Формы и методы реализации программы




Государственное учреждение дополнительного образования

«Центр творчества детей и молодежи "Родничок" г. Могилева»

 

Образовательная программа

Объединения по интересам

Интеллектуальные игры «Темная лига»

 

Срок реализации программы: 2года

Возраст учащихся: 11-18 года

Уровень базовый

 

Автор-составитель

Исаенко Иван Николаевич,

педагог дополнительного образования

 

Могилев, 2015

Пояснительная записка

Интеллектуальная игра является ценным средством развития умственной активности школьника, активизирует психические процессы, вызывает интерес к познанию окружающего мира. Игра помогает не только заострить умственные способности, развить смекалку и умение мыслить логически, но воспитывает чувство собственного достоинства и ответственности, дарит радость человеческого общения.

Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть - значит вступать во взаимодействие с партнерами, своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Интеллектуальные игры востребованы детьми, поскольку они удовлетворяют их особые познавательные и социальные потребности:

· потребность в общении;

· потребность в проявлении самостоятельности;

· потребность в самореализации;

· потребность в творчестве;

· потребность в разностороннем развитии;

· потребность в отдыхе;

· потребность в самоутверждении, успехе.

Через игру учащиеся осваивают непростую науку общения, учатся слушать и слышать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению. Когда ребёнок играет, он не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он полноправный субъект деятельности.

Значительная часть воспитательных моментов реализуется непосредственно во время учебно-тренировочного процесса, так как интеллектуальные игры командных форм помогают вырабатывать навыки совместной работы в коллективе, толерантность, уважение к чужому мнению. Основной принцип командной игры - «Умей молчать, умей слушать, умей говорить» - воспитывает у учащихся черты, необходимые в цивилизованном мире.

Цель: формирование у учащихся интеллектуально - творческой культуры, зрелой гражданской и лидерской позиции, навыков созидательной деятельности и продуктивного общения.

Задачи:

· повысить интеллектуальный уровень учащихся, расширить их кругозор, дополнить и углубить знания;

· сформировать коммуникативные навыки и способности;

· создать условия для самореализации и самоутверждения учащихся в творческом процессе;

· освоить навыки эвристического мышления;

· совершенствовать игровую технику и мастерство команд.

Традиционной основной игровой и организационной единицей является команда, состоящая из 6 человек.

Тренируются ребята двух возрастных категорий: ювеналы (школьники до8 класса включительно), юниоры (школьники 9 –11 классов).

Деятельность объединения основывается на игровых видах деятельности, с помощью которых решаются основные образовательные и воспитательные задачи. Интеллектуальные игры командных форм помогают выработать навыки совместной работы в коллективе, терпимость и уважение.

Образовательные и воспитательные задачи решаются через учебно-тренировочный процесс.

Учебно – тренировочный процесс включает:

- тренировочные занятия;

- общеразвивающие занятия;

- клубные тренировки и турниры.

Стандартное тренировочное занятие состоит из двух этапов:

· круговая тренировка с применением разминочных игр. Их цель – настроить ребят на работу, снять напряжение рабочего дня, сосредоточить внимание.

· тренировка в режиме реального времени, по правилам одной из интеллектуальных игр с пояснением через игру отдельных теоретических положений.

На практических занятиях, где руководителю объединения по интересам необходимо отслеживать психологические реакции, ролевое участие и игровой вклад членов команды, работа идет с микрогруппами (командами). Такая деятельность практикуется для групп первого года обучения.

Результатом реализации программы является развитие творческого мышления, фантазии и логики, познавательной активности, мотивации к самообразованию у учащихся, формирование интеллектуальной выносливости у детей различных возрастов, расширение эрудиции и кругозора, повышение общекультурного уровня детей.

Контроль над результатами осуществляется путем тестирования, открытых занятий, и в первую очередь, по успешности результатов участия учащихся в общегородских, областных и республиканских турнирах.

Личная заинтересованность учащихся – это основное условие реализации и успешности. Также немало важным является творческий подход педагога объединения по интересам, применение им разнообразного наглядного материала. Возможность обмена опытом с клубами и объединениями опытом посредствам взаимопосещения регулярно проводимых мероприятий.

Общий срок реализации программы – 2 года. Содержание программы ориентировано на детей любого возраста.

Программа рассчитана на 1-году обучения(до 14 лет) на 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. На 1-ом году обучения(до 18 лет)- общее количество часов- 324. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. На 2-ом году обучения(до 18 лет)- общее количество часов- 324. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. На 2-ом году обучения меняется расчасовка практических часов(добавляется стажерская практика и информационный сбор).

ЧАСЫ

Программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи (культурно-досуговый профиль), утверждена министром образования Республики Беларусь от 12.07.2013г. и авторской программой клуба интеллектуальных игр «Белая рысь»(автор: Климович Л.В.).


 

Учебно-тематический план на 1 год обучения (младшая группа)

Тема Количество часов
всего Теория практика
  Организационное занятие     -
  Что? Где? Когда?
2.1 Организационная работа     -
2.2 Классическая игра «Что? Где? Когда?»   -  
2.3 Нестандартные вопросы   -  
итого      
  Своя игра
3.1 Организационная работа     -
3.2 Своя игра: индивидуальная   -  
3.3 Своя игра: командная   -  
итого      
  Брейн-ринг
4.1 Организационная работа     -
4.2 Нестандартные схемы   -  
4.3 Стандартные схемы   -  
итого      
  Мини-игры, разминочные игры
5.1 Организационная работа     -
5.1 Основные игры   -  
итого      
  Интеллектуальные турнирные игры   -  
  Итоговое занятие     -
  ИТОГО      

Содержание программы

1. Организационное занятие. История и традиции интеллектуального движения, международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?», белорусское интеллектуальное движение, создание и развитие БЛИК (Белорусской Лиги интеллектуальных команд)

2. Что? Где? Когда? Организационная работа (набор учащихся в объединение и образование команд. Теоретическое изучение основ игры «Что? Где? Когда?»).Классическая игра «Что? Где? Когда?» (тренировки проходят в виде игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).

3. Своя игра. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры «Своя игра».Своя игра: индивидуальная (тренировки проходят в виде игры индивидуально). Своя игра: командная (тренировки проходят в виде игры 2 командами). Нестандартные вопросы(тренировки проходят в виде игры).

4. Брейн-ринг. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры Брейн-ринг, а также объяснение специфики игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры). Стандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).

5. Мини-игры и разминочные игры. Организационная работа (теоретическое изучение основ мини разминочных игр.) Эрудит-квартет. Тройки. Медиа-азбука. Надуваловка. Чешерский кот. Эрудит-покер, игры для круговой тренировки, Контакт, Даугавпилс. Тренировки проходят в виде игры.

6. Интеллектуальные турниры. Посещение интеллектуальных турниров старшего профессионального профиля. Участие в детских интеллектуальных турнирах.

7. Итоговое занятие. Подведение итогов.


Учебно-тематический план на 1 год обучения (старшая группа)

Тема Количество часов
всего теория практика
  Организационное занятие     -
  Что? Где? Когда?
2.1 Организационная работа     -
2.2 Классическая игра «Что? Где? Когда?»   -  
2.3 Нестандартные вопросы   -  
итого      
  Своя игра
3.1 Организационная работа     -
3.2 Своя игра: индивидуальная   -  
3.3 Своя игра: командная   -  
итого      
  Брейн-ринг
4.1 Организационная работа     -
4.2 Нестандартные схемы   -  
4.3 Стандартные схемы   -  
итого      
  Мини-игры, разминочные игры
5.1 Организационная работа     -
5.1 Основные игры   -  
итого      
  Интеллектуальные турнирные игры   -  
  Итоговое занятие     -
  ИТОГО      

Содержание программы

1. Организационное занятие. История и традиции интеллектуального движения, международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?», белорусское интеллектуальное движение, создание и развитие БЛИК (Белорусской Лиги интеллектуальных команд)

2. Что? Где? Когда? Организационная работа (набор учащихся и образование команд. Теоретическое изучение основ игры «Что? Где? Когда?»). Классическая игра «Что? Где? Когда?» (тренировки проходят в виде игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).

3. Своя игра. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры «Своя игра». Своя игра: индивидуальная (тренировки проходят в виде игры индивидуально). Своя игра: командная (тренировки проходят в виде игры 2 командами). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).

4. Брейн-ринг. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры Брейн-ринг, а также объяснение специфики игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры). Стандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).

5. Мини-игры и разминочные игры. Организационная работа (теоретическое изучение основ мини разминочных игр.) Эрудит-квартет. Тройки. Медиа-азбука. Надуваловка. Чешерский кот. Эрудит-покер, игры для круговой тренировки, Контакт, Даугавпилс. Тренировки проходят в виде игры.

6. Интеллектуальные турниры. Посещение интеллектуальных турниров старшего профессионального профиля. Участие в детских интеллектуальных турнирах.

7. Итоговое занятие. Подведение итогов.


Учебно-тематический план на 2 год обучения(старшая группа)

Тема Количество часов
всего теория практика
  Организационное занятие     -
  Что? Где? Когда?
2.1 Организационная работа     -
2.2 Классическая игра «Что? Где? Когда?»   -  
2.3 Нестандартные вопросы   -  
итого      
  Своя игра
3.1 Организационная работа     -
3.2 Своя игра: индивидуальная   -  
3.3 Своя игра: командная   -  
итого      
  Брейн-ринг
4.1 Организационная работа     -
4.2 Нестандартные схемы   -  
4.3 Стандартные схемы   -  
итого      
  Мини-игры, разминочные игры
5.1 Организационная работа     -
5.1 Основные игры   -  
итого      
  Вопросы для игр и информационный банк
6.1 Правила оформления и создания вопросов      
  Стажерская практика
7.1 Организационная работа     -
7.2 Принцип работы ведущего и рефери   -  
итого      
  Интеллектуальные турнирные игры   -  
  Итоговое занятие     -
  ИТОГО      

Содержание программы

1. Организационное занятие. История и традиции интеллектуального движения, международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?», белорусское интеллектуальное движение, создание и развитие БЛИК (Белорусской Лиги интеллектуальных команд)

2. Что? Где? Когда? Организационная работа (добор учащихся и образование команд. Теоретическое изучение основ игры «Что? Где? Когда?»). Классическая игра «Что? Где? Когда?» (тренировки проходят в виде игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).

3. Своя игра. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры «Своя игра». Своя игра: индивидуальная (тренировки проходят в виде игры индивидуально). Своя игра: командная (тренировки проходят в виде игры 2 командами). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).

4. Брейн-ринг. Организационная работа (теоретическое изучение основ игры Брейн-ринг, а также объяснение специфики игры). Нестандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры). Стандартные вопросы (тренировки проходят в виде игры).

5. Мини-игры и разминочные игры. Организационная работа (теоретическое изучение основ мини разминочных игр.) Эрудит-квартет. Тройки. Медиа-азбука. Надуваловка. Чешерский кот. Эрудит-покер, игры для круговой тренировки, Контакт, Даугавпилс. тренировки проходят в виде игры.

6. Вопросы для игр и информационный банк. (поиск информации для вопроса. Построение вопроса. Виды вопросов в зависимости от вида, уровня и класса. Работа с литературой, оформление вопроса и ссылок на источники.)

7. Стажерская практика. Организационная работа (теоретическое изучение основ игр). Подготовка воспитанников к работе ведущего, рефери, руководителю клуба интеллектуальных игр. Подготовка к занятию, подбор вопросов и игр. Особенности учебно-тренировочной работы с командами в условиях учреждения образования и при выезде на турнир.

8. Интеллектуальные турниры. Посещение интеллектуальных турниров старшего профессионального профиля. Участие в детских интеллектуальных турнирах.

9. Итоговое занятие. Разборка недочетов, подведение итогов.


Ожидаемые результаты

В результате обучения учащиеся должны:

· развить быстроту индивидуальной и коллективной реакции;

· уметь продуктивно работать в коллективе;

· развить лидерские качества, способность к объективной самооценке и саморегуляции;

· уметь структурировать информацию масс – медиа, критически оценивать её;

· осмысление учащимися ценности собственного досуга для развития и самореализации через определенный вид деятельности;

· приобретение практических умений и навыков организации досуговых дел;

· повышение общей культуры, культуры общения, взаимоотношений, речи, быта и т.п.

· развитие самостоятельности, активности, инициативности;

· формирование представлений об особенностях и специфике постановки и проведения праздничных, зрелищных массовых мероприятий;

· умение самостоятельно разрабатывать организовывать и проводите массовые мероприятия.

Прогнозируемая результативность программы:

· повысить интеллектуальный уровень и эрудицию учащихся;

· улучшить процесс мышления учащихся через развитие таких возможностей интеллекта, как выбор стратегии и тактики, генерации идей;

· развить лидерские качества, активную жизненную позицию;

· освоить навыки эвристического мышления;

· овладеть приёмами быстрого переключения сознания от одной информационной области к другой;

· повысить уровень познавательной активности учащихся.

Формы и методы реализации программы

Реализация типовой программы культурно-досугового профиля требует форм и методов, направленных на создание условий для достижения целей и задач, ожидаемых результатов освоения программы.

Общие организационные формы взаимодействия педагога и учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Формы занятий объединения по интересам культурно-досугового профиля: лекция, заседание, традиционное занятие, интегрированное, комбинированное занятие, практическое занятие, семинар, тренинг, игра, экспедиция, путешествие, диспут, турнир, соревнование, зрелищное мероприятие, благотворительные мероприятия и другое.

Формы подведения итогов образовательного процесса: конкурс, турнир, тесты по теоретическому материалу программы, отчетное (итоговое) занятие и другие.

Для успешной реализации программы необходимо:

• методическое обеспечение (наличие, накопление и обновление методической и специальной литературы; дисков с учебным материалом, наглядно – дидактических материалов, журнала учёта посещаемости, перспективных, календарных и поурочных планов).

• материально-техническое обеспечение (учебный кабинет, необходимое оборудование и др.);

• кадровое обеспечение (педагог дополнительного образования, специалист в области игровых технологий, специалист по профилю, направлению деятельности объединения по интересам).


 

Литература

1. Белкин, В.Г. 33 тренировки в клубе интеллектуальных игр.- М., 2000-2008. – 150с.

2. Бурда, Б.О. «Что? Где? Когда?» вне телеэкрана.- М., 1996.- 176с.

3. Ворошилов, В.Я. Феномен игры.- М., 1982. – 238с.

4. Левитас, А.Г. Курс молодого вопросника.- М, 2000-2011.- 134с.

5. Либер, А. В. К вопросу о вопросах.-М., 1994.- 76с.

6. Харламов, И.Ф. Педагогика.- М., 2001.- 234с.

7. Климович, Л. В. Программа клуба интеллектуальных игр «Белая рысь» М. 2009. – 45с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: