Перечень вопросов на итоговый экзамен по дисциплине




«Теория государства и права»

1. Соотношение убеждения и принуждения в праве

2. Функции права: понятие и классификация

3. Типы права: различные подходы

4. Правовая система общества: понятие и структура

5. Романо-германская правовая семья

6. Англосаксонская правовая семья

7. Семья религиозного права

8. Семья традиционного права

9. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

10. Понятие прав человека и гражданина

11. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

12. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь

13. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

14. Право и обычаи

15. Понятие и признаки нормы права

16. Структура нормы права

17. Понятие и виды форм (источников) права

18. Понятие и виды нормативных актов

19. Понятие, признаки и виды законов

20. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

21. Действие нормативных актов во времени, в пространствеи по кругу лиц

22. Понятие и принципы правотворчества

23. Виды правотворчества

24. Понятие и стадии законотворчества

25. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

26. Юридическая техника

27. Понятие и структурные элементы системы права

28. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права

29. Институт права: понятие и виды

30. Частное и публичное право

31. Юридический процесс: понятие и виды

32. Соотношение системы права и системы законодательства

33. Правовые отношения: понятие и признаки

34. Виды правовых отношений

35. Предпосылки возникновения правоотношений

36. Взаимосвязь норм праваи правоотношений

37. Понятие и виды субъектов правоотношений

38. Правоспособность и дееспособность субъектов права.Правосубъектность.

39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура

40. Объекты правоотношений: понятие и виды

41. Понятие и классификация юридических фактов

42. Реализация права: понятие и формы

43. Стадии процесса применения норм права

44. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

45. Юридические коллизии и способы их разрешения

46. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

47. Способы и объем толкования правовых норм

48. Акты толкования права: понятие, особенности, виды

49. Правомерное поведение: понятие и виды

50. Понятие, признаки и виды правонарушений

51. Юридический состав правонарушения

52. Понятие, признаки и основания юридической ответственности

53. Виды юридической ответственности

54. Юридическая ответственность и другие виды государственного принуждения

55. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность

56. Правовые цели: понятие, признаки, виды

57. Правовые средства: понятие, признаки, виды

58. Средства-установления в праве: понятие и признаки

59. Средства-деяния в праве: понятие и признаки

60. Принципы взаимодействия правовых средств


1.Соотношение убеждения и принуждения в праве.

Убеждение и принуждение — универсальные методы социального управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.

Убеждать — значит склонять субъектов к определенной дея­тельности, соответствующей их воле, без силового давления, рас­ширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в право­вой сфере через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство и общество, прежде всего, должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании как основные, главные. Убеж­дение основывается на заинтересованности, доказательствах закон­ности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

К важным формам убеждения относятся правовоспитательная ра­бота, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Принуждать — значит склонять людей к определенной деятель­ности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществлять­ся в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д. Особенности принуж­дения:

1) представляет собой более жесткий метод воздействия права на субъектов;

2) является второстепенным, применяемым после убеждения ме­тодом;

3) осуществляется в особой процессуальной форме, установлен­ной в праве;

4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и пере­воспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Главная задача законодателя — установить оптимальное сочета­ние мер принуждения и убеждения в праве.

Во многом убеждение и принуждение воплощаются в праве в двух соответствующих методах — диспозитивном и императивном

 

2.Функции права: понятие и классификация

Функции права — это основные направления правового воздейст­вия, выражающие роль права в упорядочении общественных отноше­ний.

С помощью понятия функции права можно познать предназначе­ние права в обществе, его динамику, действие.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких). Если следовать ши­рокому смыслу функций права, то среди них можно выделить, напри­мер, такие, как экономическая (право упорядочивает производствен­ные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политичес­кая (регламентирует политические отношения, регулирует деятель­ность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педа­гогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает спо­собом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятив­ную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творчес­кий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать разви­тию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ог­раничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функ­ции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают дейст­вовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные поме­хи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

 

3.Типы права:различные подходы

Типология права — это его специфическая классификация, произ­водимая в основном с позиции следующих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) явля­ется, по мнению представителей данного подхода, решающим факто­ром общественного развития, который детерминирует и соответст­вующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависи­мости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

Достоинство:

— продуктивна сама идея делить право на основе социально-эко­номических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество.

Слабая сторона:

— формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с назван­ными критериями выделяют такие типы права:

1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей право­вой идеологии отдельного государства);

2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделен­ная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования). Различают следующие правовые семьи: об­щего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индус­ская и др.

Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право.

Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.

 

4.Правовая система общества: понятие и структура

Правовая система общества — это конкретно-историческая сово­купность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные эле­менты:

1) право (законодательство);

2) юридическая практика;

3) господствующая правовая идеология.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, фор­мально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспе­чиваемых государством, то под правовой системой — явление, отра­жающее собой всю правовую организацию общества, целостную пра­вовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на по­ведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связую­щее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей право­вой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

 

5.Романо-германская правовая семья

Прежде чем давать общую характеристику романо-германской правовой семье, необходимо определить понятие «правовая семья».

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швей­царии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славян­ские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выде­лить следующие:

— единая иерархически построенная система источников писано­го права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

— главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприме­нитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правопримени­тельных актах;

— имеются писаные "конституции, обладающие высшей юридичес­кой силой;

— высокий уровень нормативных обобщений достигается при по­мощи кодифицированных нормативных актов;

— важное значение имеют подзаконные нормативные акты (рег­ламенты, инструкции, циркуляры и др.);

— право делится на публичное и частное, а также на отрасли;

— правовой обычай и юридический прецедент выступают в каче­стве вспомогательных, дополнительных источников;

— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

— особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) по­строения данной правовой семьи.

 

6.Англосаксонская правовая семья

Прежде чем давать характеристику англосаксонской правовой семье (семье общего права), необходимо определить понятие «право­вая семья».

К англосаксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.. Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

— основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

— юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистичес­кий) характер;

— ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отво­дят судам, которые в этой связи занимают особое положение в систе­ме государственных органов;

— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

— главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право мате­риальное;

— отсутствуют кодифицированные отрасли права;

— отсутствует классическое деление права на частное и пуб­личное;

— статутное право (законодательство) и юридические обычаи вы­ступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

— юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматичес­кий, прикладной характер.

 

7.Семья религиозного права

Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного права, необходимо определить понятие «правовая семья».

К семье религиозного права относятся правовые системы таких му­сульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

— главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

— источниками права являются религиозно-нравственные нормы I и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и I распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах

Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;

— весьма тесное переплетение юридических положений с религиоз­ными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует единые правила поведения;

— особое место в системе источников права занимают труды уче­ных-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоис­точники и лежащие в основе конкретных решений;

— отсутствует деление права на частное и публичное;

— нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторич­ное значение;

— судебная практика в собственном смысле слова не является ис­точником права;

— во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской право­вых семьях).

 

8.Семья традиционного права

Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права, необходимо определить понятие «правовая семья».

К семье традиционного права относятся правовые системы Мада­гаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

— доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

— обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

— обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

— нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значе­ние, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

— судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

— судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанав­ливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

— юридическая доктрина не играет существенной роли в юриди­ческой жизни данных обществ;

— архаичность многих ее обычаев и традиций.

 

9.Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фиксирует по сути дела факти­ческий (социальный) статус лица, его реальное положение в общест­ве. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательст­вом совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномо­чий государственных органов и должностных лиц, с помощью кото­рых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре послед­него выделяют такие элементы:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

3) правосубъектность;

4) гражданство;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских катего­рий, как общее, особенное и отдельное.

Общий статус — это статус лица как гражданина государства, за­крепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граж­дан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения опреде­ленных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнес­менов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус определяется особенностями отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обя­занностей личности.

 

10.Понятие прав человека и гражданина

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «граж­данин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует с социальной стороны челове­ка, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответствен­ность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личнос­ти, например, признан судом недееспособным вследствие психическо­го заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует с юридической стороны че­ловека, который находится в устойчивой правовой связи с конкрет­ным государством.

Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведе­ния, направленная на удовлетворение интересов человека.

Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользо­ваться элементарными, наиболее важными благами и условиями без­опасного, свободного существования личности в обществе. В совре­менный период права человека понимаются как общесоциальное по­нятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

1) они возникают и развиваются на основе природной и социаль­ной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;

3) принадлежат индивиду от рождения;

4) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

5) являются непосредственно действующими;

6) признаются высшей социальной ценностью;

7) выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

8) представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возмож­ность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

9) их признание, соблюдение и защита являются обязанностью го­сударства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на до­стойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и граж­данина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра­вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существо­вать независимо от их государственного признания и законодательно­го закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.

 

11.Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мысли­телями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.

Красной нитью в гражданском обществе практически всеми уче­ными проводится идея человека. Гражданское общество можно опре­делить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с по­мощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и ин­ституты (собственность, труд, предпринимательство);

2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации;

7) семья;

8) церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражда­нина;

— самоуправляемость;

— конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

— свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

— всеобщая информированность и прежде всего реальное осу­ществление права человека на информацию;

— жизнедеятельность базируется на принципе координации (в от­личие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

 

— многоукладность экономики;

— легитимность и демократический характер власти;

— правовое государство;

— сильная социальная политика государства, обеспечивающая до­стойный уровень жизни людей, и др.

 

 

12.Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, ко­торые подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы — это правила наиболее рационального обра­щения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения опре­деленных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива,, государственные стандарты, технические условия. Особенности технических норм:

1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

2) «субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Социальные нормы — это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, кор­поративные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

3) предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общест­венные отношения;

4) «субъектный» состав связан только с людьми как представите­лями социальной сферы.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддержи­ваются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесо­образными, но и общеобязательными, влекущими за собой определен­ные юридические последствия. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вожде­ния и эксплуатации транспорта и т.п.

 

13.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведе­ние людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п: (Определение права было дано выше.)

( Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве сино­нимов. Этика же есть наука о морали (нравственности).

Единство между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсаль­ными, распространяющимися на все общество;

2) у них единый объект регулирования — общественные отно­шения;

3) исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью:

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практичес­ки все общественные отношения, то право — наиболее важные и толь­ко те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вво­дятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установленный срок);

5) по способу, обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права — мерами госу­дарственного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общест­венные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправед­ливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упоря­дочения общественных отношений. Их требования во многом совпа­дают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (сущест­вующие различия между правом и моралью) и субъективные (право

меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу опреде­ленных идеологических, конъюнктурных моментов).

 

14.Право и обычаи

Обычай — это исторически сложившееся правило поведения, во­шедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многооб­разны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.п. Обычаи — исторически первая группа социальных норм, воз­никшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общест­венный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Од­нако, выступая особой разновидностью социальных норм, обычаи имеют следующие связи с правовыми нормами:

1) древнейшее право возникало именно во многом из обычаев, ко­торые санкционировались государством, приобретая тем самым юри­дический характер. В качестве примера здесь можно назвать и законы XII таблиц, и Русскую Правду, и т.д. И сегодня в ряде стран отдель­ные обычаи в случае необходимости трансформируются в правовые нормы, т.е. приобретают форму правового обычая. Так, ст. 129 дейст­вующего Кодекса торгового мореплавания РФ от 31 марта 1999 г. ус­танавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к

погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии согла­шения — обычаями данного порта;

2) правовые нормы могут поддерживать социально ценные обы­чаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, сти­мулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев, приведе­нии к присяге соответствующих лиц и т.п.). Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать «плюсы» обычаев, их сильные стороны (такие, как устойчивость, мас­совость, повторяемость, известность, апробированность и пр.);

3) правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, т.е. предусматривается' уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;

4) правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обычаям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо соци­ально вредного характера (торжественная регистрация брака, празд­нование дня рождения и т.д.).

 

15.Понятие и признаки нормы права

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный эле­мент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойствен­ны Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относят:

3) общеобязательность (она представляет собой властное предпи­сание государства относительно возможного и должного поведения людей);

4) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

5) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);

6) предоставительно-обязывающий характер (она не только предо­ставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязан­ность без права);

7) микросистемность (она выступает в виде специфической мик­росистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

 

16.Структура нормы права

Отвечать на данный вопрос необходимо с определения понятия «норма права» и перечисления его основных признаков. Одним из < них является микросистемность.

Выступая клеточкой права, норма в то же время представляет собой такое образование, которое обладает специфическим внутрен­ним строением, своеобразной организацией.

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство не­обходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самосто­ятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Таких частей три:

1) гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определя­ются путем закрепления юридических фактов;

2) диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель по­ведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, воз­никающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последст­вия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как не­гативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивны­ми — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение слу­жебных обязанностей работником).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справед­ливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бес­сильна.

Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей — гипо­тезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же уче­ных-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, дис­позиции, санкции).

 

17.Понятие и виды форм (источников) права

Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источ­ник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под ис­точником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые уче­ния и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отно­шений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведе­ния, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в ре­зультате многократного применения, приводящее к правовым послед­ствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент — это судебное или административное ре­шение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);

нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (на­пример, Федеративный договор РФ 1992 г.).

 

18.Понятие и виды нормативных актов

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полно­мочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписа­ния общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически зна­чимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: