АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ




3.1. Понятие публичной службы

Во французском административном праве термин «публичная служба» (le service public, la fonction publique) используется в нескольких значениях. Под публичной службой в широком смысле понимают «осуществление профессиональной деятельности в интересах государства, территориального коллектива, публичного учреждения и любой администрации».[1] Публичная служба в узком смысле слова — это агенты государства, территориальных коллективов и публичных учреждений, имеющие статус государственных служащих. в этом значении термин «публичная служба» и будет использоваться в данном параграфе.

На службе государства или публичного коллектива во Франции находятся различные категории должностных лиц, объединяемых понятием «публичный агент» (l,agent public). В доктрине под публичным агентом понимают лицо, подчиненное нормам публичного права, осуществляющее свою профессиональную деятельность на службе публичного коллектива и назначенное актом публичной власти. В отличие от него агентом частного права признается лицо, деят5льность которого даже в том случае, если оно находится на службе публичного коллектива, регулируется нормами частного права.[2]

Современная публичная служба во Франции строится в соответствии с карьерной системой, или системой закрытой службы (le systeme de la carriere; la fonction publigue fermee).[3] Считается, что чиновник, зачисленный на одну из административных должностей, обязан всю свою жизнь посвятить государственной службе, а государство должно в свою очередь гарантировать ему продвижение («карьеру») в соответствии с его квалификацией и поведением. В этом случае положение чиновника отличается стабильностью.

3.2. Статус чиновника.

Французские авторы в работах по административному праву выделяют четыре основные категории публичных агентов, которые с различной степенью активности участвуют в функционировании служб публичной администрации:

1) чиновники;

2) стажеры;

3) вспомогательный персонал;

4) временные и договорные агенты.

Самую важную категорию публичных агентов составляют чиновники. До сих пор во французском праве отсутствует четкое определение понятия «чиновник» (fonctionaire), сформулированное на законодательном уровне. Термин «fonctionaire» в ряде случаев используется слишком вольно. так, в судебных решениях этим термином обычно обозначают всех граждан, облеченных какой-то долей публичной власти или обладающих публичным мандатом. В уголовном праве fonctionaire — это любое лицо, осуществляющее публичную функцию.

По французскому административному праву чиновником является лицо, назначенное на постоянную должность, которое включено в определенный штат и получило ранг в иерархии административных органов, служб или учреждений государства или территориальных коллективов.

Штат (корпус) объединяет чиновников, выполняющих примерно одинаковую работу (гражданские администраторы, инспекторы казначейства, учителя и т. д.) В системе центральной государственной службы Франции существует около тысячи штатов (корпусов). Войдя в штат, чиновник чаще всего остается в нем в течение всего срока службы. Перемещение служащего из одного штата (корпуса) в другой регулируется особыми правилами.

Французское чиновничество внутри штата (корпуса) в зависимости от важности и сложности работы разбито на четыре категории (класса): А, В, С и Д. На чиновников категории «А» возложены функции по выработке управленческих установок. Они обязаны обеспечить приведение административной деятельности в соответствие с общей политикой правительства, готовить правительственные законопроекты и решения, разрабатывать различные инструкции. Высшая категория «А» объединяет штаты чиновников, как правило, с магистерской степенью.

Категория «А» включает ряд неформальных объединений чиновников высшего эшелона — так называемые большие корпуса (grands corps), к которым обычно относят Финансовую инспекцию, Государственный совет, Счетную. палату, дипломатический корпус и корпус префектов. «Большие корпуса» — это специфически французский административно-политический институт. Попадая в них, служащие остаются их членами на протяжении всей своей карьеры, даже если переходят на работу в частный сектор. Система «больших корпусов» со всей очевидностью свидетельствует о наличии элементов кастовости в высших эшелонах французской публичной службы (категория «А»).

На служащих категории «В» возложена задача реализации управленческих установок, выработанных чиновниками высшей категории. В категорию «В» включены чиновники среднего звена, имеющие дипломы бакалавров (или равнозначные им). Они ведут текущую работу, а также исполняют некоторые специальные обязанности, требующие административных знаний и опыта.

Категории «С» и «Д» охватывают практических работников с более низким уровнем образования.

Как правило, карьера чиновника проходит внутри одной категории. Переход чиновника из одной категории в другую случается крайне редко. Внутри каждой категории устанавливается индексированная шкала, определяющая минимальный и максимальный размеры окладов входящих в нее чиновников.

Каждая категория включает несколько рангов, являющихся важнейшими звеньями карьерной классификации. Ранг позволяет чиновнику занимать должности, соответствующие данному рангу. Кроме того, ранг гарантирует стабильное положение чиновнику: так, например, в случае упразднения должности чиновник не может быть просто уволен; его ранг дает ему право на занятие другого поста.

Каждый ранг делится на ступени. Таким образом, обычная карьера чиновника состоит в повышении ступеней и рангов.

Каждому рангу соответствует ряд должностей. Должность — это конкретная рабочая позиция и соответствующая ей ставка в бюджетном расписании. Администрация назначает чиновника на должность, соответствующую его рангу.

3.3. Организационно-правовые основы публичной службы.

В основании системы источников права публичной службы лежат конституционные нормы: статьи 34 и 72 Конституции 1958 г., Декларация прав человека и гражданина, преамбула Конституции 1946 г.

Особое место в механизме нормативно-правового регулирования публичной службы занимают так называемые статуты (statut).

Французская доктрина административного права обычно связывает статус чиновника с занятием на государственной службе постоянной должности, включением в штаты, подчинением специальным нормативным актам, называемым статутами. [4]

Статутом регулируются правовое положение чиновников, их профессиональная деятельность, а также устанавливаются важнейшие принципы государственной службы.

Чиновник как важнейшая разновидность публичного агента — это прежде всего лицо, занимающее постоянную должность на государственной службе и включенное в штат.[5] Включение в штат (titularisation) осуществляется через издание акта, который, интегрируя публичного агента в административную иерархию, представляет ему в полной мере качество чиновника и позволяет получать все привилегии, установленные законодательством для данной категории служащих (жалованье, продвижение по службе, дисциплинарные гарантии, право на пенсию и др.).

Подчинение чиновников специальным актам означает, что между ними и государством не может быть никакой «договорной дискуссии». Иначе говоря, чиновник «не связан с администрацией договором; его права и обязанности определены общими нормами, которые применяются ко всем агентам его категории»[6] и содержатся в статутах.

Различают общий статут, статуты особые и специальные.

Общий статут (statut general) представляет собой совокупность правовых норм, которые применяются ко всем чиновникам. Положения общего статута содержатся в следующих четырех законах6

а) Закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях служащих;

б) Закон от 11 января 1984 г.. содержащий положения статута о центральной публичной службе;

в) Закон от 26 января 1984 г., содержащий положения статута о местной службе;

г) Закон от 9 января 1986 г., содержащий положения статута о медицинской публичной службе.

Общий статут, в который законодатель закрепляет основные принципы права публичной службы, во-первых, систематизирует важнейшие нормы, регулирующие правовой статус служащих, а во-вторых, отражает стремление защитить служащего от произвола. вместе с тем, в общем статуте не содержатся все законодательные положения по соответствующему вопросу; его дополняют некоторые другие законы (например, закон о пенсиях или о подготовке агентов территориальной публичной службы).

Различие видов деятельности, многообразие административных функций не позволяет одинаково применять нормы общего статута ко всем чиновникам. Необходимая «корректировка» общего статута применительно к отдельным конкретным ситуациям осуществляется через разработку особых статутов (statut particulier), которые уточняют способы применения общего статута ко всем служащим, составляющим конкретный штат (корпус) чиновников и выполняющим сходные задачи в одном или нескольких административных органах. Особый статут детализирует функции, исполняемые чиновниками данного штата, он уточняет условия и способы приема на службу (необходимый диплом, организация конкурсов и т. д.), закрепляет организацию и схему осуществления карьеры (чины и ранги, скорость продвижения), определяет порядок распределения служащих по различным видам положений (откомандирование, передача в распоряжение, внештатная работа).[7]

Особый статут дополняет общий статут и обеспечивает его исполнение. Особый статут принимается в форме акта регламентарной власти.

Некоторые государственные служащие (полицейские, авиадиспетчеры) подчинены специальным статутам (statut special), зафиксированным в законах.[8]

Значительную роль в правовом регулировании публичной службы во Франции играют Конституционный совет и органы административной юстиции.

Так, например, Конституционный совет в своем решении от 25 июля 1979 признал за принципом непрерывности службы конституционное значение. Он высказался также о том, что право на забастовку может регулироваться только законодателем.

Государственный совет участвует в выработке ряда важных норм публичной службы (по вопросам осуществления профсоюзных прав или права на забастовку). Он дает толкование статутов, уточняет их содержание и порядок их применения.

Организация и управление публичной службой во Франции выглядит следующим образом.

Президент республики обладает исключительным правом назначения на ряд установленных законом ключевых постов. По некоторым должностям он может делегировать свои полномочия премьер-министру.

Общее руководство публичной службой осуществляет премьер-министр. Он наблюдает за применением общего статута, подписывает нормативные акты о положении чиновников и т. д. На практике он делегирует соответствующие функции министру или государственному секретарю, который получает особые полномочия для осуществления общего управления публичной службой.[9]

Среди служб административного управления важнейшее место занимает созданная в 1945 г. Генеральная дирекция администрации и публичной службы. Ее задачей является руководство единым корпусом гражданских администраторов и оказание содействия премьер-министру в проведении согласованной политики в отношении высшего управленческого персонала. Генеральной дирекцией устанавливаются принципы вознаграждения и схемы страхования персонала, организуются межведомственные конкурсы на замещение должностей, осуществляется руководство межведомственными штатами и курирование Национальной школы администрации.

В области управления публичной службой правительство принимает постановления по политике в данной сфере. Оно также утверждает законопроекты, касающиеся положения чиновников, принимает декреты, содержащие особые статуты отдельных штатов (корпусов) служащих, регулирующие порядок их вознаграждения и т. д.

Активное участие в управлении публичной службой принимает также Бюджетное управление Министерства экономики, финансов и промышленности, которое в обязательном порядке контролирует все правовые акты, так или иначе касающиеся публичной службы.

Компетенция иных министерств ограничивается преимущественно решениями по индивидуальным вопросам (назначения, прием в штат, продвижение по службе, дисциплинарные меры и т. д.). Министр не вправе изменять статуты чиновников.

В соответствии с Законом от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях служащих учреждаются следующие консультативные органы, обеспечивающие защиту корпоративных интересов чиновников:

1) Высший совет государственной службы;

2) паритетные административные комиссии;

3) паритетные технические комиссии;

4) комитеты гигиены и безопасности.

Высший совет государственной службы (Conseil superieur de fonction publigue de l,Etat) является коллегиальным органом, состоящим из 38 членов, назначаемых на три года (по 19 представителей от администрации и от профсоюзных оргапнизаций служащих). Он собирается не реже четырех раз в год под председательством премьер-министра или министра по делам публичной службы. Мнение Высшего совета обязательно запрашивается по всем важнейшим вопросам государственной службы (законопроект, проект декрета). Высший совет заслушивает ежегодный доклад о состоянии публичной службы и высказывает по нему свое мнение. Кроме того, на его заседаниях рассматриваются жалобы служащих и паритетных административных комиссий по вопросам увольнения, продвижения по службе и дисциплинарных санкций. Мнение Высшего совета не является обязывающим для премьер-министра или компетентного административного органа.

Паритетные административные комиссии (commissions administratives paritaires) — коллегиальные органы, состоящие поровну из представителей администрации и выборных представителей чиновников. Они создаются при каждом штате (корпусе) чиновников и наделяются консультативными полномочиями в отношении индивидуальных решений по карьере служащих, отказу в присвоении чина, отставке, переводу и т. д. Мнение таких комиссий не является обязывающим для администрации, однако отказ от консультации с ними влечет недействительность меры, принятой административными властями. Паритетные административные комиссии выполняют функции дисциплинарного совета.

Паритетные технические комитеты (comites technigues paritaires) также состоят поровну из представителей администрации и профсоюзных организаций служащих. Они создаются, как правило, при министре или руководителе службы и наделяются консультативными полномочиями по вопросам статутов, организации и функционирования служб, модернизации методов и средств труда и др. Как и в случае с административными комиссичми, административные власти обязаны запрашивать мнение технических комитетов по всем вопросам, отнесенным к их компетенции, но при этом не обязаны следовать рекомендациям технических комитетов.

Комитеты по гигиене и безопасности труда (comites d,hygiene et de securite) — коллегиальные органы, в которых численность представителей профсоюзов служащих превышает число представителей администрации. Они создаются, как правило, в каждом министерском департаменте и наделяются консультативными полномочиями по вопросам гигиены и безопасности труда.

С 1990-х г.г. особое внимание в сфере организации публичной службы уделяется повышению моральных стандартов служащих. При этом основной упор был сделан на создание органов, не обладающих административными полномочиями, но обязанных наблюдать, раскрывать и отслеживать серьезные нарушения в этике поведения государственных служащих, доводя в необходимых случаях информацию до прокуратуры и других компетентных органов.[10] К числу таких органов следует отнести Центральный департамент по предотвращению коррупции (1993 г.), Межминистерская комиссия по расследованию контрактов, заключаемых служащими (1994), Высший совет по этике в национальной политике (1995 г.).

3.4. Карьера [11] служащего.

3.4.1. Поступление на публичную службу. Любой гражданин может претендовать на занятие государственной должности. В соответствии со ст. 6 Декларации прав человека и гражданина, «все граждане…имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями».

В Законе от 13 июля 1983 г. установлены пять основных условий приобретения статуса чиновника: наличие французского гражданства, обладание политическими правами, соблюдение законов, положительное отношение к законам о службе в армии, физическая пригодность.[12] Кроме того, в особых статутах могут определяться особые условия доступа в штат чиновников (обычно такие условия касаются возраста, образовательного ценза, стажа работы).

Основным способом приема на государственную службу является проведение набора по конкурсу. Французская администрация использует один из трех видов конкурса:

1) внешний (учебный) конкурс (concours externe), открываемый для кандидатов, только предполагающих поступить на службу и имеющих необходимое образование;

2) внутренний (concours interne), открываемый для продвижения уже занятых на государственной службе чиновников;

3) смешанный, т.е. конкурс открываемый одновременно как для кандидатов «извне», так и для государственных служащих со стажем.

Конкурс может быть организован в одном из двух вариантов:

а) сдача экзаменов и прохождение тестов;

б) сопоставление послужных списков кандидатов на должность.

Контроль за проведением конкурса осуществляет административный суд.

Французское законодательство допускает применение внеконкурсных процедур набора, таких как списки пригодности к службе (liste d,aptitude), профессиональные экзамены и произвольный (негласный) выбор (choix discretionnaire).

3.4.2. Продвижение по службе. Продвижение чиновника по службе может осуществляться двумя основными путями — по ступени и по рангу. Повышение по ступени проводится в рамках одного и того же ранга и в большей степени связано с выслугой лет, нежели с профессиональными качествами чиновника. Высокие оценки службы чиновника могут ускорить повышение, однако низкие оценки не смогут ему помешать при условии, что достигнут максимальный срок службы на данной ступени (в этом случае повышение является правом чиновника и осуществляется автоматически).

При повышении по рангу необходимый стаж работы является лишь предварительным условием. Решающее значение имеют заслуги претендента.

Законом допускаются перерывы в службе — откомандирование, вывод из штата, перевод в резерв, несение военной службы и отпуск по уходу за ребенком.

3.4.3. Прекращение карьеры. Естественным способом прекращения карьеры является достижение предельного возраста (обычно — 60 лет, для некоторых категория служащих — 65 лет).

Карьера прекращается автоматически, когда служащий перестает отвечать условиям приобретения статуса чиновника, сформулированным в Законе от 13 июля 1983 г. (например, в случае выхода из французского гражданства или лишения политических прав).

Карьера может быть прекращена по инициативе самого служащего (отставка или уход с поста[13]) или по инициативе администрации (увольнение).

3.5. Деонтология [14] государственных служащих.

Вопросы прав и обязанностей государственных служащих достаточно подробно рассмотрены как в работах французских авторов, некоторые из которых были впоследствии переведены на русский[15], так и в трудах отечественных исследователей.[16]. Ограничимся рассмотрением наиболее важных проблем правового положения государственного служащего во Франции.

За французским чиновником закрепляется большое число обязанностей, многие из которых являются общеизвестными и не нуждающимися в комментировании. К ним, например, могут быть отнесены:

— обязанность быть честным и порядочным служащим;

— обязанность добросовестного выполнения задач, возложенных на служащего (чиновник должен посвящать все свое рабочее время служебной деятельности; из этого положения выводится запрет на совместительство);

— обязанность хранить профессиональную и служебную тайну;

— обязанность удовлетворять требования общественности о предоставлении информации.

Одной из наиболее важных норм правового положения служащего является обязанность повиновения. В этой связи возникает проблема определения пределов обязанности повиновения. Должен ли чиновник слепо повиноваться указаниям вышестоящего начальства или у него есть возможность уклониться от выполнения приказов, которые ему кажутся незаконными? Государственный совет сформулировал позицию пол этому вопросу в постановлении от 10 ноября 1944 года по делу Ланньера. Для того, чтобы служащий был свободен от обязанности повиноваться, необходимы два условия: с одной стороны, распоряжение должно быть не просто незаконным, но и явно противозаконным, чтобы его неправомерность была очевидной[17], а с другой стороны, необходимо, чтобы, кроме очевидной незаконности, в самом распоряжении содержалось нарушение общественного порядка либо помеха для нормальной работы публичных служб. Впоследствии позиции административной юстиции по данному вопросу был придан статус нормы закона. В ст. 28 Закона 13 июля 1983 г. было закреплено: «Каждый служащий обязан следовать указаниям своего начальника, кроме случаев, когда отданное распоряжение является явно незаконным и может причинить серьезный ущерб общественным интересам».

Французское законодательство закрепляет обязанность обеспечения независимости служащего (ст. 25 Закона от 13 июля 1983 г.). Речь в данном случае идет о том, чтобы не дать служащему возможности использовать свои должностные полномочия в интересах частных лиц, за действиями которых ему было поручено осуществлять контроль. Например, закон не позволяет служащему беспрепятственно переходить с поста на контрольной службе на работу в контролируемую им организацию (для этого устанавливается специальный «ожидательный срок» в пять лет).

Одним из наиболее деликатных является вопрос о нравственных критериях, предъявляемых к служащим за пределами службы и касающихся их частной жизни. Г. Брэбан пишет: «Конечно, администрация не должна переходить границу частной жизни; окончив свою работу, выйдя из служебного помещения, служащий в принципе волен делать все, что пожелает, разумеется не выходя за рамки закона. Но считается, что некоторые действия и высказывания могут нанести ущерб достоинству службы, что аморальное поведение, и в особенности вызывающе дерзкое поведение, может повлиять на престиж администрации и репутацию служащего».[18]

Рассматривая политические права французских чиновников, нетрудно заметить, что они, пожалуй, являются одними из самых свободных чиновников в мире. Свобода убеждений и взглядов служащих закреплена в конституционных актах, законах, составляющих общий статут. Судебная практика неоднократно подтверждала принцип запрета любой дискриминации, основанной на политических мотивах.

Свобода взглядов и убеждений чиновника включает:

1) свободу совести;

2) свободу вступления в члены политической партии и свободу занятия руководящих партийных постов;

3) свободу выдвижения своей кандидатуры на выборах (при этом французский чиновник сохраняет свою должность до дня выборов; если он потерпит поражение на выборах, он не утрачивает своей должности).

Свобода взглядов и убеждений ограничивается требованием объективности и обязанностью проявлять сдержанность.

Требование объективности означает, что чиновник должен обеспечить работу публичной службы одинаково в отношении всех граждан без исключения и без какой-либо дискриминации.

Обязанность проявлять сдержанность сводится к тому, что чиновники должны воздерживаться от высказываний, действий или выступлений, которые могут повредить службе или нанести ущерб вышестоящему органу или создать впечатление, что администрация не соблюдает принцип объективности. Иными словами, как отмечает Г. Брэбан, каждый служащий вправе иметь собственное мнение, но свобода проявления этого мнения ограничена.[19] Обязанность проявлять сдержанность очень строга для чиновников высшего звена управления. Напротив, обязанность проявлять сдержанность весьма условна для служащих, выполняющих свои обязанности на тех же условиях, что и работники частного сектора (преподаватели, почтальоны, медицинские работники).

Среди социальных прав чиновников важнейшими являются право на создание профсоюза, право на забастовку и право на участие в управлении предприятиями.

Право на объединение в профсоюзы предполагает свободу создания профсоюзов служащих, свободу вступления служащего в профсоюз и свободу профсоюзной деятельности.

Право на забастовку — важное завоевание французских чиновников. До 1946 г. во Франции существовал запрет на забастовки государственных служащих. Ныне это право подтверждено, в частности, в ст. 10 Закона от 13 июля 1983 г.: «Государственные служащие осуществляют право на забастовку в рамках законов, которые его регламентируют». Судебная практика сформулировала два основных ограничения права служащих на забастовку:

1) запрещается проведение политических забастовок;

2) забастовка может быть запрещена или ограничена для отдельных категорий служащих в интересах непрерывности публичной службы.

Право на участие служащих в делах управления реализуется через участие в работе паритетных административных комиссий, паритетных технических комитетов и т. д. либо через обжалование решений администрации.

3.6. Местная публичная служба.

Местная публичная служба (fonction publique territoriale) начала формироваться во Франции в середине 1980-х г.г.. С принятием Закона от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях служащих и Закона от 26 января 1984 г., содержащего положения статута о местной публичной службе на служащих местных коллективов была распространена система должностного продвижения (до этого они работали по найму).

Одна из наиболее существенных особенностей местной публичной службы, отличающая ее от службы центральной, состоит в предоставлении местным правительственным учреждениям и исполнительным органам власти прав на создание и учреждение должностей, назначения на должности, решения вопросов о продвижении по службе, присвоении рангов, наложении взысканий и т. д.

В управлении местной публичной службой участвуют консультативные органы, аналогичные тем, что создаются на центральном уровне:

1) Высший совет местной публичной службы;

2) паритетные административные комиссии;

3) паритетные технические комитеты;

4) комитеты по гигиене и безопасности труда.

Высший совет высказывает свое мнение по всем вопросам местной публичной службы по собственной инициативе или по просьбе министра внутренних дел. Он может вносить предложения относительно подготовки нормативных документов. Высший совет состоит из равного числа выборных представителей территориальных коллективов и представителей профсоюзных организаций местных служащих.

Ключевое место в механизме функционирования местной публичной службы занимают центры управления:

а) национальный центр управления — Национальный центр местной публичной службы;

б) департаментские центры управления.

Национальный центр местной публичной службы (Centre National de la Fonction Publique Territoriale) определяет основные направления профессионального образования местных служащих, организует конкурсы на замещенеи должностей, распространяет информацию о вакансиях и вновь учрежденных должностях и т. д. В вопросах профессионального образования служащих Национальному центру оказывает помощь Совет по ориентации, который разрабатывает ежегодные образовательные планы и программы.

Во главе Национального центра стоит Административный совет, формируемый на паритетных началах из представителей территориальных коллективов и представителей профсоюзных организаций местных служащих.

Центры управления (centres de gestion) создаются в каждом департаменте. Они представляют собой административные учреждения, на которые возложены функции по координации работы паритетных административных комиссий и дисциплинарных советов, оказанию служащим социальной помощи, организации конкурсов и т. д.

На местных служащих распространяются положения о правах и обязанностях, содержащиеся в общем уставе служащих государства и территориальных коллективов. Очевидно, что законодательство может предусмотреть и некоторые особенности в правовом положении местных служащих (например, персонал местных служащих разделяется на два основных штата (корпуса) — местных администраторов и местных атташе).

 


[1] Общие сведения об административном праве во Франции. М., 1995. С. 127.

[2] Савицкий П.И. Правительственный аппарат Пятой республики во Франции. Свердловск, 1979. С. 86.

[3] До 1983 г. во Франции наряду с карьерной системой применялась и система найма: государственные служащие подчинялись карьерной системе, а местные служащие (уровень коммуны и департамента) подпадали под действие системы найма.

[4] По мнению некоторых французских административистов статут чиновников есть нечто большее, чем простая систематизация соответствующих норм. Так, например, А. де Лобадер считает, что слово «статут» вызывает в представлении идею гарантий. В этом смысле, требовать статут — это значит требовать гарантий. (Laubadere A. de. Cours de droit administratif. Paris, 1971. P. 24).

[5] Занятие постоянной должности и включение в штаты — это те характеристики, которые отсекают от категории чиновников лиц, временно исполняющих обязанности, и стажеров, которые еще не введены в должность, но имеют возможность стать чиновниками.

[6] Weil P. Le droit administratif. Paris, 1971. P. 51, 52.

[7] Государственная служба и государственные служащие во Франции. М., 1994. С. 18.

[8] Специальный статут может, например, лишить государственного служащего такого важного права, как право на забастовку.

[9] В настоящее время эти функции выполняет министр по делам публичной службы и государственной реформы (ministre de la Fonction publique et de la reforme de l,Etat)

[10] Оболонский А.В. Государственная служба во Франции // Государство и право. 2000. № 11. С. 66.

[11] Во французском праве понятие карьеры охватывает, во-первых, перспективы продвижения по службе и, во-вторых, управленческие ситуации, в которые чиновник может быть поставлен во время нахождения на государственной службе.

[12] Законодательство может допускать в определенных случаях отход от перечисленных требований. Например, требование наличия французского гражданства может не применяться к лицам, претендующим на пост преподавателя в университете, а также в других случаях, предусмотренных международными договорами и соглашениями. Требование физической пригодности отменяется или смягчается, например, в отношении инвалидов, для которых организуется специальный набор.

[13] В отличие от отставки (demission) уход с поста (abandon de poste) означает, что чиновник фактически не исполняет больше свои обязанности без уважительной на то причины (длительные прогулы, отказ вернуться на службу после перевода и т. д.).

[14] Термин «деонтология » (deontologie) во французском языке употребляется обычно в отношении лиц свободных профессий (врачи, архитекторы и др.). Применяемый к государственным служащим этот термин означает совокупность прав и обязанностей чиновников. (См.: Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988. С. 324.) Во французской доктрине термин «деонтология» применительно к государственным служащим используется, помимо прочего, и потому, что многие нормы, касающиеся их правового положения. имеют сильное морально-этическое звучание. В отдельных случаях такие нормы могут быть даже не закреплены на законодательном уровне, они проникают в правовую сферу через судебные рассмотрения конкретных споров.

[15] Брыбан Г. Француское административное право. М., 1988. С. 324 — 348; Государственная служба и государственные служащие во Франции. М., 1994. С. 29 — 60; Общие сведения об административном праве во Франции. М.,1995. С. 133- 138.

[16] Савицкий П.И. Правительственный аппарат Пятой республики во Франции. Свердловск, 1979. С. 139 — 161; Оболонский А.В. Государственная служба во Франции // Государство и право. 2000. № 11. С. 60 — 66.

[17] Это условие необходимо для того, чтобы служащий не выступал всякий раз в роли цензора, обсуждающего правомерность распоряжений вышестоящих начальников.

[18] Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988. С. 329, 330.

[19] Там же, с. 334.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: