УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ




Уроки внекдасеногр чтения должны отвечать всем требов ниям, которые предъявляются к любому уроку литературы, вее же это не совсем обычные уроки.

1 Первая типология уроков наиболее полно была разработана в дида
тике С. В. Ивановым (Типы и структура урока. М., 1952), а в методи
литературы В. В. Грлубковым в книге «Методика преподавания литературы
вторая типология в дидактике представлена прежде всего в книге И. Н. К,
занцева «Урок в советской школе» (М., 1956), а в методике литерату
Н. И. Кудряшевым в статье «О типах и видах уроков литературы (к пос
новке вопроса) («Литература В щколе», 1974, № 5).

2 См.: Дидактика средней школы. М., 1975.


:Ж^

Прежде всего здесь учитель.более свободен в выборе произ­ведений» Если на обычных занятиях учитель обязан строго при­держиваться программы, то для урока внеклассного чтения он может сам выбрать произведение из лучших образцов русской классики или зарубежной и советской литературы. В программе по литературе и в журнале «Литература в школе» приводятся списки книг, которые рекомендуются для обсуждения на уроках внеклассного чтения, но конкретные условия работы (предполо­жим, весь класс заинтересовался каким-то произведением) могут существенно повлиять на выбор учителя.

Как правило, на уроках внеклассного чтения основное вни­мание уделяется советской литературе. Люди- своего времени, учащиеся увлекаются произведениями своих современников и читают их особенно охотно. Ребята, конечно, стремятся выяс­нить то, что осталось непонятным при самостоятельном чтении, наконец, им просто хочется поделиться своими впечатлениями от прочитанного. Особенно важно широко привлекать произве­дения советских писателей в VIII—IX классах, где изучается клас-гическая литература. В X классе уроки внеклассного чтения принято посвящать новейшей советской литературе, тематически связывая их с программными произведениями (поэзия В. Мая» ковского — поэзия 70-х годов; М. Шолохов — «деревенская» проза Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина и т. д.).

Существенное значение имеет и тот факт, что уроки вне­классного чтения проводятся не часто —8—12 часов в год. Это \же само по себе по-новому ставит вопрос о системе уроков внеклассного чтения и о ее взаимодействии с программным ма­териалом.

Связь между уроками внеклассного чтения и программными произведениями может носить разнообразный характер. Иногда она выливается в расширение круга чтения произведений писа­теля, которые изучаются по программе. Например, ребята в классе анализируют «Мещерскую сторону», а на уроке внекласс­ного чтения (он может носить вступительный характер) они шакомятся с более доступными им рассказами Паустовского — «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др. Естественно, что подобные уроки сливаются с изучаемой в классе темой, либо помогая в нее войти, либо завершая ее.

Однако привлечение на уроках внеклассного чтения произве­дений только тех авторов, с которыми ученики знакомятся по программе, имеет и слабую сторону — не расширяется круг чте­ния ученика, многие авторы, которые интересуют ребят или которые должны были бы их интересовать, остаются вне внима­ния учителя. Поэтому принят и другой род связи между про-i раммными произведениями и уроками внеклассного чтения — что тематическая связь. Предположим, что на занятиях анали­зируется «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, а на


уроках внеклассного чтения дети говорят о произведениях Великой Отечественной войне..

Особенно широкое распространение получила тематическая! связь в старших классах, где традиционно выделяются такие темы: произведения о труде, «деревенская» проза, нравственный искания в советской литературе, произведения о войне, совре-1 менная Лениниана и др. Последние две темы, как правило, вьИ носятся на уроки внеклассного чтения во всех классах, хотя^ конечно, решаются они на различном материале. Так, тема «Великая Отечественная война в литературе» раскрывается в IV—V классах на произведениях Л. Кассиля «Улица младшего сына», А. Бикчентаева «Сколько лет тебе, комиссар?» и др.; в VI—VII классах — повести А. Рыбакова «Неизвестный солдат»;] В. Быкова «Альпийская баллада», стихи поэтов, погибших на] войне, а в VIII—X классах чаще всего привлекаются трилогия! К. Симонова, повести В. Быкова «Сотников», «Обелиск» и др., ро-| ман Ю. Бондарева «Горячий снег» и др.

Наконец, на уроках внеклассного чтения рассматриваются! иногда произведения того же рода и вида, что ребята изучают! в классе, например завершающий урок о басне может включить! наряду с баснями Крылова также басни Эзопа, Михалкова;] Кривина.

Связь между программным материалом и уроками внекласс-j ного чтения бывает иногда весьма хрупкой и предполагает не] сопоставление, а лишь пробуждение отдельных ассоциаций. TaKJ изучение творчества Тургенева может сопровождаться знаком-1 ством с лирико-философскими миниатюрами М. Пришвина»! а страницам романа Чернышевского может предшествовать урок! внеклассного чтения о современной научной фантастике, посвя-| щенной будущему нашей планеты.

Те 8—12 уроков внеклассного чтения, которые предусмотрены] программой, должны связываться не только с изучаемым в классе произведением, их нужно объединить и между собой.) В каждом конкретном случае это будет своя система уроков,' рассчитанная на определенный ученический коллектив. Но, соз­давая такую систему, нужно учитывать виды уроков внекласЦ ного чтения, которые получили признание в практике:

1) Библиотечные уроки. Учащиеся получают элементарные) навыки работы в библиотеке и знакомятся с новинками книг,/

2) Уроки типа КВН — литературные игры, викторины, opral низующие чтение учеников. Эти уроки особенно распространены; в IV—VII классах.

3) Уроки обзорного характера (или конференции)', знакомя-! щие учащихся с отдельными книгами или с целыми темами («Современные книги о детях», «Школа в искусстве и действи* тельности» и т. д.).

4) Обсуждение книги — диспут, конференция, беседа о про­читанной книге.


Эпизодичность уроков внеклассного чтения заставляет как-то выделять их, делать праздничными, надолго запоминающимися. Праздничность этих уроков может достигаться разными путями. Иногда такой урок является своеобразным творческим отчетом исего класса. К нему ученики готовятся заранее: сами выбирают темы докладов, выполняют самостоятельные задания, готовят выразительное чтение или разыгрывают небольшие сцены, оформляют класс. А иногда праздничность уроку придает сама форма его ведения: урок-концерт, заочная экскурсия и т. д.

Приведем такой урок — заочная экскурсия в VII классе

* Горький в Нижнем Новгороде» '.

Виды Волги и Нижнего Новгорода, фрагменты из кино­фильма, иллюстрации к трилогии Горького составляют зритель­ный ряд экскурсии; ее текст — отрывки из трилогии М. Горь­кого. Последовательность экскурсии подчиняется сюжетному разгоитио действия: приезд Алеши в Нижний, в доме деда, Лле:ша «в людях».

^Урок построен на контрасте: Волга, душистый свежий ветер, нео'бозршые дали — и ничтожные, суетящиеся люди, пришед­шие встречать Алешу; приземистый дом Каширина, окрашенный i ря;знов*той краской, закоптелые потолки, лохани, где мокнут 1>оз1ГИ, ч/жая комната деда — и светлая, уютная, такая человеч­ная!, как и ее хозяйка, комната бабушки; полная жизни и стра-п и пляска Цыганка, величественный танец бабушки — и дикая noipa; непосильная работа «в людях» — и чтение книг, раздви-ьчкдщее перед мальчиком жизненные горизонты.

'Открывают и замыкают экскурсию картины волжских про-сто]ров, зескрайних, зовущих в даль. Но в конце им аккомпани­руют н«слова восторга перед красотой Волги, как в начале

* жсскур:ии», а раздумья Горького о своей судьбе, о судьбе
с iiotero ирода. «Свинцовые мерзости русской жизни, хоть и
1 лвзили.до смерти расплющивая множество прекрасных душ,—

1>усеский человек настолько еще здоров и молод душой, что прео-шшевае:' и преодолеет их» — этими словами завершается экскур-i ия[. От погружает ребят в далекий мир прошлого и одновре­менно заставляет думать о Горьком, о человеке, который сумел щкотивсстоять этой жизни. Дома ученики и готовят ответ на во-нроэс «Рак смог забитый, задерганный дурацкой работой маль-•ш пика феодолеть страх перед жестокостью и пошлостью мира и ироэбитея к жизни доброй, человеческой?».

Структура этого урока достаточна сложна, во всяком слу-мнеэ без специального рассмотрения выявить ее нелегко. Здесь i' i>нсе е<ть свои учебные ситуации, но их протяженность неве­стка и отделяются они не так отчетливо, как в обычных уроках. I р.-анивд между структурными элементами зыбки, подвижны, и ксажд<й новой части урока есть что-то от старой и одновременно

! Ав'эв сценария Т. В. Чирковская.


в ней заключено и новое, движущее урок вперед. Например! описание комнат деда и бабушки рисует обстановку в доме дед! и вместе с тем это переход к следующей структурной части урока, где раскрываются отношения между людьми в домС Кашириных. Структурные части урока как бы «перетекают? один в другой, создавая своеобразный сюжет. Гораздо сложнее! чем обычно, и*рисунок учебных ситуаций: они не несут, прямоги педагогического задания, которое нужно тут же выполнить! Построенные на внутреннем контрасте, где слово и изображении сливаются воедино, учебные задания продуманы таким образом! чтобы их эмоциональное воздействие на учащихся постепенна возрастало, а обрамление (картины Волги) выявляет внутренЯ нее движение экскурсии — от любования и восхищения русской природой к осознанию мощи русской земли и русского чел<Я века. Есть в уроке еще одно обрамление (вступление-цитатм слова М. Ф. Андреевой о Горьком, и домашнее задание), котои рое мы условно назовем педагогическим, так как в нем обнаЯ жена педагогическая задача урока внеклассного чтения.

Усложненность структуры не является, конечно, монополией! тодько уроков внеклассного чтения. Уроки-концерты, заочные экскурсии и т. д. могут проводиться и по программному мате<| риалу, однако все эти формы работы наиболее характерна именно для уроков внеклассного чтения, поскольку требуюЯ серьезной и длительной подготовки и оказывают повышенно*! эмоциональное воздействие на учащихся.

Таким образом, уроки внеклассного чтения, отвечая всел требованиям, которые предъявляются к любому уроку литера^ туры, вместе с тем имеют свои отличительные черты — большун свободу выбора произведений, известную праздничность, вместе с тем эти уроки должны быть внутренне связаны Hi только друг с другом, но и с произведениями, изучаемыми пс программе. Знание отличительных особенностей уроков вне-j классного чтения помогает учителю правильно их спланировать и хорошо провести.


ЛИТЕРАТУРА


/"


Айзерман Л. С. Уроки литературы сегодня. М., 1974.

Дегожская А. С, Чирковская Т. В. Урок в восьмилетней шко-i ле. — «Литература в школе», 1963, М 4.

Кудряшев Н. И. О типах и видах уроков литературы (к постановке вопроса). —«Литература в школе», 1974, № 5.

Раздел «Уроки внеклассного чтения» в журнале «Литература в школе»! за текущий год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: