Некоторые эксперименты для развития навыков терапевта




«Слепой пациент и немой терапевт» Работа в группах из 3 человек. Пациент рассказывает в течение 5 минут свою проблему. Терапевт может реагировать на нее только прикосновениями к телу пациента (так как пациент «слепой», жесты и знаки на расстоянии не воспринимаются). Наблюдатель описывает особенности контакта, как распределялась энергия. Обсудить чувства терапевта.(Елена Петрова)

«Исследование прерываний контакта». Клиент, терапевт и наблюдатель. Клиент говорит о своей проблеме, в течение 2 минут. Затем продолжает рассказ, используя только «слияние», 2 минуты. Терапевт поддерживает тему.. Следующие 2 минуты – только интроекты, затем 2 минуты проекции, 2 минуты ретрофлексии и в финале 2 минуты свободно. Задача терапевта – поддерживать в каждый момент только один вид прерываний контакта у клиента. Наблюдатель может дать поддержку терапевту, если необходимо.

 

«Советник». Работа в тройках. Терапевт работает с клиентом, рядом находится «советник». Каждые 2 минуты он кладет руку на плечо терапевта, и тот рассказывает «советнику», какие чувства сейчас, как ему кажется, есть у клиента и что он сам, терапевт, испытывает в адрес клиента. После этого сессия продолжается.

«Развитие невербального осознавания» Клиент что-нибудь рассказывает, а терапевт проговаривает вслух некоторые его невербальные проявления. (помещает функцию id в зону осознавания).

 

Работа с именем

 

Имена, которые записаны в документах, отражают родительские ожидания, направленные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны. Кроме «официального» имени» человек несет детские и «особенные» имена. Те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги.

Для исследования стоит обратить внимание на само имя и его значение, варианты имени(в том числе имя, когда он был ребенком), прозвища. Предлагается несколько вариантов экспериментов, которые могут активизировать чувства, связанные с именем и ассоциированных с именем отношений в первоначальной семье.

Разные варианты экспериментов, выделяя разные фигуры, позволяют фокусироваться на разнообразных аспектах одной большой темы. Нет смысла делать их подряд, – но стоит выбрать подходящий для данной сессии.

 

Вспомните имена, которыми Вас называли в детстве. Кто дал Вам эти имена, в каких обстоятельствах Вас называли тем или иным именем. Кто называл. В каких обстоятельствах. Какие чувства Вы испытываете, когда думаете об этих именах. Как чувства есть у Вас к этим людям сейчас.

 

 

Вспомните детские имена и прозвища. Какие чувства они вызывали. Выберете наиболее яркие. Вспомните «детские» ощущения и назовите себя сейчас этим прозвищем. Какие чувства и кому выражало это имя. Как к Вам относились те, кто давал это имя или прозвище. Проиграйте сценки с вашим партнером.

 

Какие у вас сейчас есть прозвища или ласкательные имена. Как вы их получили. Какие области жизни они затрагивают.

 

Есть ли разные имена сейчас дома и на работе. Если да, с чем это связано. Какие у вас сейчас варианты имен. В каких ситуациях вас так называют, когда вы так представляетесь, кому, где. Какие чувства у вас ассоциируются с этими именами. Какие отношения с этими людьми.

 

 

Вспомните ваши имена в разные периоды жизни. Вспомните отношение к своему имени в разные периоды жизни. Как оно менялось. Гордились ли вы, любили свое имя, или были периоды негативного отношения. Связь изменений в жизни, в том числе кризисов, и отношения (выбора) имен

 

 

Какая связь имен и отношения к своему полу. Ваше имя – были ли случаи, когда вас называли именем, не соответствующим вашему полу, или которое вызывало насмешки.

 

Как выбирали Ваше имя родители. Что вы об этом знаете. Их ожидания. В честь кого.Какое символическое значение вашего имени, что оно значит в переводе, что оно значило для Вас в разные периоды жизни.

 

Как вы себя чувствуете с вашим именем среди толпы (среди других). Отношение к тем, у кого такие же имена, чувствуете ли вы себя хорошо или у вас возникают негативные чувства, когда есть еще люди с такими же именами. Если Ваше имя уникальное – как вам среди тех, кто носит обыкновенное имя.

 

Если бы вы выбирали себе имя заново – какое бы вы выбрали втрое имя и почему, что оно могло бы символизировать. Какие есть доводы для сохранения старого имени. Какие резоны для выбора нового.

 

Работа со сновидениями.

 

Фриц Перлз предложил для работы со сновидениями технику «идентификация с образом сна». Он предложил человеку, который работает со своим сном, «играть роль» персонажа из сна, двигаться и говорить от его имени.

 

1. Расскажите сон от первого лица. Выделить наиболее «энергетизированные» элементы сна. Последовательно идентифицироваться с каждым «объектом» из сна, произнести монолог. Возможна организация диалога между элементами сна. Найти проекцию этих отношений в «дневной» жизни (это действие называется «челнок»)

 

2.Выберите фрагмент сна и нарисуйте его. В паре выберете 2 «персонажа» из сна. Вылепите из партнера, как из глины, одного из персонажей вашего сна. Это может быть движущаяся скульптура. Повзаимодействуте с этой фигурой, действуя от имени второго персонажа. Поменяйтесь ролями – теперь вы сами сыграете ту роль, которую играл ваш помощник, он сыграет второго персонажа вашего сна. (Елена Петрова).

 

3.«Диалог снов». Работа со сном в малой группе. Нарисуйте иллюстрацию для сна, который приснился вам когда-то. Пусть это будет два или три предмета. В паре выберите из каждого рисунка по одному «персонажу». Пусть каждый из вас в роли своего персонажа проведет диалог с персонажем из сна другого человека. Проведите диалог между этими фигурами, осознайте, как и с кем этот же диалог мог бы иметь место в жизни (Елена Петрова)

 

4.«Антисон». Работа в парах. Расскажите сон последовательно. Выберите и запишите списком все существительные, прилагательные и глаголы. Найдите антоним (противоположность) для каждого слова. Расскажите новую историю (сон), который состоит из этих новых слов, вашему партнеру. (Даниил Хломов)

 

5.Работа в группе. Участник рассказывает сон. Каждый из слушателей выбирает одного «персонажа» и делает рисунок. Затем в парах проиграть роли этих персонажей, как вариант – сделать диалог между выбранными персонажами. Осознать, какие ваши чувства оказались отражены в этом сне (Елена Петрова)

 

6.Работа в группе. Выбрать фрагмент сна, рассказать и построить из предметов и людей пространство сна. Попробовать как можно было бы существовать в это пространстве, какие осознавания. Стоит при этом заменять собой по-очереди участников, которые «исполняют роль» разных персонажей сна и действовать (в том числе говорить) от их имени.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: