Детей и подростков»
Вопросы к экзамену
1. Сущность дезадаптивности, основные подходы к ее определению.
2. Основные проявления и виды дезадаптации детей и подростков.
3. Проявления дезадаптации детей в коллективном взаимодействии.
4. Проявление дезадаптации детей и подростков к школьной среде.
3. Дезаптивность как свойство личности.
4. Причины возникновения и факторы развития дезадаптивности детей и подростков.
5. Предмет, сущность и задачи социально-педагогической реабилитации.
6. Основные направления, этапы социально-педагогической реабилитации.
7. Средства социально-педагогической реабилитации, доступные социальному педагогу.
8. Задачи диагностики дезадаптивности детей и подростков.
9. Педагогические инструменты диагностики дезадаптации детей и подростков, формы и методы диагностики.
10. Психологические инструменты диагностики дезадаптивности детей и подростков.
11. Порядок анализа, интерпретации данных, формирование выводов и обобщений.
12 Критерии и показатели диагностики дезадаптации детей и подростков, ее основные уровни.
13. Понятие «педагогическая запущенность». Основные признаки и проявления в поведении ребенка.
14. Последствия педагогической запущенности.
15. Причины возникновения и факторы развития педагогической запущенности ребенка.
16. Цели социально-педагогической реабилитации педагогически запущенных детей.
17. Принципы реабилитации педагогической запущенности.
18. Основные направления, формы, методы и инструменты социально-педагогической реабилитации педагогически запущенных детей и подростков. Постреабилитационный период и сопровождение детей.
19. Понятие «социальная запущенность». Основные признаки и проявления в поведении ребенка.
20. Последствия социальной запущенности.
21. Причины возникновения и факторы развития социальной запущенности ребенка.
22. Цели социально-педагогической реабилитации социально запущенных детей.
23. Принципы реабилитации социальной запущенности.
24. Основные направления, формы, методы и инструменты социально-педагогической реабилитации социально запущенных детей и подростков. Постреабилитационный период и сопровождение детей.
25. Функции и задачи учреждений для дезадаптированных детей. Приюты для дезадаптированных детей и подростков. Семейные воспитательные группы как способ социально-педагогической реабалитации дезадаптации детей и подростков. Социально-реабилитационные центры для дезадаптированных детей и подростков.
26. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптации детей с отставанием умственного развития.
27. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптации детей с особенностями физического развития.
28. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптации детей-инвалидов, а также детей с хроническими заболеваниями и травмами
29. Сущность, цели и задачи профилактики дезадаптивного поведения детей и подростков. Содержание, формы и методы профилактической работы.
30. Задачи социального педагога образовательного учреждения по профилактике дезадаптивности детей и подростков.
31. Основные формы и методы индивидуальной работы с детьми и подростками.
32. Изучение социальной ситуации развития ребенка.
33. Психолого-педагогическое сопровождение реабилитации дезадаптивности детей и подростков.
34. Субъекты индивидуальной работы с ребенком.
35. Психолого-педагогический консилиум, его функции, задачи и возможности.
36. Подготовка рекомендаций для психолого-педагогического консилиума.
37. Деятельность социального педагога по реализации программы социально-педагогической реабилитации дезадаптации детей и подростков.
Перечень тем рефератов
1. Сущность дезадаптивности, основные подходы к ее определению. Основные проявления и виды дезадаптации детей и подростков.
2. Проявления дезадаптации детей в коллективном взаимодействии. Проявление дезадаптации детей и подростков к школьной среде.
3. Дезаптивность как свойство личности. Причины возникновения и факторы развития дезадаптивности детей и подростков.
4. Предмет, сущность и задачи социально-педагогической реабилитации.
5. Основные направления, этапы социально-педагогической реабилитации. Средства социально-педагогической реабилитации, доступные социальному педагогу.
6. Задачи диагностики дезадаптивности детей и подростков. Педагогические инструменты диагностики дезадаптации детей и подростков, формы и методы диагностики.
7. Психологические инструменты диагностики дезадаптивности детей и подростков. Порядок анализа, интерпретации данных, формирование выводов и обобщений. Критерии и показатели диагностики дезадаптации детей и подростков, ее основные уровни.
8. Понятие «педагогическая запущенность». Основные признаки и проявления в поведении ребенка. Последствия педагогической запущенности. Причины возникновения и факторы развития педагогической запущенности ребенка.
9. Цели социально-педагогической реабилитации педагогически запущенных детей. Принципы реабилитации педагогической запущенности.
10. Основные направления, формы, методы и инструменты социально-педагогической реабилитации педагогически запущенных детей и подростков. Постреабилитационный период и сопровождение детей.
11. Понятие «социальная запущенность». Основные признаки и проявления в поведении ребенка. Последствия социальной запущенности.
12. Причины возникновения и факторы развития социальной запущенности ребенка. Цели социально-педагогической реабилитации социально запущенных детей.
13. Принципы реабилитации социальной запущенности. Основные направления, формы, методы и инструменты социально-педагогической реабилитации социально запущенных детей и подростков. Постреабилитационный период и сопровождение детей.
14. Функции и задачи учреждений для дезадаптированных детей. Приюты для дезадаптированных детей и подростков. Семейные воспитательные группы как способ социально-педагогической реабалитации дезадаптации детей и подростков. Социально-реабилитационные центры для дезадаптированных детей и подростков.
15. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптации детей с отставанием умственного развития.
16. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптации детей с особенностями физического развития.
17. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптации детей-инвалидов, а также детей с хроническими заболеваниями и травмами
18. Сущность, цели и задачи профилактики дезадаптивного поведения детей и подростков. Содержание, формы и методы профилактической работы.
19. Задачи социального педагога образовательного учреждения по профилактике дезадаптивности детей и подростков.
20. Основные формы и методы индивидуальной работы с детьми и подростками. Изучение социальной ситуации развития ребенка.
21. Психолого-педагогическое сопровождение реабилитации дезадаптивности детей и подростков. Субъекты индивидуальной работы с ребенком.
22. Психолого-педагогический консилиум, его функции, задачи и возможности. Подготовка рекомендаций для психолого-педагогического консилиума.
23. Деятельность социального педагога по реализации программы социально-педагогической реабилитации дезадаптации детей и подростков.
Дополнительное задание (по желанию - оценивается)
1. Составить терминологический словарь (10-15 терминов) по теме «Социальная адаптация и дезадаптация»
2. Составить теминологический словарь (25-30 терминов) по теме «Нормы и отклонения в социальной ситуации развития ребенка.
3. Схематично изобразить основные сферы социальной адаптации человека и факторы, действующие в процессе адаптации.
4. Сформировать доклад и презентацию по материалам научной статьи.
5. Выполнить диагностику «адаптации – дезадаптации» в парах, составить отчет.
6. Составить программу социально-педагогической реабилитации ребенка.
Литература
1. Василькова, Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М.: Кнорус, 2010. – 298 с.
2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: полный курс. 5-е изд. Учебник. – М.: Юрайт-Изд, 2011. – 302 с.
3. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]: учебное пособие / Ф. Райс, К. Долджин; науч. ред. Е. И. Николаева; пер. с англ.: В. Квиткевич, Ю. Мирончик. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 814 с.
4. Хасенгалиев А. Л. Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике девиантного поведения среди подростков в условиях педагогического колледжа [Текст] / А. Л. Хасенгалиев // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 132-134
5. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Первое сентября, 2008. – 207 с.
2. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. – 160 с.
6. Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В., Основы коррекционной
педагогики. -6-е издание. - М.: Академия, 2010. – 272 с.
7. Дубинин С.Н. Социально-психолого-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков // Вестник СамГУ, 2008. № 4 (63), С.301-305.
8. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособия для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция. Учебное пособие. – М.: Аверсэв, 2007 – 368 с.
10. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков.- М.: Владос, 2008 – 123 с.
11. Лидерс А. Г. Психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2010. – 416 с.
12. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512 с.
13. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные иг-ры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.
14. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: УрГУ, 1986.
15. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды. - М.: Педагогика, 1980 - Т.2.
16. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации “трудных” подростков // Психол. журн. 1984. Т.5. №6, с.48-54.
17. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: РИЦ Консорциума “Социальное здоровье России”, 1993.
18. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер. - М.: РИЦ Консорциума “Социальное здоровье России”, 1993.
19. Кочетов А.И., Вердинская И.И. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.