Обоняние и вкусовые ощущения




Глава 4

Развитие сенсорики

 

Имеющий уши, да услышит!

Имеющий глаза, да увидит!

Из Библии

Сенсорное развитие- это развитие восприятия и формирование представлении о внешних свойствах предмета. Цель коррекции развития сенсорики состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, знаков, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действиях, которые пригодятся в повседневной жизни. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал мысль о том, что дитя мыслит красками, звуками, образами. Вот почему так важно для становления полноценной личности создавать богатство впечатлений в детском возрасте, избегать сенсорного голода и депривации чувств. Известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци писал, что глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога ходить, рука хватать, ум хочет мыслить, а сердце верить и любить, но нельзя оставлять без помощи усилия, делаемые природой для развития: час рождения ребенка есть первый час его обучения. Основная задача взрослых при этом дать ребенку возможность увидеть и услышать как можно больше разнообразных объектов, подержать в руках предметы, различные по форме, величине, фактуре, температуре и пр. И тем самым мы поддерживаем саморазвитие природных сил, но если этому не уделять достаточного внимания, то наши органы могут атрофироваться, а ум и ноги будут лениться работать.

Одна дана нам голова,

А глаза два и уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги и две руки.

Зато один и нос, и рот.

А будь у нас, наоборот,

Одна нога, одна рука,

Зато два рта и языка-

Мы только бы и знали,

Что ели да болтали!

С.Маршак

 

В раннем развитии эмоционально-чувственного опыта ребенка можно условно выделить три периода: первый внутриутробный, второй доречевой (первый год жизни) и третий речевой. Беременным женщинам, для того чтобы выносить и родить здорового ребенка, мудрые люди советуют любоваться прекрасным пейзажем, ежедневно хотя бы один раз взглянуть на красивое полотно художника, послушать приятную музыку, понюхать цветок, прочитать мудрое изречение. Как правило, новорожденные в первые месяцы жизни имеют те же «эстетические вкусы», что и их матери, затем они начинают постепенно автономизироваться. Примерно 87% информации поступает в мозг через зрительные рецепторы, 9% через слуховые,4% через другие органы чувств.

Сенсорное воспитание -это последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Понятие «сенсорная культура» как результат усвоения общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах предметов было введено Марией Монтессори.

Сенсорная культура опирается на усвоение сенсорных эталонов, которые выделены для всех пяти органов чувств (эталон =образец, мерка, термин ввел А.В. Запорожец). Усвоение сенсорного эталона-это далеко не только правильное его называние, но и использование в качестве мерки для оценки свойств других предметов, т.е. допускается его знание в пассивном словаре и активное использование в предметно-практических действиях.

Формирование сенсорных эталонов может осуществляться по трем основным стратегиям.

1.Организация поиска эталона, идентичного заданному образцу. Ребенок ищет заданные элемент в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения (или в пределах досягаемости). Педагог обучает ребенка осуществлять движение по системе сенсорных эталонов, представленных в ряду или матрице.

2. Организация поиска эталона по представлению (мнемическому образу). Педагог показывает ребенку образец, просит его запомнить, а затем убирает образец из поля зрения. От ребенка требуется найти заданный эталон, опираясь на мнемический образ.

3.Формирование устойчивой связи между эталоном и словом. Подготовительный этап называние объектов и их свойств. Затем организуется поиск эталона по его названию, по словесному описанию.

Этапы формирования различных сенсорных представлений

1. Привлечение внимания к признаку предмета (цвет, форма, звук и т.д.).

2. Соотнесение признака с соответствующим сенсорным эталоном.

3.Соединение полученного представления со словом.

4.Формирование образа восприятия данного признака. Выделение его в окружающей обстановке.

5. Включение сформированного образа в детскую деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т.п.).

Сенсорные действия разнообразны и многочисленны. Это рассматривание, ощупывание, выстукивание, обнюхивание, облизывание, прокатывание и т.п. Крайне важно, чтобы в дошкольном возрасте и первые годы школьного обучения были сформированы основные перцептивные действия. Детей следует обучать узнавать объекты по особым характеристикам, так называемым сигнальным меткам, по существенным признакам, в различных положениях и ситуациях. Одновременно с развитием перцептивных действий формируются и основные умственные операции: анализ объектов; сравнение (по форме, размеру, величине, цвету) обнаружение одинаковых свойств у разных объектов и нахождение разных качеств у родственных объектов; формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (увидел, услышал, потрогал, попробовал узнал). Обследование предметов выступает как один из основных методов сенсорного воспитания.

Различают два типа сенсорных расстройств:

элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущение, цветоощущение, ощущение высоты, громкости, длительности звука и др.);

сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы предмета, символов, пространственных отношений, звуков речи и т.д.). Первый тип расстройств связан с поражением периферического и подкорковых уровней анализаторной системы. Второй же тип нарушения обусловлен, прежде всего, поражением корковых полей гностические расстройства носят название агнозий. В зависимости от пораженного анализатора различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Сенсорные дисфункции часто связаны со стереогностическим восприятием. Оценка их состояния может иметь важные последствия для дальнейшего образования ребенка, поскольку они определяют способность детей к познанию окружающего. Как показывают многие исследования, сохранные органы чувств у детей с нарушениями анализаторов не всегда используются самостоятельно для познания окружающего; 50-60% условно нормально развивающихся дошкольников нуждаются в стимуляции сенсорного развития. В связи с этим огромное значение приобретает проведение сенсорного и психомоторного тренинга, а также осуществление полисенсорного подхода опора на максимально возможное количество анализаторов при ознакомлении с новым объектом или явлением.

Сенсорный тренинг предназначен для развития активности восприятия и воображения. Это комплекс игр, направленных на стимуляцию зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового, кинестетического анализаторов. Тренинг включает дидактические манипулятивные игры и проблемные ситуации творческого характера.

Психомоторный тренинг направлен на интенсивную стимуляцию мышечной системы и двигательную ловкость пальцев, развитие аналитико-синтетической деятельности при имитации графического узора, элементов письма, рисунка. Это комплекс игр и упражнений, который включает в себя пальчиковую и артикуляционную гимнастику, перекладывание, нанизывание, раскатывание, обведение, штриховку, наматывание, вязание и др.

Сенсорные способности и двигательные навыки могут колебаться в различных условиях и ситуациях. Так, зрение может быть наилучшим в определенных секторах или на конкретном расстоянии от глаза; слух может функционировать наилучшим образом в определенном диапазоне частоты; осязание может быть лучше на щеке, чем на руке.

Сенсорика выполняет три главные функции:

1) стимулирующую -повышение психической активности;

2)расслабляющую снятие напряжения, стресса, релаксация;

3) формирующую создание основы для развития мышления, памяти, речи.

На протяжении всей жизни наш мозг нуждается в стимуляции. Если эта потребность не удовлетворяется нормальным, естественным путем посредством зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, то вступает в силу другой источник через гнев, агрессию, самоагрессию, т.е. отмечается вызывающее поведение. Стимуляция посредством низших ощущений (без участия интеллекта) очень важный способ расслабления, появления наслаждения, удовольствия, удовлетворения.

В плане психологической разгрузки очень важным является достижение состояния «безмыслия». В процессе коррекционного обучения крайне необходимо организовать познание своих потребностей, умение выбирать раздражители, вырабатывать привязанности, воздействовать на восприятие «Я знаю, чего я хочу и чего мне не хочется»; «Если будет шумно, то я заткну себе уши, приглушу музыку, радио, телевизор и т.п.»; «Если будет темно, я могу зажечь свет»; «Если будет холодно, надену свитер» и т.д. в процессе сенсорного развития и воспитания все большее распространение приобретает направление Snoezelen (от гол. осознание жизни, стимуляция красотой) создание и обустройство специальных сенсорных комнат, которые играют как стимулирующую, так и расслабляющую роль. Это целая стратегия, слагаемая из множества педагогических и клинических проявлении, которая стартовала 20 лет назад в Нидерландах, а сейчас успешно

реализуется по всему миру, и во всех языках используется именно этот термин. Данная стратегия эффективна для клиентов всех возрастов различных нозологических групп.

В последнее время прочное место в профилактической и лечебно-реабилитационной практике по всему миру завоевал метод сенсорной интеграции, разработанный Джин Айрис (Jean Ayres, 1923- 1988,США). Он направлен на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств. Нарушения сенсорной интеграции проявляются в нарушении мозговых функций, в результате которых наблюдаются сложности в едином восприятии сенсорных сигналов, интегративной деятельности мозга. Сенсорная интеграция перспективное направление коррекционной педагогики. Главное отличие метода сенсорной интеграции от полисенсорного подхода в обучении состоит в том, что последний условно можно рассматривать как развитие органов чувств в статике. Метод же сенсорной интеграции является динамическим: зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения и представления возникают в процессе движения. Основная идея коррекционных технологии, основанных на сенсорной интеграции, обеспечить возникновение сенсорных импульсов и контролировал, их, особенно импульсы от вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи в таком виде, чтобы ребенок самостоятельно и непринужденно формировал необходимые реакции в ответ на сенсорные раздражители. Цель наладить процесс слаженной совместной работы различных отделов нервной системы, тем самым расширить компенсаторные возможности высшей нервной деятельности. Если в процессе обучения основное внимание обращается на то, что ребенок изучает, то в коррекции сенсорной интеграции как он изучает и почему не может усвоить материал. Нарушение сенсорной интеграции, как правило, является основной причиной многих трудностей в обучении. В головном мозге происходит организация потока сенсорной информации в такой степени, которая дает человеку точные сведения о нем самом или окружающем его мире. Без полной сенсорной интеграции обучение и навыки самообслуживания становятся затруднительными, человеку тяжело справиться даже с небольшими перегрузками и стрессами. Лица с нарушением сенсорной интеграции чаще сталкиваются с трудностями в планировании моторной координации. чем в целеполагании. Сенсорная интеграция особенно эффективна при гиперактивности, она хорошо зарекомендовала себя как профилактическое средство дисграфий и подобных функциональных нарушений, на­ ходит широкое применение в лечении неврологических проблем и дементных состояний у больных разных возрастов.

Технология сенсорной интеграции включает сенсорную стимуляцию и адаптацию мозговых реакций в зависимости от неврологических потребностей пациента. В работе обычно задействованы все части тела, которые подвергаются вестибулярной, проприоцептивной, тактильной стимуляции.

Главная задача насытить окружающую обстановку такими предметами, которые предоставляли бы человеку возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела, развивать двигательные умения. Создание коррекционных технологий на основе метода сенсорной интеграции требует творческого подхода, большой комнаты, несколько напоминающей спортивно-игровую площадку. Крайне важно соблюдение правил безопасности (имеется в виду, в первую очередь, мягкое покрытие). На основе этого метода можно создавать разные варианты коррекционных занятии в игровой форме. Например, ребенок сам раскачивается на качелях и играет в мяч или в ладушки со взрослым, стоящим напротив. При этом можно использовать рукавички различной тактильности от пушистых до колючих поверхностей. Конечно, на первых порах следует использовать качели с креплениями, поперечными перекладинами. Достаточно интенсивный темп движения требует от ребенка более значительного зрительного и слухового внимания, высокой концентрации и координации всех функции. Другой пример: лежа поперек в гамаке, в процессе движения (раскачивается сам или его раскачивают), ребенок собирает разбросанные на полу предметы в одну (две) корзины или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приемов.

Логопедическое занятие или мини-урок по обучению грамоте на основе метода сенсорной интеграции может выглядеть следующим образом. Буквы из твердого материала крепятся на липучках по всему пространству помещения, где проходит занятие. Ребенку дается задание найти и последовательно принести буквы, не­ обходимые для составления заданного слова. В начале ему может попасться на глаза «не та» буква, вторая или третья в слове, он за­ поминает ее месторасположение и возвращается к ней тогда, когда подойдет ее очередь. Звукобуквенный анализ слова приобретает совершенно иную форму, тем не менее более целесообразную с точки зрения возрастной психофизиологии. в процессе движения, лазает ли ребенок по канату или гимнастической стенке, катается на роликах или скейтборде, перед им ставится определенная цель: найти пару, составить упорядоченный ряд из имеющихся объектов, изобразить что-либо, подать звуковой сигнал в условный момент и т.п. Стимуляция и коррекция психофизического развития в условиях сенсорной интеграции проходят более эффективно, если ребенок управляет своей деятельностью сам, в то время как педагог ненавязчиво формирует среду. Наиболее успешно интеграция сенсорных ощущений происходит тогда, когда ребенок прилагает усилия, чтобы достичь этого. Если ребенок захотел действовать, то его мозг обычно справляется с организацией ощущений от этой деятельности. Как правило, дети с проблемами интегративного плана интуитивно выбирают тот вид деятельности, который порождал бы необходимые сенсорные импульсы и удовлетворял моторные потребности. Обычно коррекционное занятие на основе метода сенсорной интеграции включает часть заданий, которые ребенок выполняет сам, а часть из них совместно со взрослым.

Зрительное восприятие

Познавательные возможности органа зрения: выделение в предмете формы, цвета, величины, материала, фактуры, конструкции, степени привлекательности и др.

Сенсорные эталоны в зрительном восприятии для цвета представляют красок спектра и их оттенки по светлоте (близость к белому) и насыщенности (степень чистоты); для формы геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; для величины метрическая система мер.

Основные задачи по развитию и коррекции зрительного восприятия:

• формирование умения всматриваться;

• распознавание и называние цвета, формы и т.д.;

• сравнение и группировка по внешним признакам;

• развитие визуального выборочного восприятия (интерпретация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство, различие, изображение, фон, способность к визуальному дополнению части до целого).

В качестве учебно-тренировочного материала используются образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, геометрический комод (набор плоскостных и объемных геометрических фигур), мозаика, цветной конструктор и пр.)

Для коррекции зрительного восприятия применяются разрезные картинки, картинки предметов с ошибками в размерах, предъявление предметов в перевернутом виде, узнавание целого по фрагменту, складывание сборно-разборных игрушек, применение зрительно-двигательного моделирования формы (обведение по контуру, ощупывание с целью определения формы и размера). Распространение приобретает разглядывание в коррекционных целях так называемых магических стереокартинок.

Палитры цветов весьма уместно использовать для организации сенсорных пауз.

1.Разложи...(например, от самого темного до самого светлого).

2.Подбери пару (по форме, цвету, величине и др.).

З. Найди такой же по цвету, размеру и т. п.

4. Узнай предмет по его части, контуру.

5.Нарисуй что-нибудь желтое квадратное, зеленое круглое.

В процессе предметно-практической деятельности дети знакомятся с хроматическими (цветные) цветами и ахроматическими (не цветные: черный, белый, серый) и их оттенками, учатся выделять теплые и холодные краски, адекватно раскрашивать предметы, распознавать и получать на бумаге мягкие пастельные и резкие контрастные сочетания цветов, представлять цветонасыщенность и цветоконтрастность. Исключение при ознакомлении составляет голубой цвет как трудный для первоначального восприятия (в английском языке даже существует одно название для обозначения синего и голубого цветов).

Японские дети различают до 200 цветов, наши, при специальной художественной подготовке в среднем 70 цветов. Основная причина кроется в методике обучения изодеятельности. В Японии широко практикуется психологическое погружение в цвет: «Нарисуй радость; любовь к маме, а теперь к папе» в отличие от изображения солнышка, елочки, домика и т.п. В последнем варианте цвет уже заранее известен ребенку или задается учителем инструкцией типа: «Возьмите красный карандаш и нарисуйте кружок». В другом случае ребенку приходится активно искать цвет, создавать его самому.

Дети с отклонениями в развитии (в первую очередь с интеллектуальной недостаточностью), имея все необходимые цвета (краски, карандаши, фломастеры, мелки), часто пользуются только одним-двумя. Складывается ситуация, подобная той, о которой поется в песенке «Оранжевое небо»: «Много красок у меня, выбирай любую...»; но девочка все раскрасила оранжевой: и небо, и людей, и мороженое, и верблюда и т.д.

Во время занятий рисованием или живописью можно ставить задачи, пробуждающие сознание (особенно это рекомендуется в период смены зубов): «Смотри, ты нарисовал много красного, а вокруг него зеленый и желтый. Теперь мне хотелось бы посмотреть, как будет, если ты начнешь голубым». Рисование на больших форматах бумаги может быть использовано в качестве «клапана» для преодоления агрессивности, выхода энергии в «мирных целях».

Коррекционные приемы

• Цветовая унификация предметная направленность цвета.

• Варьирование цвета одного и того же предмета. Например, лист весной, летом и осенью; плод зеленый и созревший.

• Выделение оттенков. Например, сравнение зеленых листьев разных пород деревьев. При этом можно организовать фенологические наблюдения.

• Классификация предметов. К примеру, разложить пуговицы трех цветов (разные оттенки, форма, размер) в соответствующие коробки по их основному цвету (зеленый, красный, желтый).

Визуальное восприятие обеспечивается механизмами взаимосвязанных зрительных функций (световая и контрастная чувствительность, цветоразличение, разрешающая способность и т.д.). При патологии зрительной системы, нарушающей ее структуру и функции, имеют место изменение и рассогласование сенсорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств восприятия (Л.П.Григорьева, 1983, 1985). Кроме того, уровень общего психического развития влияет на формирование качеств восприятия.

У детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития формирование ряда качеств восприятия (обобщенность, категориальность, апперцепция, антиципация) нарушено существенным образом. Интеллектуализация перцепции при низком зрении в определенной степени компенсирует нарушения восприятия. Формирование и опознание зрительных образов осуществляются на основе активной ориентации в наглядном материале, определенных мыслительных операций и способности к предвосхищению перцептивного результата. Ребенок с тяжелым нарушением зрения должен научиться «ощупывать глазом» объекты, анализировать и осмысливать ту ограниченную информацию, которую он может получить посредством

поврежденного органа. Такого ребенка надо учить аналитическому и целостному восприятию мира.

Знание детей о том, что их глаза плохо видят, не приводит к активизации бисенсорных и полисенсорных процессов для ориентации в окружающем мире. Следовательно, необходимо комплексное развитие остаточной функции и сохранных органов чувств.

Нарушения зрения у детей могут быть выражены по-разному, в зависимости от силы болезнетворных влияний, затрагивающих разные отделы зрительного анализатора: периферический (глаз), проводниковый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования), центральный (мозговые клетки в зрительных зонах коры головного мозга). С учетом того, в какой мере на­ рушена функция зрительного анализатора, среди детей со стойкими дефектами зрения различают слепых (незрячих) и слабовидящих.

В первом случае зрительные ощущения либо полностью отсутствуют, в силу чего оба глаза утрачивают способность к светоощущению и цветоразличению (тотальная слепота), либо сохраняются светоощущения или незначительное остаточное зрение, недостаточное для обычной жизнедеятельности (максимальная острота 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, сужение поля зрения до 30 градусов). Слабовидящие дети обладают остротой зрения на лучше видящем глазу при коррекции обычными средствами (очки) от 0,05 до 0,4(новая тенденция от 0,09 до 0,2).

Способность «видеть» у новорожденного проявляется в том, что сначала ребенок различает контрасты: яркое и темное. Затем он начинает замечать движение, после этого-очертания и форму.

И самый последний этап развития способность различать цвета. Таким образом, способность отличить контрасты является самым древним видом зрения. Умение различать цвета, определять и называть их так же, как и воспринимать их с точки зрения эстетики, все это функции коры головного мозга и является скорее результатом развития человека, чем его инстинктивными реакциями. Если смотреть на серое пятно, окруженное ярко-зеленым кольцом, то серый цвет начинает приобретать красноватый оттенок. Если некоторое время фиксировать взором ярко-красный предмет, а потом закрыть глаза, то возникает так называемый последовательный образ этого предмета, окрашенный в зеленый цвет (у дальтоников такое восприятие стабильно). Хроматический эффект последовательного контраста и есть источник так называемого «зеленого свечению), которое можно увидеть, если пристально смотреть на заходящее солнце. Последовательный образ синего цвета окрашен в желтый цвет (это легче увидеть, если синий предмет находится на черном фоне).

До XIX века было известно ограниченное количество красителей и, в основном, они были органического происхождения. Изменения произошли благодаря появлению анилиновых красителей, производных каменного угля и окисей металлов.

В настоящее время очень немногие вещи мы видим в их первоначальной окраске. Это уже не только голубизна неба, пурпур заката, зелень травы и другие краски природы; к ним прибавились различные предметы, произведенные человеком. Цвета при роды оказывают огромное влияние (хотим мы этого или нет) на наше психологическое и физиологическое состояние. Голубой цвет физиологически воспринимается как сладость, зеленый как горечь, темно-синий (ночь) цвет покоя и пассивности, ярко-желтый (день) 1 позволяет человеку быть активным, но не принуждает его к этом у, красный цвет стимулирующе действует на нервную систему у человека поднимается кровяное давление, учащаются дыхание и пульс. Физиолог Геринг, разработавший «теорию контраста», заметил, что особое вещество, находящееся в сетчатке глаза, обеспечивается под влиянием ярких цветов и восстанавливает свой первоначальный цвет под воздействием темных цветов.

Теория Геринга больше всего соотносится с широко применяемым цветовым тестом Макса Люшера. Существует полный тест Люшера с семью различными наборами цветов (всего 73цветные карточки, в которых отражены 25 различных цветов и оттенков) и сокращенный. Цветовой тест направлен на выяснение процессов, происходящих на сознательном и бессознательном уровнях, дает информацию о зонах психологического и физиологического напряжения (например, работа желез внутренней секреции, сердечная недостаточность, спазмы сосудов головного мозга, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта).

Тест Люшера исходит из объективного значения цвета, которое одинаково для всех людей, хотя воздействие конкретного цвета на человека является субъективным, сугубо индивидуальным: одному он нравится, другому кажется скучным, третьего оставляет равнодушным, а четвертый считает его отвратительным, т.е. «на вкус и цвет товарищей нет».

Объективные значения цветов

Синий цвет означает глубину чувства. Он олицетворяет сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, увлеченность, чувствительность, восприимчивость, стремление достичь цельности. Его психологические проявления: спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь, привязанность. Шеллинг в своей «Философии искусств» использовал символизм синего цвета, сказав, что «молчание это истинное состояние безмятежного моря». Синий цвет ассоциируется со сладким вкусом.

Зеленый цвет означает гибкость ума. Он олицетворяет сосредоточенное внимание к своим делам, умение защищаться, цепкость, независимость, оригинальность суждений. Психологические проявления: упорство, самоуверенность, упрямство, самоуважение. Поклонник зеленого цвета старается обеспечить себе материальную устойчивость и приобрести благосостояние, он обожает чувствовать себя солидным и респектабельным. По своей натуре он эстет, ценит красоту, и это позволяет ему достичь как духовного, так и материального богатства при счастливом стечении обстоятельств. Зеленый цвет символически соответствует величественной секвойе с глубокими корнями, гордой и неизменной, возвышающейся над малыми деревьями, отождествляется с суровым и авторитарным характером, напряженной тетивой лука. Этот цвет имеет терпкий, вяжущий вкус.

Красный цвет означает силу воли. Он олицетворяет интерес к окружающему миру, активность, агрессивность, независимость, стремление к постоянному движению, соревнованию. Психологические проявления: жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству, сексуальность. Красный цвет символизирует кровь, пролитую в борьбе; огонь, воспламеняющий человеческий дух; сангвинический темперамент, мужское начало. Время красного цвета настоящее. «Красный» человек обожает быть лидером, командовать всеми вокруг. Ему это удается в том случае, когда его не захлестывают ненужные эмоции или он не впадает в крутые амбиции. Он редко страдает от угрызений совести, взрывной, но при ЭТОМ отходчивый.

Желтый цвет означает самопроизвольность, непосредственность. Он олицетворяет интерес к окружающему миру, активность, прожектерство, экспансивность, целеустремленность, любознательность. Психологические проявления: непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура. Символически желтый это солнечное тепло, вызывающее радость, бодрость духа и счастье. Он острый на вкус. Желтый цвет это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся. Поклонник желтого цвета человек с на редкость сильным характером, это, в сущности, победитель с рождения, который умеет концентрировать силу воли и направлять туда, где она наиболее эффективна. При желании такой человек может преуспел, как в науке, так и на сцене или в кино. Он умеет много работать, но при этом уверен, что и отдыхать надо по полной программе, что нередко вызывает злобную зависть у окружающих.

Перечисленные четыре цвета отображают основные психологические потребности человека: удовлетворенность чем-либо, привязанность к чему-либо, самоутверждение, активность, стремление к цели, оптимизм, потребность в успехе. В сокращенном варианте теста Люшера присутствуют также четыре вспомогательных цвета.

Фиолетовый цвет это смесь красного и синего, импульсивной победоносности и уступчивости. Интеллектуально зрелые люди его обычно не выбирают, то, что дети отдают ему предпочтение, показывает, что для них мир это все еще волшебный край. «Фиолетовое» поведение взрослого может быть намеком на инфантилизм либо высокой степени чувственной интимности. Тот, кто любит фиолетовый цвет, человек очень необычный. Он стремится к свободе, независимости и от рождения умеет получать удовольствие от одиночества. В общении он предпочитает интеллектуальное и духовное, что не всегда ценится собеседниками, поэтому он стремится к себе подобным. Часто испытывает склонность ко всему таинственному, необъяснимому и всегда стремится найти разгадку этого. Любит бешеную скорость.

Коричневый это затемненный желто-красный. Импульсивность красного здесь «сломлена». Коричневый цвет показывает, что для человека особенно важным является ощущение своих «корней»: очаг, дом, семья, родня. Это цвет «стадного» чувства, семейного уюта и безопасности. Поклонник коричневого цвета обладает очень уравновешенным характером. Он обстоятельный и старается совершать только обдуманные поступки. Предпочитает не шумную компанию, а одиночество и тишину. Любит власть и стремится к ней. Для него самое главное -крепко и твердо стоять на земле.

Черный -это та граница, за которой прекращается жизнь, и поэтому он олицетворяет идею уничтожения, это отрицание по своей природе, это «нет», противостоящее белому «да». Белый цвет -это чистый лист бумаги, на котором история еще будет написана, черный -ее конец. Это цвет бунта, стихии, но не добровольное чувство, а внушенное как обстоятельствами, так и другими людьми. Любитель черного не всегда может правильно оценить ситуацию, отчего проигрывает и очень сильно страдает.

Черный оказывает сильное воздействие на любой цвет, который находится в той же группе, усиливая eгo черты.

Прекрасным не считался черный цвет,

Когда на свете красоту ценили.

Но, видно, изменился белый свет –

Прекрасное позором очернили.

С тех пор как все природные цвета

Искусно подменяет цвет заемный,

Последних прав лишилась красота,

Слывет она безродной и бездомной.

Но так идет им черная фата,

Что красотою стала чернота.

Вильям Шекспир, сонет 127

Серый -защитное прикрытие, период восстановления сил. Серый цвет характеризует его любителя как человека, который умудряется с пол-оборота разрешать самые сложные проблемы. Однако следует иметь в виду, что «серый цвет бывает ярким только на фоне черного».

Белый - у человека, которому этот цвет нравится гораздо больше всех остальных, очень богатое воображение. Он может иногда совсем забыть об окружающем его мире и делах, просто-напросто сочинив себе красивую сказку.

При лечении различных заболеваний используется хромотерапия, или цветотерапия. В ней рекомендуется применять цвета как можно более разнообразно, т.е. облучаться этим цветом, есть пищу соответствующего цвета и одеваться в него. Воздействие цвета больше усиливается в эмоциональной, ментальной и духовной сферах. Основным цветом для лечения кожных болезней является оранжевый цвет. Он сообщает радость к жизни, особенно когда в основе болезни лежат эмоциональные «зажимы». При сотрясении мозга облучение головы синим светом уменьшает распухание и бледность. Этот цвет также используют для снятия зуда.

Цветовое облучение сильно воздействует не только на кожу, но и на более глубокие слои тела. Например, облучение области сердца розовым или зеленым дает ощутимое облегчение. При запоре об­ лучение живота в течение короткого времени желтым приводит желанному результату. Цвет тарелки влияет на аппетит: желтый цвет усиливает чувство сытости, благодаря чему мы съедаем меньше, чем обычно.

Белая посуда нейтральна. В лечебной практике неоднократно отмечалось, что у лежачих больных приход мрачно одетых людей не вызывает радостного оживления, а порой даже приводит к резкому раздражению. Визуальный ряд может влиять на поведение ребенка: радовать, печалить, успокаивать, раздражать. При этом используются такие задания и коррекционные приемы:

• Найди любимые цвета среди предложенных.

• Нетрадиционные вопросы и задания с палитрой цветов (ткани, пластик, отделочные материалы).

• Выбери одежду по настроению «Я хочу одеться ярко ».

• «Откройте» для себя новые цвета, например: агатовый, охра, кармина, кукушка, ультрамарин, умбра и др.).

• Практическим способом получите серо-буро-малиновый цвет.

Работа с лечебными цветными квадратами в качестве «скорой помощи». В диагностических и коррекционно-педагогических целях применяется составление и разукрашивание розеточных орнаментов, узоров со сходящимся центром (так называемая мандала, что в переводе с санскрита магический круг). Феномен мандалы давно известен на Востоке как инструмент медитации, духовного развития и инициации. В психологию и психотерапию понятие «мандала» ввел Карл Юнг, который впервые обратил внимание на целительные особенности рисунков в круге. Этот символ психической целостности он понимал как проекцию сознательной и бессознательной активности человека. Метод, разработанный американским психологом и художником Джоанной Келлог, «Архетипические стадии большого круга мандалы» успешно применяется в европейской практике при лечении невротических и психосоматических расстройств, для снятия стресса, преодоления возрастных и духовных кризисов, личностного роста. Его можно использовать при работе с детьми и пожилыми людьми. Спонтанный творческий процесс создания мандалы это увлекательное «путешествие в поисках себя», творческое самовыражение, приносящее радость и исцеление. Выбор цвета остается за пациентом, но при депрессивных синдромах, маниях, замкнутости предлагается начинать разукрашивать с центра и постепенно идти к периферии. При этом человек как бы раскрывается сам. При маниакальных синдромах, нарушениях концентрации внимания обратный процесс от окружности к центру, собираться для того чтобы человек мог лучше сосредоточиваться, я с мыслями. Вышеизложенные материалы показывают, какое огромное значение в жизни человека имеет полноценное зрительное восприятие и как много явных или скрытых дисфункций может при этом отмечаться, в связи с чем развитие и коррекция зрительного восприятия необходимы детям не только с нарушенным зрением, но и тем, у кого оно номинально равно единице.

 

Слуховое восприятие

Познавательные возможности органа слуха: характеристика звука, соотнесение предмета со звуковым сигналом,определение удаленности объекта, материала, из которого изготовлен предмет, его содержимого, установление действий, какие осуществляются с предметом и <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: