мнение одной из научных школ правоведения.
48 билет
  1. Правомерное поведение: понятие, стимулы и ограничения.
  2. Считается, что необходимость кодификации законодательства вызывается изменением общественных отношений в стране. Можно ли считать такое утверждение исчерпывающим? Какие основания могут служить для обоснования кодификации?
  3. Определите структурные части правовых норм.
 
    • Ст. 161 УК РФ: «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».
    • Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Дайте им характеристику.  
49 билет
  1. Юридический состав правонарушения.
  2. В чем проявляется социальное назначение государства? Дайте пояснения, опираясь на Конституцию РФ.
  3. Проведите сравнительный анализ терминов «классификация» и «типология» государства. Дайте свое определение вышеуказанным категориям. Составьте сравнительную таблицу типов государства и права формационной типологии. В чем на Ваш взгляд заключаются недостатки рассмотренной Вами типологии?
50 билет
  1. Юридическая ответственность: понятие и виды.
  2. Дайте характеристику понятию "субординации" кодексов, используя знания системы законодательства и механизма законотворчества в РФ.
  3. На основе анализа действующей Конституции РФ дать юридическую характеристику российской модели разделения властей.
51 билет
  1. Законность и правопорядок. Конституционная законность.
  2. Юридические коллизии, в какой-то мере, являются неизбежными и естественными. Так, по мнению Ю.А. Тихомирова, было бы упрощением оценивать их только как сугубо негативные явления. «Коллизии нередко несут в себе и положительный заряд, ибо служат свидетельством нормального процесса развития, или же выражают законное притязание на новое правовое состояние». Поясните позицию ученого.
  3. Способы конструирования законов (и иных нормативно-правовых актов) - это совокупность приемов, с помощью которых вырабатывается их текст. Наиболее распространенный способ характеризуется применением силы абстракции к правовой материи. Покажите это путем анализа п. 1 ст. 158 УК РФ. Покажите владение навыками анализа и понимания документа и юридической практики. Дайте необходимые пояснения.
52 билет
  1. Правовая культура: понятие и структура.
  2. Дайте сравнительную характеристику нормативным и ненормативным регуляторам общественных отношений.
  3. Что такое презумпции и фикции в праве? Дайте пояснения презумпции отцовства в браке. Опираясь на ст. 45 ГК РФ покажите значение фикции в механизме правового регулирования.
53 билет
  1. Понятие, структура и виды правосознания.
  2. Дайте сравнительную характеристику техническим и социальным нормам.
  3. Определите, к каким видам правовых норм относятся нормы ГК РФ: «Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права» (п. 1 ст. 9). «В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению
либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса» (п. 2 ст. 13). «Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает» (п. 1 ст. 20).
54 билет
  1. Правовое государство и гражданское общество.
  2. В чем сущность применения права по аналогии? Дайте пояснения, опираясь на ст. 6 ГК РФ.
  3. Дайте определение предмета ТГП и раскройте фундаментальный статус этой науки в системе юридических наук. Как вы понимаете дефиницию: «Юриспруденция наука практическая, но нет ничего практичнее хорошей теории»?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: