Июня Творческая экономика (продолжение)
1) Временные параметры.
2) Верные компетенции, полученные в иных культурах не применимы, опыта нет, нет локальных сообществ.
Усложнение интегральной компетенции (профессиональные навыки и умения, хобби, увлечения). В Европе специализация, в России сочетание множества компетенции, нет навыков самопрезентации, это не принято.
Подростки – миксуют самостоятельно, в общем образовании не учат творческому мышлению
Активное поколение –по чуть-чуть все, особенно развиты организаторские способности
Пенсионеры – 8 навыков и умений, но нет социальных компетенций, не включен в экономику.
Моногорода – какие компетенции можно здесь получать, единственный профессиональных навык (щахта), социальных компетенций нет.
В больших городах много навыков, много социальных компетенций
Хобби и увлечения – запрос на культуру (сейчас во много отсыл к европейским ценностям), локальная не представлены
3) Эффективность социальных связей – количество. Замеряются по количеству подписчиков в соц.сетях. Гетерогенность связей – у подростков и пенсионеров низкая, такие же ка они. У среднего возраста 20-25 (такие же как они), у городских активистов и предпринимателей выше и количество и гетерогенностью. Знание различных (локальных, профессиональных, принятие новых ролей ведет к самореализации (счастье в Дании).
Размер имеет значение, но уже не сейчас. Возможности выросли с возникновением интернета. Виртуальные эмоции – «Ментальный массаж», не меняют дейситвия
4) Мечты, цели и сценарии. Откуда, как, как они выглядят, материальность, влияет на сценарии. Проблемы – формирование массовой культурой, которая устарела, не отвечает запросу. Пенсионеры – внуки и дачи. Подростки – 7 класса нормально, далее сдать ЕГЭ, максимум выбор города, «а там разберусь», нет самоопредения, понимания того, чем хочется заниматься в жизни. Средний возраст – ипотека, работа. Потеряна технология целеполагания, т.к. постановка целей ведет к уникальности, государство не может предложить целей, они берутся из культуры, нет национальной идеи, симуляционные цели. Колея, отсутствие альтернатив.
Культура, образование, городская среда. В постиндустриальной экономике цель – участие в уникальном процессе создания
Самоопределившийся человек предлагает себе уникальные цели, отсутствующие в массовой культуре. Творческая экономика построена на синтезе целей таких людей. В России в отложенном возрасте (около 25 – оптимально), у нас к 40 годам.
Люди 40-45 лет «я хочу поменять профессию. Научите меня дизайну, предпринимательству и учить учить (коучинг)». «Городских пассажиров» меньше, чем кажется, но люди не умеют.
Модель творческой экономики позволяет понять, как выстраивать процессы в городе.
Субъекты креативной экономики:
Основные:
1) Генераторы – философы, краеведы. Ресурсы для них локальная и глобальная культура. Цивилизация – конкуренция культур. Синтез культур. Хорошо упакована глобальная культура, но низкая уникальность, мало смыслов. Отсутствие технологий работы с культурой, как упаковать локальную культуру. Уникальность Самары – дуальность (город и Заволга, в городе необходимы острова, культурные коды Заволги), многоярусность (подземный мир, дно, высоты, космос). Любой проект должен учитывать эти смыслы, составная часть технических заданий.
2) Проблематизаторы – с ними проблема. Все плохо, мы все погибнем. Это городские активисты, городские сообщества, самоорганизация вокруг настоящего. Показывают запросы, чего не хватает, самоорганизация вокруг проблем. Самоценность в самоорганизации, где они есть либо проблема, либо точка роста. Социологи, аналитики, маркетологи – отсутствие общей, доступной информации, открытость информации влияет на ситуацию, ценная информация позволяет принять решение. Городские предприниматели – базовый слой – жители. Не умеют формировать проблемы (формулируют хотелки в зависимости от того, кто спрашивает). У горожанина есть мышление с картиной города, у жителя фрагментарное мышление (родить детей, вырастить, потом не понятно, вместо того, кто ты). Жители – не спрашивать, что вдохновляет, а наблюдать, спрашивать, что раздражает, эмоциональные вопросы. Проблематизация что волнует мусор – какой (бутылки), почему (плохо пахнет). Общие проблемы масштабны (дороги), несоизмеримость, человек не может решить эти проблемы самостоятельно. Задача – видеть уникальные проблемы, объединять разные проблемы, новое качество решения. В городе нет места для качественной проблематизации. Отсутствие глубокой аналитики, мыслят тактически. Важно красиво описать проблему.
3) Решатели – используют творчество для решения. Дизайнеры, архитекторы и т.д. Сами себе придумывают себе задачи, не отталкиваются от локальной культуры, вдохновляются гуглом и массовой культурой, путешествиями не по своей территории. Вместо разработки решений (методологии), делают сразу продукт, т.к. за него платят заказчики. Решение формируется, как эксперимент – есть проблема, нет решения, кейсы превращаются в отчуждаемую методологию, упаковывается в технологию. Боязнь разрабатывать собственные технологии
4) Делатели – исполнители. В современной России инновационных продуктов нет. Не делятся опытом, не делают заявки на уникальные технологии. Нет запроса на социокультурные, человекоориентированные технологии, которые необходимы в творческой экономике.
5) Экспортеры – туризм, спорт, медиа, высшее образование, интренет, научный обмен. Замкнутые на себя субъекты, экспортируют то, что у них есть (город, выпускники). Экспорт и культурный обмен уникальными продуктами. Параметры: - рынок (нет устоявшихся, они синтезируются, недлительный формат, рынок создается под инновацию. Скорость и уникальность – параметры распространения инновации, развития рынка. Можно продавать технологию сбора данных. В творческой экономике много чего можно продавать.
Связующие элементы, те, которые запускают процесс взаимодействия
6) Кураторы – от масштаба зависит масштаб проекта (город, регион, страна), команда кураторов, которые учатся друг у друга
7) Продюсер – соединение, создание цепочки сложного продукта.
8) Методолог.
В Европе эти компетенции реализуются коллективно.
Все работают параллельно, новые качества рождаются на связанности.
В Самаре проблема с продюсерами – расслабленные. Уникальная самарская модель творческой экономики, как решать это. Продюсеры самостоятельны, решают свои проблемы, а не проблемы среды.
Проблемы
1) Ключевой конфликт – отсутствие заказчика на творческую экономику.
- Государство – сделайте инновацию, но я буду держателем, буду эксплуатировать и продавать на Запад. Молоко без коровы. Инновации невозможны без человека, компетенций, взаимодействия, это человекоориентированная экономика. Инновации или резервация.
- бизнес – для производителей инновации – риск. Сложно общаться с людьми, лучше брендолги из Москвы. Игра в инновации.
Потенциально заинтересованные заказчики
- городские активисты и сообщества. Имеют опыт некоммерческого общения, заинтересованы, могут коммуницировать;
- инновационные предприниматели, локально зарабатывающие на культурных, локальных проектах (услугах);
- локальные эксперты, которые не имеют возможности применять компетенции.
2) Неумение договариваться внутри города.
Система управления креативной экономикой:
- фонд. Бизнес.
- стратегический совет (входят все субъекты). Анализирует рынки и ситуации, предлагает генерировать решения, определяет фокус, идеологи через модерацию договариваются до консенсуса. Сообщества, творческий кластер
- управляющая компания – хозяйство. Администрация – никакой идеологии
Сегодня третья сочетает все, поэтому креативная экономика отсутствует. Возникновение постоянно действующей площадки для возникновения смыслов. Администрация не сможет отдать свои функции, это задача.
В ЦПУ методология: проведение Форума городских сообществ, создание новых моделей (интуитивная логика – те, кто могут создавать независимые ресурсы должны накопить критическую массу).
Проектирование.
1) Мозговой штурм
2) Формирование команды. Вживую. Определяются социальные компетенции (идеолог, коммуникатор, организатор) + волонтеры. Самоопределение – понимание уровня. Развитие городского творческого кластера – переход из одной роли в другую
3) Технология проектирования. Ключевые вопросы
А) кто – инициатор, реализатор, получатель
Б) Зачем – какие проблемы, кого касаются, общие проблемы, личные проблемы (каждого участника проекта, на этапе проектирования
цели – с параметрами измерения (количественно и качественно
В) как? В чем смыслы проекта – генерация идей, локальные культурные коды, выбор формата (место, время, сезон, технические условия, технология
В) дорожная карта – с чего начнем, анализ, формирование команды (мотивация), соц.эксперимент (проверка, например опрос – проверка важно/не важно, позволяет откорректировать все на этапе анализа), проверка гипотез, реализация, рефлексия.
Самарская идентичность
Человек запоминает что-то в период эмоционального переживания, испытание самой сильной эмоции. Идентичность – базовый слой личности, важен для осмысленного взаимодействия с человеком. Люди объединяются вокруг смыслов. Социальное проектирование работа со смыслами. Ключ к идентичности в детстве, в подростковом возрасте. Деконструирование идентичности и нанесение на карту города. Уникальные эмоции могут испытываться в общих местах. Составляются ментальные карты, вскрывающие идентичность. Постсоветский человек характеризуется короткой памятью, ее постоянно растягивают. Рефлексия фиксирует переживание, фиксация и проговаривание эмоций. На данный момент мгновения не фиксируются, жизнь в потоке, нет внимания к мелочам, рассредоточенность, отсутствия внимания к себе. Фрагментарная, утерянная идентичность, разрушение ландшафта, но сообщества начинают самозащищаться, это попытка города сохранить уникальность, проекты городских сообществ по сохранению среды. Не становится как все, где моя уникальность? Для работы с идентичностью необходимо работать.
Городской разговор – начинается с детства, где, что, как испытывал, с чего начиналось, нет того, кто спрашивает или отвечает, делятся переживаниями. Откровенность, общие эмоциональные переживания. Я в этом городе, где родился и где жил. Выписать моменты, которые совпадают «Я и я!». Это элементы самарской идентичности – элементы и топонимы. Получится лента культурных кодов. Понимание эмоции и ее глубины. Средствами искусства возможно воспользоваться для переживания (театр, музыка и т.д.)
Город состоит из мелочей, из эмоций, конкретные детали.
Технология вовлечения через эмоциональную раскачку. Искренность – система ценностей+цель (разница потенциала «чего хочешь» и «кто ты есть»).
Культурный код:
- я волжанин (принадлежность к реке, запах Волги, природы, с гнильцой, Заволга, ил),
- Самара не сразу пустила, не с первого раза, не приветливые лица, настороженность,
- удаленность от центра города, Зелененький и Самарка, Татьянка (нет понятия Заволга), районные праздники – новый год елка на районной площади,
- поселки Управленческий и Сухая Самарка – нет желания переехать в центр, стереотипы про районы – место гопников и скинхедов,
- здание на Самарской площади «наша цель – коммунизм»,
- запах липового цвета на набережной,
- книжный рынок, порно-база данных, Ладецкий и его портреты в картинной галерее,
- киоск на речном вокзале «победа» - «обед», физики продают пирожки
- вчервером в палатке в лесу на Управе, ежедневные поездки в электричке, прогулки в парке с молоком и батоном в Струкачах,
- видно, что город старый, когда смотришь с Волги, не видно труб,
- берег, тут же ты на природе, в городе и за городом,
- в деревне и заволгой – воспоминание о сухой рыбе, жареная рыба на сковороде, твердая сухая пойманная рыба,
- запах с пивзавода – хлеба,
- детство в гаражах, красная лампочка в коммуналке, из гирлянды,
- автобусы-вонючки, лиазы и икарусы,
- стремление к центру с окраин, неформальная гопническая культура, от которой бежали, на Металлурге не так уж и плохо (Тольятти), ежали от одних, догнали другие,
- из Кинеля в парк Гагарина, нравится лазить по военной технике, возможность залезть и заглянуть внутрь,
- не такая Самара, первый раз вижу того, кому нравится Юнгородок, не любовь к близкой Заволге, река течет и течет, надстройки стеклом над старыми здании,
- Самара слушает, умеет слушать, конструрование вне городского пространства, зимнее свидание на Волге, детские атракционы, Балтика 9, Самару познавать пешеходно, походно
-