обнаруживается единство эмоционального, интеллектуального и




Цессы, а чувства как эмоциональные отношения или свойства

личности (В. Н. Мясищев и отчасти П. Я. Якобсон). Это пос-

леднее понимание вопроса нам представляется наиболее пра-

вильным, с каких бы сторон ни рассматривать его.. И

действительно, если мы обратимся к психической жизни ребенка

раннего возраста, то каждому станет понятно, что ни о каких

чувствах у ребенка этого возраста не может быть и речи, в то

время как переживания или эмоции отчетливо могут быть

обнаружены и зарегистрированы.

Только впоследствии, на определенном уровне развития, у

ребенка складываются чувства в результате повторности пере-

живаний, обобщения их, ассоциаций различных эмоций. Следовательно, эмоции являются исходными процессами, на основе

которых складываются чувства.

 

 

Эмоции как процессы всегда актуальны, они отражают не-

посредственные изменения во внешних условиях жизни или

внутренней среде организма.

Чувства не являются простым усложнением эмоций или

Суммой их и даже не синтезом их; чувства — это новые каче-

Ственные образования личности, нечто монолитное, е котором

обнаруживается единство эмоционального, интеллектуального и

нравственного. Чувства отличаются обобщенностью и харак-

теризуют эмоциональное отношение к действительности. Чувства

представляют собой относительно устойчивые образования и

могут быть как в действенном, так и в потенциальном состоянии,

чего нельзя сказать об эмоциях.

Вместе с тем чувства проявляются в эмоциях. При этом одно

и то же чувство может проявляться в самых разнообразных

эмоциях. В зависимости от склада чувств людей на одни и те же

события они отвечают различными эмоциями и эмоциональными

состояниями.

Различение эмоций как процессов и чувств, как свойств

личности имеет не только теоретическое, но и практическое

значение, так как без него трудно было бы понять и осуществить

процесс формирования чувств, суть которого состоит в создании

условий, возбуждающих нужные нам эмоции и обеспечивающих

их систематизацию, обобщение и закрепление.

Важной стороной проблемы является вопрос о механизмах

образования свойств из психических процессов. Безусловно, что

решающее значение в этом имеет механизм условного рефлекса,

обеспечивающий установление связей и их закрепление.

Огромное значение в образовании свойств психики имеет об-

общение процессов — оно совершается на уровне как первой,

так и второй сигнальной системы. Слово обобщает как внешние

воздействия, так и внутренние раздражения, если они, конечно,

отражаются во второй сигнальной системе. Обобщения в первой

сигнальной системе, особенно у ребенка, нередко протекают вне

его сознания. Генерализация нервного процесса лежит в основе

первичного обобщения чувственного опыта. Дальнейшее

углубление обобщения протекает на уровне второй сигнальной

системы. У взрослого человека обобщение протекает при

одновременной деятельности первой и второй сигнальных систем.

Исследование механизмов объединения, интеграции нервных

процессов, обобщения и свертывания процессов, лежащих в

основе образования свойств, чрезвычайно важно. Это

исследование позволит объяснить сложные психические явления,

что будет способствовать решению задачи эффективной

организации практической работы по формированию свойства

личности.

Сложным является и вопрос о механизме влияния образо-

вавшихся свойств на течение психических процессов.

 

 

§ 2. ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ.

СООТНОШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ С ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

И СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Наряду с процессами и свойствами личности следует выде-

лять особый вид психического явления — состояния. Несмотря

на большое внимание, какое в физиологии, невропатологии и

особенно психиатрии уделяется состояниям, в психологии этот

вопрос до самого последнего времени не рассматривался. Поэтому

мы считаем заслугой Н. Д. Левитова, что он обратил внимание на

необходимость исследования психических состояний '.

Н. Д. Левитов определяет состояние как относительно ус-

тойчивое явление психической деятельности, характеризующее

психику в целом. Он справедливо утверждает, что психические

процессы протекают на фоне определенных состояний и эти

состояния влияют на течение и результат процессов. Психиче-

ские состояния нередко становятся типическими для данной

личности, характерными для данного человека. В типичных для

данного человека состояниях находят свое выражение психи-

ческие свойства личности.

Характеризуя структуру психических состояний, Н. Д. Ле-

витов находит, что они, будучи всегда сложными, представляют

собой единство психических процессов, являясь своего рода их

итогом.

Интересную попытку рассмотреть вопрос о развитии черт

характера из психических процессов и временных состояний

человека предпринял А. К. Перов2. Несмотря на то что в работе

не приводится конкретный материал и не дан анализ самого

процесса образования характера из временных состояний,

многие положения о развитии характера, его структуры,

выдвинутые автором, заслуживают внимания.

А. К. Перов утверждает, что если психический процесс и

состояние имеют существенное значение для человека, то они в

конечном итоге превращаются в устойчивые его признаки.

Правильнее было бы говорить о значимости для человека не

состояний и процессов, а внешних воздействий. Процессы и

состояния закрепляются и превращаются в свойства, когда они

обеспечивают достижение значимого для человека эффекта в

теоретической и практической деятельности.

1 См.: Н. Д. Левитов, Проблемы психических состояний. «Вопросы

психологии», 1955, № 2.

2 См.: А. К. Перов, Развитие черт характера из психических процессов и

временных состояний человека. Сб. «Материалы совещания по психологии», М.,

изд. АПН РСФСР, 1957, стр. 79—89.

 

 

Интерес представляет работа П. П. Распопова, в которой дана

более конкретная картина соотношения психических состояний и

типологических свойств личности'.

П. П. Распопов справедливо говорит о том — это отчасти

отмечали и другие,— что картина поведения, темперамент человека

и действительный тип нервной системы в повседневной жизни

личности нередко не совпадают. В поведении одного и того же

человека в различных условиях обнаруживаются резко различные

динамические особенности. Эти различия зависят от временных

состояний высшей нервной деятельности. «Динамическая

характеристика поведения может быть весьма различной в

зависимости от того, проявляются ли нервные процессы на

оптимальном уровне возбудимости мозговой коры, или имеют

место тормозные и эксситаторные фазы. При этом в одних

случаях фазовые состояния могут маскировать тип нервной

системы, а в других — демаскировать его»2. Автор приводит ряд

примеров, иллюстрирующих это положение.

Большое внимание уделено исследованию предстартового

состояния спортсмена как со стороны физиологов (В. В. Ва-

силадв, А. Н. Крестовников, Я. Б. Лехтман, К. М. Смирнов), так

и психологов (А. Ц. Пуни, О. А. Черникова, А. С. Егоров).

А. Ц. Пуни различает три вида предстартовых состояний3: 1)

состояние боевой готовности, 2) стартовой лихорадки, 3) стартовой

апатии. Эти состояния рассматриваются как эмоциональные

состояния, хотя дается общая характеристика не только

эмоциональной, но и моторно-волевой активности.

А. С. Егоров считает, что предстартовые состояния следует

рассматривать как общие состояния, одновременно характери-

зующие уровень активности личности. Они связаны с характером

отношения спортсменов к предстоящему выступлению, с оценкой

его общественной и личной значимости, а также с оценкой

ситуации.

Отсюда автор приходит к выводу о возможности произвольного

изменения состояний путем перестройки отношения спортсмена к

предстоящему выступлению, переоценки значимости выступления и

изменения оценки ситуации.

Итак, психические состояния, возникающие под влиянием

внешних или внутренних воздействий, могут благоприятствовать или

неблагоприятствовать активной деятельности человека.

Несмотря на наличие некоторых общетеоретических положений

и опытных данных, освещающих вопрос о психических

1 См.: П. П. Распопов, К вопросу о «картине поведения» и типе нервной

системы. «Вопросы психологии», 1959, № 6, стр. 62—72.

2 П. П. Распопов, К вопросу о «картине поведения» и типе нервной

системы. «Вопросы психологии», 1959, № 6, стр. 63.

3 См.: А. Ц. Пуни, Психология спорта, М., 1959, стр. 205—206.

 

 

А. Г. Ковалев

 

состояниях и их соотношении с процессами и свойствами лич-

ности, многие вопросы остаются еще неясными, а именно: опре-

деление состояний, классификации состояний, их место в пси-

хической деятельности человека.

Опираясь на имеющиеся в литературе материалы и собст-

венные исследования психологии личности и творческой дея-

тельности, попытаемся осветить некоторые вопросы проблемы С

большей полнотой.

Под состоянием нужно понимать временный «определенный

функциональный уровень» (Н. А. Костонецкая) коры больших

полушарий, отражающий влияния внутренней среды организма

или внешних условий и проявляющийся в повышенной или

пониженной психической активности человека. Состояния всегда

носят временный характер, и этим они отличаются от свойств

личности — относительно устойчивых, хотя 'и развивающихся

образований.

В отличие же от процессов состояния менее динамичны и

потому измеряются большими единицами времени, чем процессы.

С физиологической точки зрения состояния — это протека-

ющий на одном уровне процесс возбуждения или торможения,

или мозаика — в пределах одной какой-либо анализаторной

Системы или коры в целом (разлитое торможение — сон, разлитое

возбуждение—бодрствование и т. п.). В психологическом плане

состояние характеризует временный, но относительно устойчивый

уровень активности человека.

Психические состояния имеют рефлекторную природу и

формируются в определенной обстановке или под воздействием

^внутренних физиологических состояний организма.

Некоторые состояния имеют безусловнорефлекторную при-

'роду. Сюда относятся состояния голода, жажды, сытости, тре-

вожно-раздражительное состояние при болезни сердца и печени.

Однако подавляющее большинство состояний — условно-

рефлекторного происхождения. Так, у человека, привыкшего

работать в определенные часы, в это время возникает опти-

мальная настроенность, нужный тонус деятельности.

Определенные состояния возникают также в процессе спе-

цифических социальных воздействий (например, общественная

похвала или порицание, постановка перед индивидом опреде-

ленной задачи и т. д.).

Состояние вызывается или сильными, значимыми для лич-

ности воздействиями, или же слабыми; но длительно дейст-

вующими раздражителями. Особенности состояний зависят и от

свойств личности, в первую очередь от типологических и

схарактерологических особенностей человека.

Так, например, в незнакомом обществе сангвиник возбуж-

дается, растет его активность, в то время-как меланхолик те-

 

 

ряется и может испытывать состояние подавленности и угне-

тенности. Оказывают влияние на состояние и характер человека в

целом его моральные качества. Одного удручают общественные

замечания или сознание собственной вины, а другой остается

безразличным к этому. Человек мнительный склонен к

тревожно-настороженному состоянию, уверенный в себе остается

спокойным даже в сложной обстановке, при решении трудных

задач. Можно ли говорить о том, что состояния становятся

чертами характера? По нашему мнению, они могут превратиться в

типичный для личности фон поведения. Состояния— лишь

временный уровень активности личности, и сами по себе они

характеризуют человека только временно. Однако, если одни и

те же состояния часто повторяются, они могут определить

тенденции в развитии характера или окрашивать его проявления

в определенный тон.

Установившееся состояние прямо сказывается на последую-

щем возникновении и течении психических процессов. При одних

состояниях наблюдается ускорение, при других — замедление

психической деятельности. Состояние настраивает на

определенный лад течение процессов. При той же частоте и силе

раздражения, пишет А. А. Ухтомский, реакция зависит от

состояния, и отныне поэтому акцент ставится на состоянии. Если

состояние возникло, оно определяет особенности протекания

процессов (тонус, темп и ритм), и теперь отражение

действительности зависит не только от характера внешних воз-

действий, но и от внутреннего состояния человека. Вот почему

одни и те же воздействия вызывают различный эффект у одного и

того же человека в зависимости от его состояния.

Важным вопросом проблемы является классификация со-

стояний. И. П. Павлов дал классификацию основных состояний

высшей нервной деятельности, опираясь на которую можно

объяснить определенные виды психических состояний человека. Он

писал:

«На одном конце стоит возбужденное состояние, чрезвычайное

повышение тонуса раздражения, когда делается невозможным

или очень затрудненным тормозной процесс. За ним идет

нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия между

раздражительным и тормозным процессами. Затем следует

длинный, но тоже последовательный, ряд переходных состояний

к тормозному состоянию. Из них особенно характерны:

уравновешенное состояние, когда все раздражители;' независимо от

их интенсивности, в противоположность бодро-1 му состоянию,

действуют совершенно одинаково; парадоксальное, когда

действуют только одни слабые раздражители или-и сильные, но

только едва, и, наконец, ультрапарадоксальное, когда действуют

положительно.только ранее выработанные

 

 

тормозные агенты,— состояние, за которым следует полное

тормозное состояние»'.

I Возбужденное общее состояние можно рассматривать как

'аффективное, затрудняющее дифференцировку и тем самым

нарушающее как теоретическую, так и практическую деятель-

ность человека.

Павловское «нормальное бодрое состояние» объясняет оп-

тимальное психическое состояние, при котором наиболее

успешно протекает мыслительная деятельность и волевая ак-

тивность человека.

Затем идет ряд «переходных состояний», хорошо объясняющих

и эмоциональную депрессию, и рассеянность, и некоторые

состояния, стоящие на грани патологии психической деятельности.

Как известно, большое внимание философы и психологи

уделяли вдохновению как творческому состоянию личности.

Спрашивается, является ли это состояние нормально бодрст-

вующим или состоянием повышенной возбудимости? Очевидно,

ни то, ни другое физиологическое состояние не может рассмат-

риваться как лежащее в основе вдохновения. Вдохновение, хотя и

является общим состоянием, сказывающимся на течении

мыслительных, эмоциональных и волевых процессов, очевидно,

имеет и избирательный характер возбуждения сигнальных систем

действительности.

Видимо, не все известные состояния психической деятель-

ности укладываются в классификацию И. П. Павлова.

При классификации состояний следует учитывать не только

уровень тонуса высшей нервной деятельности, степень широты

захвата коры возбуждением или торможением, характеризующим

уровень активности или пассивности, но также и то, какую

сигнальную систему и в какой степени оно затрагивает.

Исходя из этого, можно говорить об активном и пассивном, о

парциальном и общем состоянии (о состоянии одной анали-

заторной системы и состоянии коры в целом), наконец о со-

стояниях творческом и репродуктивном.

Исследования грузинских психологов проблемы установки

раскрывают, по нашему, мнению, не общее, а парциальное

состояние: установка зрительного анализатора, установка кож-

но-мускульного анализатора руки и т. п. Можно говорить и о

парциальных состояниях первой или второй сигнальной системы.

Бывают состояния оптимального возбуждения первой сигнальной

системы по преимуществу, и тогда имеет место яркость образов и

большая их динамичность. Оптимальное состояние в деятельности

второй сигнальной системы приводит

1 И. П. П а в л о в, Поли. собр. соч., изд. 2, т. III, кн. 2, 1951, стр. 45—46.

 

 

к тому, что логическое мышление приобретает особую силу и

продуктивность. На эти факты указывал и И. П. Павлов при

освещении высшей нервной деятельности человека в норме и

патологии.

Следует говорить и об избирательном возбуждении и тор-

можении в коре и подкорке соответствующих им состояний:

активности подкорки и приторможенности коры — истерическое

состояние, и, наоборот, оутор^можении подкорки при воз-

буждении коры — астеническое состояние и т. п. И, наконец,

можно построить чисто психологическую классификацию состо-

яний, отправляясь от классификации психических процессов. В

таком случае нужно выделить интеллектуальные, эмоциональные и

волевые состояния. Это будут: положительное или отрицательное

состояние умственной деятельности, различные настроения, и,

наконец, настроенности воли (состояние решительности или

нерешительности).

Безусловно, что эмоциональное состояние, как и состояние

ума и воли, является только до известной степени парциальным,

так как каждое из них оказывает влияние на другие.

Общим психическим состоянием является внимание, которое

имеет столь же важное значение как для интеллектуальной, так и

волева^ деятельности личности.

Н. Д. Левитов предложил такую классификацию психических

состояний: 1) состояния личностные и ситуативные. Первые

характерны для личности, вторые обусловлены ситуацией; 2)

состояния глубокие и поверхностные. Например, страсть более

глубокое состояние, чем настроение; 3) состояния, положительно

или отрицательно действующие на человека. Апатия —

отрицательно действующее состояние, а вдохновение вызывает

подъем всех сил; 4) состояния продолжительные и краткие; 5)

состояния более или менее осознанные1. Приведенная

классификация полезна, она помогает ориентироваться в

разнообразных состояниях человека.

Важным вопросом проблемы психических состояний является

вопрос о механизме состояний.

Выше мы говорили о том, что состояние возникает под

влиянием определенных раздражителей (значимость, сила, частота

повторяемости, длительность действия и т. п.). Оно повторно

возникает благодаря образованию и укреплению условного

рефлекса.

На вопрос о механизме его действия отвечает учение Ухтом-

ского о доминанте.

Всем известен классический случай действия доминанты на по-

ведение лягушки в период весенней течки. Любое раздражение в

1 См.: Н. Д. Левитов, О психических состояниях человека, М., изд.

«Просвещение», 1964, стр. 27.

 

 

to время ведет к усилению обнимательного рефлекса. Доминанта

«держит» процесс на определенном уровне, она регулирует

энергию, идущую от раздражений. Внимание как состояние А. А.

Ухтомский объяснял действием доминанты. При внимании

имеют место ясное восприятие, продуктивность мышления и

производительная деятельность. Внимание к чему-либо ведет к

повышению возбудимости соответствующего анализатора и

понижению возбудимости других. Доминанта, возникая на основе

прошлых воздействий, запечатленных в мозгу, регулирует

поведение человека в настоящем. «Из следов протекшего

вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы

предопределить будущее»'.

Доминанта — это временный механизм деятельности мозга,

она составляет, по А. А. Ухтомскому, след и может быть вновь

воспроизведена под влиянием адекватного раздражителя. Учение

о доминанте проливает свет на поставленный И. М. Сеченовым

вопрос о том, как возобновляется психическая деятельность

после перерыва. Вместе с тем оно проливает свет и на явление

превращения состояний (временных доминант) в устойчивые

психофизиологические образования личности.

Обычно при исследовании психических процессов не учиты-

вают состояний и свойств личности. Это мотивируется тем, что

психология должна установить общее, закономерное, отвлекаясь от

превходящего. Однако эта мотивировка не может быть

полностью оправдана. Дело в том, что закономерным является и

влияние состояний на процесс. Главное же состоит в том, что

упускается возможность исследовать оптимальные условия

психической деятельности, возможность повышения эффектив-

ности этой деятельности при определенных состояниях, что имеет

большое практическое значение.

Исследованием Е. М. Сафоновой, осуществленным под на-

шим руководством, доказано, что можно произвольно влиять на

состояние школьника и путем определенной стимуляции

формировать активные состояния, значительно повышающие

работоспособность и качество выполнения задач.

Опыты ставились на школьниках VI класса школы-интер-

ната. Первоначальное предположение автора о том, что пред-

варительное указание на трудность задачи будет стимулировать

активность школьников, оказалось ложным. Так, испытуемые на

классных занятиях с успехом решили задачи по арифметике.

Когда же им были даны такого же типа задачи, но с

предварительным замечанием, что «эти задачи очень трудны», то

оказалось, что задачу могла решить только одна школьница,

другие или отказались решать в самом начале, или же оставляли

работы при первых или нескольких пробах.

1 А. А. Ухтомский, Собр. соч., т. I, Л., изд. ЛГУ, 1960, стр. 288,

 

 

Следовательно, указанная стимуляция вызвала только состояние

растерянности и неуверенности.

Тогда было решено, во-первых, уравнять условие (решение

арифметических задач зависит от многих условий) и, во-вторых,

изменить характер стимуляции. В качестве задач брались: 1)

вычеркивание определенных букв в корректурных таблицах

Анфимова и 2) заучивание коротких текстов. Работа стиму-

лировалась как одобрением первых проб и внушением того, что

они могут достигнуть более высоких результатов в основной

пробе, так и соревнованием.

Испытуемые должны были в группе решить контрольную

задачу (вычеркивание букв или заучивание текста). После этого

они включались в решение основной задачи того же типа. Перед

тем как приступить к решению основной задачи, им говорилось,

что контрольную задачу они решили очень хорошо, что

результаты удивительны, при этом выражалась надежда, что при

решении последующей задачи они достигнут еще более высоких

показателей, чем прежде.

У всех учащихся после такой стимуляции возникло опти-

мальное рабочее состояние: концентрированное внимание, опти-

мальный уровень аналитико-синтетической деятельности, повы-

шенная запечатлеваемость, положительный эмоциональный

настрой. Оказалось, что при такой стимуляции точность в ре-

шении задач значительно повышалась, а затрата времени резко

снижалась.

Таким образом, как уже указывалось, экспериментатор не

дожидался, когда у испытуемых возникнет состояние активности,

а сам вызывал его. Положительная оценка предшествующих

результатов была введена в стимуляцию как эффективно

действующий фактор активизации.

Работа с корректурными таблицами очень трудоемкая, уто-

мительная, и, кроме того, сами испытуемые не могут определить

качество своей работы. Положительная оценка первой пробы

вызывала у наших испытуемых уверенность в себе, подъем сил, а

указание на то, что последующее задание будет еще лучше

выполнено, способствовало новому подъему активности.

Как показывают результаты опытов, указанная выше сти-

муляция произвела свое активизирующее воздействие и выявила

общие закономерности состояния повышенной активности.

Если рассматривать значение применяемого стимула в педа-

гогическом плане, то можно его считать оправданным. Хорошо

зная индивидуальные особенности учащихся, учитель может

эффективно применять подобную стимуляцию для достижения

лучшего результата, что должно привести в большинстве случаев

к активизации работы учащихся. Стимуляция одобрением не

заключает в себе переоценку ученика, а вызывает уверен-

 

 

ность, активность мышления и положительный эмоциональный

настрой, обеспечивающие более высокие достижения в-работе.

В дальнейших исследованиях будет проверена эффективность

указанной стимуляции на различных возрастных этапах

развития школьника (младший, средний и старший возрасты),, а

также изучены другие формы и методы стимуляции.

§ 3. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СТРУКТУР

ЛИЧНОСТИ

Развитие идет от менее дифференцированных психических

процессов ко все большей их дифференциации. Новорожденный

испытывает относительно небольшое количество ощущений, к то

они характеризуются расплывчатостью. Ощущения взрослого

человека разнообразны и специализированны. Немногочисленны

эмоциональные процессы и их выражения у маленького ребенка,

эмоции взрослого более разнообразны и диффе-ренцированны.

Развитие психической деятельности идет от динамического-и

неустойчивого ко все более устойчивому. Чрезвычайно динамичны

психические процессы, менее динамичны состояния,, устойчивы

психические свойства личности. Поясним это положение. Ребенок

2—3 лет чрезвычайно подвижен и динамичен в своем поведении,

у него нет почти ничего устойчивого, все определяется ситуацией,

непосредственными воздействиями и требованиями. В связи с

образованием устойчивых свойств-направленности и характера,

поведение все более и более становится собранным и

объединенным жизненной позицией. Возникает определенность

личности. Когда имеешь дело с ребенком, то точно не можешь

сказать, что его сегодня, а тем более завтра привлечет, чем он

заинтересуется. Другое дело взрослый, он не только сам знает,

как будет себя вести завтра и через неделю, но и окружающие,

зная его характер, могут точно сказать, как он поступит в тех или

иных случаях жизни. Процессы под влиянием образованных

свойств становятся упорядоченными, согласованными и

адекватными воздействиям.

>,. Образование свойств не уничтожает динамичности психи-

ческих процессов. Более того, психические процессы становятся

.еще более подвижными, осуществляются быстрее и экономнее

благодаря регуляции со стороны сформировавшихся свойств.

Развитие идет от разрозненных свойств к сложным интег-

ральным, объединенным образованиям, или структурам: на-

правленность, способности, характер. Синтез структур харак-

теризует целостный духовный облик человека.

 

 

Фундамент психической жизни индивида составляют психи-

ческие процессы, из которых образуются психические свойства и

через которые они проявляются. Психические процессы фор-

мируют и состояния, а эти последние в свою очередь определяют

временный функциональный уровень психической деятельности.

До образования устойчивых свойств состояния характеризуют

развивающуюся личность ребенка в целом (капризный,

спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.); смена со-

стояний меняет облик личности ребенка. Однако в определен-

ных условиях одно из состояний может укрепиться и определять

некоторые особенности характера (возбудимый, застенчивый,

депрессивный и т. п.).

Из психических процессов на фоне состояний образуются

свойства личности. Свойства характеризуют устойчивый, отно-

сительно постоянный уровень активности, характерный для данного

человека. Этот уровень активности определяет ту или другую

социальную ценность личности и составляет внутренние

субъективные условия дальнейшего развития индивида.

В процессе деятельности свойства определенным образом

связываются друг с другом в соответствии с требованиями

деятельности и образуются сложные структуры, к которым мы

относим темперамент (система природных свойств), направленность

(система потребностей, интересов и идеалов), способности

(ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных

•свойств), характер (синтез отношений и способов поведения).

Структуры представляют *бой высший уровень регуляции дея-

тельности и поведения в соответствии с требованиями ситуации и

предмета труда.

Синтез структуры в свою очередь составляет общую систему,

характеризующую личность в целом.

И. М. Сеченов неоднократно отмечал, что отдельные эле-

менты в процессе деятельности должны соединяться в «естест-

венные группы» и что синтез свойств имеет более важное зна-

чение для приспособления, чем отдельные компоненты структуры.

«В таком объединении решающую роль приобретают уже не

элементарные процессы, не детали, а именно архитектура,

особенность, так сказать, ее стиля» 1.

Образование структур обеспечивает относительную неза-

висимость поведения от случайных воздействий и изменений в

ситуации; в них мы должны видеть признаки зрелости и

определенности человеческой личности.

Постановка вопроса о структуре психической жизни чело-

века, как нам представляется, имеет не только теоретическое, но

и практическое значение.

1 П. К. Анохин, Предисловие к русскому изданию книги Ф. Джорджа

«Мозг как вычислительная машина», М., Изд._ иностр. лит., 1963, стр. 8.

 

Научное представление о целостном духовном облике лич-

ности, его происхождении и строении обеспечивает не только

правильную постановку исследований психической деятельности,

но и разработку методики более эффективного формирования

духовных качеств личности нового человека.

И. М. Сеченов, определяя задачи психологии, говорил о

необходимости «изучать способы сочетания всех этих видов и

родов психических деятельностей друг с другом, со всеми

последствиями такого сочетания...»'.

Мы отдаем себе полный отчет в том, насколько сложна,

обсуждаемая проблема. Однако высказанные нами соображения

могут послужить толчком для развертывания дискуссии, раздумья

и работы, теоретической и экспериментальной, которая обеспечит

решение столь важной для науки проблемы.

1 И. М. Сеченов, Избр. философ, и психол. произв., М., Госполигиздат, 1947,

стр. 255.

 

 

ГЛАВА III

ПРИНЦИПЫИ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ § I.

ПРИНЦИПЫИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Разработка методов зависит не только от особенностей

предмета, целей и задач исследования, но и;от методологиче-

ских позиций науки. Так, например, эмпирическая психология,

провозгласившая предметом исследования явления сознания как

имманентной субъективной данности, считала интроспекцию

основным методом исследования. Именно интроспекция отвечает

требованиям субъективного идеализма, являющегося

философской основой эмпирической психологии. Современные

буржуазные психологи говорят о том, что они отвергают как

материализм, так и идеализм — вообще всякую методологию — и

определяют методы чисто эмпирически, т. е. в опыте. Но хотят

они этого или не хотят, объективно они скатываются на

определенные методологические позиции, и чаще всего на позиции

прагматизма и позитивизма, иными словами, идеализма.

Господствующие в буржуазной психологии так называемые

эмпирически установленные методы и методики исследования

личности (метод Роршаха, социометрические методы Морено,

проективные тесты и др.) дают возможность только установить

определенные факты поведения, но не обеспечивают исследования

закономерностей психических явлений, опираясь на которые

можно было бы научно объяснить эти факты. Этими методами

выявляются лишь результаты психической деятельности. Вне

поля зрения остаются мотивы и процессы психической

активности, без анализа которых невозможно говорить о каких-

либо психологических закономерностях и делать научные выводы.

Мы не можем не признать, что такого рода эксперимен-

тальные испытания широко используются в практических целях и

приносят известные плоды. Однако и здесь обнаруживается тот

же самый прагматизм: путем слепых проб можно подо-

 

 

брать для военных и промышленных целей наиболее пригодных

людей. Что же касается задачи формирования нужных свойств и

качеств человека, то она не ставится, да и не может быть

поставлена: капиталистическое общество рассматривает человека

только как материал, который можно использовать, пока он

пригоден.

Вопрос о разработке научных основ формирования челове-

ческой личности стоит только в материалистической, гуманисти-

ческой по существу психологии.

В разработке научных методов исследования необходимо

опираться на методологические принципы диалектического

материализма, требующие объективного подхода к явлениям.

В. И. Ленин, раскрывая элементы диалектики, писал: «Можно,

пожалуй, детальнее эти элементы представить так:

1) объективность рассмотрения (не

примеры, не отступления, а вещь сама в

себе).

Элементы

диалектик

и

2) вся совокупность многоразличных о т-

ношений этой вещи к другим.

3) развитие этой вещи (respective ** яв-

ления), ее собственное движение, ее соб-

ственная жизнь...»'

Реализация указанных В. И. Лениным принципов при ис-

следовании личности требует последовательного осуществления в

практике изучения объективности подхода, что означает

исследование реальных отношений личности, ее поведения и

деятельности; изучения личности в связи с коллективом, в ко-

тором она формируется; изучения личности в ее развитии.

Эти общие положения необходимо конкретизировать.

Прежде всего следует учесть, что объект исследования сложен

и многогранен, поэтому исследовать личность необходима в

многообразных ситуациях общения и деятельности.

Свойства личности формируются в процессе отражения дей-

ствительности, воспитания и обучения. Формирующиеся в про-

цессе отражения жизни свойства, закрепляясь, сами оказывают

в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: