1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».
6. Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на это. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
7. Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определенным.
8. Дайте понять ребенку (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить): когда этот неприятный разговор закончится, инцидент будет исчерпан.
9. Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от нее к сегодняшней.
10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.
Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (качества результатов воспитания)
Составляющие качества воспитания | Критерии | Показатели | Методики изучения |
1. Качества результатов воспитания | 1. Уровень воспитанности ▪ Мировоззрение | Принятие идеологии белорусского государства, культуры мира, системы общечеловеческих ценностей. Устойчивость взглядов, убеждений, умение их отстаивать. | Размышления, сочинения, беседы, опросники, тесты, анкеты, наблюдения |
▪ Патриотизм и гражданственность | Уровень идейно-политического сознания. Уважение Конституции РБ, законопослушание. Чувство любви и гордости за свою Родину, готовность ее защищать. Участие в социально значимых проектах. | Наблюдения, ситуации поведенческого выбоа, анкеты, тесты («Я-позиция», «Веер суждений»), опросники, сочинения, интервью | |
▪ Коллективизм | Участие в делах коллектива. Осознание товарищеского долга. Способность трудиться для блага общества, коллектива, других людей. | Методики диагностики сформированности коллектива, социометрия, анкеты («Наши отношения и др.), опросники, наблюдения | |
▪ Трудолюбие | Добросовестное отношение к учению, труду, обязанностям. Участие в общественно-полезном труде. Владение основами экономики, экологии, культуры труда. Способность к саморазвитию и самореализации | Наблюдения, анкеты, опросники для выявления готовности учащихся к выбору профессии, анализ участия в творческой и трудовой деятельности | |
▪ Нравственность | Гуманное отношение к окружающему миру. Проявление заботы о ветеранах войны и труда. Сформированность нравственных качеств (совестливость, милосердие, порядочность и др.). Способность к саморегуляции, дисциплинированность. Социальная адаптированность, способность противостоять негативным тенденциям. Отношение к белорусской культуре. Умение видеть и ценить прекрасное, искусство. | Наблюдения, квалиметрические методики (ситуация поведенческого выбора, оценка поведения), интервью и самоинтервью, тесты (выборочного решения, ранжирование, «Когда вижу, я…», «Размышляем о жизненном опыте» и др.), методики изучения мотивов участия в деятельности | |
▪ Навыки здорового образа жизни | Отношение к своему здоровью как к ценности. Регулярные занятия физкультурой и спортом. Опрятный внешний вид и правильная осанка. Сформированность гигиенических навыков и привычек. Владение принципами культуры питания. Отсутствие вредных привычек. Динамика физического развития и состояния здоровья. | Наблюдения, беседы, анкеты, самооценка, опросники, результаты традиционного контроля, статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся | |
▪ Готовность к семейной жизни | Усвоение культуры семейных отношений, гендерной культуры. Уважение своей родословной, традиций семьи. Чувство ответственности за свою семью. Уважение к старшим. Забота о младших. | Беседы, игры, сочинения, тесты (графические методики, рисунок сюжетного содержания и др.), наблюдения |