ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ




Читательские конференции по содержанию и форме близки к урокам внеклассного чтения. Но проводятся они во внеуроч­ное время и участие в них добровольное. Так что на обсужде­ние самостоятельно прочитанных книг приходят те, кто действи­тельно взволнован ими. Чаще всего конференция становится некоторым итогом знакомства с автором или темой.

В V—VII классах основным методом проведения конферен­ции является беседа. Принципы ее ведения те же, что на уроке. Только в еще большей степени они должны отвечать живому читательскому восприятию. Чтобы было интересно думать, гово­рить, дать свое толкование.

Пятиклассники одной из школ Минска читали книги Н. Пе-черского «Генка Пыжов — первый житель Братска», «Кешка и хитрый бог». На конференцию была вынесена еще одна по­весть— «Красный вагон»1. Ребята вдумывались в смысл ее на­звания. От первичного впечатления — «строители жили в ваго­не»'— они в процессе беседы поднялись до обобщенно-поэтиче­ского осмысления: «Красный — это и мечта о дальних странах; Герои книга строили железную дорогу, но они прокладывали:! и путь в город своей мечты». Ребята размышляли над причи­нами поступков героев: «Что привело на стройку Генку? Луку?


1 Протокольную запись этой читательской конференции см. в кн.: К л е ц-кая 3. Н. Внеклассное чтение в эстетическом воспитаний учащихся V— VI классов. Минск, 1969.


десятиклассников?», «Почему не видели они красоты там, где жили раньше?», «Нужно ли обязательно уезжать из родных мест, чтобы определить' меру своих сил?» Отвечая на эти во­просы, они сравнивали героев этой повести и других книг авто­ра, вспоминали Малышка из книги Ликстанова, рассказывали о своих старших братьях... Не все понравилось читателям в по­вести. Сказали ребята о выдуманности эпизода о то,м, как на­шли сумку погибшего геолога («Сколько лет тетрадь лежала в сырости, под дождем, снегом, а буквы не расплылись!», «Не­ужели Глеб такой нелюбопытный? Нашел сумку, а что было в тетради, не прочел!»). Но в целом эта повесть и другие книги Печерского привлекли их тем„ что они «о наших днях, о Сиби­ри, о комсомольцах».

В старших классах предметом разговора на конференции- А бывает уже обычно не книга, а тема, объединяющая ряд произ- \ ведений: «Нравственные уроки, которые дают повести В. Быко- | ва», «Доброта героев Б. Васильева», «Конфликт «Гасиловых» и «Столетовых» в современной советской литературе».

К конференции старшеклассников вопросы ставятся заранее. По основным из них готовятся доклады или сообщения. Они являются опорными в разворачивающейся далее беседе. Напри­мер, к последним повестям В. Быкова:

1. Что роднит героев В. Быкова?

2. Чем можно объяснить предательство Рыбака («Сотников»)?

3. Герои ли Мороз («Обелиск») и Ивановский («Дожить до рассвета»)? В чем сущность героизма?

4. Смысл заглавия повести «Волчья стая». Как этой книгой писатель защищает мир?

Читательские конференции, отвечая на потребность ребят высказать свои суждения о прочитанном, вместе с тем побуж­дают их к более вдумчивому чтению, закрепляют умение участ­вовать в беседе, приучают выступать перед малознакомой ауди­торией (ведь на конференцию собираются ученики целой парал­лели). Читательские конференции подготавливают школьников к более сложной форме обсуждения — диспуту.

ДИСПУТ

Диспут проводится, как правило, в старших классах. В пору становления характера диспут необходим — это своеобразный смотр способности мыслить, отстаивать свои убеждения.

Умение спорить — совсем не простое, ему надо учить. Учить выслушивать чужое мнение, уважать его, побеждать в спорах не криком, не раздражением, а логикой и аргументами, уметь признать, если справедливы, доводы оппонента — все это поиски истины. «Убеждение,— писал В. Г. Белинский,— должно быть дорого потому.только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше».

24*. • 371

< I ' ' ';.■.'■'..;■ iV.-..',.;.i у',,:'


Для спора избираются темы, действительно требующие раз решения, чаще всего морально-этические, потому что вопросы идеала, героизма, добра и ненависти волнуют юношество: «Так ли опасна гасиловщина?» (по повести В. Липатова «И это вс о нем»), «Добрый или добренький Егор Полушкин?» (по пове сти Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»).

В диспуте, который ведет словесник, литература дол'жн быть не поводом для разговора, а основой его, средством позна ния человека и мира. Возможны и задания, нацеливающие на это.

— Мое слово в споре критиков о «Белом пароходе» Ч. Айт матова.

— Узнаю ли я себя и мое поколение в молодом герое совре­менной литературы?

Тема далее разрабатывается учителем совместно с активом, намечаются узловые вопросы — их должно быть немного,— по­могающие разрешить поднятую проблему. Эти вопросы вывеши­ваются вместе с объявлением о диспуте не менее чем за неде­лю. Например, выдвинута для диспута тема «Что такое совре­менность в искусстве?». Вопросы к ней: 1) Все ли произведе­ния современного искусства современны? 2) Можно ли считать современным Л. Толстого и К- Паустовского? Рафаэля и Пи­кассо? Баха и Прокофьева? Да или нет? Почему? 3) Современ­ность и новаторство — это одно и то же? 4) Является ли совре­менность отличительным признаком истинного искусства?

Дискуссии по вопросам искусства важны потому, что на них поднимается целый комплекс нравственных, философских про­блем. Особая роль на диспуте принадлежит ведущему. Он дол«(жен чутко реагировать на настроение аудитории: вовремя про­честь записку, ответить репликой, поднять энергию спора шут­кой и т. д. Поэтому лучше не передоверять ведение диспута ученикам. Ораторы и выступления заранее не намечаются. В противном случае диспут превратится в конференцию. «Ребят не приучайте к трафарету, к готовым формулам,— это у них «проскакивает» мимо ушей,— советовал учителям М. И. Кали­нин.— Если ты говоришь, то говори свое»'. Бывают в споре и; «перехлесты». Но в том-то и состоит искусство ведущего, чтобы тактично повернуть аудиторию от заблуждений к истине.

...Диспут кончился — но он будет продолжаться: на уроках литературы, на страницах сочинений, на просмотре каждого но­вого фильма или спектакля. Ведь на нем были поставлены проблемы живые, и каждый день приносит подтверждение-соб*. ствекной правоты или неправоты.

УТРЕННИКИ И ВЕЧЕРА

Эти праздники проводятся не часто — 2—3 раза в году. Обычно они вызваны юбилеем писателя или особым интересом

1 Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М., 1958, с. 184.


W

ребят к его творчеству -и являются своеобразным итогом дли­тельной работы — классной и внеурочной. Готовятся все клас­сы, учителя литературы, рисования, пения, труда, классные руководители — словом, вся школа. Общее руководство, как пра­вило, берет на себя словесник.

Так, готовясь к вечеру Маршака !, ученики одной восьми­летней школы читали любимого поэта. Для каждого возраста нашелся «свой» Маршак — от первоклассников, совершавших «Веселое путешествие от А до Я», до восьмиклассников, которые зачитывались сонетами Шекспира. Круг чтения для каждого класса наметили учителя литературы.

Ученики VII—VIII классов участвовали в конкурсе сочине­ний. Среди многих тем были и такие: «Смешное в творчестве Маршака», «Сказка Маршака», «Маршак в редакции «Чижа» и «Ежа», «Статьи Маршака о Пушкине, Гоголе».

Конкурс на лучший рисунок прошел с таким успехом, что в школе открылась «Марщаковская галерея». Каждый класс готовил инсценировки: «Знаки препинания», «Мистер Твистер», «Кот и лодыри» и др. Шестиклассники сами изготовили куклы и поставили «Теремок» как кукольный спектакль. Строгое жюри лучшие номера отобрало для заключительного праздника.

И вот он наступил. В зале — большой портрет Маршака. Повсюду цветы. Звучит музыка. «Почтальоны» с большими сумками ведут классы, вручая на каждой «станции» конверт, в котором вопрос-загадка по стихам Маршака. Они же принимают письма-отгадки; жюри в конце вечера подводит итоги.

Все, кто пришел на праздник, сделали себе карнавальные костюмы, оделись героями Маршака. Так что и зрители, и уча­стники концерта— победители конкурсов—■одинаково потруди­лись к своему вечеру. На грамотах-наградах, которые были сде­ланы в школе, стихи Маршака:

Вам от души желаю я, А все хорошее, друзья, Друзья, всего хорошего, ■ Дается нам.недешево!

«Недешево» доставшееся открытие Маршака окупилось воз­росшим интересом к его книгам.

Подготовка к вечеру в старших классах включает те же моменты: чтение, конкурсы, выставки и др. Важно наметить: единый принцип отбора материала: творческий путь писателя ' («Пушкин — начало всех начал»), этап его жизни и творчества (Пушкин в Михайловском); писатель в его связях с другими писателями (Пушкин и поэты-современники), творчество писа­теля и другие виды искусства (Пушкин и музыка) и др. Отобран материал. Это могут быть факты биографии, творческого поис­ка, документы, письма, воспоминания, художественные произве­дения писателя и т. д. Далее важно организовать материал в со­ответствии с идеей вечера. Например, один и тот же материал к

1 См. статью В. Н. Довжиковой «Открываем Маршака» («Литература в школе», 1967, № 6).


вечеру «Пушкин в Михайловском» может быть осмыслен как трагедия гонимого поэта; как победа реализма и народности в творчестве Пушкина; как сила оптимизма, торжество разума, солнечность поэзии Пушкина.

Вечер старшеклассников обычно состоит из доклада и спе­циально подготовленной программы — концерта или литмонта­жа ', связанных по содержанию с основными тезисами доклада. В перерыве между отделениями можно провести викторину, литературные игры.

В последние годы' все чаще литературные вечера вырастают | в- театрализованное действо, в основе которого — специально написанная композиция. Ее особенность'—соединение в один поэтический образ различных текстов — художественного, доку­ментального, публицистического. Монтаж композиции — вид ли­тературного творчества. Авторы — ученики и учитель как полно» правный член авторского коллектива — должны не только со­брать материал, но и обдумать его расположение, потому что звучание каждого текста в композиции определяется не только его содержанием, но и тем, как он сочетается, перекликается с.окружающие2.. •..

Утренники и вечера вовлекают в подготовку и проведение' большие группы учащихся. Готовясь к вечеру, они самостоятель­но открывают для себя писателя, его творчество, его эстетиче­ские и нравственные позиции. А только познанное самостоятель­но по-настоящему переходит в убеждение и характер.

Не следует забывать и о зрителях: для многих такие вечера становятся началом их серьезного чтения.

Таким образом, только широкий круг форм и методов вне­классной работы может обеспечить ее действенность. Qt знания читательского опыта и интересов каждого ученика — к массовой работе — и снова к каждому отдельному ученику, чтобы увидеть его духовный рост, вовлечь в посильное и интересное занятие.

В этой работе складывается свой актив, проявляющий повы- 1 шенный интерес к литературе. Именно ребята, сознательно стре- i мящиеся углубить свои знания, становятся основой, костяком литературных кружков, объединений, клубов.

КРУЖКИ

Кружок охватывает обычнр небольшую группу учащихся, 15—20 человек, близких по возрасту, чаще всего одной парал­лели или даже одного класса. Кружки могут быть читательские,

1 В журнале «Литература в школе» регулярно печатаются материалы к литературным вечерам. Например, к юбилею А. Н. Островского—1973, № 1; литературно-музыкальные композиции о Пушкине для учащихся IV— VI и VII—X классов — 1974, № 2; вечер в честь Дня Победы «Ради жизни на земле»—1975, № 1.

3 См., например, композицию Юрия Карякина «Лицей, который не кон­чается» («Юность», 1974, №6),


ишшяы

литературно-творческие с их разновидностями — переводческие, юных журналистов; кружки художественного слова, драмати­ческие, в том числе и литературный театр; историко-литератур­ные, фольклорные, кружки, занимающиеся изучением творче­ства писателя, одной темы; кружки смежных искусств — кино, живописи, музыки — в их соотношении с литературой и др.

Программу занятий кружка учитель, как правило, создает; / сам, и это требует от него определенной эрудиции, компетентно- / сти. В методической литературе и периодике отражен большой опыт работы кружков. Но рассчитывать на готовые, застывшие планы нельзя. Ведь необходимо, чтобы темы занятий отражали животрепещущие общественные и эстетические вопросы. Про­грамма должна также соответствовать задачам коллектива сво­ей школы. Наконец, руководителю нужно учесть уровень эсте­тического развития своих кружковцев, их духовные запросы.

Читательские кружки обычно создают для учащихся IV—VI классов. «Друзья книги» — так они себя называют — работают в тесном контакте со школьной (или сельской, районной) биб­лиотекой. На своих заседаниях они знакомятся с произведения­ми, не изучаемыми в классе, читают и обсуждают книжные но­винки. Большое место в кружках этого типа занимает вырази­тельное чтение и обучение ему, ведь чаще всего у ребят этого возраста техника чтения еще недостаточна, и это мешает пости­жению произведения.

Чтение вслух — это толчок к разговору. Узкий круг присут­ствующих, доверительная обстановка помогают говорить прямо, смело, открыто, не боясь неумело высказанной мысли, настраи­вают на коллективное осмысливание прочитанного.

На занятиях читательского кружка обязательны игровые моменты, иначе дети устанут, их эмоциональное напряжение упадет. Можно использовать викторины, литературные игры, в в том числе и те, которые требуют подвижности. Дух соревнова­ния, радостное возбуждение игры усиливает общую увлеченность.

«Друзья книги» становятся первыми помощниками учителя в пропаганде внеклассного чтения, они оформляют рекоменда­тельные списки, выставки книжных новинок, активнее всех на читательских конференциях. Их печатным органом становится бюллетень «Голос читателя» или коллективный читательский дневник, в который вписываются лучшие рецензии, самые инте­ресные выступления на обсуждениях.

Кружки, на которых школьники углубленно изучают твор-/ чество одного писателя (Пушкина, Лермонтова, Маяковского,' Гайдара и др.), чаще всего возникают в местах, связанных с жизнью и творчеством этого писателя.

Кружок этого типа организуется и для учащихся V—VII классов, и для старшеклассников. В зависимости от возрастных возможностей он ставит перед собой посильные исследователь­ские задачи и вводит своих членов в мир писателя.

■ '-'■ ; .,-■■'■■'■■■■'

............ '


Программа кружка обычно широкая: чтение доступных для возраста книг писателя; знакомство с литературой биографи­ческого жанра, с воспоминаниями о писателе, с его эпистоляр­ным наследством, с иллюстрациями к его произведениям; посе­щение памятных мест, связанных с его жизнью и творчеством, установление связи с музеями, выполнение их заданий; прове­дение вечеров, праздников, создание выставок, школьных музеев и др. По форме занятия учащихся V—VII классов похожи на работу читательского кружка.

I У старшеклассников занятия ближе к семинарским. Напри-j!Mep, в лермонтовском кружке могут быть заслушаны такие до­клады: «Лирические дневники Лермонтова», «Узник» Пушкина и Лермонтова», «Печорин в «Княгине Литовской» и «Герое на­шего времени», «Лермонтов и Гоголь о Родине», «Родина» Лер­монтова и Некрасова», «Природа Кавказа,в поэзии, прозе и жи­вописи Лермонтова», «Окрестности Пятигорска в описании Лер­монтова» (тема особенно интересна для местных школьников), «Лермонтов в иллюстрациях», «Демон» Лермонтова и Врубеля», «Лермонтов в музыке», «Печорин в романе или киноспектакле».

Кружок старшеклассников, однако, не может и не должен копировать вузовский семинар. Помимо обсуждения сообщений на каждом занятии необходимо дать пищу сердцу, эстетическо­му переживанию учащихся. Поэтому выразительное чтение, прослушивание грамзаписей, просмотр диафильмов, творческие задания, дающие простор воссоздающему воображению ребят, становятся обязательным компонентом занятия. Многое для та-1 кой творческой работы дают стихи советских поэтов, в которых писатель, зачастую отделенный от нас временем, увиден и по­чувствован нашим современником.

Творческим отчетом кружковцев могут быть литературные стеннце газеты, альманахи, куда войдут лучшие доклады, Сочи­нения, сценарии вечеров, утренников, викторины, составленные в кружке, страницы дневников с описанием памятных мест и др..

Литературно-творческие кружки призваны ввести учеников, опираясь на их стремление к собственному творчеству, в мир большой литературы К

Как можно больше читать. Дома. В кружке. Про себя. Вслух. Не следует спешить знакомить юных авторов с «секре­тами ремесла». Ребята, много читающие, усваивают форму эмпирически. Сначала чувствуют ее более чем сознают. И толь­ко тогда, когда уже возникает это чувство формы, можно вво­дить теоретические понятия. Как объяснение, а не как рецепт и свод упражнений.

Каков критерий оценки детского произведения? Как и в про­фессиональном искусстве, в работе учащихся должна проявиться

1 См. об этом: Зепалова Т. С. Можно ли научить детей писать сти хи?-— «Литература в школе», 1977, № 2.


их индивидуальность. Руководителю необходимо дать возмож­ность юному автору «воспеть своим голосом», помогая ему в поисках слова, образа.

Подлинным образцом тактичного, бережного, талантливого руководства детским творчеством могут служить ответы С. Я- Маршака своим юным корреспондентам1. В письмах под­черкнуто прежде всего то, что удалось школьникам: одному — «умение наблюдать, зорко смотреть и рассказывать об этом ко­ротко, точно и просто»; другой — то, что в строчках об осени она не повторяет того, «что всегда пишется о временах года»; третьей — о ее искренности, стремлении «искать в глубине души верные слова». Часто рекомендует поэт вести дневник, рассказы­вать в нем о людях, которые показались достойными внимания, о событиях, которые происходили на глазах.

Письма замечательного советского поэта еще раз напоми­нают: нельзя допускать риторики, декламационности в детском творчестве, «Надо развивать в детях чувство стиля, ощущение родного языка».

Сюжетные рассказы начинающим авторам даются редко. Полезно начинать с записи личных впечатлений: путевые замет­ки, описания, запись воспоминаний участника войны, очерки о знатных людях села (завода). Например, заслуженный учитель РСФСР К. А. Селиванов развивает творческие способности своих учеников, вводя их в поэтический мир природы. Более 30 лет работает в селе Карлинское кружок «Природа и твор­чество». Здесь создаются альбомы природы. В них включаются репродукции"пейзажей русских художников и стихи о природе; фотографии победителей школьного фотоконкурса и художест­венные описания; портреты писателей, любящих природу и пи­шущих о ней, — Пришвина, Паустовского, Солоухина, Пескова.

Доклады в этом кружке помогают осознать значение пей­зажа в художественном произведении: «Красота осени, увиден­ная Тютчевым», «Осень в жизни и поэзии Пушкина», «Приш­вин — поэт природы» и др.

К. А. Селиванов совершает со своими питомцами прогулки в природу, учит их не только «смотреть», но и «видеть». Запи­санные впечатления затем сравниваются с описаниями худож­ников слова — так оттачивается зрение, обогащается язык.

Каждое творческое объединение имеет свой печатный ор­ган— альманах, журнал. Ветераном среди них можно считать журнал «Советская юность», который ученики К. А. Селивано­ва выпускают с 1919 г.2.

Постоянный состав кружка создает дружный, спаянный об­щими интересами коллектив, в котором ярко проявляется пси-

1 См.: Маршак С. Я- Пишите просто, свободно и весело.—«Литература
в школе», 1967, № 6.

2 Подробнее о работе кружка К. А. Селиванова см. в сб. «Внеклассная
и внешкольная работа по литературе» (М., 1970).


хологическая готовность к восприятию искусства. Направлен­ность интересов кружковцев дает возможность формировать у них глубокие знания о художественном процессе, высокую чита­тельскую культуру.

В кружке можно организовать внеклассное чтение в соответ* ствии со склонностями, ученика и при этом избежать односторон­ности. В процессе разнообразной работы с книгой возникает глубокий и осознанный интерес к чтению. Кружок способствует переносу приобретенных знаний, умений, навыков учащихся в* учебные занятия, в сферу их самостоятельного труда.

КЛУБ

Клуб — более высокая организация, чем кружок. Клуб объ­емнее, масштабнее кружка. Он может объединять до 150—200 учащихся разных классов и параллелей. Свободное общение в' разновозрастном коллективе взаимно обогащает членов клуба. Молодость боится односторонности, жаждет схватить все, а клуб по природе своей синтетичен и потому может ответить на разнообразные духовные запросы школьников. Здесь вчера спо­рили о новом фильме, сегодня встречаются с писателем, завт­ра самому можно стать актером, исследователем, сценаристом.

Структура клуба подвижна. Она основана на развитии самой широкой самодеятельности учащихся. Школьники обычно сами дают клубу название, вырабатывают его устав, а порой мани­фест. Старшие учащиеся, наиболее подготовленные, самостоя­тельно руководят секциями. Система «сводных отрядов» для вы­полнения отдельных заданий дает возможность каждому быть и ведущим и ведомым.

В практике сложилась двухступенчатая система приема в клуб. «Вступительный взнос» кандидата — дело. Например, в «Зеленой лампе» (Псков)—это сочинение или стихи на тему «Мой Пушкин», отчет о посещении Пушкинских Гор. В КЛИЧе (Клуб любителей искусств «Чайка» — Запорожье)—участие в подготовке литературно-музыкального вечера.

В каждом клубе имеются секции, обусловленные общим на­правлением его работы. В киноклубе школы-интерната Кали­нина есть секции киноведов, лекторов, кинодемонстрантов; в клубе «Красная ромашка» (Казань, школа № 31) — секции поисковая, занимающаяся сбором материалов о Мусе Джалиле, литературно-драматическая, экскурсоводов школьного музея по­эта-героя; в клубе «Современник» (Бердянск, школа № 16) — секции юных журналистов, организаторов передвижных выста­вок, агитколлективов.

Секция — это своеобразный кружок. В каждой из них уча­щиеся занимаются по особой программе, рассчитанной на год и более. Они становятся организаторами больших массовых мероприятий: вечер школьных поэтов готовит творческая сек­ция; встречу с деятелем искусства — театральная, или музы-'1


кальная, или литературоведческая; юные журналисты ведут клубную летопись, участвуют в выпуске школьной стенной га­зеты, рукописного журнала; искатели создают выставки, музеи и т. д. Тот, кто числится в творческой секции, может участво­вать и в работе театра; корреспондент из отдела писем может стать исследователем, а занимающийся литературным поиском — готовить вечер вместе с членами музыкальной секции.

Руководить секциями клуба могут не только словесники. Участие учителей школы в этой работе делает клуб предметом внимания всего педагогического коллектива и открывает воз­можность учителям реализовать свои творческие увлечения. Оказывают помощь работе местная газета, Дом культуры, рай­онная библиотека да и просто талантливые увлеченные люди.

При всем разнообразии секций клуб существует -как единое целое, направленность всей его работы определяется делом, имеющим общественный смысл: создание музея писателя; агит-выступления перед населением, литературный поиск и др.

В отличие от кружка в клубе меньше ощущается наставни­ческая роль учителя. Здесь он — старший товарищ, для кото­рого, как и для всех, обязателен устав.

Конечно, именно учитель — своеобразный аккумулятор идей. Только увлеченность и творческая активность учителя могут сообщить клубной работе, считал А. С. Макаренко, «необходи­мую для нее страсть, горение талантов и рождение творцов»1. Учитель помогает выбрать дело, которое бы захватило всех и было бы реально выполнимым. Он не дает готовых рецептов," а находится в поиске вместе с учениками. «Когда руководитель ищет новые формы, детям лучше всего,— писал С. Т. Шацкий.— Они прекрасно понимают это искание. И нередко слово «не знаю», сказанное руководителем, создает то настроение, которое им нужно... Вот почему главное в этой работе —умение искать...»2.

Универсальность клуба делает его подлинным центром вне­классной работы по литературе в школе. Влияние учителя уси­лено во много раз той коллективной духовной жизнью, которая складывается в живом, творческом коллективе клуба.

Клуб приобщает к интересным занятиям, к делу, нужному для всех. Традиции скрепляют коллектив, и, кончая, школу, уче­ники не уходят из клуба, становясь помощниками учителя в орга­низации большой, сложной и радостной деятельности.

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Литературное краеведение занимает особое место в системе внеклассной работы,' как форма активного, действенного позна­ния родины, ее истории, ее культуры. Учить понимать и любить

1 Макаренко А. С. Соч., т. 1. М:, 1957, с. 591.

'Шацкий С. Т. Педагогические сочинения, т. II. М., 1964, с. 53-— 54.


прекрасное — это значит и учить понимать и любить жизнь, людей, землю, на которой родился.

Краеведение ведется в двух направлениях: открытие того,
/I чем богат, чем знаменит родной город, село, край, и выход за
/| пределы области для знакомства с культурными центрами или
v) памятными в жизни и творчестве* писателя местами.
' Помогает сделать работу более систематической и. делена»

правленной составление картотеки или карты-плана. Сюда наносят памятные места, связанные с писателями, деятелями ис­кусства, названия произведений, в которых отразились родные места'. Эти карточки заполняются постепенно, поэтому они по­могают и наметить план работы — чтения, поиска, экскурсии, и одновременно подвести итог сделанным открытиям.

Задания следопытам должны быть совершенно конкретными, ■ посильными для их возраста: сбор сведений о писателях, родив­шихся в пределах края; розыски, и описания объектов, изобра­женных в художественном произведении (дома, улицы, село, город, колхоз, завод); описание местной природы, собирание сведений о лицах, являвшихся прототипами литературных геро­ев, и т. п. Все это обогащает школьников литературными впе­чатлениями, укрепляет их любовь к родному краю.

От экскурсий, Организованных местными музеями, экскурс-бюро, по мере накопления материала можно перейти к экскур­сиям, проводимым самими учащимися. В этом случае юные экс­курсоводы специализируются на разделах городского, школьного музея или на каком-либо объекте своего города, села.

Литературные экскурсии («Тургеневские места в Орле», «Пе­тербург Достоевского», «Горький в Арзамасе» и др.) хорошо со провождать выразительным чтением. Тогда у каждого юного экс курсовода будут помощники — чтецы, иллюстраторы. Пусть группа за один раз пройдет не весь маршрут, но зато каждый дом, изгиб реки, переулок оживут, запомнятся навсегда.

Очень популярны экскурсии в памятные литературные места, в Пушкинский заповедник, в Ясную Поляну, в Мелихово. «Я н знаю,— писал Паустовский,— в чем очарование мест, связан ных с памятью замечательных людей. Но оно бесспорно. В не соединяется гордость за силу человеческого духа, пение стихов доносящихся как бы из глубокой полевой дали, ясное ощущени" что время теряет в таких случаях свою разрушительную силу что забвения нет. И, наконец, радостное сознание необыкновен ного блеска и мужества мысли, оставленного нам в наследство прекрасным предшественником».

Нужно дать ребятам возможность походить по этим святым местам не только с экскурсией. Постоять в вечерней тишине

1 Для создания картотеки можно использовать справочные издания типа «Наш край в документах и иллюстрациях», «Литературные места в...», «Писа­тель и родной край», летописи жизни и творчества писателей, мемуарную литературу, творчество изучаемых писателей.

• ■ ■ ■


у могилы поэта. Походить по тем дорогам, по которым ХОДИЛ писатель. Экскурсия может смыкаться с более сложной фор* мой — походом.

Поход — одно из самых ярких событий в жизни школьников. Подготовка к нему может начинаться не менее чем за дни-три месяца. Она включает в себя чтение, изучение жизни и твор­чества писателей, связанных с маршрутом похода, создание сценариев будущих вечеров. Такого рода предварительная рабо­та подготавливает ребят к активной встрече с прекрасным, ина­че романтика походного быта, приключения заслонят то, ради чего приехали школьники.

Острота7впечатлений усиливается цельностью задач похода. Многотемность, обилие увиденного рассеивает внимание. Значи­тельно полнее эмоциональный багаж от походов коротких или с очень четко выраженной единой темой, особенно если перед участниками ставятся посильные задачи: отправиться на Север в экспедицию за произведениями устного народного творчества; воссоздать топографию произведения и пройти по пути его героев или пройти маршрутами странствий писателей, сравнив их опи­сания с увиденным.

Выполнение в походе исследовательской или иной задачи придает ему характер общественно значимого дела, имеющего благородный смысл. Более зрелым у школьников становится чувство родины, причастности к ее истории и современности.

МУЗЕЙ

Длительная работа по литературному краеведению, накопле­ние, систематизация материала, исследования, встречи вовле­кают ряд поколений учащихся в дело творческое и нужное, из которого вырастает потом школьный музей.

Когда музей уже открыт и действует, он начинает работать на школу, на район, на юных и взрослых людей и определяет дальнейшее содержание работы кружка, клуба, продолжаясь в новых связях, поездках, исследованиях'.

Многие школьные музеи стали известны на всю страну.

Театральный музей школы № 1 г. Сокола Вологодской обла­сти официально объявлен филиалом Государственного театраль­ного музея им. А. А. Бахрушина за пропаганду театрального искусства среди учащихся и жителей города и области. «Как создается спектакль», «Образ В. И. Ленина на вологодской сце­не», «Горький и театр», «Маяковский и театр» — с этими и по­добными лекциями-концертами постоянно выступают «сотруд­ники» музея.

'См.: Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. М., 1972, В пособии даны советы по организации музея. Консультации также можно Получить в Государственном Историческом музее в Москве (Красная пл., д, 1), «Отдел школьных музеев».


■Г • ■ ' г

Музей Тютчева в Овстугской школе на Брянщине проводит

для всего района праздник поэзии. Это ряд поколений тютчевдев

восстановили парк в усадьбе поэта, погибший в годы войны.

Белая Калитва. Школа № 2. Музей «Слова о полку Игореве», созданный литературным обществом «Бонн». Здесь редчайшее собрание книг и рукописей на русском, украинском, грузинском, финском, башкирском, болгарском, польском, датском, француз­ском и других языках, более 300 изданий «Слова».

Много дорог исходили члены общества «Боян», чтобы восста­новить топографию древнейшего памятника русского эпоса. И наконец осуществлена- их мечта: на горе Караул, в между­речье Быстрой и Калитвы, где, по предположению советских ученых, в далеком 1185 г. произошла битва русичей с половца­ми, воздвигнут монумент.

Только развивая эстетическое отношение к миру, фантазию можно разбудить у школьников стремление создавать красивый мир на земле. Через эстетическое переживание к воспитанию гражданскому и нравственному — такова.основная магистраль внеклассной работы по литературе. Не все* из участников круж­ков, клубов, объединений станут филологами или искусствове­дами. Но никто из них уже не сможет жить без хорошей книги, музыки, интересной выставки. Внеклассная работа не менее нуж-* на и учителю. Она помогает ему находиться в вечном поиске, вводит его в мир науки, искусства, делает образованнее, интел­лигентнее и озаряет живой и бескорыстной дружбой с его воспитанниками.

ЛИТЕРАТУРА

^ >.

Внеклассная и внешкольная работа по литературе. Под.ред. Я- А. Рот-

ковича. М,,1970.

Збарский И. С, Полухина В. П. Внеклассная работа по литературе (IV—VIII классы). М., 1975.

Мусорин Н. П. Внеклассная работа по литературе со старшеклассни­ками в условиях сельской школы. Куйбышев, 1971.

Пушкарева М. Д. и Снежневская М. А. Связь классных и вне­классных занятий по литературе V—VI классов. М., 1963.

Разумовская Л. С. Литературный вечер в школе. Л., 1966.

Славина И. И. Литературный клуб старшеклассников, Л., 1969.

Я н к о М. Д. Литературное краеведение в школе. М., 1976.

* * *

Задача данного пособия — раскрыть наиболее существенные проблемы, без знания которых нельзя сегодня работать в шко­ле, ввести будущих учителей в принципиальные вопросы совре-менной методики. Методика не должна и не может останавли­ваться на однажды открытом. Каждое поколение учеников и учителей вносит и будет вносить в нее нечто свое, обусловленное временем и потребностями общественного развития. В этом смысле можно говорить о неисчерпаемости возможностей и от­крытий в преподавании литературы.

1 ' *


I.ЯПШНШГ

»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................... 3

' Раздел первый

Литература в школе как учебный предмет......... 7

Методика преподавания литературы как наука.....'...' '■ *.:'.,;*"

Формирование методики преподавания литературы как науки •',... 19

Раздел второй

Методы обучения литературе.... «■..... '-.. 62

Учитель литературы............................................ 77

Ученик. Возрастные особенности восприятия учащимися литературных

произведений...................................................... „......- 84

Содержание и структура курса литературы в школе...... 95

Раздел третий

Пути изучения литературного произведения в школе..... 107

Приемы изучения литературного произведения в школе..... 132

Этапы работы над программной темой курса........ 15В

Вступительные занятия к изучению литературного произведения •—

Изучение биографии писателя в школе...................................................... 172

Работа над текстом художественного произведения и ее этапы... 190

Заключительные занятия в системе работы над литературным

произведением.............. 210

Изучение произведений в их родовой специфике......... • 217

Изучение эпических произведений.......................................... V —

Изучение драматических произведений........... 230

Изучение лирических произведений........................................................ 244

Раздел ч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: