Красноярский институт железнодорожного транспорта




- филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Иркутский государственный университет путей сообщения»

 

 

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономика»

 

УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

Выпускная квалификационная работа

по дисциплине «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

ДР.531122.38.03.01.ПЗ

 

 

Выполнил: студент группы Э.3-13-2   _____________ С.А.Фролов (подпись) «__»_______ 2017 Принял: к.э.н., доцент   _____________Т.А.Цыркунова (подпись) «___» ____________2017

 

 

Красноярск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  
1 1 Учет расчетов с поставщиками в ООО «ЛесСнаб»  
1.1 Формы и нормативно-правовое регулирование расчетов с поставщиками и подрядчиками  
1.2 Документальное оформление расчетов с поставщиками  
1.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и их отражение в отчетности  
2 2 Экономический анализ расчетов с поставщиками в ООО «ЛесСнаб»  
2.1 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности предприятия по расчетам с поставщиками  
2.2 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности предприятия по расчетам с поставщиками  
2.3 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия по расчетам с поставщиками  
3 3 Аудит расчетов с поставщиками ООО «ЛесСнаб»  
3.1 Обзорная проверка финансовой отчетности ООО «ЛесСнаб»  
3.2 Планирование и порядок проведения аудита расчетов с поставщиками  
3.3 Оформление результатов аудита в ООО «ЛесСнаб»  
Заключение  
Список использованной литературы  
Приложения    

 

 

Введение

 

Деятельность любой организации немыслима без расчетов с поставщиками и подрядчиками. Они являются одним из наиболее распространенных видов расчетов. Правильное отражение в учете расчетов с поставщиками и подрядчиками имеет исключительно важное значение, поскольку суммы балансовых остатков по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам, и по кредиторской задолженности данной группе контрагентов, а также периоды оборачиваемости задолженности влияют на оценку финансового состояния организации. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками должен обеспечить контроль возникновения кредиторской задолженности в процессе расчетов за поставленные товары, работы и услуги, фиксирование сроков и фактов погашения, а также реальной оценки этой задолженности и полноты оплаты счетов контрагентов. Кроме того, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками непосредственно влияет на уровень налогообложения предприятия в части Налога на добавленную стоимость. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования достоверной информации об их состоянии, что необходимо для обеспечения бесперебойной хозяйственной деятельности организации. Особенно это важно в условиях нестабильной экономической и политической обстановки в нашей стране.

Целью данной работы является изучение и оценка действующей практики учета, анализа и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации, определение направлений ее совершенствования. Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть формы и нормативно-правовое регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- описать особенности документального оформления операций и изложить методику аналитического и синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- проанализировать существующие расчеты с поставщиками;

- провести внешний аудита данного участка;

- обработать результаты проведенного аудита.

Объектом исследования в данной работе является ООО «ЛесСнаб». В соответствии с Уставом и действующим законодательством, данная организация осуществляет лесозаготовительную деятельность.

Предметом исследования в данной работе является действующая практика учета и показатели состояния расчетов с поставщиками в данной организации.

Теоретической и методологической базой исследования стали учебные пособия и научные монографии по бухгалтерскому учету и аудиту, комплексному экономическому анализу деятельности коммерческой организации. Информационную основу исследования составила бухгалтерская отчетность предприятия, а именно форма № 1 «Бухгалтерский баланс»; форма № 2 «Отчет о финансовых результатах» за 2014-2016 гг., оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за 2014-2016 гг.

В процессе исследования применялись следующие методы исследования: обобщение, графический, табличный, классификации экономического анализа, а также приемы общего и факторного анализа.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности ООО «ЛесСнаб» для управления кредиторской задолженностью как метода улучшения финансового состояния предприятия.

Работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Выпускная квалификационная работа содержит 37 таблиц, 9 рисунков, 22 приложений, 80 страниц основного текста.

 

 

1. Учет расчетов с поставщиками в ООО «ЛесСнаб»

 

1.1 Формы и нормативно-правовое регулирование расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Основные документы, регулирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, рассматриваются в разрезе уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и представлены на рисунке 1.1.

Первый (законодательный)
Прямое или косвенное регулирование постановки учета в организации
Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; ФЗ «О бухгалтерском учете №402»
Второй
Обобщаются принципы и базовые правила учета, излагаются основные понятия, а также бухг. приемы
Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ №34 от 29.07.98г.; ПБУ «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в ин. валюте (ПБУ 3/2006); ПБУ «Учет МПЗ»; ПБУ «Доходы организации» и ПБУ «Расходы организации»
Методические указания «О порядке формирования бухг. отчетности организации»; Методические указания «По инвентаризации имущества и финансовых обязательств»; «О порядке отражения в бухг. учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организации за поставку товара, выполненные работы и оказанные услуги»; План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению плана счетов №94н

 

 



Четвертый
Формирование учетной политики организации в методическом, техническом и организационном
Устав организации; Учетная политика организации; Иные организационно-распорядительные документы, разрабатываемые самой организацией
Третий
Раскрытие норм ПБУ

 

 


Рис. 1.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками [35]

Анализируя указанную систему, отметим, что в процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций появляются обязательства по расчетам за полученные товарно-материальные ценности, потребленные работы и услуги перед другими предприятиями и организациями, выставленным претензиям и т. д. В Гражданском кодексе РФ существует понятие обязательства (ст. 307) как отношения, в силу которого должник обязан совершить в пользу кредитора соответствующее действие, оплатить товар, работы, услуги, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности [1].

В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться документами [3]. Это касается расчетов и с поставщиками и подрядчиками. В статье 9 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» сказано, что первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни. А также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» приведены основные требования к первичным учетным документам и регистрам, которые представлены в Приложении А.

В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и (или) на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» [22]. На практике, обычно, на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитывают расчеты с поставщиками и подрядчиками, с которыми организация работает постоянно, а через счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» совершает разовые сделки.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками может осуществляться как в российских рублях, так и в иностранной валюте. Согласно пункту 4 ПБУ 3/2006 стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли [11]. Пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации. Также в пункте 11 ПБУ 3/2006 сказано, что в бухгалтерском учёте отражается курсовая разница, возникающая по погашению дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс на дату исполнения обязательств по оплате отличался от курса на дату принятия этой задолженности к учёту. Рассмотрим на практическом примере как учесть задолженность перед поставщиком, если цена договора выражена в иностранной валюте.

Пример: ООО «ЛесСнаб» покупает 27 тонн целлюлозы из лиственных пород, цена которых согласно договора, составляет 500 долларов США за тонну (в том числе НДС — 2059 долларов США). Оприходовать и оплатить целлюлозу ООО «ЛесСнаб» должно в рублях. Курс доллара США составил: на дату оприходования целлюлозы — 56,2376 руб./USD; на дату оплаты целлюлозы — 72,8827 руб./USD.

Решение:

1) Дебет 10 Кредит 60 — 643414 руб. ((13500 USD — 2159 USD) х 56,2376 руб./USD) — оприходована поступившая целлюлоза;

2) Дебет 19 Кредит 60 — 115793 руб. (2159 USD х 56,2376 руб./USD) — учтен НДС по оприходованной целлюлозе;

3) Дебет 68 Кредит 19 — 115793 руб. (2159 USD х 56,2376 руб./USD) — зачтен НДС по оприходованной целлюлозе;

4) Дебет 60 Кредит 51 — 983916 руб. (13500 USD х 72,8827 руб./USD) — целлюлоза оплачена поставщику;

5) Дебет 91-2 Кредит 60 — 224709 руб. ((72,8827 руб./USD — 56,2376 руб./USD) х 13500 USD) —увеличена задолженность перед поставщиком по оплате материальных ценностей (отражена отрицательная курсовая разница).

Если курс валюты на дату оплаты целлюлозы был бы ниже, чем на день их оприходования, то необходимо было бы отразить положительную курсовую разницу: Дебет 60 Кредит 91–1 — 224709 руб.

Отрицательные или положительные курсовые разницы возникают, только если оплата за товары, работы, услуги поступает после их оказания. Если расплачиваются авансом, то курсовые разницы не возникают (п. 9, 10 ПБУ 3/2006).

Возвращаясь к анализу нормативно-правовых актов, продолжим исследовать Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 9.06.2001 г. № 44н с последними изменениями и дополнениями от 25.11.2010 г. № 132н) (далее ПБУ 5/01). Напрямую ПБУ 5/01 не регулирует учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Но там сказано, что материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, т. е. в фактическую себестоимость помимо различных расходов включаются и суммы, которые уплачиваем поставщику при расчетах (п. 6 ПБУ 5/01): Дебет 10, 11, 41 и т. д. Кт 60.

В свою очередь в соответствии с Методическими указаниями «По инвентаризации имущества и финансовых обязательств» инвентаризация расчетов с поставщиками, кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должен быть подвергнут счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Данный счет проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности [16].

Далее отметим, что в настоящее время выделяют наличную и безналичную форму расчетов с поставщиками и подрядчиками. В качестве основных нормативных документов, регламентирующих осуществление наличных расчетов, выступают следующие:

1.Указание Банка России от 11.03.2014 №3210-У (ред. от 03.02.2015) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» [19].

2.Указание Банка России от 07.10.2013 №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» [20].

Погашение возникшей у предприятия дебиторской и кредиторской задолженности может быть осуществлено получением или выдачей из кассы наличных денежных средств, однако, Указанием ЦБ РФ №1843-У установлен лимит по расчетам между юридическими лицами по одной сделке равный 100тыс.руб.

Наряду с наличной формой расчетов с поставщиками и подрядчиками, наибольшее распространение имеет безналичная форма, которая представляет собой расчеты путем записей на счетах участников расчетов.

Безналичные расчеты осуществляются через банк и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета организаций, принимающих участие в расчетах. Участниками расчетов определяется форма безналичных расчетов, под которой понимаются способы и порядок исполнения денежного обязательства с использованием денежных средств на банковском счете должника [17].

В соответствии со ст. 862 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ, а также Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 №383-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 №24667) выделяют следующие формы ведения безналичных расчетов:

- расчеты платежными поручениями:

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты инкассовыми поручениями;

- расчеты чеками;

- расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

- расчеты в форме перевода электронных денежных средств [17].

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является неотъемлемой составляющей учетной системы любой компании. Кругооборот взаимных расчетов требует полноты и достоверности отражения информации, от чего зависит правильность принятия управленческого решения. Одной из основных проблем контроля данного вида расчетов является неверное заполнение первичной документации, а также ошибки в отражении операций бухгалтерского учета, в связи с динамично изменяющимся законодательством.

Последствием подобных ошибок могут выступать штрафные санкции в отношении компании. Для минимизации негативных ситуаций следует уделять особое внимание квалификации работников, а также внедрять системы бухгалтерского учета для упрощения отслеживания изменений в законодательстве. Учет расчетов с контрагентами является одним из основных этапов бухгалтерской работы, ввиду того, что именно на нем формируется основная часть доходов и денежных поступлений компании. На основании вышесказанного, можно отметить, что грамотная организация расчетов с контрагентами, оказывает значительное влияние на финансовые результаты.

Таким образом, были рассмотрены формы и основные нормативно-правовые документы, которые регулируют учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. По результатам можно сделать вывод, что необходимо опираться на данные нормативно-правовые документы, а также отслеживать изменения, происходящие в них, чтобы у организации не возникли различные нарушения, которые в дальнейшем могут грозить штрафными санкциями.

 

 

1.2 Документальное оформление расчетов с поставщиками

 

ООО «ЛесСнаб»в процессе работы пользуется услугами сторонних организаций поставщиков и подрядчиков. От поставщиков на предприятие поступают товарно-материальные ценности (сырье, материалы, запасные части и т. д.). Подрядные организации выполняют строительные, научно-исследовательские и ремонтные работы оказывают услуги (подачу тепла, воды, газа, электроэнергии и др.), необходимые для осуществления производственной деятельности организации.

Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, к которым относится и договор поставки. По содержанию указанные договоры должны соответствовать требованиям, сформулированным ст. 455, 506 ГК РФ. Для формирования учетной информации особое значение имеют сведения о поставках: наименование товара, его количество, цена, формы расчетов, сроки поставки и ее оплаты, условия транспортировки, момент перехода права собственности на приобретенные товары, материалы и другое имущество от продавца к покупателю (Приложение Б).

В связи с несовпадением моментов исполнения сторонами договора своих обязательств в зависимости от условий договора у ООО «ЛесСнаб» при расчетах с поставщиками и подрядчиками может образовываться как кредиторская, так и дебиторская задолженность.

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками является следствием выполнения договорных обязательств организациями в результате совершения сделки, по которой продавец получает право требования на платеж.

Дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков является следствием оплаты продукции (работ, услуг) покупателем и заказчиками до того, как продавец исполнит свои обязательства по договору.

Основанием для отражения операций на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» являются надлежащим образом оформленные первичные оправдательные документы. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, в большинстве своем соответствуют унифицированным формам, утвержденным Постановлениями Госкомстата от 30.10.97г. №71а, от 18 августа 1998 г. № 88, от 25 декабря 1998г. № 132, от 27 марта 2000г. № 26, от 21 января 2003г. № 7. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, разрабатываются компанией самостоятельно и содержат все обязательные реквизиты и утверждены Учетной политикой ООО «ЛесСнаб».

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются [23]:

1) расчетные документы

- счета,

- счета-фактуры

2) документы, свидетельствующие о факте свершения сделки

- товарно­-транспортные накладные

- приходные ордера,

- приемные акты,

- акты о выполнении работ и услуги др.

Рассмотрим их сущность и значение для ООО «ЛесСнаб».

Среди вышеперечисленных главным по своей сути документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками является счет-фактура. Ее выдает поставщик на реализуемые товарно-материальные ценности. В документе заполняются следующие реквизиты: поставщик и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, дата, КПП и ИНН организаций, и др. В нем указывают наименование отгруженных товаров по их видам, единицу измерения, количество, цену и сумму, номер таможенной декларации, а также сумму, на которую отпущено всего товаров. В документе делают ссылку на договор, согласно которому отпущены материальные ценности. Счет-фактура играет очень большую роль в первичной документации ООО «ЛесСнаб». Именно счет- фактура отвечает за правильное составление расчетов с бюджетом по НДС. Допускаемое изменение внешней формы счета-фактуры не должно нарушать последовательности расположения и количества реквизитов, утвержденных этим постановлением: «Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом».

Также стоит обратить внимание, что счет-фактура выставляется поставщиком (плательщиком НДС) в течение пяти дней с момента отгрузки ТМЦ в адрес покупателя. В соответствие с налоговым законодательством счета-фактуры подлежат обязательной регистрации в книге продаж в том налоговом периоде, в котором организация признала выручку согласно методу, закрепленному в учетной политике предприятия для целей налогообложения [3]. Книга продаж предназначена для вычисления суммы налога на добавленную стоимость. Поставщик обязан ее хранить в течение 5 лет от даты последней произведенной в ней записи. Нужно отметить, что книга продаж в обязательном порядке должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Ответственность за правильность ведения книги продаж внесет руководитель предприятия. Покупатель полученные от продавца счета-фактуры обязан регистрировать в книге покупок в хронологическом порядке в том налоговом периоде, когда возникает возможность принять НДС к вычету, т.е. по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) [4].

Иными словами, если суммы НДС по оплаченным счетам-фактурам подлежат вычету, то данные счетов- фактур переносятся из журнала учета полученных счетов- фактур в книгу покупок в тот налоговый период, когда возникло право на вычет или возмещение сумм НДС из бюджета. Требования к порядку ведения книги покупок аналогичны требованиям ведения книги продаж.

Следующие документы, заслуживающие внимания, это товарно-транспортная накладная (далее ТТН) и товарная накладная (далее ТН).

ООО «ЛесСнаб»является по­купателем сырья для производства собственной продукции у разных поставщиков. Бывают ситуации, когда при покупке сырья и материалов организа­ция доставляет их на свой склад собственным автотранспор­том, так как это экономически оправдано. В этом случае ТТН предназначена для учета перевозимых ТМЦ и расчетов с перевозчиком. Требование за­ключать договор перевозки уста­новлено в ГК РФ и Уставе авто­мобильного транспорта. ТТН состоит из двух обяза­тельных разделов:

- товарного, который рег­ламентирует взаимоотношения между грузоотправителями и грузополучателями и служит ос­нованием для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходо­вания их у грузополучателей;

- транспортного, который определяет взаимоотношения между заказчиком автотранс­порта и организацией — пере­возчиком груза, а также служит для учета транспортных услуг и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-перевозчиками за оказанные им услуги по доставке груза.

По общему правилу товарно­-транспортная накладная, форма № 1-Т, выписывается в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя и предна­значается для списания товар­но-материальных ценностей (далее — ТМЦ). Второй, третий и четвертый экземпляры вруча­ются водителю. Второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходо­вания ТМЦ у получателя груза. Третий и четвертый экземпля­ры сдаются организации — вла­дельцу автотранспорта. Третий экземпляр служит основанием для расчетов (организация — владелец автотранспорта при­лагает его к счету за перевозку и высылает плательщику — за­казчику автотранспорта), а чет­вертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Однако стоит отметить, что, согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 15.04.11 г. № 272 (ред. от 22.12.2016 г.) если продавец везет товар своим транспортом и цена доставки в договоре отдельно не выделена, это способ выполнения обязательств продавца в рамках договора поставки. То есть он отдельную услугу перевозки не оказывает. Поэтому оформлять транспортную накладную или ТТН не нужно. Продавцу достаточно передать покупателю товарную накладную (ТОРГ-12).Однако если цена доставки выделена в договоре и покупатель ее оплачивает отдельно, то продавец будет грузоотправителем и перевозчиком. Поэтому должен, помимо товарной накладной, оформить транспортную накладную на перевозку товара.

По сути, новая ТН представ­ляет собой транспортный раздел ТТН и предназначена именно для нужд перевозки (образец в Приложении В).

Не менее важным является заполнение приемных актов и актов о выполненных работах. Акт о приемке товаров ТОРГ-1 заполняется по факту приема материальных ценностей. При передаче товара проверяется его количество, полная комплектность, вес и качество. При возникновении разногласий по количеству и качеству стороны должны составить акт по форме ТОРГ-2 или ТОРГ-3 (для импортных товаров). Акт по форме ТОРГ-1 заполняется комиссией, которая назначается приказом руководителя ООО «ЛесСнаб», в день передачи ТМЦ. Акт о приемке товаров по форме ТОРГ-1 можно условно разделить на 4 основные части: шапка, табличные части на 2 страницах и итоговая (заключение комиссии).Пункты, обязательные для отражения в шапке документа, наглядно показаны на рисунке 1.2.

На 2-й странице перечисляется номенклатура поставляемых ТМЦ, их количество, цена и стоимость (по данным поставщика). В табличной части 3-й страницы принимающая сторона проставляет стоимость и фактическое наличие товара по массе и количеству мест. При количественных отклонениях от данных поставщика заполняется колонка «Отклонение». На 4-й странице комиссия фиксирует свое заключение о соответствии товара документам поставщика и выносится решение руководителя об оприходовании его на склад.

Рис. 1.2. Форма шапки акта о приемки товаров в ООО «ЛесСнаб»

 

Если приемка товара представителем покупателя производится на складе поставщика, необходимо предъявить доверенность, которая является подтверждающим документом, дающим право материально-ответственному лицу получить товарно-материальные ценности. Доверенность выписывается бухгалтером, и при выдаче ее материально-ответственному лицу (водителю- экспедитору) необходимо произвести запись в журнале учета выданных доверенностей. Для доверенности предусмотрены типовые бланки. Если представители организации получают ТМЦ у поставщика регулярно, доверенности выписываются по форме № М-2а, если нет - по форме № М-2.

Стоит отметить, что в доверенности в обязательном порядке должна стоять подпись лица, ответственного за получение ценностей. Эта подпись заверяется подписями главного бухгалтера и руководителя и скрепляется печатью предприятия. Кроме того, доверенность должна содержать в себе дату ее составления, поскольку в противном случае доверенность будет считаться недействительной. Также указывается номер доверенности и срок ее действия. После того, как срок действия доверенности истек, неиспользованная доверенность должна быть возвращена лицу, ее выдавшему. Запрещается выдавать доверенности лицам, которые не отчитались по использованию ранее выданных доверенностей.

Завершая анализ документального оформления расчетных операций с поставщиками, отметим, что особенность расчетов между заказчиком и поставщиком состоит в том, что каждый из них ведет счета взаимных расчетов, где отражаются все суммы к платежам. При этом расчетные документы передаются не в банк, а непосредственно контрагенту. Периодически стороны проводят сверку взаимных требований с выяснением, в чью пользу имеется остаток средств. На указанную сумму может быть выписано платежное поручение, либо остаток средств может быть перенесен на следующий период по согласованию сторон.

 

 

1.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и их отражение в отчетности

 

 

Для учета расчетов с поставщиками в ООО «ЛесСнаб» используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На нем собирается информация о расчетах за:

- полученные товарно-материальные ценности;

- выполненные и принятые работы;

- потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды, а также услуги по доставке и переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

- товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованным поставкам).

По дебету данного счета отражается образовавшаяся кредиторская задолженность, а по кредиту этого счета — погашается данная задолженность. Денежные средства играют большую роль при данных расчетах, поэтому, чтобы наиболее тщательно проконтролировать движение этих средств, в ООО «ЛесСнаб» открыты субсчета:

- «Расчеты по акцептованным расчетным документам»;

- «Расчеты по неотфактурованным поставкам;

- «Расчеты по авансам выданным»,

- «Расчеты по векселям выданным».

Количество субсчетов, их названия ООО «ЛесСнаб» определяет самостоятельно и закрепляет это в учетной политике (Приложение Б).

Синтетический учет по данному счету ведется как по отдельно взятому поставщику, так и по отдельно взятой претензии (недостаче, расхождению). По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» происходит ликвидация долга перед поставщиками, а именно предварительная оплата, авансы за поставляемую продукцию. По кредиту этот счет корреспондирует со счетами учета денежных средств:

‒ 51 «Расчетные счета»

‒ 52 «Валютные счета»

‒ 55 «Специальные счета в банках»

‒ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

‒ 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Для погашения задолженности перед поставщиками ООО «ЛесСнаб»использует наличные и безналичные формы расчетов, а также неденежные формы расчетов (товарными или финансовыми векселями, по договору мены, путем взаиморасчетов, путем переуступки прав требования).

ООО «ЛесСнаб»самостоятельно выбирает формы расчетов за поставленные материалы, продукцию (работы, услуги) и предусматривает их в договорах, заключаемых с поставщиками и подрядчиками.

Оплата материалов (продукции, работ, услуг) денежными средствами в соответствии с условиями договора может производиться либо после получения и принятия на учет материалов (работ, услуг)- последующая оплата, либо до поступления материалов (работ, услуг) - предварительная оплата.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а в части расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по поставщикам:

- по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- по оплаченным в срок расчетным документам;

- по неотфактурованным поставкам;

- по авансам выданным;

- по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- по просроченным оплатой векселям;

- по полученным коммерческим кредитам.

Рассмотрим механизм отражения кредиторской задолженности в учете ООО «ЛесСнаб». В соответствии с условиями договора поставки ООО «ЛесСнаб»в марте 2015 года перечислила с расчетного счета поставщику в счет предстоящей поставки высокосортной древесины хвойных пород - ангарской сосны для производства пиломатериала на сумму 85520,0 руб. В начале апреля поставщика были получено и оприходовано сырье на сумму 55740,0 руб., в том числе НДС - 7740,0 руб. Сумма превышения предоплаты над стоимостью полученных материалов была возвращена поставщиком на расчетный счет организации.

В таблице 1.1 приведен порядок отражения в бухгалтерском учете ООО «ЛесСнаб»данных фактов хозяйственной жизни.

Таблица 1.1 – Бухгалтерские записи ООО «ЛесСнаб» по отражению кредиторской задолженности

 

Наименование хозяйственной Операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб. Первичный документ, учетный регистр
1.Перечислено с расчетного счета ООО «ЛесСнаб» поставщику в счет предстоящей поставки сырья 60-2   85520,0 Платежное поручение, выписка банка, журнал ордер №2, ведомость №5
2.Отражена задолженность поставщику за полученное и оприходованное сырье 10-1 60-1 50672,7 Накладная, товарно­- транспортная накладная, приходный ордер, журнал-ордер№6, ведомость №5
3. Отражен в учете НДС, предъявленный поставщиком 19-3 60-1 5067,3 Счет фактура, журнал ордер №6, ведомость №5
4.Произведен зачет предоплаты в сумме задолженности поставщику за фактически полученное и оприходованное сырье 60-1 60-2 55740,0 Накладная, Товарно­- транспортная накладная
5.Предъявлен бюджету к вычету НДС     5067,3 Бухгалтерская справка
6.Поступила на расчетный счет от поставщика сумма превышения предоплаты над стоимостью фактически полученного сырья   60-2 29780,0 Платежное поручение, Выписка банка, ведомость№2, ведомость №5

 

Основные первичные документы, представленные в таблице 1.1, показаны в приложениях Г, Д, Е.

Далее рассмотрим, как проходит процесс расчетов с использованием векселей (вексельная форма расчетов), которые, как уже было выяснено ранее, являются одной из неденежных форм расчетов. Вексель - это разновидность долгового обязательства, документ, удостоверяющий имущественное право векселедержателя на получение обозначенной в нем денежной суммы. Вексель удостоверяет безусловное денежное обязательство. Это означает, что обязательство произвести платеж по векселю не может быть поставлено в зависимость от наступления либо не наступления какого-либо условия.

Рассмотрим ситуацию вексельной формы расчета. ООО «ЛесСнаб» приобрела у поставщика в мае 2015 года материалы на сумму 130800 руб., в том числе НДС - 19800 руб. В связи с отсутствием денежных средств для оплаты материалов организация передала поставщику собственный вексель на сумму 140000 руб. При наступлении срока платежа по векселю указанная в нем сумма была перечислена с расчетного счета поставщику.

В данной ситуации будут составлены бухгалтерские записи, представленные в таблице 1.2.

Таблица 1.2. – Бухгалтерские записи ООО «ЛесСнаб» по отражению вексельной формы расчётов

Наименование хозяйственной операции Дебет сч


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: