Государственное учреждение дополнительного образования
«Центр творчества детей и молодежи "Родничок" г. Могилева»
Образовательная программа
Объединения по интересам
Интеллектуальные игры «Темная лига»
Срок реализации программы: 2года
Возраст учащихся: 11-18 года
Уровень базовый
Автор-составитель
Исаенко Иван Николаевич,
педагог дополнительного образования
Могилев, 2015
Пояснительная записка
Интеллектуальная игра является ценным средством развития умственной активности школьника, активизирует психические процессы, вызывает интерес к познанию окружающего мира. Игра помогает не только заострить умственные способности, развить смекалку и умение мыслить логически, но воспитывает чувство собственного достоинства и ответственности, дарит радость человеческого общения.
Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть - значит вступать во взаимодействие с партнерами, своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Интеллектуальные игры востребованы детьми, поскольку они удовлетворяют их особые познавательные и социальные потребности:
· потребность в общении;
· потребность в проявлении самостоятельности;
· потребность в самореализации;
· потребность в творчестве;
· потребность в разностороннем развитии;
· потребность в отдыхе;
· потребность в самоутверждении, успехе.
Через игру учащиеся осваивают непростую науку общения, учатся слушать и слышать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению. Когда ребёнок играет, он не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он полноправный субъект деятельности.
Значительная часть воспитательных моментов реализуется непосредственно во время учебно-тренировочного процесса, так как интеллектуальные игры командных форм помогают вырабатывать навыки совместной работы в коллективе, толерантность, уважение к чужому мнению. Основной принцип командной игры - «Умей молчать, умей слушать, умей говорить» - воспитывает у учащихся черты, необходимые в цивилизованном мире.
Цель: формирование у учащихся интеллектуально - творческой культуры, зрелой гражданской и лидерской позиции, навыков созидательной деятельности и продуктивного общения.
Задачи:
· повысить интеллектуальный уровень учащихся, расширить их кругозор, дополнить и углубить знания;
· сформировать коммуникативные навыки и способности;
· создать условия для самореализации и самоутверждения учащихся в творческом процессе;
· освоить навыки эвристического мышления;
· совершенствовать игровую технику и мастерство команд.
Традиционной основной игровой и организационной единицей является команда, состоящая из 6 человек.
Тренируются ребята двух возрастных категорий: ювеналы (школьники до8 класса включительно), юниоры (школьники 9 –11 классов).
Деятельность объединения основывается на игровых видах деятельности, с помощью которых решаются основные образовательные и воспитательные задачи. Интеллектуальные игры командных форм помогают выработать навыки совместной работы в коллективе, терпимость и уважение.
Образовательные и воспитательные задачи решаются через учебно-тренировочный процесс.
Учебно – тренировочный процесс включает:
- тренировочные занятия;
- общеразвивающие занятия;
- клубные тренировки и турниры.
Стандартное тренировочное занятие состоит из двух этапов:
· круговая тренировка с применением разминочных игр. Их цель – настроить ребят на работу, снять напряжение рабочего дня, сосредоточить внимание.
· тренировка в режиме реального времени, по правилам одной из интеллектуальных игр с пояснением через игру отдельных теоретических положений.
На практических занятиях, где руководителю объединения по интересам необходимо отслеживать психологические реакции, ролевое участие и игровой вклад членов команды, работа идет с микрогруппами (командами). Такая деятельность практикуется для групп первого года обучения.
Результатом реализации программы является развитие творческого мышления, фантазии и логики, познавательной активности, мотивации к самообразованию у учащихся, формирование интеллектуальной выносливости у детей различных возрастов, расширение эрудиции и кругозора, повышение общекультурного уровня детей.
Контроль над результатами осуществляется путем тестирования, открытых занятий, и в первую очередь, по успешности результатов участия учащихся в общегородских, областных и республиканских турнирах.
Личная заинтересованность учащихся – это основное условие реализации и успешности. Также немало важным является творческий подход педагога объединения по интересам, применение им разнообразного наглядного материала. Возможность обмена опытом с клубами и объединениями опытом посредствам взаимопосещения регулярно проводимых мероприятий.
Общий срок реализации программы – 2 года. Содержание программы ориентировано на детей любого возраста.
Программа рассчитана на 1-году обучения(до 14 лет) на 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. На 1-ом году обучения(до 18 лет)- общее количество часов- 324. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. На 2-ом году обучения(до 18 лет)- общее количество часов- 324. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. На 2-ом году обучения меняется расчасовка практических часов(добавляется стажерская практика и информационный сбор).
ЧАСЫ
Программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи (культурно-досуговый профиль), утверждена министром образования Республики Беларусь от 12.07.2013г. и авторской программой клуба интеллектуальных игр «Белая рысь»(автор: Климович Л.В.).
Учебно-тематический план на 1 год обучения (младшая группа)
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | Теория | практика | ||
Организационное занятие | - | |||
Что? Где? Когда? | ||||
2.1 | Организационная работа | - | ||
2.2 | Классическая игра «Что? Где? Когда?» | - | ||
2.3 | Нестандартные вопросы | - | ||
итого | ||||
Своя игра | ||||
3.1 | Организационная работа | - | ||
3.2 | Своя игра: индивидуальная | - | ||
3.3 | Своя игра: командная | - | ||
итого | ||||
Брейн-ринг | ||||
4.1 | Организационная работа | - | ||
4.2 | Нестандартные схемы | - | ||
4.3 | Стандартные схемы | - | ||
итого | ||||
Мини-игры, разминочные игры | ||||
5.1 | Организационная работа | - | ||
5.1 | Основные игры | - | ||
итого | ||||
Интеллектуальные турнирные игры | - | |||
Итоговое занятие | - | |||
ИТОГО |
Содержание программы
1. Организационное занятие. История и традиции интеллектуального движения, международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?», белорусское интеллектуальное движение, создание и развитие БЛИК (Белорусской Лиги интеллектуальных команд)
2. Что? Где? Когда? Организационная работа (набор учащихся в объединение и образование команд. Теоретическое изучение основ игры «Что? Где? Когда?»).Классическая игра «Что? Где? Когда?» (тренировки проходят в виде игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).
3. Своя игра. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры «Своя игра».Своя игра: индивидуальная (тренировки проходят в виде игры индивидуально). Своя игра: командная (тренировки проходят в виде игры 2 командами). Нестандартные вопросы(тренировки проходят в виде игры).
4. Брейн-ринг. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры Брейн-ринг, а также объяснение специфики игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры). Стандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).
5. Мини-игры и разминочные игры. Организационная работа (теоретическое изучение основ мини разминочных игр.) Эрудит-квартет. Тройки. Медиа-азбука. Надуваловка. Чешерский кот. Эрудит-покер, игры для круговой тренировки, Контакт, Даугавпилс. Тренировки проходят в виде игры.
6. Интеллектуальные турниры. Посещение интеллектуальных турниров старшего профессионального профиля. Участие в детских интеллектуальных турнирах.
7. Итоговое занятие. Подведение итогов.
Учебно-тематический план на 1 год обучения (старшая группа)
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Организационное занятие | - | |||
Что? Где? Когда? | ||||
2.1 | Организационная работа | - | ||
2.2 | Классическая игра «Что? Где? Когда?» | - | ||
2.3 | Нестандартные вопросы | - | ||
итого | ||||
Своя игра | ||||
3.1 | Организационная работа | - | ||
3.2 | Своя игра: индивидуальная | - | ||
3.3 | Своя игра: командная | - | ||
итого | ||||
Брейн-ринг | ||||
4.1 | Организационная работа | - | ||
4.2 | Нестандартные схемы | - | ||
4.3 | Стандартные схемы | - | ||
итого | ||||
Мини-игры, разминочные игры | ||||
5.1 | Организационная работа | - | ||
5.1 | Основные игры | - | ||
итого | ||||
Интеллектуальные турнирные игры | - | |||
Итоговое занятие | - | |||
ИТОГО |
Содержание программы
1. Организационное занятие. История и традиции интеллектуального движения, международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?», белорусское интеллектуальное движение, создание и развитие БЛИК (Белорусской Лиги интеллектуальных команд)
2. Что? Где? Когда? Организационная работа (набор учащихся и образование команд. Теоретическое изучение основ игры «Что? Где? Когда?»). Классическая игра «Что? Где? Когда?» (тренировки проходят в виде игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).
3. Своя игра. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры «Своя игра». Своя игра: индивидуальная (тренировки проходят в виде игры индивидуально). Своя игра: командная (тренировки проходят в виде игры 2 командами). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).
4. Брейн-ринг. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры Брейн-ринг, а также объяснение специфики игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры). Стандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).
5. Мини-игры и разминочные игры. Организационная работа (теоретическое изучение основ мини разминочных игр.) Эрудит-квартет. Тройки. Медиа-азбука. Надуваловка. Чешерский кот. Эрудит-покер, игры для круговой тренировки, Контакт, Даугавпилс. Тренировки проходят в виде игры.
6. Интеллектуальные турниры. Посещение интеллектуальных турниров старшего профессионального профиля. Участие в детских интеллектуальных турнирах.
7. Итоговое занятие. Подведение итогов.
Учебно-тематический план на 2 год обучения(старшая группа)
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Организационное занятие | - | |||
Что? Где? Когда? | ||||
2.1 | Организационная работа | - | ||
2.2 | Классическая игра «Что? Где? Когда?» | - | ||
2.3 | Нестандартные вопросы | - | ||
итого | ||||
Своя игра | ||||
3.1 | Организационная работа | - | ||
3.2 | Своя игра: индивидуальная | - | ||
3.3 | Своя игра: командная | - | ||
итого | ||||
Брейн-ринг | ||||
4.1 | Организационная работа | - | ||
4.2 | Нестандартные схемы | - | ||
4.3 | Стандартные схемы | - | ||
итого | ||||
Мини-игры, разминочные игры | ||||
5.1 | Организационная работа | - | ||
5.1 | Основные игры | - | ||
итого | ||||
Вопросы для игр и информационный банк | ||||
6.1 | Правила оформления и создания вопросов | |||
Стажерская практика | ||||
7.1 | Организационная работа | - | ||
7.2 | Принцип работы ведущего и рефери | - | ||
итого | ||||
Интеллектуальные турнирные игры | - | |||
Итоговое занятие | - | |||
ИТОГО |
Содержание программы
1. Организационное занятие. История и традиции интеллектуального движения, международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?», белорусское интеллектуальное движение, создание и развитие БЛИК (Белорусской Лиги интеллектуальных команд)
2. Что? Где? Когда? Организационная работа (добор учащихся и образование команд. Теоретическое изучение основ игры «Что? Где? Когда?»). Классическая игра «Что? Где? Когда?» (тренировки проходят в виде игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).
3. Своя игра. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры «Своя игра». Своя игра: индивидуальная (тренировки проходят в виде игры индивидуально). Своя игра: командная (тренировки проходят в виде игры 2 командами). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).
4. Брейн-ринг. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры Брейн-ринг, а также объяснение специфики игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры). Стандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).
5. Мини-игры и разминочные игры. Организационная работа (теоретическое изучение основ мини разминочных игр.) Эрудит-квартет. Тройки. Медиа-азбука. Надуваловка. Чешерский кот. Эрудит-покер, игры для круговой тренировки, Контакт, Даугавпилс. тренировки проходят в виде игры.
6. Вопросы для игр и информационный банк. (поиск информации для вопроса. Построение вопроса. Виды вопросов в зависимости от вида, уровня и класса. Работа с литературой, оформление вопроса и ссылок на источники.)
7. Стажерская практика. Организационная работа (теоретическое изучение основ игр). Подготовка воспитанников к работе ведущего, рефери, руководителю клуба интеллектуальных игр. Подготовка к занятию, подбор вопросов и игр. Особенности учебно-тренировочной работы с командами в условиях учреждения образования и при выезде на турнир.
8. Интеллектуальные турниры. Посещение интеллектуальных турниров старшего профессионального профиля. Участие в детских интеллектуальных турнирах.
9. Итоговое занятие. Разборка недочетов, подведение итогов.
Ожидаемые результаты
В результате обучения учащиеся должны:
· развить быстроту индивидуальной и коллективной реакции;
· уметь продуктивно работать в коллективе;
· развить лидерские качества, способность к объективной самооценке и саморегуляции;
· уметь структурировать информацию масс – медиа, критически оценивать её;
· осмысление учащимися ценности собственного досуга для развития и самореализации через определенный вид деятельности;
· приобретение практических умений и навыков организации досуговых дел;
· повышение общей культуры, культуры общения, взаимоотношений, речи, быта и т.п.
· развитие самостоятельности, активности, инициативности;
· формирование представлений об особенностях и специфике постановки и проведения праздничных, зрелищных массовых мероприятий;
· умение самостоятельно разрабатывать организовывать и проводите массовые мероприятия.
Прогнозируемая результативность программы:
· повысить интеллектуальный уровень и эрудицию учащихся;
· улучшить процесс мышления учащихся через развитие таких возможностей интеллекта, как выбор стратегии и тактики, генерации идей;
· развить лидерские качества, активную жизненную позицию;
· освоить навыки эвристического мышления;
· овладеть приёмами быстрого переключения сознания от одной информационной области к другой;
· повысить уровень познавательной активности учащихся.
Формы и методы реализации программы
Реализация типовой программы культурно-досугового профиля требует форм и методов, направленных на создание условий для достижения целей и задач, ожидаемых результатов освоения программы.
Общие организационные формы взаимодействия педагога и учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Формы занятий объединения по интересам культурно-досугового профиля: лекция, заседание, традиционное занятие, интегрированное, комбинированное занятие, практическое занятие, семинар, тренинг, игра, экспедиция, путешествие, диспут, турнир, соревнование, зрелищное мероприятие, благотворительные мероприятия и другое.
Формы подведения итогов образовательного процесса: конкурс, турнир, тесты по теоретическому материалу программы, отчетное (итоговое) занятие и другие.
Для успешной реализации программы необходимо:
• методическое обеспечение (наличие, накопление и обновление методической и специальной литературы; дисков с учебным материалом, наглядно – дидактических материалов, журнала учёта посещаемости, перспективных, календарных и поурочных планов).
• материально-техническое обеспечение (учебный кабинет, необходимое оборудование и др.);
• кадровое обеспечение (педагог дополнительного образования, специалист в области игровых технологий, специалист по профилю, направлению деятельности объединения по интересам).
Литература
1. Белкин, В.Г. 33 тренировки в клубе интеллектуальных игр.- М., 2000-2008. – 150с.
2. Бурда, Б.О. «Что? Где? Когда?» вне телеэкрана.- М., 1996.- 176с.
3. Ворошилов, В.Я. Феномен игры.- М., 1982. – 238с.
4. Левитас, А.Г. Курс молодого вопросника.- М, 2000-2011.- 134с.
5. Либер, А. В. К вопросу о вопросах.-М., 1994.- 76с.
6. Харламов, И.Ф. Педагогика.- М., 2001.- 234с.
7. Климович, Л. В. Программа клуба интеллектуальных игр «Белая рысь» М. 2009. – 45с.